О долганах, дятле, грибах и др

Влад Лесной
Друзья!
Из Сети.

"В Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе проживает уникальный тюркский нароД — Долганы. Долганы являются самым северным тюркским этносом и вместе с тем одним из наиболее малочисленных. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек.
Долганы населяют преимущественно Хатангский район и некоторые соседние селения на территории Таймыра и имеют родственные связи с другими тюркским народом Крайнего Севера - саха (якутами). До присоединения Восточной Сибири к России, долганы считались частью тюрок-саха, но при дальнейшем их изучении этнографами были выделены в отдельный этнос. Сами долганы идентифицировали себя по-разному: представители рода Долган всегда именовали себя долганами, а не саха или тунгусами, но возводили своё происхождение к последним, несмотря на тюркоязычность и схожесть с соседними тюрками-саха.
Помимо этого, род Долган связывал себя и с другими долганскими родами: Донгот, Эдян и Каранто. С 1935 г. по 1959 г. в язык официальных документов, печати, радио входят названия "долганы", "тыа kuhuTe" ("человек тундры"), "дулган".
Основная часть долган продолжает именовать себя и соседних эвенков "тыа" или "тыа киhитe". Этногенез долган проходил под воздействием соседних народов. Главную роль в этом процессе сыграли тюрки-саха, что служит подтверждением тюркских корней долганской народности.
В основе долганского языка лежит якутский язык, подвергшийся воздействию эвенкийского языка. Длительное изолированное развитие долганского языка усилило фонетические, морфологические, лексические его отличия от якутского языка. Выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский, попигайский говоры. Долганский язык имеет письменность на основе кириллицы.
В системе гласных имеются краткие и долгие, а также дифтонги (ia, uo, ie, uo).
В лексике слова эвенкийского можно разбить на следующие группы: термины родства, оленеводческая терминология, названия жилища и его частей, названия одежды, промысловая терминология, названия животных, архаизмы, связанные с верованиями долган.
Слова русского происхождения попали в язык с развитием новых общественных отношений, появлением новых понятий, предметов хозяйственного и бытового обихода.
Традиционные занятия долган - оленеводство и охота, а в отдельных районах - рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы - совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые - оседло в постоянных избах. С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями. Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства.
Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев). Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой - в упряжке.
Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями. Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан - слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа.
Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расставляли самострелы (большой лук, настороженный на звериной тропе). С конца XIX в. начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя.
Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки. Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом. Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков).
Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца - ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка. Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению. Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов.
Традиционное кочевое жилище - конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом - укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой - оленьими шкурами. В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок- прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри - ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти - семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья.
Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках.
Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах.
Верхнюю одежду долганы шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины -платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером.
Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой - песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды -несколько удлиненный сзади подол.
Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.
Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги.
Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный - графитом.
В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий. Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом.
Ели долганы в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи.
Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева - владельцы больших стад оленей - в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.
У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы).
У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: певцы-врачеватели" (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; "шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира" (муолин ойун); "шаман, имеющий удила" (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть "мелкими, слабыми" (ылгын), "средними" (орто) и "великими" (атыыр) избранниками духов.
Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы
(причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа - иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.
Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) - сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.
В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо, эвенкийских сказаний, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу. Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были.
Сказки о животных, волшебные и бытовые - наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют "песенные люди". Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов.
Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов. Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов.
Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым - ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.
С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане - металлической пластинке с
вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота. Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: "Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е" или "хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу". Непременный атрибут танца — вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей.
Музыкальные инструменты долган отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику художественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) - ритуала общения с духами.
Долганы бережно сохраняют свой язык и культуру. Преподавателей долганского языка готовит педагогическое училище в г. Дудинке. Для начальной школы изданы учебники родного языка. Среди долган Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Республики Саха (Якутия) есть известные писатели, поэты, журналисты, профессиональные художники, ученые и специалисты в области языкознания, истории, географии, педагогических наук.
В Республике Саха (Якутия) популярен национальный детский ансамбль "Хейро". Гостелерадиокомпания "Таймыр" готовит передачи на долганском языке, а газета "Таймыр" публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган".
...Други!
Исчезающие- не только звери и птицы, но и древние народы планеты и России! Сбережем  уникальный генофонд!
Вл.Назаров
**********
1.КАК ЗИМУЕТ ПЕСТРЫЙ ДЯТЕЛ: 8 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ОСЕДЛОЙ ПТИЦЫ

Птица с красным темечком отбивает сердечный ритм леса. А как же лес будет жить, если дятел улетит в тёплые края? Пернатый санитар редко покидает насиженное место. За это время большой пёстрый дятел приловчился переживать зимние невзгоды. Тепловой остров
Как только зима укроет лес покрывалом, дятел полетит ближе к человеческим многоэтажкам и дорогам. Дело в том, что улицы и трассы строятся из асфальта, а «человейники» возводятся из бетонных плит. Оба материала имеют свойство накапливать в себе тепло. Днём копят, а ночью отдают. Это называется эффектом теплового острова.
Поэтому зимой дятлы предпочитают жить в парковых и лесопарковых зонах. И насекомые под корой ещё есть, и колбаса может случайно выпасть из бутерброда.
Гроза вегетарианцев
Летом «живой молоток» составлял конкуренцию мясоедам. Насекомые его интересовали больше зерновых и семян. Как принято говорить: «картошки я и дома поем, а в гостях шашлык вкуснее». Примерно такой логике следует дятел: летом полно мошкары, мелкого гнуса и короедов.
Так зачем ему «салат»? К осени чешуекрылые, букашки и козявки прячутся, а дятел переключается на шишки. Белки, сойки и клесты теперь недобро смотрят на новоиспечённого конкурента

Переход на семена сопровождается постройкой вспомогательных помещений. Зимующая птица сооружает кузни. Выглядит мастерская кузнеца как развилка веток или пробоина в них. Сюда дятел будет вставлять шишку и планомерно обстукивать её.
У одного пёстрого дятла их насчитывается до полусотни. Чешуйки падают вниз, а семена пернатый собирает на липкий язычок. Кузниц много, но пользуется птица двумя-тремя. Под ними набирается горка из отходов.

Перебои с провизией вынуждают пёструю птицу активнее защищать кормовой участок. Перья друг на друга птицы не поднимают, они поступают мудрее. Летнее «сердцебиение» леса звучит приглушённо. Зимой стук громче и звонче. Кору птица долбит не только ради пищи, но и для общения с сородичами.
Подойдёт самая сухая ветка — здесь лучше звук резонирует. Конкурент услышит «трель» и оценит по звуку габариты соперника. Если тот больше, то не станет покушаться на участок.

Дятлы отличаются верностью. В конце первого года жизни они активно ищут себе пару. А весной у влюблённых начинается гнездовой период. Летом птицы работают «воспитателями и учителями», а ближе к осени птенцы расселяются на соседние участки. Заботливые родители всё ещё подкармливают неопытную молодь, но уже не так активно.
Полная самостоятельностью наследников наступает к зиме. А взрослые, выполнив родительский долг, расходятся. Самец и самка зимуют отдельно, но к весне вновь сходятся.
Молодые дятлы берут пример с родителей. В средней полосе России самцы начинают громко призывать «дам» на смотрины в конце февраля. Самки слетаются на серенаду и присматривают себе «жениха». Зима — тот период, когда дятлы женихаются.
Впереди брачный сезон, пора реализовать матримониальные планы. Поэтому дятлы не стучат, а кричат. Вербальная активность снизится ближе к появлению первенцев. А пока двуногие будут слышать голосовые, а не древесные трели.

Редкие птицы в нашей полосе научились строить укрытия. Но со строительными навыками дятла не делать этого было бы глупо. Птица ищет трухлявый пень и очищает его сердцевину от гнилой древесины. Порой под «берлогу» выбираются плотные коряги.
Главное, чтобы сам дятел помещался в этой полости, а древесина согревала его. У птицы есть основная «скважина», к которой он возвращается каждую ночь на протяжении всей зимы. Но дятел может выдолбить и временную камеру.
К Новому Году наш герой накидывает на себя «шубу». Пёстрые дятлы линяют раз в год, но продолжительно. Обновление гардероба стартует в июне, а заканчивается в ноябре. Перья обновляются ярус за ярусом, начиная с первостепенных маховых. А хвост линяет от центра к краям.
Если дятел сбросит перья разом, то потеряет в устойчивости. Летом птицы выглядят блёклыми и облезлыми, но в ноябре хвастают новым оперением. В таком пережить зимние трудности в разы проще.
******************
2.ПТИЦА КАМНЕШАРКА (ARENARIA INTERPRES). ЗА ЧТО ЕЕ ТАК НАЗВАЛИ?

Камнешарка (Arenaria interpres) принадлежит к отряду ржанкообразные. Видовое название связано с особенностями поиска пищи: камнешарка переворачивает камешки, чтобы найти добычу. Внимательно осматривает раковины, кучи прибрежного мусора, другие предметы на берегу. Крупные булыжники птицы переворачивают совместно.
Внешние признаки камнешарки
Камнешарка — небольшая птица, величиной с дрозда. Длина тела от 21до 26 см, вес самца составляет 70-110 г, самки - 96 - 150 г, размах крыльев достигает 44-57 см. У камнешарки короткие ноги и небольшой сильный клюв конусовидной формы. В брачном наряде преобладает белые, рыжие и черное оперение. Лоб, горло, шея по бокам, низ тела, надхвостье белого цвета. От глаза к низу проходят и от ушных перьев черные линии, переходящие по бокам горла в большое черное пятно на груди. Верх спины и крылья покрыты рыжими перьями с черным переливчатым узором. Крылья имеют поперечную белую полосу. Хвост прямой, закругленный по краю. Оперение хвоста белое с темной полосой. Клюв черного цвета. Конечности красноватые или бурые. Радужная оболочка глаза бурая. Вне периода размножения оперение у камнешарок становится тусклым, в полете птицы смотрятся черно -белыми.
Окраска самка такая же, как у самца, только на спине преобладает чёрный цвет и меньше перьев рыжего оттенка. Верх головы и затылок, чёрные с беловатыми окантовками перьев без полос, как у самца. Птенцы покрыты сероватым или светло-бурым пухом, с расплывчатым охристым оттенком. На этом фоне виден нечеткий темный рисунок. Молодые птицы имеют сверху тёмно-бурым оперением с охристыми каёмками по краю перьев. Оперение хвоста окантовано светло-палевыми линиями по краю вершинные каёмки.
Распространение камнешарки
Камнешарка распространяется вдоль берегов северных морей Евразии. Ареал тянется от побережья Балтийского моря и Скандинавии до Чукотки и Северной Америки. В России камнешарка встречается по берегам Белого, Баренцева, Балтийского морей. Гнездится на островах Колгуев, Новая Земля, Вайгач. В зимний период мигрирует на запад Гренландии и Британские острова, в Гренландию. А также в более теплые регионы Африки и Австралии.
Места обитания камнешарки.
Камнешарка обитает на побережьях с каменистым, плотным песчаным грунтом, не селится на влажных участках, поросших густой травой и кустарником. Встречается по берегам моря на пляжных отмелях с песком или галечником, на литорали с обилием детрита и водорослей, среди куч плавника и водорослей на речных островках, в сухой тундре у посёлков и вдоль дорог. В таежной местности кормится по опушкам леса..В период миграций останавливается на пролете по открытым берегам морей и на пресных водоемах.
Размножение камнешарки.
В местах гнездования камнешарки появляются рано, на юге прилетают парами в середине мая, на севере прилетают в начале лета. Самец гоняются за другим самцом, определяя границы занятой территории, иногда демонстрирует угрожающую позу. Прогнав конкурента, он медленно облетает по кругу участок и садится на камень или возвышенный бугорок.
Птицы устраивают гнезда на постоянных участках длительное время. Камнешарки предпочитают сухие участки, расположенные по побережью. Реже птицы образуют массовые поселения - колонии, в которых гнезда находятся недалеко друг от друга. Сначала самцы сооружают 2-3 «ложных» гнезда, но место его расположения определяет только самка, когда начинает откладывать яйца. Гнездо камнешарки — неприхотливое сооружение, представляет собой ямку в грунте, выстланную мхом, сухой травой или водорослями. Чаще всего расположено возле крупного камня, бревна или под кустиком. Некоторые самки гнездятся в норках морских птиц (тупиков).
Кладка небольшая из 3-4 яиц грушевидной формы. Окраска яиц соответствует фону окружающей среды: сероватая, буроватая, грязно — голубая с темными размытыми пятнами.
Яйца в гнездо откладываются с интервалом 15-80 часов в течение недели. Самка и самец насиживают кладку по очереди. Инкубация составляет от 24 до 27 дней. В случае опасности взрослые птицы отвлекают хищников, покидают гнездо и бегают неподалеку с громким криком. На чаек, поморников, хищных птиц камнешарки набрасываются в полете и преследуют.
Птенцов выкармливают оба родителя, но чаще самка покидает гнездо до появления птенцов.
Молодые птицы становятся на крыло через 24-26 дней. Они образуют пары, достигнув возраста двух лет. Взрослые самки первыми покидают места гнездования перед зимовкой. Затем улетают самцы, стаи с молодыми птицами кочуют в пределах ареала или перемещаются южнее по территории зимовочных участков.
Первые массовые отлеты птиц наблюдаются с 10 июля, когда улетают самки, молодые птицы образуют кочующие стаи во второй половине августа. Миграции проходят в западном направлении вдоль морского побережья, чтобы птицы могли кормиться на пролете. Но известны и материковые маршруты, когда птицы летят с остановкой на внутренних водоёмах. Последние птицы улетают в начале октября.
Питание камнешарки
Камнешарки выискивают среди камней небольших моллюсков, насекомых и их личинок, поедают мелких рачков (бокоплавов, водяных осликов), выброшенную на берег рыбу, погибших животных, яйца из гнезд. В пищевом рационе присутствует растительная пища: семена, ягоды. Камнешарки совершаю разбойничьи нашествия на гнезда других птиц, расклевывают скорлупу и выпивают жидкое содержимое. Крепким клювом птицы поддевают камень и ловко опрокидывают его на другую сторону, затем извлекают мелких беспозвоночных.
Особенности поведения.
Камнешарки быстро перемещаются вдоль берега, останавливаясь, чтобы перевернуть камень и собрать добычу. Они кормятся совместно с другими видами куликов и не проявляют агрессивного поведения. В период размножения гнездятся парами или небольшими колониями, но совместно не нападают на хищников для защиты гнезд.
Природоохранный статус камнешарки
Камнешарка находится под защитой нескольких международных конвенций о совместной охране птиц. Этот редкий и мало распространенный вид птиц, за исключением участков тундры по берегам побережье Баренцева и Белого морей.
***************
3.КАКОЕ ЖИВОТНОЕ - ЛУШИЙ ОХОТНИК НА СВЕТЕ? А
КАКОЕ... ХУДШИЙ? О, ВЫ НИ ЗА ЧТО НЕ ДОГАДАЕТЕСЬ

В запутанной картине природы вопрос о лучшем охотнике - многогранен и сложен. Но, подойдя к нему с нужной стороны, мы сможем на него ответить.
Каждый хищник в этом списке имеет уникальные таланты. Ну кто же из них лучший, а кто худший? Попробуем разобраться.
Койот: почему он в этом списке?
В постоянно меняющемся мире природы койот - это настоящий актер, который никогда не пропустит реплику, мастер импровизации в непредсказуемой драме дикой природы.
От грызунов до сочных фруктов, от ничего не подозревающих насекомых до случайного фастфуда, добытого в результате вторжения человека, - вкусовые пристрастия койота столь
же обширны, как и среда его обитания.
Койоты в городе: звучит как название причудливого городского ситкома, но это реальность во многих мегаполисах Северной Америки.
В бетонных джунглях койоты удивительно хорошо разбираются в недвижимости. Они предпочитают пригороды животного царства - участки древеснокустарниковой растительности, парки и поля для гольфа.

Такие территории - это кусочек природы в черте города, обеспечивающий и пищу, и убежище. Койоты не особенно разборчивы в выборе места для сна. Они с одинаковым комфортом дремлют как под звездами, так и в уютной норе.
Койоты приспособились к ритму городской жизни. Они активны в основном на рассвете, в сумерках и ночью, что помогает им избегать людей и транспорта.

Даже в городе койоты сохраняют сложную социальную струтуру. Их можно встретить в одиночку, парами или в составе стаи, обычно состоящей из размножающейся пары и их потомства.
Нападения койотов на людей - редкость, но иногда они все же случаются. Например, пару лет назад койот напал на пять человек в районе залива Сан-Франциско, включая трехлетнюю девочку.
Змеиная история о терпении

Теперь в центре внимания оказываются питоны - хищники, для которых "терпение -добродетель" выходит на новый уровень.
Эти крупные змеи могли бы получить награду за наименьшее количество усилий, затраченных на охоту. Они могут выжидать, как кажется, целую вечность, чтобы мгновенно броситься на добычу, проходящую мимо.
Пока солнце пробивается сквозь чащу, отбрасывая мозаику света и тени, питон остается неподвижным, как изваяние. Вы можете спросить: "Он дремлет?". О нет, дорогой читатель, он совсем не спит.

Поймав добычу, питон приступает к возможно самой медленной трапезе в животном мире. Проглатывая пищу целиком, питон испытывает изысканное наслаждение, которое может длиться часами.
Стратегия выжидания оправдывает себя на все 100%. В мире, где скорость и суета часто занимают центральное место, питон напоминает нам, что иногда лучшие вещи в жизни достаются тем, кто просто ждет.
Брызгун или рыба-лучник: Леголас подводного мира
Наша следующая история разворачивается под лучами солнца, проникающими сквозь запутанные мангровые заросли. Здесь рыба-лучник патрулирует свои водные владения с сосредоточенностью опытного разведчика.
Она не просто плавает в поисках пищи, а высматривает цели - ничего не подозревающих насекомых, которые обитают прямо над поверхностью воды.

Когда насекомое садится на лист, нависающий над водой, наш водный стрелок переходит в режим невидимости. Он выравнивается, принимая во внимание преломление света в воде.
Затем она выпускает свое секретное оружие. Она реально плюется струей воды. Миниатюрная водяная ракета прорезает воздух и наносит удар! Насекомое, пораженное этим неожиданным потоком, падает в воду.

В мгновение ока рыба-лучник выныривает на поверхность и пожирает свою дезориентированную добычу с самодовольством, говорящим: "Попалась!".
После охоты наш рыбий герой возобновляет патрулирование, готовый к следующему раунду. Это бесконечная игра в водные мишени, в которой рыба-лучник занимает главенствующее
положение.
Стрекоза: 97% успеха
В царстве тростника и воды, где воздух трепещет от взмахов крыльев бесчисленных насекомых, раскрывается наша история. Здесь господствует стрекоза - повелительница воздушных просторов.
Представьте себе солнечный день, воздух наполнен ленивым гулом лета. Наша стрекоза молниеносно проносится над водой.
Вдруг она замечает его - беспечного комара, который жужжит рядом, не подозревая об опасности.
Стрекоза наводит прицел, её сложные глаза рассчитывают траекторию и скорость, словно живой, дышащий суперкомпьютер.
И тут начинается погоня! Стрекоза мчится, ныряет и кружит, ее движения - ослепительная
демонстрация высшего пилотажа.
Она не просто быстра, это настоящий Ferrari мира насекомых. Комар пытается увернуться, но против такого хищника это все равно что трехколесному велосипеду гоняться с реактивным самолетом.
Эти воздушные убийцы могут похвастаться 97 %-ным процентом успеха в охоте - статистика, которая заставит даже самого опытного ниндзя в трепете повесить свои нунчаки. Добавьте сюда способность предугадывать движения жертв.
Хроники Росомахи: самый неуклюжий охотник
Познакомьтесь с росомахой, коренастым, мускулистым зверем с развязным характером, говорящим: "Я марширую под ритм собственных барабанов".
Росомахи, с их грузными лицами и кустистыми хвостами, выглядят так, будто их разрабатывал комитет, который никак не мог определиться с техническими характеристиками.
Да, нападают росомахи даже на животных, намного крупнее себя
День нашего главного героя начинается с потягивания, зевания, оглядывания своего снежного царства и размышлений на тему "Что сегодня в меню?".
Росомахи, как вы понимаете, не являются типичными охотниками. Они не используют скрытность, скорость или точность. А что тогда?
Когда росомаха отправляется в путь, его стиль охоты становится не столько "бесшумным ночным преследователем", сколько "быком в посудной лавке".
Зверь идет по снегу, полагаясь больше на свой нос, чем на глаза. Росомахи обладают острым обонянием, которое они используют для поиска пищи, будь то живая добыча или бесплатная еда, оставленная другими.

Этот пушистый комок противоречий может получить титул "самой нелепой охотничьей тактики". Кажется, что росомахи прочитали руководство по охоте, а затем перекинули его через плечо.
Как происходит охота? Представьте себе такую картину: росомаха натыкается на зайца. Хищник подкрадывается к нему? Нет...
Он набрасывается на него на полном ходу, производя больше шума, чем целый оркестр. Заяц, вероятно, сомневающийся в серьезности ситуации, колеблется. И тогда на него обрушивается шквал меха и ярости.
Но давайте не будем обманывать себя. Охота - это тяжелый труд, и росомаха это знает. Зачем гнаться за едой, если можно найти ее в готовом виде?

Росомахи - беспринципные едоки, они с радостью питаются падалью. И вот, после своего приключения с зайцами, наш герой находит тушу, оставшуюся от волчьего ужина. Какое животное является худшим охотником? Каждый вид, который охотится, по определению является успешным, поскольку может поддерживать свою популяцию, даже если методы его охоты вызывают вопросы.

Каким бы неуклюжим он ни был, если он жив - значит, он всё делает правильно.
***************
4.ФОТОГРАФИИ ГРИБОВ, КОТОРЫЕ ПОГРУЗЯТ ВАС В СКАЗКУк
Грибы могли бы быть одними из наиболее интересных объектов для макро съемок, но зачастую их фотографируют лишь энтузиасты и фотографы, которые часто отдыхают на открытом воздухе. Мартин Пфистер нашел новый путь к успешному фотографированию, иногда очень даже вкусных грибов. Он подсвечивает их сзади крошечными светодиодами, в результате чего они приобретают волшебное сияние. Свои фотографии Мартин делает на фотоаппарат Canon EOS 6D, получая отменное, тонкое сказочное качество изображения. Фотографирование грибов пленило многих фотографов, но Мартин Пфистер делает это особенно и неповторимо. Предлагаем вам взглянуть на некоторые из его снимков.
https://www.kudatotam.ru/pages/489_9-
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
8 января  2024 года