Памятники

Валерий Протасов
   
    Глядя на памятники всех эпох и народов, хочется сказать: «Чудеса ума и рук! Если бы люди в своей нравственной жизни были бы так же талантливы и взыскательны...». Впрочем, таланты везде редки.
Памятники – то же искусство, а оно – сочинённая жизнь. Сочинённая? В тоне возражения скажут мне сторонники натурализма. Разве искусство – не подражание природе? Не в ней берёт образцы? Берёт, но не всегда. Не всё, что нарисован или написано, высечено из камня – есть искусство.
    Чем выше мысль художника, тем самостоятельнее, независимее она от «сырого материала» действительности, тем больше в ней того, чего нет в готовом виде  в природе, тем больше творческого начала. В полном смысле слова самая верная «копия» ; не точный слепок жизни, а произведение творческого ума человека. В «копии» всегда присутствует то, что не выявлено природой, а существует в виде потенциальной возможности. В глыбе мрамора только скрыты черты Аполлона или Афины, но проявляет их резец скульптора. Искусство есть проявление силы жизни, её животворного духа.резец скульптора. Искусство есть проявление силы жизни, её животворного духа. Гармонией звука, идеальностью формы  красота преобразует мир, спасая его от Хаоса. Создавая художественный образ, художник преобразует кусок глины, создавая из него, подобно Демиургу, Адама. По сути дела, он творит себя самого, улучшенный образ того, чем может быть. И раз за разом приближается к той модели идеала, которую способно создать его воображение, его потребность в лучшем. Это движущая сила культуры. Создав нечто более прекрасное, чем то, что есть в природе, человек стремится подражать сотворённому образу. Именно такая красота есть сила, преобразующая и нравственный мир человека. Именно она призвана спасти мир при условии, что сама не заражена ядом искусителя. Но в мире всё заражено. Всё – в смеси здоровья и болезни, чистоты и мути, жизни и смерти.  Между ними – борьба. И в этой борьбе заключено содержание жизни.