Э-л-е-м-е-н-т-ы Часть 32. продолжение. Фрагмент эс

Алексей Борчев
  Но переместившись в Северное Причерноморье, мы встречаем настолько проникновенные эпические смыслы, связанные с образом Ахилла, что в результате практически исчезают возможные сомнения в неразрывности родовых связей Ахилла с национальными традициями, вере и духу населения этих мест как во времена героя, так и до настоящих дней.

  О древнем поселении, мысе, маяке в зоне Боспора керченского (Киммерийского), что напротив Мирмикия, мы уже говорили. Всё удостоено имени Ахилла.
  И мыс Ахиллеон, и древняя деревня Ахиллеон со святилищем Ахилла.
 Там же неподалёку античный городок Патрей (Патрасий у Гекатея и Страбона), что можно идентифицировать, как созвучие Патроклу, тоже, как мы знаем, мирмидонцу по крови. Городок Патрей был такой же исторической глубины, что и Мирмекий!
 
  Не убедительно про Патрокла? Зато есть аргументированные исторические сопоставления, как основа явного предположения. И мы их рассматриваем. Конечно, тысячи лет прошли!
  Но и аргументов явных и серьёзных против гипотезы тоже нет! Потому, что принцип «не может быть» не применим, так как это не аргумент!  Вообще никакой.

  Если мы упоминали пустые могилы и святилища Ахилла на Эгейских территориях, то не грех отчитаться и за скифские земли и перечислить несколько артефактов, подтверждающих распространение культа Ахилла в Причерноморье помимо зоны Боспора киммерийского.
 
  Например, в 1834 году моряки обнаружили склепы, вырубленные в теле Карантинного мыса в зоне городища Мирмекий. В одном из склепов был разграбленный саркофаг, украшенный резьбой по мрамору. Хранится в коллекции Эрмитажа. Изображенные сценки на стенках саркофага трактуются как посвящённые жизнеописанию Ахилла.
  Далее. Существуют многочисленные накладные пластины горита (колчан) с изображением сценок из подвигов Ахилла и героев Троянской войны. Найдены они в скифских курганах Чертомлык, Куль – Оба. Мелитопольский, Карагодеуашх, Большая Близница, саркофаг из Анапы. Согласно Страбону, на территории Северного Причерноморья находился маяк под названием «Башня Неоптолема» (сын Ахилла), что подтверждает культовое значение образа Ахилла для скифов. Он был для них героем эпоса.
Многочисленные топонимы имени «Ахилла» раскиданы в Северном Причерноморье (см. рис.):
- Помпоний Мела упоминает о косе «Ахиллесов Бег» на Понтийских берегах,
- Плиний – об острове Ахилла и косе «Бег Ахилла»,
-  Дион Хрисостом - о храмах Ахилла на Ахилловом острове и в городе борисфенитов (Борисфен – Днепр),
- Юлий Сонин – об острове Ахилла.
- Аммиан Марцеллин – об острове Ахилла в Таврике и гробнице его на косе «Ахиллесов Бег», о гробнице Ахилла на острове Ахилла,
 - Присциан – о Беге Ахилла вблизи устья Меотиды и др.

А самое доверительно – откровенное действо во всей Ахилловой трагедии, так это конечно же миф о могиле героя и легенды с ней связанные.

  В этом мифологическом навершии, объединяющем запутанные ветви древа истории Ахилла, переплетаются лучами любви тайные, доверительные помыслы народного влечения к его притягательному образу. Именно там, в бездонной и грозящей нам всем неизвестностью ужасающей тишине Аида встретился наконец то волею Богов Ахилл со своей желанной женщиной.
  Что может быть прекраснее, чем такая удача на пути к глубинам вечного блаженства!

  Случилось это достойное событие на небольшом уютном острове, на северо-западе Понта Эвксинского, на острове Змеином, или иначе, по пониманию мифологическому, на острове Левке. (см. рис.)   
    Остров этот подняла со дна моря богиня Фетида для своего сына Ахилла. Воспрял он над водами по её велению недалеко от той части большой западной земли, где развесистой дельтой окунается в Понт чистейший поток полноводного Истра.
  Истра, известного ныне как Дунай. Именно она, река Дунай, кормившая издревле множество племён вдоль его лесистых берегов, станет позднее главной столбовой дорогой для проникновения «Европы» в свои новые земли, в земли будущей Европы.
  Островок этот не мешал торговым караванам, а суета дней и низменные желания людей, поглощённых порочными помыслами, не добирались до его зелёных берегов. И в тоже время, до крепкого, бескрайнего откоса материка было недалеко, всего то меньше двухсот стадий. При попутном ветре от острова до большого берега всего то час-другой провести в надёжном судне, любуясь алым закатом.

  Создали это благое местечко две морские нимфы. Одна из них Фетида, дочка морского бога Н ерея и океаниды Дориды, а другая, океанида Левка - сестра Дориды по их папе Океану и заодно наставница Фетиды в этом ответственном деле - острова поднимать!
   Племянница Фетида и Левка, тётушка её кровная, трудились со всей ответственностью.
 
  Справившись с этой серьёзной задачей, Фетида заселила на остров для вечного упокоя своего замечательного сына Ахилла, а тётушка одарила получившееся уютное имение своим именем – Левка!
  Место это, видно, получилось знатное, удобное. Не стыдно, значит, было тётушке своё божественное родство тут увековечить!
  Совершенно необходимо отметить то, что именно тётушка Левка была при земной жизни страстной возлюбленной самого Аида, а потому совершенно понятно её участие в обустройстве потусторонней жизни племянника. И Аид для неё, муженёк любимый, в случае какой ни будь неудачи не откажет, посодействует, да и знание сути темы имеется!
  А остров Левке ещё и Белым островом знатоки называли. Те знатоки, которые помнили, что Левке, это ещё и белый, серебристый тополь, в который превратилась тётушка велением мужа Аида после смерти! В благодарность возлюбленной за сладость объятий и совершенство её прелестей!
   
  Именно тут, на Левке, Ахилл наконец то воссоединился с Ифигенией, внезапно исчезнувшей когда-то с жертвенного ложа по велению Артемиды. Появилось у Левке после такого события, сразу после смерти Ахилла, судя по людским поверьям, ещё и другое имя - Остров Блаженных!
   Много лет тому назад Ахилл уже пытался отыскать на просторах скифских степей и в ущельях Понтийских берегов свою невесту Ифигению. Долгие скитания были трудны и опасны, а в конечном итоге, при земной жизни он девушку так и не повстречал. Ни живой, ни мёртвой.
  Покорившись неотвратимой воле Богов, Ахилл отбросил тогда на время поиски Ифигении ради исполнения своего воинского долга и, повинуясь воле отца, отправился на заклание и своё, и обречённой Богами несчастной Трои.

  А тем временем Ифигения преображалась заботами божественной Артемиды.
  Она получила вечную юность и бессмертие, наречённое ей заботливой наставницей, а заодно стала не только доверенной, личной жрицей Артемиды, но и Гекатой, богиней Лунного света, Луны, магии, колдовства и преисподней.
 
  И появилась у неё, у Гекаты, в преисподней, сводная сестра Марана. Или Мара, если по-простому, по-славянски говоря. Была Марана такой же богиней смерти и преображения, затухания и возрождения природы. Геката в южных морях помогала Богам людей упокоить, и Мара то же исполняла, но под землями, теми землями, что леденящим Бореем овиваются.
 
  Но вскоре пришло время, когда незащищённая магией Ахиллесова пята подвела хозяина и рухнул он вниз, по подземным рекам и ущельям бездонных уделов Аида.

  Заботливая Фетида, именно она, кто же ещё, напомнила Артемиде о давней привязанности молодых людей, и тогда Артемида освободила Ифигению от многочисленных обязанностей Гекаты. Новое положение Ифигении потребовало по традиции и замены её имени. Артемида назвала её Орсилохой, поселила на Белом острове и стала теперь Орсилоха любимой Ахилловой супружницей на все грядущие времена.

  Вот и оказался Левке в народной памяти священным местом, символом бесконечной, вечной любви человеческой.

  Такая, однако, случилась трогательная история на перепутье тысячелетий!
«Там … движутся по…пустынным долинам души Ахилла и героев…и такова награда славным мужам за доблесть…беспечно веселиться на…острове».

  С очень высокой долей достоверности специалисты предполагают, что изначально в мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира, как и его суженная Ифигения, и героический Геракл. На материале ранних греческих текстов показано, что даже в VII в. до Р.Х. Ахилл, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной ипостаси одного из загробных демонов, демонов недобрых, жестоких.


  Но не очень пока надо расслабляться, вспоминая легенды, связанные с Белым Островом Блаженных.
  Местному люду очень хотелось наградить Ахилла обычным человеческим счастьем, и потому молва обязательно пыталась его женить после смерти. Такое было понимание счастья, получается! Потому, за прошедшие эпохи и в силу разной информированности и личных предпочтений рассказчиков, невесты у него оказывались разными, хотя всегда замечательными.

  Одни говорили, что Ахиллес после смерти женился на Острове Белом на Медее, другие убеждали достоверно, что женою Ахилла была Елена. Но не будем упрекать очевидцев за стремление осчастливить героя во что бы то не стало. Они отдавали ему самую красивую деву, которая была таковой на их личный взгляд. Не скупились. Что, в целом достойно всяческой похвалы!

  Свидетельства множества очевидцев разного уровня удостоверяют также, что на острове есть храм Ахиллу и в храме статуя… что там является Аякс Великий и излечивает раны.
  Вернувшиеся с Левки докладывали, что видел Ахилла, видели и Аякса, и что были там с ними и Патрокл и Антилох.
  Святилищу приписывали некие лечебные возможности, видимо потому, что и Ахилл, и Аякс перенимали лечебную науку, воспитываясь у скифа Хирона, толкового специалиста во многих делах, в том числе и в народной медицине.
  Достойная компания достойных воинов.
  Аякс вытащил тело Ахилла из горящей Трои, потом оспаривал право носить его доспехи, и было на теле у Аякса также одно уязвимое место, не защищённое магией Геракла – подмышка, через которую он и принял в итоге смерть.
  Антилох считался в то же время одним из лучших друзей и поклонников Ахилла, который был для него примером мужества.
Все они трагически погибли.
 
 «Моряки часто видали юного мужа с белокурыми волосами, прыгающего в доспехах; а доспехи, говорят они, золотые; другие же не видали, но слыхали, как он распевал пэаны; третьи… и видали и слыхали. Случалось также некоторым невольно засыпать на острове: такого Ахилл поднимает, ведет в палатку и угощает; при этом Патрокл разливал вино, Ахилл играл на кифаре, присутствовала также, говорят, и Фетида и хор других божеств».

  Ахилл именуется «царящим над скифами».
  В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.
«…из числа посетителей острова некоторые, приезжающие сюда нарочно, привозят с собою на кораблях жертвенных животных и одних из них приносят в жертву, а других отпускают живыми в честь Ахилла; другие пристают, будучи вынуждены бурей…и жертвуют Оракулу плату…
Таким образом много серебра посвящено герою в виде платы за жертвы.»

«…Ахилл, как рассказывают, является во сне одним после того, как причалят к острову, а другим еще во время плавания, когда они очутятся недалеко от него, и указывает, где лучше пристать к острову и где стать на якоре. …Некоторые говорят, что и Патрокл являлся им во сне.»

«…обозрев остатки древности, храм и дары, посвящённые этому герою, они вечером возвращаются на корабли. …Говорят, что там никто не может переночевать без опасности для жизни. Там есть и вода, и водятся белые птицы.»
«… Людей на острове нет, на нем пасется только немного коз. Их, говорят, посвящают Ахиллу все пристающие сюда. Есть в храме много и других приношений: чаши, перстни, драгоценные камни, а также надписи — одни на латинском, другие на греческом языке, составленные разными метрами в похвалу Ахиллу».

 При таком служении святыне с приношением даров не вызывает сомнения тот факт, что на протяжении многих веков в храме скопились несметные богатства.
 
 В итоге, нашлись конечно не уважающие святыню злодеи, храм с гробницей. Святыня подверглась нападению пиратов и была разграблен примерно в четвёртом столетии до Р.Х.

  Рассказывают, что на пляже острова в прошлом веке археологической экспедицией был найден крупный клад из золотых монет. Однако большая часть сокровищ, по предположению ученых скрыта в пещерах и гротах острова и до наших дней. Доступ к ним пока не обнаружен.

  До этих трагических для Острова Блаженных событий он уже несколько столетий находился под покровительством Ольвии, успешного, счастливого и богатого греческо – скифско – таврского города, расположенного на правой стороне Борисфено – Ипанидского лимана (Днепровско – Ю. Бугского).
   Власти Ольвии организовывали различные действа, прославляющие Ахилла и восхвалявшие святыни, связанные с ним. Например, в честь Ахилла были учреждены «Ахиллеи», то есть календарные празднества, проводившиеся на Ахилловом дроме (Тендровской косе) и в других местах.

  После осквернения пиратами античного святилища на Левке, Ольвия определила новый ритуальный священный остров, посвящённый памяти Ахилла, но расположенный ближе к устью Борисфена. Что позволяло горожанам возвысить статус родной Ольвии и, соответственно, самих себя. Этот новый культовый артефакт располагался и расположен ныне всего в 10 стадий от берега и размерами в пять на две стадии. До устья лимана 35 стадий.
  Во времена древней античности он становился то полуостровом, то островом, когда море становилось полноводнее. Это и есть античный Борисфен, а нынешний Березань. Или Белый (Левке), но на Борисфене, остров Героев, как его иначе порой называли, под ненавязчивым влиянием Ольвии, практически до второго столетия от Р.Х.

  Острова в зоне лимана были намыты наносным грунтом, выносимым Борисфеном и Бугом в мелководные прибрежные воды Понта.  Со времён гибели Ахилла их называли по-разному, Ахиллесово ристалище, Дромос Ахиллеос, Ахиллов Бег. По рассказам античных путешественников эта территория состояла из:
  «Устье реки Борисфена, устье реки Ипанида, рощу Гекаты, мыс. Перешеек Ахиллова Бега, Западный мыс Ахиллова Бега, который называется Священный мыс, Восточный мыс, называющийся Мисаридой». (см. рис.)   
  «…Тавры в Скифии, в которой находится Ахиллов Бег; Скифы – у Белого острова».
 
  А все эти земли вместе, помимо прочих, определяли…и тут особое внимание… «Положение Европейской Сарматии».  Европа и Сарматия сплелись в объятиях.
 
  Эти острова, образованные наносами рек, в древности были сплошной косой общей протяженностью более 650 стадий. Античные легенды ведали, что на этой косе, так называемой Тендровской косе Ахилл то ли тренировался в беге, то ли преследовал Ифигению похищенную Артемидой.
   На косе располагалось святилище Ахилла и проводились религиозные праздники со спортивными соревнованиями. Всё это, конечно, более поздние варианты сказаний.
 Ещё позднее к античной мифологии Тендровской косы присовокупили новую святыню на одном из её островков по имени Джарылгач (Обгорелый лес).
  Там был погребён христианский священномученик Еферий.
 После этого остров Бег Ахилла стали называть островом святого Еферия, если верить императору Х века от Р.Х.  Константину Багрянородному.

  И это ещё не вся Ахиллова топонимика. Существовал и существует поныне ещё один прообраз Тендровской косы. Расположена она западнее Тендровской.   О Кинбурнской косе упоминал Геродот, называя эту местность Гилеей.
“Если переправляться через Борисфен, то первой от моря будет Гилея, а сверху от нее живут скифы-земледельцы…”.
   Одна из легенд поясняет, что в этих местах был храм Богини плодородия и земледелия Деметры и священная роща Богини Луны Гекаты (Ифигении?).

Далее. Можно услышать, что существовал ещё один Ахилл. Ахилл – успешный мореход, победитель. Все позднейшие легенды начинают переплетаться и смешивать информацию, вводя в заблуждение окружающих. География мест схожая, у героя одно имя, и начинаются споры, кто прав, а кто дурак бестолковый. Но дело совсем не в такой, естественном в своём развитии череде событий.

  Именно такая пересортица историй заставила «обходчика» достаточно подробно попытаться распутать переплетающуюся информацию и указать на то самое, главное с точки зрения «обходчика».