О терпении

Евгений Терещенко
«От  рождения  до  могильного  покрова  жизнь  складывается  в  терпении:  терпение  в  возрасте,  терпение  в  науке,  терпение  в  обращении  с  людьми,  в  трудах  и  болезнях.  Терпением  обретается  смирение: «претерпевший  до  конца,  спасен  будет», - говорит  Господь».
Архимандрит Антоний.

Принято считать, что греховность, порочность человека коренится в его нечистых чувствах и желаниях, а также в словах и поступках, вытекающих их этих чувств и желаний. На мой взгляд, это не совсем так. Порочные чувства и желания свойственны всем людям, в той или иной степени. Такова природа человека, и с нею бороться трудно. Но очень важно то, как сам человек относится к своим дурным чувствам и желаниям. Если он не осознает, не замечает их, проявляет вовне в своих словах и действиях, тогда мы действительно можем говорить о большей или меньшей порочности этого человека. Но если человек хорошо знает себя, замечает в себе проявление внутренней нечистоты, не позволяет ей выходить наружу, его нельзя, на мой взгляд, считать греховным и порочным. Греховны его чувства, но не он сам. И я считал раньше, что быть нравственным, «святым» человеком несложно, достаточно сохранять безупречность в своих словах и поступках, не причинять зла людям, не обижать, не унижать, не судить и прощать их. Такое поведение всегда возможно, и даже нетрудно, если вошло в привычку.

Увы, жизнь убедила меня, что все не так просто. Когда жизненные обстоятельства сложились так, что от меня потребовались терпение, самоотверженность, отказ от привычного образа жизни и удовольствий, я оказался не на высоте. Да, я старался, делать все от меня зависящее, но всячески искал способ расслабиться, сделать себе послабление и даже искал облегчение в алкоголе. И я понял тогда, что нравственность человека заключается не только в его чувствительном сердце и добрых намерениях, но и во внутренней силе, проявлением которой является терпение.

Терпение - форма мужества, проявление внутренней силы, силы Духа. Жизнь постоянно испытывает нас на терпение, она хочет, чтобы мы были сильными, чтобы Дух в нас не угасал, а бодрствовал и проявлял себя. Именно Духовное Начало в нас делает нас целостными и дает надежду на жизнь вечную.

Быть душевным и добрым человеком недостаточно.
«Слабохарактерность еще дальше от добродетели, чем порок» - писал Ларошфуко, и эта парадоксальная, на первый взгляд, мысль очень верна. Если «душевный», добрый по своей природе человек не обладает необходимой духовной силой, его нравственность ненадежна и непостоянна. Его любовь проявится в форме пассивной жалости в тех случаях, когда потребуется деятельное участие в жизни ближнего, он спасует и опустится, столкнувшись с жизненными трудностями и даже может пойти против собственной совести. Такое случалось в период репрессий, в лагерях, на общих работах, когда некоторые чуткие и добрые люди становились стукачами и доходягами, теряли человеческий облик. Не нужно, поэтому, обольщаться своей «праведностью» людям добрым, но безвольным и слабым. Неизвестно, как они поведут себя попав в серьезную переделку.

«Быть человеком между людьми и остаться им навсегда,  в  каких бы то ни было несчастьях, не уныть  и  не  пасть – вот в чем жизнь и задача ее»- писал Ф.Достоевский. Для выполнения этой задачи и нужно терпение.