Вот где бы мне хотелось побывать, но где я уже точно не смогу быть – это в Морском историческом музее де ла Пуэнт-о-Пер, который находится в канадском городе Римуски.
В этом музее представлены артефакты с обломков океанского лайнера «Empress of Ireland», затонувшего в роковом 1914 году.
Этот лайнер принадлежал Канадской судоходной компании, основанной ещё в девятнадцатом веке. Немало тысяч иммигрантов прибыли на её судах из Европы в Канаду.
Странно складывается судьба. В советское время не мог себе даже представить, что поеду жить в другую страну, без знания языка, смутно представляя будущую жизнь.
Зато теперь хорошо понимаю мысли и чувства тех европейских иммигрантов, которые оставили за кормой парохода всю свою прошлую жизнь и отправились навстречу полной неизвестности.
В девяностых годах я ходил на работу мимо американского, канадского и германского консульств. Около них всегда стояли очереди людей, подающих документы на иммиграцию, и я думал, куда лучше отправиться, в какую из этих стран.
Будущее в отечестве не сулило ничего хорошего, особенно после того, как встретил Новый двухтысячный год и виртуально познакомился с новым «начальником страны», который не вызвал у меня ни малейшей симпатии. «Этот застрянет надолго», - подумал я и не ошибся.
Канада влекла похожим климатом и английским языком. Однако я был не один, не мог решать за всю семью, да и Европа была ближе, хотелось чаще посещать остающихся в России друзей. В конце концов, выбор пал на Германию, о чём никто из нас ни разу не пожалел.
В жизни важно уметь принимать решения, иметь достаточно силы воли, чтобы порвать со всем привычным и пуститься по незнакомому пути. Не зря США - самая мощная страна мира, потому что она создана иммигрантами, людьми решительными и инициативными.
Но вернусь к трагедии «Empress of Ireland». Гибель «Титаника» в 1912 году заставила пересмотреть условия обеспечения безопасности пассажирских судов. Необходимые доработки произвели и на «Empress of Ireland».
Лайнер имел водонепроницаемые отсеки, а спасательных шлюпок на нём было даже больше, чем требовалось.
29 мая 1914 года «Empress of Ireland» («Императрица Ирландии») вышла из Квебека, имея на борту 1477 человек пассажиров и команды, а всего судно могло принять 1700 человек, имея пять пассажирских палуб и одну шлюпочную палубу.
Длина лайнера составляла 167 метров, водоизмещение – 14 191 тонна, а скорость – до 18 узлов. На лайнер передали почту в Римуски, и он продолжил путь в Фазер-Пойнт.
Там расстались с лоцманом, который, спускаясь по верёвочному трапу, сказал: «Я не думаю, что вы столкнетесь с сильным туманом».
Лучше бы он промолчал!
В 1:30 ночи 30 мая капитану Кендаллу вахтенный офицер доложил о приближающемся судне, норвежском угольщике «Storstad». Внезапно опустился густой туман. Кендалл приказал застопорить ход, чтобы безопасно разминуться с другим кораблём.
«Storstad» увидели, когда он вынырнул из тумана на расстоянии 30 метров. Угольщик на большой скорости врезался в борт «Empress of Ireland», проломив его, а затем дал задний ход, открыв пробитую им пробоину, в которую хлынула вода.
Капитан Кендалл попытался направить судно на берег, но машинное отделение уже было затоплено водой. Подали сигнал тревоги, чтобы разбудить спавших пассажиров. На трапах и в коридорах была давка.
Полуодетые люди выскакивали на шлюпочную палубу, но успели спустить только четыре спасательные шлюпки, как лайнер быстро накренился и перевернулся, унося с собой на дно в ледяную воду всех, кто был на палубе и внутри корабля.
Погибли 1012 человек, спасли 473 человека, которых подняли на борт «Storstad», оставшегося после столкновения на плаву.
Как сказалось на них купание в ледяной воде, один бог ведает. По другим сведениям, в живых осталось 465 человек.
Из них: 4 ребёнка из 138, 41 женщина из 310, 172 мужчины из 609. Из 420 членов экипажа спаслись 248 человек.
Бывают в жизни невероятно везучие люди. Одним из таких был кочегар Фрэнк Тауэр. Он остался жив после гибели «Титаника», затем уцелел при гибели «Empress of Ireland» и спасся после потопления немецкой подводной лодкой в 1915 году лайнера «Лузитания».
Хотя кто не знает, как умеют приврать моряки!