Просить советов - позорно

Вера Привал
Я удивлена тому, как многое изменилось.
Главный вопрос для меня: когда мир успел так перевернуться?
Этот вопрос не даёт мне покоя. Вроде бы всё шло нормально. А потом хоп - и уже ненормально. Но ведь так резко не бывает, должно было что-то твориться в промежутке. Может быть, какие-то процессы, которые не были видны только внешне...

О чём я говорю?
Вчера читала индийскую прозу. Есть такая книга назидательных рассказов "Тантракхьяика". Так вот, меня заставили задуматься вот такие четверостишия оттуда:

19. У царя, получившего мудрый совет,
Рождается склонность к размышлению,
Решительность, понимание дела,
Своих и чужих возможностей знание.

То есть, судя по этому четверостишию, совет - это то, что является причиной активного думания и активного делания. Совет способен поддержать, воодушевить и подтолкнуть к деятельности.

Далее:
46. Даже о том, что знаешь,
снова и снова спрашивай мудрых.
Непостоянен ум человека,
тщетно он бьется в сети заблуждений.

Здесь говорится о том, что нужно снова и снова себя проверять, даже в том, что знаешь. "Спрашивай мудрых" - задавай вопросы тем, кого считаешь мудрым, проси у них помощи в приобретении знания.

И ещё одно напоследок:
68. Кто делает дело,
внимая совету друзей
И сам подолгу
над ним размышляя,
Того по праву
можно назвать мудрецом,
Сосудом счастья,
довольства и славы».

"... делает дело, внимая совету друзей..." - и снова про слушание советов.

Так вот, что меня удивило?
То, что в индийском обществе было (и ничего не изменилось, наверное) нормальным слушать советы и просить о помощи.
А в наше время (судя по российским соцсетям) просить о помощи почему-то считается слабостью. Спрашивать мнение друзей - значит проявлять неуверенность в себе и нерешительность.
Почему-то часто, когда спрашиваю кого-нибудь: "Что мне делать?" или "А как бы ты поступил на моём месте?", я чувствую себя какой-то неправильной. Просить совета для меня - это признак несамостоятельности. Ты будто не можешь сам принимать решение, у тебя нет своего мнения.

Даже у психологов не принято давать советы своим клиентам, потому что надо, чтобы клиент сам дошёл до решения, своим умом. А иначе получится так, будто психолог за него всё решает.
Но ведь по факту.. совет - это же просто совет, да? Он не обязывает человека поступать прямо строго вот так.

Интересно, что в этом произведении цари по очереди спрашивают советы у министров. Как поступить, какое решение принять? Выслушивается мнение каждого.

Кстати, если мы вспомним сериал "Великолепный век", там султан Сулейман тоже спрашивал мнение советников. Кроме того, он ходил за советом к старому судье, который решал проблемы согласно шариату. Помню, в сериале это были очень душевные разговоры, сопровождаемые прекрасной музыкой:)
Да что там говорить? У нас в стране тоже ведь есть и Дума, и Совет Федерации, где слушаются выступления каждого заинтересованного чиновника.

Если уж правители государств спрашивают совета у своих министров, то почему обыкновенный гражданин не может обратиться к своим ближним? Почему же человек, обратившийся за советом, считается обществом слабым, неуверенным, нерешительным, забитым?
У нас сейчас целый культ независимости и индивидуализма. Я сам, я всё сам. Мне никто не нужен и не интересен. А главное - это поощряется той же психологией. Думай сам, решай сам. Будь сильным, не слушай ничьих советов. "Не верь, не бойся, не проси". Сильно уж заигрались в эту независимость.

А ведь по логике человек, просящий совета, на самом деле весьма мудр, ведь он не принимает решение сгоряча, не рубит с плеча. Он последователен в своих действиях и намерен принять правильное решение. Именно поэтому ему важно знать взгляд со стороны, совет друзей.
И я не вижу, однако, ничего предосудительного в том, чтобы призывать на помощь коллективный разум.
Вряд ли человек создал бы эту цивилизацию в одиночку. Как правило, многое создавалось группой людей. Хоть и записывалось обычно так, будто это создал один человек.
Что-то не то, в общем, стало нынче с человечеством.

Вера Привал
3 ноя 2023