Бабушка

Татьяна Мокроусова 3
Бабушка была маленького роста, пухленькая, но совсем не толстая. Никакого висящего живота, никакого лишнего веса. Просто округлые женственные формы. После шести родов было вполне закономерно. Один из детишек умер во младенчестве от неизлечимого тогда менингита. Бабушка горевала, только на слезы времени не было. Не было времени впадать в депрессии, замыкаться в себе, ограничивать личное пространство и на другие модные сейчас штучки. На руках у женщины была большая семья: муж, пятеро детей мал мала меньше, выжившая из ума пожилая тетка, за которой нужен уход, как за грудным ребёнком.
Я всегда удивляюсь, вспоминая судьбу моей бабушки Александры Михайловны, и мне становится стыдно, что от каждой мелочи начинаю впадать в уныние.
Мама у Саши умерла при ее рождении.Жила она потом с отцом и бабушкой. Когда отец женился второй раз, то и с мачехой, благо женщина та не обижала. Тяжелая работа с детства, огород, хозяйство, домашние дела. А ведь всё приходилось делать своими руками, без помощи стиральной машины, электрического чайника, холодильника и т.п. Вставали часа в четыре утра, затапливали печь, ставили тесто на пироги. Сами пекли хлеб, в печи же готовили еду. А ещё нужно было подоить корову, телёнка напоить, овец, птицу домашнюю накормить.За домом ждал прополки и полива большой огород, засаженный овощами. С подросткового возраста, то бишь с 12 лет, работала Александра в колхозе, на току, зерно переворачивали девчата, чтоб не "загорелось", грузили его в машины и отправляли в специальные хранилища.
Бабушка моя пережила голод тридцатых годов, войну ( работала на тракторе, мужики все на фронт ушли).Еда была скудная.Замешивали на воде траву, перемолотую вместе с прелой картошкой, остатками зерна и мякиной и пекли из этого теста лепёшки. Одевались в сшитые из грубой мешковины подобия платьев. Кстати, одежду своим пяти ребятишкам (уже после войны, в пятидесятые годы) бабушка тоже сама шила на старой ручной швейной машинке.
Переболела туберкулёзом, детей вытаскивала из разных болезней любовью своей и уходом. Ее жизнь похожа на бесконечную череду испытаний на прочность. Но характер у Александры был стальной. Никогда я не видела уныния и отчаяния на её лице. Никогда она не плакала, не жаловалась на судьбу. Мало того... Она радовалась каждому прожитому мгновению.Всегда в доме бабушки и деда встречали гостей, устраивали семейные праздники с песнями, плясками.
У Александры Михайловны был один особый талант: лечить людей. Да-да, она подходила под определение "белая ведьма, знахарка", не могу сказать точно. Лечила молитвами, читала несколько раз молитву над больным. Человек выздоравливал. Это было удивительно. За свое лечение денег не брала, люди в благодарность приносили печенье, конфеты, пачку сливочного масла, чай. Она говорила, что достаточно даже копеечной монеты. Но люди не могли приходить с пустыми руками, настолько они были восхищены и довольны результатом. Я сама видела: бабушкин метод лечения работает. Как тут не верить в потустороннее... Не два-три человека, а десятки благодарных пациентов.
Если вдруг мне становится невмоготу из-за "несправедливости" жизни, вспоминаю свою бабушку и понимаю: не жизнь должна управлять нами, а мы должны управлять жизнью и никогда не сдаваться!