Нескончаемое потворство часть 19

Александр Крапивин Эльф
Нескончаемое потворство часть 19

Свидетели отнюдь не немы
Сформулировав концепцию деления древнейшего неба на три стихии — воды, земли и воздуха, естественно поискать иные следы её подтверждения. И такие следы немедленно обнаруживаются.
В целях выйти на древнейшие созвездия мы оставили за пределами табл. 2 ещё 25 небольших созвездий списка Арата, среди которых — и мы затрагивали этот вопрос — наверняка могли присутствовать и древнейшие созвездия. Что можно сказать о символике этих созвездий, которые мы отсекли по критерию их малых размеров?
Таблица 2
Древнейшие созвездия неба, выделенные согласно их размерам
№ Площадь,
кв. градус Название Символика стихий
вода земля воздух
1 1888 Корабль Арго +
2 1300 Гидра +
3 1290 Дева +
4 1230 Кит +
5 1225 Коленопрекло-
нённый +
6 1138 Эридан (река) +
7 1121 Пегас +
8 1083 Дракон +
9 1060 Кентавр +
10 948 Змееносец +
11 907 Страж
Медведиц +
12 889 Рыбы +
13 867 Стрелец +
14 804 Птица +
15 722 Андромеда +
16 657 Возничий +
17 652 Орёл +
18 637 Змея +
19 615 Персей +
20 598 Кассиопея +
21 594 Охотник +
22 588 Цефей +
23 514 Близнецы +
Средние площади по группам 1289 801 915
Примечание. Использованы аратовские наименования созвездий: Коленопреклонённый вместо Геркулеса, Птица вместо Лебедя и т. д
Более двух третей из малых созвездий Арата как по символике, так и по местоположению не только не противоречат, но полностью подтверждают три выделенных нами пласта древнейшего неба. В надлежащем „воздушном“ поясе летит Стрела; Северная Корона и Жертвенник, которые служат важными атрибутами деятельности людей, разместились в поясе „земли“, где стоят также сопутствующие охотнику Ориону Большой Пёс и Заяц; Водолей, Дельфин и Южная Рыба, как им и положено, погружены в зону „воды“. Противоречат предложенной нами концепции или являются спорными по своему местоположению лишь пять-шесть из малых созвездий списка Арата. Думается, такой результат правомерно считать статистически весьма удовлетворительным.
Общеизвестно, что греческая традиция наименований небесных объектов имеет параллели с более древней шумеро-аккадской традицией. Обратимся к переведённой на русский язык монографии Б. Ван-дер-Вардена [16] для установления наиболее значительных расхождений между двумя традициями. На шумеро-аккадском небе в поясе „воздуха“ нет аратовской Птицы (Лебедя), однако есть другое „воздухоплавающее“ — пантера-грифон. Равным образом мы не имеем в Месопотамии крылатого Пегаса, но на этом месте распростёрла крылья Великая Ласточка — символ, намного „воздушнее“ Пегаса.
Ещё более поучительна история с Овном. Он относится к последнему, третьему поколению зодиакальных созвездий и отсутствует в древних клинописных источниках. Он исключён нами из анализа созвездий списка Арата, в связи с чем отсутствует в табл. 2. Между тем в шумеро-аккадских источниках на месте Овна стоит наёмный сельскохозяйственный рабочий — фигура, полностью соответствующая символике среднего, „земного“ пласта звёздного неба.
Такие примеры многочисленны, и их не стоит продолжать, поскольку древние клинописные астрономические тексты хранят память о трёх пластах неба в самом что ни на есть явном виде. Как указывается во многих клинописных текстах различных исторических периодов, шумеро-аккадское небо делится на зоны (грубо параллельные экватору), которые называются зонами Эа, Ану и Энлиля. Исследователям не удавалось установить принципа выделения этих трёх зон, однако в рамках нашей концепции это представляется совершенно очевидным. Нижняя зона неба посвящена Эа — богу вод, средняя — Ану — верховному богу, правящему богами и людьми, верхняя — Энлилю, т. е. божеству „плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы (бог бури, воздуха?)“ [17]. Подобные мотивы широко распространены в древнекитайских источниках.
Концепция деления древнейшего неба на слои воздуха, земли (людей) и воды исчерпывающе отвечает на вопрос, остававшийся открытым при исследовании истории Зодиака. Откуда конкретно пошла символика первого поколения зодиакальных созвездий (антропоморфные фигуры и вода)? В рамках изложенного ответ на этот вопрос напрашивается сам собой. Открытый в VI тысячелетии до н. э. путь Солнца среди звёзд (эклиптика) оказался на фоне созвездий пласта людей и воды; он не достигал находящегося близ зенита пласта воздуха. Три выделенные точки эклиптики (весна, лето и осень) попали в антропоморфный пласт, а одна точка (зима) — в зону воды (рис. 3). Это и стало отправной точкой для наименования созвездий первого поколения Зодиака.
Итоги
Выдающийся популяризатор науки К. Фламмарион на исходе XIX в. без тени сомнения повествовал о рождении созвездий и их имён: „…как скоро среди безмолвия ночей люди обратили свое внимание на звёзды… они необходимо должны были соединять их в группы… Они не замедлили, конечно, дать им имена, более или менее подходящие к получившимся фигурам или находившиеся в связи с появлением этих звёзд в известную пору года, с метеорологическими и климатологическими приметами, с числами первобытных календарей, с различными памятными событиями, с праздниками и общественными собраниями…“ [18]
По истечении столетия, на исходе XX в. истоки древнейшей астрономии видятся нам точнее и с немалым числом ярких и многозначительных подробностей.
В верхнем палеолите, не позднее 20–30 тыс. лет назад, вследствие систематических наблюдений за фазами Луны был достигнут первый общезначимый для человеческой культуры астрономический результат — введён в практику лунный месяц и его четвёртая часть — семидневная неделя. Это событие способствовало сакрализации числа 7.
Через несколько тысяч лет обитателями средних широт Северного полушария (25–35° с. ш.) на небе выделяется первое созвездие — никогда не заходящий под горизонт характерный семи звёздный ковш, который получил табуированиое имя тотема пещерного человека ледникового периода — Медведицы. Концепция созвездия — объединения группы звёзд в единый астральный комплекс — оказывается продуктивной, и тотчас в историческом масштабе времени — 16 тыс. лет назад — на тех же самых средних широтах Северного полушария Земли весь небосвод членится на крупные созвездия общим числом, по-видимому, около 25. Наряду с созвездиями в качестве отдельных астральных объектов в это время выступают наиболее яркие звёзды (возможно, Сириус, Вега, Фомальгаут и др.) или очень маленькие по площади, но компактные и выразительные группировки звёзд (например, Плеяды или созвездие Стрелы). Однако размеры обычных характерных созвездий без учёта отдельных ярких звёзд и малых группировок составляют на небесной сфере в среднем около 850 квадратных градусов (подобную площадь имеет, для примера, созвездие Волопаса), так что суммарно они охватывают несколько более половины доступной для наблюдений площади неба (общая площадь небесной сферы равна 41 252.96… квадратного градуса, однако часть её близ Южного полюса на средних широтах Северного полушария попадает в зону невидимости площадью порядка 3000 квадратных градусов).
По своим символическим наименованиям древнейшие созвездия отразили три слоя вертикальной структуры космоса:
Нижний, Средний и Верхний миры; в последующем символы трёх миров вошли вместе с огнём в четвёрку мировых стихий, а ещё позднее было придумано объяснение их вертикального распределения (лёгкий огонь сосредоточен в Солнце и звёздах, вниз по мере утяжеления опускаются воздух, вода и земля).
На небосводе к Нижнему миру были отнесены созвездия, кульминирующие низко над горизонтом. В силу относительно худших условий видимости над горизонтом они должны были по размерам оказаться несколько больше остальных. Их названия были связаны с водной стихией. Наличие воды над Землёй на небе отражено, кстати, в Библии: „И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так“ [Бытие, 1, 7].
Созвездия, отражающие Верхний мир, естественным образом кульминировали в зените над головой наблюдателя; их названия связали со стихией воздуха. Созвездия же Среднего мира, преимущественно антропоморфные, расположились широким поясом между водными и воздушными. В силу самого принципа введения символических слоёв по отношению к горизонту, который виден наблюдателю, они должны были оказаться центрально-симметричными по отношению к мгновенной оси вращения мира эпохи их введения, что и служит основанием для датировки.
Память о введении трёх небесных слоёв сохранилась во многих культурно-исторических памятниках, и в частности в шумеро-аккадских представлениях о путях на небосводе Эа, Ану и Энлиля. Она сохранилась также в форме первоэлементов ранней греческой философии и в частично калькированных, частично перелицованных на греческий манер названиях созвездий из аратовских „Феноменов“.
Нет нужды доказывать, что астральные символы — как и любые другие символы в истории человеческой культуры — продолжали жить собственной жизнью: в соответствии с названиями созвездий для их лучшего мнемонического запоминания придумывались контуры соответствующих небесных фигур, безымянным фигурам, наподобие Коленопреклонённого, присваивались собственные имена и т. д.
С течением времени из-за влияния прецессии Северный полюс мира сместился среди выделенных ранее символических слоёв Верхнего, Среднего и Нижнего мира, так что положение этих слоёв перестало быть центрально-симметричным по отношению к оси мира. В то же самое время зеркальное прецессионное движение Южного полюса создало не только „зону стирания“ древнейших созвездий, но и зону их „наращивания“, в связи с чем созвездия водного пояса Южного полушария неба образовали не кольцо, а полукольцо, причём их размеры — и без того более крупные в силу расположения для наблюдателя невысоко над горизонтом — ещё больше возросли и стали в среднем в полтора раза больше остальных. Так появилось крупнейшее по размерам созвездие неба Корабль Арго.
Ещё через 10 тыс. лет после разделения неба на созвездия, в середине VI тысячелетия до н. э., скорее всего, в Передней Азии, жрецам-звездочётам удаётся разобраться в годичном перемещении Солнца среди звёзд и фиксировать эклиптику, закрепив её четыре особые, выделенные точки: весны, лета, осени и зимы. Очевидно, что в силу геометрии небесной сферы, из-за наклона эклиптики на 23.5° к небесному экватору, три из четырёх выделенных точек попали в широкий пояс антропоморфных созвездий Среднего мира, а точка зимы — в находящийся ниже небесного экватора водный пояс Нижнего мира. В область созвездий Верхнего, воздушного, мира эклиптика не заходит.
Символический смысл названий первых четырёх созвездий, зафиксировавших выделенные точки эклиптики после их открытия, вероятнее всего, частично корректировался, однако они сохранили исходные антропоморфные и водные черты, что и было обнаружено нами ранее при исследовании истории Зодиака. Характерные размеры первой четвёрки среди зодиакальных созвездий (в среднем 890 квадратных градусов) также сохранились. Таким образом, появление на эклиптике первого поколения зодиакальных созвездий явилось закономерным звеном единой древней традиции становления астрономической картины мироздания.
Ближайшие следующие события в истории древней астрономии сводились к введению на эклиптике зодиакальных созвездий второго и третьего поколений (детально исследованных нами в предшествующих публикациях), незначительному расширению списка древнейших созвездий и — у каждого этноса — связыванию их названий со своей собственной специфической мифологической средой.