Феномен Чайлдфри

Инна Воронова 2
Феномен "Чайлдфри" в последние годы получил все большее распространение, и уникален тем, что это открытое заявление собственной позиции и мнения о том, что: «Я выбираю жизнь без собственных детей». Что, представить в поколении в прошлом веке было сложно и данное мнение, чаще скрывали, нежели афишировали. А люди без детей вызывают многообразие реакций до сих пор - от равнодушия или жалости и мыслей «не получается», до обвинений в эгоизме и зависти.
 Чайлдфри Психологические причины и последствия

Деторождение – это по своей сути решение важнейших экзистенциальных вопросов для человека – что останется после меня? Как преодолеть смерть? В чем смысл жизни?

Помимо экзистенциальных смыслов, ребенок - это тот, кто рождается от любви двух людей, является в высшем смысле плодом этой любви и тем, куда хочется отдать, направить свои ресурсы, когда у тебя самого в избытке.

И поэтому для людей, естественным решением этих вопросов является продолжение рода. Особенно для женщин и в то время, когда вся их реализация начиналась и заканчивалась в семейной жизни, казалось, что других возможностей и нет.

Что же может побудить людей репродуктивного возраста занять позицию "Чайлдфри"
1)    Мода и ощущение сопричастности.

Как и все нашумевшие явления "чайлдфри" может быть привлекательным для молодого поколения, которое еще не определилось со своими внутренними ценностями и экспериментирует. Открытое "противостояние большинству" и демонстративность, будут привлекательны в том случает, если человек хочет таким образом компенсировать недостаток внимания, подчеркнуть свою "уникальность", "избранность", "свободу взглядов" и просто выделиться
 
2) Эмансипация.
Исследования показывают, что молодые люди осознают важность устойчивого материального благополучия, важность реализации в карьере, и обеспечения материального достатка, как основы, после которой можно задумываться о деторождении.
Поэтому сейчас, когда женщины настроены на карьеру, на активную социальную роль, на равноправие и самостоятельно могут регулировать, когда «рожать», а когда нет.

Однако, важно понимать, что карьера требует определенного времени, конечно, есть женщины, кто строит карьеру с семьей параллельно, но таких не так много. И важно заметить, что репродуктивная система женщины имеет свои природные ограничения – и зачастую бывает так, что, построив карьеру, женщине очень сложно отказаться от достигнутого успеха и стать «просто мамой».

 Наступает внутриличностный конфликт, который не осознается, и тогда может быть сделан выбор в пользу карьерного успеха, вместо материнства, особенно если рядом партнер, которого женщина не считает надежным в плане добытчика и того, кто сможет обеспечить ее притязания на обеспеченность и безопасность. Тогда выбор может быть сделан в сторону «Чайлдфри»

3)    Тяжелое детство.
Иногда собственный травматичный детский опыт, особенно материнско-детские отошения, насилие в семье, холодность, повышенная требовательность со стороны родных к ребенку, приводит его к мысли о том, что детство – это не «золотая пора» - а мучение, ужас, что приводит их к выводу что не стоит выпускать в этот «жестокий мир» собственного ребенка. То есть, является своего рода, психологической защитой своего возможного потомства от жестокого мира.
 
Конечно, такие конфликты могут быть глубоко бессознательными, а даже если и осознаются, вряд ли человек будет рассказывать и объяснять каждому интересующемуся об этом, поэтому короткое «Я – чайлдфри» - ставит точку, ну или по крайней мере смещает акценты с болезненной теме о детстве конкретного человека, на движение в целом.
 
4)   Отзеркаливание собственной боли
Значимым близким - например, родителям -  в лишении их внуков. Как подсознательное желание отыграться за свои детские травмы.

Важно понять, что человек не просто отказывается от рождения собственных детей, но и лишает свой род (особенно, если ребенок единственный) – наследников. То есть лишает потенциальных бабушек и дедушек внуков. И это про то, что определенного рода власть – и отыгрывание боли в отношениях зависимости. Как бы говоря: «Смотри, мама/папа, вот что ты наделал/а!» Или: «ощути каково это, когда чего-то хочешь, а тебе не дают».
 
5)   Проблемы в репродуктивной сфере.
Это настолько интимная часть нашей жизни, которую не каждый готов обсуждать с другими. В нашей ментальности, даже у посторонних – соседей, знакомых, принято интересоваться планами на продолжение рода.
Заявляение о своем выборе "чайлдфри", помогает избежать болезненных и бестактных вопросов для человека

А когда же дети? 
со стороны близких и не близких людей.
Таким образом, он оберегает себя от болезненных тем или окружения, в котором чувствует свою неполноценность или несостоятельность в репродуктивном плане

6)    Гиперответственность или избегание ответственности.
Важно понять, что родительство, это, наверное, самая ответственная задача человека, которая может быть.
Люди, кто склонен к перфекционизму, гиперответственности, для кого «все или ничего» иногда боятся совершить ошибку. Им кажется, что родительство это слишком сложно и проблематично.
Часто такие люди видят вокруг людей, жестоко обращающихся с детьми, и выбирают по принципу «все или ничего». И люди видят в этом свой смысл: «Уж лучше я не буду родителем вовсе, чем буду плохим родителем».

Другая крайность - внешнее избегание ответственности.
 Особенно сейчас, когда стало более открыто обсуждаться теневые стороны родительства – бесонные ночи, проблемы в семейной жизни и прочее, поэтому для кого-то это мотив более «простой», «легкой» жизни, не обремененной повышенной ответственностью и зависимостью от другого человека.

7) Непринятие себя
Своей ценности, значимости и важности. При внешнем, возможном, успехе и высоких интеллектуальных данных. Осознание внутренне пустоты приведет к тому, что человеку просто нечего отдавать. А ребенок - тот, кто будет брать. Поэтому делается выбор в сторону бездетности.
 
8) "Ранний опыт родительства".
Когда девочка или мальчик были "няньками" для своих братьев, сестер, или близких родственников. Конечно, для детей это несвоевременная ноша, и важно понимать разницу, когда дети вовлечены в уход за младшими, или, к примеру, полностью заняты тем что подрабатывают и содержат всю семью, тратя свои ресурсы и детство на не свои задачи.
 
Например, если родители с тяжелой формой зависимости или просто не выполняют свои функции, старший ребенок становится тем, кто берет эту ответственность на себя.
 
 Подобный опыт может привести к отказу от родительства в уже взрослом возрасте.

К тому же, часто такие люди могут быть "родителями" для собственных родителей. Такое явление называется "парентификация". В материальном, эмоциональном или других аспектах. Тогда получается, что "место" ребенка у такого человека уже занято и пространства для собственных биологических детей не остается.
 
Как отражается в психологическом плане выбор позиции чайлдфри?

Во-первых, более тяжелое прохождение жизненных кризисов для мужчин и женщин.

Не секрет, что все мы движемся по-жизни, проходя определенного рода этапы. Кризис 30 лет, кризис 40 лет как нормативные, или в моменты смерти близких и знакомых, катаклизмов, социальных неурядиц – как ситуационные.

Известный факт, что людям, которые одиноки, не в парных отношениях или без детей, гораздо тяжелее могут даваться именно эти периоды, так как меньше факторов, которые их «заземляют», привязывают к этому миру. Хотим мы того или нет, но дети – это символ будущего, которое у людей, придерживающихся «чайлдфри» движения может выглядеть более неустойчивым и неясным, а моменты экзистенциального одиночества и конечности жизни – ощущаться острее, особенно если в окружении есть семьи с детьми, такой человек, вне сообщества «чайлдфри» может ощущать свою обособленность в этом вопросе, а иногда и изолированность, что негативно влияет на психику.
В-вторых, поиск компенсаций или гиперкомпенсаций, через трудоголизм, социальные движения или другие альтернативы.
 
Психика не терпит пустоты, поэтому если деторождение блокируется сознательным отказом от него, то человек будет искать другие способы «продления жизни», например, в своем творчестве, профессиональной деятельности, социальной активности. Таким образом, решая, условную задачу «смысла жизни» или «продолжения бытия после смерти» другими путями, и не найдя их, может остро переживать свою несостоятельность и ощущению неполноценность, как человека, который не реализовал собственный потенциал во всех сферах.

В-третьих, к психологическим трудностям в других сферах жизни.
 
Чаще всего, при работе с явлением "чайлдфри», в основе мы обнаружим психологические травмы человека.

Травмы привязанности и отвержения в перинатальном периоде - в диадных отношениях мать-дитя, или в периоде самоидентификации себя как женщины, мужчины, в отталкивающей модели семьи собственных родителей или окружения.

Вследствие этого, оказываясь вытесненными этот травматический опыт, как "черная дыра" тянет у психики энергию, а значит такой человек будет много энергии тратить на "обслуживание" этой травмы и чувствовать свою опустошенность, уязвимость, утомляемость - что будет отражаться в том числе и на других сторонах его жизни, как конкретно - будет понятно в каждом индивидуальном случае.

Конечно, движение "Чайлдфри» - это реализация одного из вариантов свободного выбора человека. Вместе с тем, важно задать вопрос себе и отделить осознанный выбор от вытесненной в бессознательной боли, с которой можно работать в психотерапии.