Зимнее бессилие Сталинских соколов

Олег Каминский
Три с половиной месяца суровой зимы, а именно с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года, длилась печально известная советско-финляндская война.

За этот относительно короткий период боевых действий ВВС Красной Армии успели произвести огромное количество боевых вылетов – 84.307 (в том числе 52.803 – ВВС Северо-Западного фронта, 10.133 – ПВО Ленинграда, 5.259 – Отдельная авиационная группа, остальные – ВВС 8-й, 9-й, 14-й и 15-й армий).

Из них 44.041 (52,4%) вылет произвела бомбардировочная и 40.266 (47,6%) вылетов – истребительная авиация. Кроме того, лётчики ВВС Краснознаменного Балтийского флота произвели 16.663 боевых вылета. Общее количество – 100.940 боевых вылетов, разумеется, впечатляет!

Однако само по себе количество вылетов мало о чём говорит, поэтому лучшей иллюстрацией действий «Сталинских соколов» будет, конечно же, информация о количестве уничтоженных ими финских самолётов. Правда, в различных источниках по этому поводу встречаются спорные данные.

К примеру, в докладе наркома советских ВВС сообщалось о том, что «в воздушных боях уничтожено 362 белофинских самолёта».

По другим данным, в воздушных боях было сбито 359 самолётов, из них лётчиками-истребителями – 213 самолётов и экипажами бомбардировщиков – 146 самолётов. Кроме того, бомбовыми и штурмовыми ударами по аэродромам было уничтожено ещё 22 самолёта. Таким образом, был насчитан 381 финский самолёт (в том числе 320 истребителей), уничтоженный советскими лётчиками.

А по некоторым официальным данным советского времени утверждается, что в воздушных боях было сбито не менее 427 финских самолётов. В других источниках приводятся несколько иные цифры. Приводить их все вряд ли имеет смысл.

И самое главное — несмотря на внушительные цифры объявленных уничтоженными финских самолётов, фактические потери финских ВВС оказались гораздо меньше. Правда, и по этому вопросу существуют разногласия.   

Так, по некоторым данным, финская авиация лишилась 71 самолёта, еще 6 самолётов потеряла шведская добровольческая группа. Итого – общие потери составили 77 самолётов, в том числе:
22 Bristol Blenheim
17 Gloster Gladiator (3 – шведских)
11 Fokker D.XXI 
7 Fokker C.X. 
3 Hawker Hart (3 – шведских)
5 R.29 Blackburn Ripon IIF      
3 Bristol Bulldog
3 Fiat G.50
3 Junkers K.43
1 Morane Saulner MS-406
1 Hurricane
1 Lysander
Из этого числа боевые потери составили 44 самолёта, небоевые потери – 33 самолёта.

Некоторые исследователи считают, что финская авиация потеряла 76 самолётов и, помимо этого, серьезные повреждения получил ещё 51 самолёт.

По другим данным, было потеряно 67 самолётов, в том числе:      
18 Bristol Blenheim
13 Gloster Gladiator (3 – шведских)
12 Fokker D.XXI 
5 Morane Saulner MS-406
4 Hawker Hart (3 – шведских)
3 Bristol Bulldog
2 Fiat G.50
2 Fokker C.X. 
1 De Havilland Moth               
1 R.29 Blackburn Ripon IIF      
1 Junkers K.43
1 Gloster Gamecock
4 самолета других типов
Из этого числа в результате боевых действий было потеряно 42 самолёта, из них только 21 – в воздушных боях, 3 – пропали без вести. Кроме того, было повреждено 69 самолётов.

Есть и такие данные, согласно которым, всего финнами было потеряно 62 самолёта (боевые потери – 47 самолётов, в том числе сбито в воздушных боях 35 самолётов) и повреждено было ещё 35 самолётов.

Наверняка, у историков авиации есть и другие мнения по вопросу потерь финской авиации. Впрочем, разница в пять-десять самолетов не изменит общего вывода: несмотря на подавляющее превосходство в силах (в 10-12 раз!) и огромные потери (по некоторым данным, приблизительно 500-600 самолётов!), «Сталинские соколы» смогли уничтожить лишь совершенно мизерное количество вражеских самолётов.

А ведь количество противостоявших им финских самолётов составляло в среднем всего 120-150 штук (в том числе лишь 40-80 истребителей!), в основном устаревших типов.

Например, основной истребитель финской авиации Fokker D.XXI с неубирающимися шасси, по своим боевым показателям, особенно в маневренности и по огневой мощи, сильно уступал всем советским истребителям.

Истребитель Gloster Gladiator в боях с советскими истребителями, проигрывал почти по всем показателям, в особенности из-за малой скорости и слабого вооружения.

А истребитель Bristol Bulldog был вообще безнадежно устаревшим, и даже в руках хороших пилотов не представлял серьезной опасности ни для бомбардировщиков, ни, тем более, для истребителей Красной Армии.

Между прочим, в советско-финляндской войне участвовало более двадцати истребительных авиационных полков и несколько отдельных истребительных эскадрилий ВВС РККА и ВВС КБФ, а общее количество советских истребителей, принимавших участие в боях, по некоторым данным, составляло не менее 365 И-15, 427 И-16, 578 И-153.

Странно, что до сих пор, дотошно разобрав плюсы и минусы авиации противоборствующих сторон, никто из историков и знатоков авиации не заметил ещё одного существенного различия между советскими и финскими лётчиками.

Дело в том, что по сравнению с финскими лётчиками, совершенно не имевших никакого боевого опыта, многие из советских лётчиков-истребителей имели приличный боевой опыт боев над Испанией, Китаем и над Халхин-Голом.

Так, одних только участников испанских событий в истребительных частях, воевавших против финнов, насчитывалось около 70 человек. Многие из них командовали соединениями и полками, были командирами эскадрилий, заместителями командиров полков и эскадрилий, а также занимали другие командные должности.

Кстати, множество наших ветеранов-истребителей уже были орденоносцами, а некоторые - даже Героями Советского Союза. За финскую войну почти все они тоже были щедро награждены.

Однако ни «испанцы», ни «китайцы, ни десятки ветеранов Халхин-Гола, несмотря на весь свой богатый опыт, так и не смогли добиться каких-либо существенных успехов, в отличие от неопытных финских лётчиков. Конечно, можно найти этому массу объяснений и оправданий, но факт остается фактом.

Ещё хуже дело обстояло в бомбардировочной авиации. Так, за время боевых действий экипажи самолётов 16-й авиабригады записали на свой счет 43 сбитых истребителя противника (тринадцать – 31-й скоростной бомбардировочный авиаполк и тридцать – 54-й скоростной бомбардировочный авиаполк).

Однако реальный результат, отличался от заявленного даже не в разы, а в десятки раз. А если быть точным — ровно в 43 раза, поскольку, как выяснилось по результатам современных исследований, жертвой экипажей 16-й авиабригады стал один-единственный устаревший истребитель «Глостер-Гладиатор».

Учитывая все вышеперечисленные факторы, можно лишь сожалеть о крайне низкой эффективности действий советских ВВС в боях с немногочисленной авиацией Финляндии и главное - неумении делать надлежащие выводы командованием.

Ведь буквально через год с небольшим «Сталинским соколам» предстояло схлестнуться в небе со многими тысячами лётчиков Люфтваффе, у которых и самолёты были современные, да и опыта гораздо больше, в результате чего советская авиация несла совершенно неоправданные огромные потери.

А нынешним историкам, да и всем остальным, интересующимся историей, не нужно было бы подвергать сомнению впечатляющие успехи асов противника и, соответственно чрезвычайно болезненные потери нашей авиации, а также вести бесконечные споры по этим вопросам...