Я - Болт

Анатолий Обросков
Посмотрел с пользой для участников Марафонской команды фильм "Я — Болт, 2016".

Если вы думаете, что великим бегунам всё дано от рождения, то обратите внимание на этот фильм. Его создатели хотели показать, как нелегко быть самым быстрым спринтером планеты. И ещё сложнее раз за разом подтверждать свой титул, невзирая на многочисленные травмы, лень и нестандартное телосложение.

Этой борьбе Болта с миром и самим собой посвящён документальный фильм. Он снят как любительское кино, где простота и искренность его героев помогают лучше понять личность легендарного спортсмена. В съёмках принимала участие вся команда легендарного спринтера.

Продолжительность: 1 час 50 минут

Феноменальный мировой рекорд: 100 метров за 9,58 секунды.
"Рекорд рекордов" - именно так болельщики назвали самое яркое событие второго дня Чемпионата мира по лёгкой атлетике. Ямайский спринтер Усэйн Болт показал сенсационное время в забеге на сто метров.
Дистанцию он прошёл за 9,58 секунды. Предыдущий мировой рекорд он улучшил сразу на 11 сотых.
Фильм начинается с утверждения, что никто в истории человечества не бежал так быстро, как Усэйн Болт 9,58.
Болт говорит, что хотел "освободить энергию", когда завоевал первую золотую медаль ещё в самом начале своей карьеры.
Показаны школа, где учился Болт, тренировки Болта: он бежит по полю с какой-то бороной на лямках. То есть, в буквальном смысле вспахивает за собой землю Ямайки.
Тренер говорит, что выходные будут трезвые, а в понедельник - 2 тренировки.
Массажист работает со стопой Болта. Усэйн: нет боли, нет выйгрыша.
Болт приезжает в Германию к костоправу, он определяет, что у Болта воспаление связки.
Вывод, который можно сделать, с Болтом работает целая команда, таков спорт высших достижений.
Кадры с Болтом, плавающим в бассейне.

Самое время вспомнить о Джонсоне. Победа Бена Джонсона в беге на 100 метров на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле стала одним из самых впечатляющих и основополагающих моментов в истории спорта. Тот забег, в котором он сокрушил действующего чемпиона Карла Льюиса и побил мировой рекорд, приобрел характер настоящей спортивной драмы. Показанный Джонсоном результат - 9,79 секунды - оказался настолько символичным, что дал название фильму об этой гонке. Но прошло три дня, и мир узнал, как атлет добился победы: канадец принимал запрещенный стероид станозолол. Как выяснилось позже, Джонсон уже много лет принимал станозол и ни разу не был уличён.

Таким образом, Болт пробежал быстрее Бена Джонсона на стероидах. В фильме о Болте никакой информации о каких-либо препаратах, которын он принимал или не принимал, не приводится.
При этом, скорее всего Усэйн бегал, не принимая допинг.
Хотя, по всей видимости, разница между бегом на стероидах и забегами с простыми энергетическими веществами это камень преткновения современного спорта.

Усэйн снимает видео из номера отеля, при этом катается на электродоске, говорит, что по совету тренера старается больше спать.
Кадры с ещё одним тренером, который делает Болту массаж ног, разминает его.

Видеокамера в тренажёрном зале: Болт забивает мышцы рук, ног. А вот он за столиков в кафе с Кубиком Рубика.

Болт проигрывает на отборочных соревнованиях в Ямайке к Олимпиаде в Англии, про тренировки в следующий месяц он говорит так: "сильно напрягался, после каждой тренировки меня тошнило".
В Англии на дорожке все главные конкуренты были слева от Болта, он расценил это как удачу.
Болт: "Бог создал меня, чтобы я бежал, это я и буду делать".
Болт побеждает в забеге на 100 метров с результатом 9,64.

Себастьян Коу сравнивает Болта с Мохаммедом Али.

Мохаммед Али (урожденный Кассиус Марцеллус Клей-младший; 17 января 1942 - 3 июня 2016) - американский профессиональный боксер и активист. Прозванный "величайшим", он считается одной из самых значительных спортивных фигур 20-го века и часто считается величайшим боксёром-тяжеловесом всех времен.

Мохаммед Али известен не только победами в ринге, но и духовными метаниями, борьбой за идеалы, убеждения и принципы, которые он получил в религиозной организации «Нация ислама». В частности – от её лидера Элайджи Мухаммада.

Главной причиной для смены религии в случае Али был расизм. Боксёр, тогда ещё Кассиус Клей, не мог понять, почему чернокожие считались людьми второго сорта. Все успехи Мохаммед объяснял именно мусульманством, хотя «Нацию ислама» он в итоге покинул – сразу после смерти своего духовного наставника.

Отец Клея – Кассиус Клей-старший – в прошлом был рабом. Его (и всех своих рабов) освободил плантатор и политик Кассиус Марселлус Клей. Он был послом США в Российской Империи при президенте Линкольне.

Впервые будущий боксёр познал весь ужас расизма в 13 лет, когда сверстник Кассиуса – Эмметт Тилл – был жестоко избит двумя белыми мужчинами: якобы за неподобающее поведение по отношению к белой девушке. В итоге он умер, а суд присяжных оправдал преступников. Спустя некоторое время сама девушка призналась, что никакого неподобающего поведения со стороны чернокожего подростка не было.

Став олимпийским чемпионом 1960 года в Риме, всё ещё Кассиус Клей с триумфом вернулся в Луисвиль. Его встретили мэр и сотни поклонников. Первые несколько дней он не расставался с медалью и даже спал с ней.

«Я думал, что поставлю белых людей на место. С медалью чемпиона я зашел в кафе с надписью «Только для белых». Только я зашел, как мне крикнули: «Неграм не подаем». Я ответил, что я не нищий и могу заплатить, но меня буквально вытолкнули за двери. Я был так расстроен, что выбросил медаль в реку Огайо, настолько я был шокирован произошедшим», – вспоминал Али.

Официально «Нация ислама» позиционировала себя защищающей права чернокожих и активно призывала к экономической и религиозной свободе. Очень быстро боксер сблизился не только с Мухаммадом, но и другими лидерами организации – Абдулом Рахманом и Малкольмом Иксом.
«Впервые я почувствовал духовность в своей жизни, когда вошел в мусульманский храм и услышал Элайджу Мухаммада. Жалел ли я о своем выборе? Да, конечно. Если бы мне был дан шанс прожить жизнь снова, я принял бы ислам в десятилетнем возрасте», – говорил Али.

Основоположник организации Уоллес Фард для членов «Нации ислама» и был Аллахом. Они не считали обязательным соблюдение намаза пять раз в день, Рамадана, Закята, а также паломничества в Мекку.

Всё это подвергалось жёсткой критике со стороны других мусульман. В американском обществе организация имела неоднозначную репутацию. Чаще всего членов «Нации ислама» обвиняли в черном национализме, что лидеры движения всячески опровергали.
Али было уже все равно. Боксёр развёлся с первой женой Соджи Рой, так как лидер «Нации ислама» осудил боксера за то, что она отказалась принять ислам и позволяла себе нескромное поведение. Избавиться от своего имени Кассиус Клей решил сразу после того, как проснулся знаменитым – стал чемпионом мира, сенсационно нокаутировав Санни Листона.

Когда Мохаммед посетил один из боксерских турниров в Нью-Йорке, Гарри Марксон – президент Madison Square Garden – отказался произносить новое имя чемпиона, объявив в микрофон: «В зале присутствует чемпион мира Кассиус Клей».
Его примеру последовали и коллеги Али, в том числе и чернокожие боксеры, которые уже были легендами – Джо Луис и Флойд Паттерсон. Последний даже вызвал его на бой. Мохаммед ответил: «Я поиграю с тобой 10 раундов. Ты говорил о моей религии. Я поиграю с тобой. Затем я нокаутирую тебя». Через год Али сдержал обещание.
Изначально Али взял для себя имя Кассиус Икс, но вскоре Элайджа Мухаммад дал ему мусульманское имя и фамилию, под которыми он и вошёл в историю – Мохаммед Али. Боксер поддерживал тесные духовные отношения с Мухаммадом, но после его смерти в 1975 году в «Нации ислама» наступил раскол. Тогда маргинальный статус организации был очевиден уже и для самого Али.

Болт: хочу, чтобы меня запомнили как величайшего атлета, токого как Али или Пеле, все эти ребята, этому я посвятил всю свою жизнь; теперь я могу расслабиться, просто жить.
В финале фильма Болт метает копьё.