Ч. 12b. Степи, река Онон

Дарима Базарсадаева
Реку Онон мы пересекли по новому современному мосту (2010) на 257 км федеральной трассы Чита-Забайкальск- КПП «Забайкальск-Маньчжурия», КНР.  Автомобильный мост через реку Онон между селами левобережья Ононское и Цугол, Могойтуйского района, был построен впервые еще в 1936 г.

Река Онон все такая же необыкновенной красоты, таящая в себе много тайн. Онон - это женское имя, означающее мудрость и бирюзу. В этом году уровень ее вод поднимался в начале июля, а во время моего путешествия в середине августа река была спокойной, умиротворенной. Дожди начались уже в последние дни моего пребывания в крае.

Исток ее начинается как маленький ручей Онон-Гол высоко в горах соседнего государства Монголия, в восточной части нагорья Хэнтэй у подножия горы Бурхан-Халдун.

На своем извилистом пути между гор, сопок, степей, меняющемся направления движения то на север, то на восток, на расстоянии 1032 км, большей частью по территории России, до слияния с рекой Ингода и образования реки Шилка (а далее Шилка сливается с рекой Аргунью и образуется река Амур, несущая свои воды в Тихий океан) она вбирает воды множества речек и ручьев. Основные из ее притоков на нашей территории – Хурах-Гол, Борзя, Агуца, Кыра, Иля, Ага.

Онон мне запомнился с детства разным. Во все времена года ее воды поили-поят людей и животных, кормят людей всевозможной рыбой.  Исстари зимой, пока не выкопали в нашем конезаводе-овцесовхозе достаточное количество колодцев и хозяйство обзаводилось все большим количество автоводовозок, все население нашего села заготавливало лед на реке огромными, выпиленными глыбами и хранили в каждом дворе, растапливая по мере необходимости для питания, стирки, помывки. А крупный скот гоняли на водопой к прорубям.

Во времена моего детства после ливневых дождей, начинавшихся в горах Монголии, в верхнем течении по всей длине, река Онон выходила из берегов, затапливая все окрестности по более пологому левобережью. Мне запомнилось страшное наводнение, случившееся в середине 50-х годов прошлого века, когда мы, ребятишки, несмотря на запреты взрослых, бегали к реке и очень близко подходили к стремительно прибывавшей мутной воде. Мы видели, как мимо проплывали туши разных животных, даже коров и телят; разный домашний скарб и даже полузатонувшие домики. В конце улицы нашего села, ведущей к берегу реки, огороды уменьшались с каждым наводнением – земля трескалась, затем глыбами обваливалась в воду. Нас спасали взрослые от страшного, разгоняя по домам всех опасно любопытствующих детей.
 
В школьные годы мы вынуждены были в сезон дождей, во второй половине лета, с опаской пересекать и не везде по всей длине даже ручей, исстари бывший и называвшийся речкой Хотоши, текущий от подножья горы Хан-Уула и впадающей в реку Онон ниже с. Боржигантай. В наводнение Хотоши превращалась в опасную, со стремительным течением, собирая воды, текущие со всех окрестных сопок, запросто сбивала с ног овец, тем более ягнят, и уносила. Поэтому чабаны подальше отгоняли свои отары от степных ручьев, из безобидных превращавшихся в ливни в грозные. И недаром через речушку Хотоши перед въездом в с. Боржигантай (через сопку), сколько себя помню, всегда есть полноценный автомобильный мост, который постоянно, особенно после наводнений, ремонтируется, обновляется.
 
Фото: мост через реку Онон (снимок автора)

Продолжение следует