Павел Карлович Вениг ч. 2

Ольга Сергеева -Саркисова
 (продолжение)
  Мне очень понравилась его работа из коллекции Ивана Петровича Свешникова 1902г. «Дедушка, спаси!» Эта картина никого не оставит равнодушным, кто имеет чуткое сердце, душу и сострадание.
 Сам художник остро чувствует боль другого человека, это понятно, ведь недуг его живёт в нём как камертон, и определяет поиски настоящих сюжетов, где проявляется сила духа человека, раскрываются его возможности. Он в творчестве пытается найти ответы на свои жизненно важные вопросы и свои переживания.
   И главное, ищет ответы на вопросы - что может преодолеть такой человек, как он, Он как бы на суд зрителя отдаёт себя со своей болезнью, но в такой ситуации всегда включается заместительная компенсация, у художника открывается дополнительно внутреннее зрение, мир чувств расширяется, углубляется и выходят на общечеловеческий уровень.
 Если у человека закрывается одно окно, то Господь открывает непременно другое. Вот и в этой работе мы чувствуем его нестерпимую боль.
   Сюжет - на грани жизни и смерти. Мы наблюдаем, как разыгрывается остросюжетная драма с попавшими в беду путниками. Они бредут в деревню в поисках заработка.  Много тогда в России нищих и обездоленных, беспризорных детей, стариков бродило по земле в поисках работы, чтобы не умереть с голода и заработать на кусок хлеба. Из-за метели путники сбились с пути и оказались среди стаи волков.
   В центре полотна стоит слепой и глухой мощный старик с палкой в руках, а к нему кинулся и прижался от страха, мальчик-поводырь.
 Он кричит: - «Дедушка, спаси!» Кажется, что ты слышишь голос мальчики о спасении, так он и звенит в ушах. Сцена не для слабонервных, хочется сорваться с места и кинуться на помощь этих беззащитных людей. Но, старик не видит, и не слышит голоса мальчика, а какова опасность - понимает, что они в большой беде по дрожи мальчика, положив руку ему на голову.
  Он полон решимости бороться до конца, защищая жизнь мальчика и свою, и заставляет его решительно двигаться вперёд, управляя им рукой. Никогда не сдаваться! –девиз могучего деда. Дед говорит: – Веди! Не бойся! До деревни недалеко, нас спасут. От старика идёт такая мощная энергия и решительность, что верится в их спасение, волки не нападают на грозного старика, они чувствуют его силу и только крутятся вокруг, это -  только их разведка. Сила духа деда ведёт к победе.
  Эта работа находится в Переславль – Залесском музее –заповеднике.
 После начала Великой Отечественной войны Павел Карлович остался в Ленинграде. Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - 872 дня, почти 900 дней и ночей. По несколько тысяч человек умирали в день от голода - ведь 125 грамм хлеба на человека, это очень мало, поэтому умирали от голода и холода очень многие.
Они со школьным другим художником Николаем Бубликовым до конца сохраняли теплые, доверительные отношения и делились каждым куском, каждой крошкой хлеба пополам всегда, до последнего дня жизни. Павел. умер 1 февраля 1942 года после пожара дома на Нижегородской улице, где жил с 1916 года. В это мастерской сгорели все его картины, все Прометеи, которых он рисовал и писал всю жизнь. Так вся его жизнь прошла под знаком Огня, который Прометей подарил людям. Огненный Ангел его жизни стал и Ангелом смерти.
По трагическому совпадению в том же 1942 год ушел из жизни и школьный друг.  Два брата Павла Карловича - Александр (1865- 1907) и Григорий (1865- 1927) - также были художниками, но менее известными. В семье Венигов больше никто не унаследовал таланта своих предков. 
7.01.2024.
 http://proza.ru/2024/01/11/1749 -это фото художника.