Рождественское гадание

Елена Молокова
     Это  была снежная  зима,снег заметал заборы и доходил почти до окон небольшого бабушкиного дома в деревне. Дров было достаточно и пожилая хозяйка топила печку русскую с утра и подтопок вечером.Дни шли друг за другом одинаково похожие ,то завьюжит,то подтает.Дорогу по деревне прочищали и автобусы ходили  исправно.Были перебои с электричеством,но этот недостаток был почти незаметен. Ставили самовар,варили сладкий кисель из брикета в тарелке,такой густой,что ели его ложками. Варили  картошку-пуляки, ели с грибочками.Я училась в пед.училище,шел восемьдесят второй год прошлого века.
   Ответьте на вопрос: кто  пробовал гадать в жизни хоть один раз?Особенно в юности хочется знать о будущем,   о суженом, о будущей жизни, когда все неустойчиво  и неопределенно.Моя бабушка была ровесницей прошлого века,родилась во втором,замуж вышла в двадцатых за крестьянина,потому и раскулачивание прошло стороной,но все равно было трудно жить в деревне. Прибавлялась семья,много трудились ,война гражданская,финская  и отечественная  тоже оставили свой след в жизни моей бабушки. 
    Когда я приезжала к бабушке в деревню лет в десять, она  любила  рассказывать  сказки собственного сочинения. В них были хорошие родители, добрые молодцы и красные девицы, были и отрицательные герои – разбойники, ведьмы,грабители. Положительные  герои были трудолюбивые, щедрые, добрые, заботливые. Сейчас,сквозь призму лет,  я понимаю, что не сочиняла она,а жизнь свою рассказывала,где все было, и правда, и ложь,и  разные сложные ситуации.
    Я подросла и в восемнадцать уже были у нас беседы  уже не сказочные,а тема  женихов и невест пусть неназойливо, но проскальзывала. Моя мудрая бабушка рассказывала, как жили её родители,как  уважали старшее поколение. Много историй было про деревенских жителей. Истории были очень простые, как дождь застал их на покосе и они прятались в стог. Как заготавливали зимой  дрова и иногда продавали их на Сенном рынке в Нижнем( позже Горьком). Короткий путь был через замерзшую Волгу. Как летом собирали ягоды и грибы, а осенью бегали за клюквой до самых морозов, леса были в те годы  очень щедрыми.
    Однажды в зимние каникулы, я показала бабушке фото моего друга ,как раз в рождественские святки, и она  сама мне предложила погадать на суженого.Я  согласилась,то что было дальше,я  об этом нигде не читала и подавно не видела тоже.На полу я приготовила «стол для суженого» - это веревкой выложенный круг, на стол положили угощение -воду в стакане, кашу  в  тарелке, кольцо,  фото.Значение каждого предмета примерно такое:  вода в стакане-пьющий,каша в приоритете-любитель поесть,кольцо-свадьба.
     Затем   мне  было предложено без света, наугад пойти на двор и взять руками любую первую попавшуюся курицу.Я очень боялась не только темноты,сколько взять курицу.Но куры были сонные и совсем не сопротивлялись.Взяла первую попавшуюся, прижав к её туловищу крылья,  крепко прижала к себе.Курица была теплая,она не сопротивлялась и почти не кудахтала.Вечером  бабушка уже протопила подтопок у русской печки  и дома было тепло. Принесенная курица была темной пеструшкой.
     -Ну вот,-сказала бабушка - клади её у  «стола».
     Что было дальше-это шок для нас и для курицы тоже.Черная наседка взошла в круг и стала вести себя очень буйно.Она опрокинула стакан,расшвыряла ногами  кашу,та же участь постигла кольцо и фото,которое я еле спасла.Она громко кудахтала и, как видимо, очень хотела к своим ,в курятник. Заловить её получилось только под кроватью в углу  и вернуть  на двор.
     Вердикт бабушки был таков - этот человек  не  суженый. Больше гаданий не было,просто  повзрослела я  уже. Я вышла замуж за другого человека, через четыре года,когда бабушка была еще жива. Она его знала, и с её молчаливого согласия я поняла,что она нас благословила,хотя уже очень болела и плохо видела.