Кирпичи бендерских кирпичных заводов 19 века

Владимир Едапин
Кирпичи бендерских казённых кирпичных заводов первой – начала второй половины XIX века

2-я редакция, исправленная и дополненная.

Статья написана на основе небольшой коллекции кирпичей производства бендерских казённых/военных/крепостных заводов XIX-го столетия, начало которой положила в 2019 году «совершенно случайная» находка моего первого клеймёного кирпича, обнаруженного на территории Бендерской крепости (вернее, в свале грунта и строительного мусора под полуразрушенной стеной крепости).
Кстати, в том же 2019-ом кирпичи бендерских кирпичных заводов позапрошлого века, наверное, впервые попали в отчёт археологической экспедиции1. Иными словами, совершенно официально они стали в один ряд со всеми известными научному миру, да и просто истории, артефактами. Кирпичи с клеймами («БК 46», «БК 47» и «БН. 56.»), как целые, так и их фрагменты, были обнаружены в ходе раскопок, проведённых Днестровской археологической экспедицией в юго-восточной башне цитадели Бендерской крепости в период с 11 февраля по 23 марта 2019 года.

Предполагаю, что изначально в Бендерах был специально учреждён как минимум один кирпичный завод, – под ремонтные и строительные работы на территории крепости после 1806-го (взятия до того времени турецкой крепости), а особенно 1812-го (подписание Бухарестского мирного договора) года. И этот завод (первый или один из заводов, вначале, в первое время, первые годы или в какой-то отрезок времени), вполне вероятно, находился непосредственно на территории самой крепости.
В пользу этой версии выступает одна из моих находок – фрагмент бракованного (деформированного, потрескавшегося, будто оплавленного от высокой температуры) кирпича.

Если не брать в расчёт отличие в проставленных на кирпичах датах, указывающих на год их производства, то, по большому счёту, на основании собранного материала можно говорить о двух видах клейм бендерских казённых заводов: «БК» и «БН». При этом, «БК» – двух разновидностей: без даты (выпуклое клеймо) и с датами производства (вдавленное), «БН» (выпуклое и вдавленное) – только с датами.

Вот что удалось найти (не считая, конечно, кирпичей очевидно того же периода и того же производства, но без клейм):
«БК», «БК 46», «БК 47», «БН. 48.», «БН. 49.», «БН. 50.», «БН. 56.», «БН 62».
Расшифровка клейм проста:
«БК» – Бендерская крепость;
«БК 46» – Бендерская крепость, 1846 год;
«БК 47» – Бендерская крепость, 1847 год;
«БН» – Бендеры;
«БН. 48.» – Бендеры, 1848 год. И так далее.

«БК»
Кирпич с клеймом «БК» – красного цвета. Размеры варьируются – 243/250 х 115/120 (как исключение 128) х 55/65 мм.
Клеймо выпуклое, без рамки.
«БК» по сравнению с кирпичами последующих, более поздних лет – короче, уже и немного тоньше.
По моему мнению, и исходя из той информации, которую удалось найти в сети2, кирпич «БК» по своим размерам близок к кирпичам, выпускавшимся в Российской империи до стандартов, принятых в 1811 году (266 х 133 х 67 мм), а именно во второй половине – конце XVIII века (251 х 122 х 65 мм – в 1770-е гг., 246 х 113 х 66 мм – в 1790-е). И если в данном случае отнести производство данного кирпича к восемнадцатому столетию нельзя, то предположить, что он, возможно, выпускался (или же начал выпускаться) до принятия стандарта 1811/до 1811 года – вполне допустимо.
Полагаю, «БК» является, по крайней мере, более ранним клеймом (кирпичом), если не самым первым, то одним из них точно.

Судя по имеющимся в моём распоряжении находкам, дата или год выделки кирпича появляется на клеймах бендерских казённых заводов в 1846 году. И до 1847 года – то есть на протяжении двух лет – используется клеймо «БК» (правда, в другой вариации графики и не выпуклое, а вдавленное), но уже с датой: «БК 46» и «БК 47».

«БК 46»
Несмотря на всего лишь годовую разницу, клеймо «БК 46» заметно отличается от клейма «БК 47». Прорисовкой. Или графикой. У «БК 46» линии тонкие, будто процарапанные. «БК 47» изображено уже гораздо более тщательно.
Мною было обнаружено всего лишь три фрагмента кирпича с клеймом «БК 46», поэтому на данный момент я могу сказать лишь о ширине – 131/138 и толщине кирпича – 63/71 мм.

«БК 47»
Кирпичи с клеймом «БК 47» – наиболее частая находка. На данный момент более 48 % всех найденных мною на территории Бендерской крепости клеймёных кирпичей царского периода – кирпичи с клеймом «БК 47». И более 54 % – из всех найденных клеймёных кирпичей вышеназванного периода бендерского производства.
Цвета: красный, светло-красный, светло-розовый, бежевый, светло-бежевый, жёлтый, песочный, светло-песочный, светло-серый, оранжево-коричневый. (Тема цвета требует доработки. Или «острого глаза» аса в вопросах кирпичного производства и/или цветов).
Размеры – 262/270 х 130/138 х 65 (как исключение 53)/74 мм.
Клеймо вдавленное, без рамки. Иногда местами просматриваются некие подобия рамки, обрывающиеся линии, что, думаю, более похоже на следы от краёв матрицы. Клейма ставили по-разному: нередко и по диагонали и по вертикали.
Кстати, о «вертикали»... Длина матрицы, конечно же, не могла превышать ширину кирпича. Значит, мы имеем и некоторое представление о матрице, или об одной из использовавшихся матриц. Ширина имеющегося в моей коллекции клеймёного по вертикали кирпича – 131/133 мм, следовательно, примерная длина матрицы – 13 см.

И ещё, – благодаря достаточно большому количеству собранного кирпича с клеймом «БК 47», мне удалось обнаружить четыре типа клейма данного вида!
1 – «4» без «подставки»; горизонтальная черта «7» немного длиннее, чем у «семёрки» на клеймах второго типа.
2 – «4» с «подставкой» и «7» с более короткой, чем на клейме первого типа горизонтальной чертой.
3 – верхняя, горизонтальная черта буквы «Б» немного длиннее и выходит за нижний «полукруг» буквы; буква «К» выглядит более «размашистой» по сравнению с «К» на клеймах первых двух типов; цифры кажутся немного меньшими в  размерах, чем буквы; горизонтальная черта «4» расположена на вертикальной черте выше и не выступает за верхнюю короткую вертикальную черту, как в прежних двух вариантах; горизонтальная черта «7» слегка наклонена вниз, в сторону «четвёрки» и выходит за вертикальную черту, что делает её похожей на «семёрку с хвостиком» или «топорик».
4 – в плане изображения «четвёрки» подобна третьему типу, а вот «семёрка» – взята из первых двух типов клейма.
К сожалению, ничего не могу сказать в отношении букв четвёртого типа. Разве что буква «К», насколько могу судить, повторяет ту же букву на клейме того же третьего типа.
Насколько всё-таки важно не пренебрегать даже осколками артефактов, в данном случае кирпичей, кирпичных клейм, конечно, при желании исследовать тему более глубоко. Чем больше собранного материала, пусть даже фрагментарного, – тем больше информации. Например, четвёртый тип клейма я смог выявить только благодаря двум найденным фрагментам кирпичей, а в одном случае практически осколку. И хотя целого клейма данного типа в моём собрании пока нет, отличие изображения цифр в клейме очевидно.

По поводу разнообразия клейм «БК 47». Не знаю, можно ли, исходя из этого, говорить не просто о разных матрицах клейма, но и более широко – о разных производителях? Вопрос!

В 1847 году, кстати, был принят новый стандарт кирпича – 267 х 133 х 67 мм3. Разница всего в один миллиметр в сторону увеличения длины кирпича.

Первый, или наиболее ранний из известных мне источников, сообщающих о кирпичном производстве в Бендерах – «Военно-статистическое обозрение Российской империи», Санкт-Петербург, 1849 г. Из «Обозрения» мы узнаём, что: в 1849 году – в Бендерах – три кирпичных завода4. Но при этом, увы, – «Кирпич весьма дурного свойства» – отмечается в издании.
В 1859 году – два кирпичных завода5.
В 1862-ом – четыре6.
Увы, но авторы не уточняют, о каких именно заводах идёт речь – казённых и/или частных.

С 1848 года – выпускаются кирпичи с клеймом «БН».
Попробую изложить свои мысли относительно причин перехода от клейма «БК» к клейму «БН».
«БН», в принципе, может означать как «Бендеры», так и «Бендерскую крепость». Полагаю, к 1847/48 году все главные/необходимые ремонтные (после 1806 – 1812 гг.) и строительные работы в крепости были завершены, прежней потребности в кирпиче уже не было, а вот для строящихся зданий непосредственно в городе кирпич как раз был очень нужен. И если клеймо «БК» по своему смыслу подходило исключительно для крепостных построек, то клеймо «БН» становилось универсальной «маркой» и такие кирпичи смело можно было использовать как для крепостных построек, так и для возводимых или ремонтируемых строений в самом городе.
Но, это лишь предположение и не более того, потому что оно пока никак не подтверждено: в моей коллекции нет ни одного кирпича с клеймом «БН», который был бы найден где-нибудь на городских развалинах.

«БН. 48.»
Не частая находка. Цвет – красный. Размеры – 265 х 130/132 х 70 мм. Всё те же вариации стандарта 1847 года.
Клеймо вдавленное, без рамки. Длина клейма – 173 мм!.. Пока это самое длинное из клейм бендерских кирпичных дел мастеров. И матриц, полагаю, тоже.

«БН. 49.»
Цвета – песочный, светло-бежевый, светло-розовый, красный. Размеры – 263/266 х 130/134 х 67/73 мм.
Из примечательного и нового – встречаются клейма двух видов: вдавленное и выпуклое, оба – без рамок.

«БН. 50.»
Красный, песочный, бежевый. Размеры – 260/263 х 130/135 х 67/70 мм. Клеймо выпуклое, без рамки.

«БН. 56.»
В моей коллекции – такой лишь один. Красный. 267/269 х 135 х 70 мм. Клеймо выпуклое, без рамки.

«БН 62»
По дате – самое позднее из найденных клейм. Цвет красный. Размеры кирпича – 270 х 140 х 70 мм.
Клеймо вдавленное, без рамки.
Из примечательного – буква «Б» без «хвостиков» внизу и вверху (горизонтальные чёрточки не выходят за вертикальную черту), как это было на ранних клеймах. Кроме того, в клейме исчезли появившиеся в 1848 году точки после букв и цифр.
Кирпич в коллекции, увы, пока «одиночка».

Можно предположить, что, вероятно, существовали, существуют клейма «БН» с датами производства 1851-го – 1861-го гг.: «БН. 51.», «БН. 52.», «БН. 53.», «БН. 54.», «БН. 55.», «БН 57» (с точками или без после букв и цифр), «БН 58», «БН 59», «БН 60», «БН 61»… Но в моём скромном собрании – их ещё нет.

Кирпичи без клейм. Их немало. И всех их объединяет одна «черта», характерная для кирпичей ручной формовки – неправильные линии вдоль постелей (особенно и чаще всего), ложков и тычков. Это своеобразные «клейма», доставшиеся кирпичам от их «колыбелей» – деревянных форм, превращавших глиняную массу в будущее изделие. Клейма эпохи ручного труда, – труда с душой мастера.

Не могу не сказать и о маломерных кирпичах без клейм всё тех же бендерских кирпичных заводов. Размеры – 145 х 90/95 х 64/70 мм. Толщина, кстати, практически как у обычного стандартного кирпича.
Находка это не частая. Вероятно, подобные «малыши» использовались для кладки печей и каминов, дымоходов, труб. Датировка – предположительно первая половина – середина XIX века.
Что интересно, на ложках всех найденных мною «малышей» остались отпечатки пальцев либо самого формовщика, либо его помощника (или помощников), переворачивавшего, перекладывавшего или переносившего кирпичи. И отпечатки эти, кстати, насколько могу судить, – тонких пальцев…

Увы, относительно лишь нескольких экспонатов своей коллекции я могу с достаточной определённостью сказать, в кладке каких стен или сводов, и какого именно строения они изначально находились. В большинстве же случаев точный «исторический адрес» кирпичей неизвестен. Он общ – Бендерская крепость.
В отчёте по итогам вышеупомянутой археологической экспедиции тираспольские исследователи выдвинули предположение, что найденные ими в ходе раскопок в юго-восточной башне цитадели кирпичи – это остатки после сноса крепостных зданий XIX века, которыми «в 1920-х – 1930-х гг. румынскими военнослужащими была сделана вымостка нижнего на тот момент уровня башни»7.
Итак, подавляющее большинство моих кирпичных находок – это «частицы», увы, уже не существующих, разрушенных строений.
Но, может быть, тем они и ценнее…

Дореволюционными кирпичами, конечно, не только мостили нижние уровни башен. Использовали кирпич и в ремонте крепостных стен, тех же башен. И делали это, полагаю, и в том же XIX-ом, затем XX-ом, да и в XXI-ом веке, – уже в ходе начатой в 2008 году реконструкции цитадели (пусть и назвать «строительные работы» тех лет реконструкцией можно только очень и очень условно).

Ещё одна, на мой взгляд, весьма интересная информация, относящаяся, конечно, не к раннему (с 1806 по 1840-е годы) периоду истории бендерского кирпичного производства. А. Защук, автор «Материалов для географии и статистики» сообщает, что на всех восьми «фабричных заведениях» города Бендеры, в том числе и четырёх (сразу вспоминаю о четырёх выявленных типах клейма «БК 47»…) кирпичных заводах трудятся – восемь рабочих8!.. Выходит – ровно по одному на каждое предприятие… Кирпичное в том числе… В нашем представлении слово «завод» явно не ассоциируется с такими «космическими» цифрами.
Конечно, о подобном количестве рабочей силы, думаю, не могло идти речи в годы масштабных, капитальных строительных работ на территории крепости (до озвученного выше периода). Тогда, полагаю, могли использовать и труд солдат, – арестантских рот, например.
Ну и во все дореволюционные годы – на заводах могли использовать детский труд. Отпечатки «тонких пальцев» на маломерных кирпичах…

Коллекция, как и информация по теме кирпичного производства, бендерского в частности, продолжает собираться.

24 ноября 2023 г., 8 – 10 января 2024 г. Бендеры.

Источники:
1Разумов С. Н., Фидельский С. А., Четвериков И. А., Симоненко С. О. Отчёт о работах Днестровской археологической экспедиции по исследованию Юго-Восточной башни цитадели Бендерской крепости в 2019 году. Тирасполь, 2019 г.
2leonovvaleri. Размеры кирпича с XV века по начало XX века/статья в сети интернет/
Автор статьи указывает, что соответствующая информация взята им из работы И. А. Киселёва «Датировка кирпичных кладок по визуальным характеристикам».
https://brick-stamps.livejournal.com/12886.html
3Там же.
4Военно-статистическое обозрение Российской Империи, том 11, часть 3. Бессарабская губерния. Генеральный Штаб. СПБ, 1849 г. С. 145.
5Списки населённых мест Российской империи. III. Бессарабская область. По сведениям 1859 года. Центральный Статистический комитет МВД. СПБ, 1861 г. Таблица, с. 1 раздела «Бессарабская область. Города».
6А. Защук. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. Бессарабская область. СПБ, 1862 г. С. 154.
7Отчёт о работах Днестровской археологической экспедиции… См. ссылку 1.
8А. Защук, там же, с. 154.