Страсти по Шансону

Виталий Лавринович
Лето 1986го...

 Уже взорвался американский "Челленджер" и  в Стокгольме, убили Улофа Пальме.
 
 В Москве прошёл 27й (последний) съезд КПСС, определивший для СССР, планы развития до 2000го года...

 Уже рванул Чернобыльский реактор и радиоактивные осадки, накрыли всю Европу, вплоть до Норвегии...

  Пассажирский пароход "Адмирал Нахимов" пока не затонул, и лауреату Нобелевской премии мира, Андрею Сахарову, ещё не разрешили вернуться в Москву, после семи лет ссылки...

  Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" пока нет, но "перестройка", "гласность", "ускорение" и прочая словесная трескотня, возбуждает не окрепшие умы на 1/6 части суши. Опять есть надежды. Очередные надежды на лучшую жизнь...

 Мы ещё вместе, одна страна...

    Туркмен, украинка, латыш, белорус -
               
    Зовут отчим домом Советский Союз.
 
   
  "Железный занавес" на месте, но таможенники в Шереметьево, роются в чемоданах советских моряков, без былого энтузиазма. Скорее, по привычке. И на просторы СССР, из-за рубежа, в числе прочего, начинает проникать, ещё вчера недоступная, а потому особенно желанная, музыкальная продукция, в основном, на компакт-кассетах. Включая то, что иногда, абсолютно не корректно, называли - шансон. От полных сборников песен Владимира Высоцкого, до Александра Новикова и Вилли Токарева. От Петра Лещенко и Вадима Козина,  до Шарля Азнавура...

  Я, пережил очередной рейс. Вернулся из Сингапура, самолётом, через Шереметьево в Калининград. Отсутствовал 8 месяцев (рейс + ремонт в Сингапуре). Привёз - "мечту советского рыбака" - "SHARP GF- 800Z" и массу кассет...


 Дочери 2.5 года. Старшая, ясельная группа. Уходил в море - только начинала говорить. Теперь, тарахтит, без остановки. Меня забыла, стесняется. На вопрос:

 -"Где папа?"

 - бежит к буфету и показывает, на стоящую там, фотографию. Заинтересовалась магнитофоном. Мне хотелось быстрее навести с ней контакт - разрешил ей самостоятельно включать и менять кассеты. В результате - "шансон", звучал без остановки. И не то, что бы она его слушала. Включит, и занимается своими делами. Закончится - опять включит...

Через неделю, впервые пошёл забирать её из яслей. Не был там, ни разу. Кое-как, нашёл группу. Воспитательница - молодая женщина, встретила в коридоре. Улыбка до ушей. В глазах - чёртики. Спросила игриво:

"И откуда это к нам, такого симпатичного дяденьку замело?"

Я отсутствовал, восемь месяцев и, естественно, не мог знать, эту, знакомую всем фразу, из только что вышедшего на экран, фильма Владимира Меньшова. Растерялся, и не нашёл ничего умнее, чем мрачно ответить:

- " Из очень далёких мест".

Она изменилась в лице, вытаращила глаза, левой рукой прикрыла рот, и на выдохе, трагически, полу вопросом, полу утвердительно:

-" Вы за Катей пришли?"

Я почувствовал какой-то подвох, но, не представляя, его причины, просто испугался:

-"Да.  С ней, что-то случилось? Где она?"

-"Нет, не волнуйтесь, с ней всё хорошо. Они играют. Вас хотела... Вернее не вас... Вернее, не именно вас... Вернее, вас меньше всего..., а того, кто придёт за Катей, хотела видеть заведующая. Пойдёмте, пойдёмте, я вас провожу" - затараторила воспитательница и пошла по коридору, жестами, приглашая меня следовать за ней.

Что-то, всё-таки случилось, подумал я, и пошёл следом.

   Вошли в кабинет. За столом сидела средних лет женщина в белом халате, огромных роговых очках и что-то писала...

-" Вот, Нина Ивановна (имя изменено), за Катей пришли. Вы просили... Как вы и предполагали... Из далёких мест... Я не знаю, может в милицию позвонить?" - понесла, какую-то чушь воспиталка.

  Директриса встала из-за стола. Видно было, что она находится в крайней степени волнения, но, не смотря на это, произнесла спокойным, ровным голосом:

-"Вы кто?"

  На этот, по моему мнению, совершенно дикий вопрос, чрезвычайно захотелось ответить - конь в пальто. Но я, сдержался и решил принять эту, пока непонятную мне, игру. Однако полностью, вытерпеть не смог:

-" Разрешите представиться, Виталий Л. Состоял, привлекался, имею. Если верить жене, прихожусь отцом Екатерины Витальевны Л. Я могу её забрать? Или ещё что-то?" - ответил я.

-"Паспорт у вас, с собой,  есть?" - тем же тоном, произнесла заведующая.


-"Паспорта у меня, с собой, нет. У меня его, вообще пока нет. А с каких это пор, что бы забрать своего ребёнка из яслей, нужен паспорт?" - как можно спокойнее, произнёс я.

-"Я так и думала. " - Директриса, посмотрела на стоящую в углу воспитательницу.

Я ничего не понимал. Чувствовал себя, как в какой-то глупой пьесе, где актёры, к тому же, забывают и путают слова. Решил не сдаваться:



-" Раз нет паспорта. Может мне анализы сдать? Кровь, моча, справка из психушки, тест на беременность..."

Нина Ивановна, пропустила мою выходку мимо ушей. Она только вздохнула:
 
-"Такая хорошая девочка..."

 И продолжала, раскрыв, лежащую на столе папку:

-" В Катиной анкете, в графе "Отец", со слов вашей жены, написано "Четвёртый помощник капитана. КБТФ*. И карандашом - справку принесёт". Это было, полгода назад. Справки нет. Мне уже понятно, почему. Но, тем не менее, я спрашиваю вас, соответствует ли действительности, указанная в анкете информация?"

 Ах, так... Я начал понимать, что они что-то решили в отношении меня, и это связано с моей работой. Ну, что ж, я не буду вас переубеждать сразу, решил я, и ответил:

-"Не соответствует".

Заведующая понимающе кивнула и продолжила:

"Сокрытие, или предоставление ложной информации об одном из родителей ребёнка, может служить основанием для его исключения из детского учреждения. В жизни бывает всё, главное, остаться человеком. Поэтому, давайте так: вы мне сейчас говорите правду, а потом, мы вместе подумаем, что делать. Согласны?"

  Я сделал хмурое лицо, опустил глаза в пол, выдержал паузу и пробурчал:

-"Согласен".

На лице Нины Ивановны, отразилось удовлетворение. Она села на своё место. Взяла чистый лист бумаги, авторучку,  поправила очки и приготовилась писать:

-"Итак. Слушаю вас. Говорите правду".

Я попытался "нарисовать" на лице внутреннюю борьбу, смятение и "держал паузу"... Уверяю вас, сам Станиславский, оценил бы мою игру... Всё это время, пока я изображал процесс принятия "правильного" решения, заведующая понимающе смотрела на меня и не торопила... Её глаза излучали мудрость - она была уверена, что знает, о чём я буду говорить. Я тоже начинал догадываться, каких "откровений" она ждёт от меня, вот только не понимал почему...
 
  Даже у таких "больших" артистов как я, паузы заканчиваются... Глубоко вздохнув, я поднял взгляд и, глядя прямо в глаза директрисе обречённо начал говорить:

- " Информация о том, что я четвёртый помощник капитана в КБТФ - ложь. Правда заключается в том, что я..."

Тут, я снова не удержался и закатил ещё одну паузу, поменьше, потом, как бы собравшись с силами, мужественно заявил:

- " Третий помощник капитана, Калининградской базы тралового флота. Неделю назад, вернулся из очередного рейса. Самолётом, из очень далёкого места - из Сингапура".

Снова повисла пауза. Потом Нина Ивановна шумно выдохнула и заговорила:

-" Ну что ж, вы "Ваньку валяете" здесь, уважаемый родитель. У меня же сердце и давление... Сразу не могли сказать. Мы тут напридумывали, уже бог весть что".

-" Может, мне расскажите, что?" - поинтересовался я.

-" С удовольствием. Присаживайтесь, пожалуйста" -  потом воспитательнице:

-" Вера Николаевна, идите в группу" - и продолжала:

-"Сегодня проводили тестирование деток, на предмет перехода в младшую группу садика. Детки у нас разные, некоторые говорят с трудом... Так вот, в числе прочего, тем, кто может, предлагалось спеть любимую песенку. Кто-то про ёлочку пел, кто-то про день рождения. А Катя ваша, знаете, что спела? Когда меня воспитатели позвали, и мы её в зал увели и попросили, на бис, повторить, то собрались даже повара из кухни. А она со сцены, да с выражением. Я вот тут некоторые слова записала:

   Есть хотел-хлеб украл,
   А закон покарал так жестоко.
   Восемь лет мне сидеть
   Кудри темные стали седеть ой-ой-ой!
   
   Я тобою одной совершенно больной,
   Неужели меня позабудешь?
   Я с начальником бьюсь,
   Я тюрьмы не боюсь,
   Я боюсь, что к тебе не вернусь.
   
   Я мальчишка седой,
   Я совсем молодой мне-17,
   Посадили в тюрьму,
   А зачем и за что не пойму.

-"И вот это Ой-Ой-Ой, у неё, так душевно получалось, что мы с поварами не знали, плакать нам или смеяться. Справки с вашей работы нет, вас, больше полгода нет, тут такие песни - нам, что думать прикажете? А вообще, что это? Откуда?

-"Это, я думаю, Вилли Токарев. Исполнитель такой. Из Америки. Если понравилось, могу переписать на вашу кассету" - предложил я.

-"Не знаю, удобно ли вас утруждать" - заскромничала  Нина Ивановна:

-"Сын у меня, носится с этим шансоном."

-" Вполне удобно. Вы спросите у сына, кто его интересует? У меня много записей. Через пару дней принесу, вместе со справкой из базы" - улыбнулся Я.

-" Вы всё-таки Катю научите про ёлочку петь, ну или про день рождения. Так, на всякий случай. А то вдруг, Новый год, дед Мороз, а она как запоёт "Ой-ой-ой" - посоветовала заведующая...

                ***