Как научить ребенка правильно реагировать на фейки

Инна Воронова 2
Последнее время в социальных сетях прокатилась серия фейков о якобы предстоящих терактах в учебных заведениях и прочих социальных объектах. Эта проблема докатилась и до Мурманской области, в которой я проживаю. Были проведены совещания и встречи представителей органов власти, силовых структур, приглашены были так же и психологи.
К сожалению, в современном мире последнее время количество фейков в соцсетях и других источниках значительно увеличилось.
Цель такого поведения – внести хаос в нашу жизнь, напугать, устроить сумятицу, подтолкнуть к необдуманным действиям.
Что касается детей, то в силу отсутствия достаточного жизненного опыта они оказываются в зоне риска.
Что же мы можем предпринять в связи с этим? Необходимо с самого раннего возраста обучать ребенка поведению в экстремальной ситуации. Продумать – где и с какими опасностями может столкнуться ваш ребенок. Предупрежден – значит вооружен. И чем раньше мы начнем это делать, тем лучше ребенок усвоит правила.
Здесь такая ситуация, когда запреты не всегда срабатывают. В силу природного любопытства, ребенок не всегда следует запретам, но, как правило, хорошо использует полученные навыки.
Например, при первом посещении школы или спортивной секции, кружка – пройти вместе с ребенком по всему зданию, показать где находятся запасные выходы и объяснить, что в случае экстремальной опасности нельзя пользоваться лифтами.
Так же важен такой момент, с которым сталкивались в экстремальной ситуации – дети возвращаются в опасную зону, чтобы забрать свои вещи, куртку, обувь и т.д., лишая тем самым себя возможности вернуться. В последствии те, кого удалось спасти объясняли это тем, что «мама будет ругаться за потерянную вещь». Объясняем детям, что самое важное – это человеческая жизнь, остальное можно восстановить.
Научите ребенка пользоваться газовой плитой. Расскажите, какие могут быть последствия неправильного с ней обращения. Можно подкрепить свои рассказы видео или фото из интернета о последствиях взрыва газа. Кто-то мне возразит, что это страшно… нет, не страшно, картинка воспринимается лучше слов, и запоминается надолго. Страшно – если случится беда.
Одно время детям звонили по телефону (правда это было не в нашем регионе), террористы представлялись сотрудниками службы газа и под видом проверки просили открыть газовый вентиль на 30 минут. Вы понимаете, как это страшно.
Необходимо научить ребенка, не отвечать на звонки по телефону неизвестных людей. А если в силу обстоятельств ребенок все же ответил, то прежде, чем совершать какие-либо действия, связаться с родителями, бабушкой, дедушкой, или другими значимыми взрослыми.
Так же важно объяснить ребенку опасность уходить с кем-то из незнакомых людей, в независимости от пола, возраста и внешнего вида. А если незнакомый человек о чем-то просит – обратиться к взрослым. Так же опасность принимать что-то (от угощения до подарков) от незнакомых людей, пусть даже они действуют и не со злыми намерениями.
Но самое главное, что все это будет работать лишь в том случае, если между вами и вашим ребенком существует доверительный контакт. Постарайтесь быть для вашего малыша не «карающим, осуждающим родителем», а добрым другом, готовым поддержать, дать совет, помочь справиться с трудной ситуацией, какую бы неприятную новость не сообщил вам ваш ребенок, какой бы «глупый» вопрос он вам не задал и по каковой бы «ерунде» он не отрывал вас от ваших очень важных занятий.
Постарайтесь исключить из вашего общения такие ответы как «я занят», «не до тебя сейчас», «я не знаю», «это все ерунда» и т.д. Если мы не можем сию минуту поговорить, так безусловно то же бывает, нужно сказать примерно так: «Я сейчас закончу то-то и то-то… и через 5 (10,15) минут тебе перезвоню, пожалуйста не предпринимай ничего пока мы не переговорим». И обязательно перезвоните, держите слово. Тогда малыш будет вам во всем доверять и первый у кого он будет просить совета – это будете вы, его родители. Ему не будет нужды слушать фейки, пугаться «страшилок», слушать других непонятных людей, потому что главным авторитетом для него будем мы – родители.