Как я познакомилась с авангардом...

Ольга Сергеева -Саркисова
   
   Вот уж никогда не думала, что буду, когда –либо писать об авангарде. Говорят же - никогда не говори «никогда». Я всегда любила классическое искусство,где всё вызывало восхищение -и форма, и содержание.И не видела никакого смысла в разной мазне, которую рекламировали, как "новое искусство", до которого нужно ещё дорасти. Я считала,что даже дети рисуют намного лучше этих художников, представителей этих различных течений.У французов мне очень нравились такие течения как импрессионизм, пуантилизм, экспрессионизм, а вот кубизм вызывал уже вопросы,абстракционизм, футуризм, сюрреализм тоже.Вспомнила, какой красивый портрет своей русской жены, балерины Ольги Хохловой написал Пикассо в реалистической манере,когда влюбился в неё и добивался её руки, но когда он её разлюбил,и они расстались,но не развелись так до конца жизни, он писал её в кубизме, и ещё со всякими абстрактными и сюрреалистическими добавками, - это было ужасно!Она была на портретах уродлива бесконечно! Но, видимо, он её воспринимал в то время именно так.Часто замечала в жизни,что женщина для мужчины всегда сначала вдохновение и движущая сила,с ним происходят метаморфозы и полёты во сне и наяву, а потом...увы,по мере её превращений из Ангела и Музы в Медузу Горгону, она становится тормозом в его творческой жизни,всё сразу выходит из строя, и всё нуждается в ремонте или выброса на помойку. Какая изощрённая месть показать своё отношение таким образом- уродливым изображением, я думаю... Вот С.Дали свою Галлу всегда писал красавицей,хотя она такой не являлась, но известно,что самая красивая женщина для мужчины- это любимая...и не важно,что остальные её таковой не считают, многие Галлу называли "Чумой". А он её любил,по-своему, конечно.Не ставил её на комариные ножки, и не делал монстра с выдвижными ящичками из неё или фарш, хотя мог это делать запросто. Всё- таки их вело чувство...Любви и Нелюбви.
 Так я думала ещё потому, что в начале 70 годов ознакомилась с такими словами- абстрактное искусство, беспредметное искусство- нужно было это всё пристроить в жизнь и разобраться с этим. Многие увлекались формой, забывая о содержании.Главное старались придумать такое ,чтобы на тебя обратили внимание. Мне напоминало это цирк- выкинуть нечто такое, чтобы о тебе заговорили и заметили. Но это не имело никакого отношения к настоящему искусству. В погоне за этими номерами постепенно растеряли основу искусства-художественный образ,а ,значит, получалась бессмыслица.К примеру, взять стихотворение известного поэта, это одно, а если в произвольном порядке накидать слова,без всякого смысла и темы , а ещё ввести нелепые неологизмы в огромном количестве, что очень любил делать В.Хлебников, и при этом говорить,что "я так вижу и описываю мир по-новому,в новых словах, я так понимаю, а вы ничего не понимаете"- это уже совсем другое,не имеющее никакого отношения к образам поэзии, вот тебе и беспредметность.И это во всех видах искусства .Но,появились "творцы" общественного мнения, которые всячески продвигали и восхищались такой поэзией,таким сомнительным "искусством".Главное было создать "хор единомышленников", которые будут петь дифирамбы этому "Новому искусству".Это были в основном любители,адепты этого всего,не владеющие настоящим реалистическим искусством и не владеющие вообще живописью.Без смысла,без образа всё сводилось к  авангарду- т.е "передовому искусству" у нас в стране,это течение можно было только условно объединить в одно, так как представители этого нового искусства были настолько разные, хотя все отвергали классику, традиции и всё старое в искусстве и литературе, были в эксперименте, все искали свой язык, при этом они часто разбегались и ссорились ,так как каждый настаивал на своём.Они мне совсем не нравились. Но всё это было на слуху и нужно было как-то разбираться с этим, и реагировать на это. Одни считали, что это новое - «прорыв»,правда, непонятно куда,отказ от старого, другие считали- что это «детский лепет», и с этим хотелось согласиться.
 
    Помню мой первый опыт знакомства с "новым  искусством" произошёл в Москве. Меня друзья пригласили на какую-то подвальную закрытую выставку андеграунда (слово-то какое!), куда пускали только "своих" взглянуть на «прорыв» т.е. на "новое искусство". Двери на выставку открыли после произнесения волшебных кодовых слов, точно сейчас не помню, ну «Сим-сим» или ещё про продажу славянского шкафа, кажется, почти Ильф и Петров. 
В дверную щель нас долго рассматривали, сканировали, как под микроскопом инфузорию туфельку, изучали, видимо, на предмет -достаточно ли мы достойны посещения сакрального вернисажа… держали паузу, прежде чем впустить. Наконец, снизошли и впустили внутрь. В помещении было темно, света мало. Мы стали осторожно спускаться по ступенькам вниз. «Правда, андеграунд,- подземка» - пролетело в голове.
 И почти на последней ступеньке входа, я подняла голову, где неожиданно, близко от себя увидела с испугом и чуть не упала в обморок - …это самое, очевидно «прорыв» … Это была большая деревянная доска, к которой была прибита жирная дохлая крыса, покрытая лаком с букетиком чудесных незабудок. Я даже сейчас помню её лаковые усы и шерсть… Меня чуть не стошнило…Я отскочила от этого шедевра и пошла, оглядываясь, дальше по этой выставке. Смотреть было нечего, мазня, кучки мусора, и коллажи из всякого мусора «украшали» облупленные стены. Сделав круг по небольшому помещению, я вернулась к первой «картине» у входа,и чтобы не потерять сознание, в мгновение взлетела по лестнице  и выбежала на воздух…Ух! Отвратительное зрелище!Ну, и "прорыв"!Ну, и "новое искусство"!
   Вот такое было моё первое знакомство с авангардом и андеграундом. Я на много лет потеряла всякий интерес к «новому искусству», авангарду и андеграунду.
    Второе моё знакомство с авангардом состоялось на 25 лет позднее в Москве.  Друзья притащили на выставку,обещающую культурную революцию в искусстве. Мы пришли. И на входе нас уже ждали сюрпризы. Между залами с двух сторон, напротив друг друга, стояли обнаженные молодые девушки в будёновках и пилотках со звёздами, с старыми ружьями революции 17 года, в сапогах больших по размеру, в которых болтались тонкие ножки хранительниц нового искусства. Что это была за акция?  Бред…какой- то.
  На девушек неприятно было смотреть,худые,похожи на селёдки, вид затасканный и непонятно, чем они занимаются в свободное от дежурства у «нового искусства» время.Тела покрыты мурашками от холода. Вот и долгожданная кучка мусора в середине зала, ладно не го…, а и такое было на выставках, как известно. В 1961г
 итальянский художник Пьеро Мандзони, представитель концептуального искусства разделил свои фекалии по 30 гр. и разложил в 90 баночек, сделал надписи на 4 языках- итал, англ, франц, немецкий. поставил свой автограф с надписью "Дерьмо художника".Стоимость баночки- 70.000 евро, но рекорд был поставлен трижды в 2007,2008,2016 гг на аукционе Sotheby’s данные баночки была проданы на вес золота, за 84 000 фунтов стерлингов, другая за 97250 ф.стг, 220 тысяч евро.Я не шучу. Создатель этого "искусства" сказочно разбогател.Этот провокационный жест Мандзони был протестом и издевательством над современным арт-рынком, в котором по заоблачно высоким ценам продаются работы, недостойные внимания коллекционеров. Здесь его можно поддержать.Это действительно безобразие!Продавцы зарвались!Подача протеста весьма своеобразна, можно протестовать и в других вариантах,более уважительном, а не таким радикальным способом...Но позиция правильная.
 А на этой выставке все обходили кучку на носочках,осторожно, чтобы не задеть.Рядом что-то трещит и шипит, распадается на кусочки, потом вновь собирается в кучку- это, оказывается,кинетическое искусство… игрушки… При чём здесь искусство? Можно ли серьёзно относиться к такому действу и называть это священным словом -ИСКУССТВО?  Я лишний раз убедилась, что это не моё… люди заблудились.  Вот таким было моё второе знакомство с авангардом.
 Но,прошло время, и я узнала его совсем с другой стороны,-это был другой авангард, действительно передовой.
  В нашем театре драмы работала замечательная женщина –художник Альбина Габуева. Она была художником по костюмам. С её приходом в наш театр произошла настоящая культурная революция в театральной жизни города. Её костюмы – вот настоящий прорыв. Каждый спектакль открытие, новое откровение и прочтение текста пьесы изнутри, это новый вдох и выдох, неожиданный, прекрасный и с высоким вкусом. До этого ничего подобного в театре не было.Всё без претензий на что-либо, словно набрали все вещи в секонд-хенде. Обычно одежда актёров на сцене смахивала по расцветке на курочку Рябу- что-то серенькое,рябенькое, незаметненькое, всё сливалось в один ручеёк, не вызывая интереса.Можно было смело менять и передавать как знамя от одного героя другому,из одного спектакля в другой,-разницы никакой .
  Её костюмы раскрывали дополнительно образ героя, придавали яркую и незабываемую индивидуальность актёрам. Герои в её костюмах становились вдвойне значимыми. Помню, как на сцену в спектакле Робера Тома «Восемь любящих женщин» вышла наша народная артистка Вера Ершова, зал ахнул и взорвался от аплодисментов. - Браво! На ней было оригинального покроя платье из двух цветов синего и белого, разделенного пополам по всей длине - смело, необычно, неожиданно, даже неслыханно и прекрасно в то время.Сейчас мне понятно,что это был привет от авангардистки Натальи Гончаровой.Это она впервые ввела в жизнь двухцветные платья- рубашки, Альбина по-своему преломила этот момент. Наш театр переживал Ренессанс в те годы под руководством режиссёра Петра Львовича Монастырского, он очень ценил творчество Альбины Габуевой.У него было всегда чутьё на хороших творческих людей- артистов, художников,композиторов, которыми он окружал себя…Поэтому и наш театр знали по всей стране,а он имел столько наград за свой труд, сколько не было даже у Товстоногова. Она оформляла в Самаре много спектаклей, и он очень гордился таким профессионалом.Она всегда попадала в цель, благодаря своей эрудиции и чутью художника. Она имеет звание Заслуженный работник культуры.
  Мы дружили с Альбиной, а познакомились с ней в 1964 г. через актрису Калашникову Младу (Капица). В это время они приходили к нам домой в гости вместе с режиссёром театра Артуром Хайкиным, который позднее стал главным режиссёром Омского драматического театра. Все вспоминают, что под его руководством театр достиг больших результатов в творчестве и приобрёл огромную известность в России. Позднее Альбина и Млада по разным обстоятельствам переехали в Москву, и я всегда останавливалась то у Альбины,которая работала художником по костюмам в театре оперетты имени Станиславского и Немировича-Данченко и консультировала в других театрах, то у Млады, когда ездила туда.
    Во время моих "стоянок" у Альбины,мне выпало счастье наблюдать процесс создания замечательных, уникальных работ, когда Альбина работала над созданием костюмов для спектаклей разных театров. Её очень ценили и в нашей стране, и в других странах. Итальянцы постоянно консультировались у неё. У неё был какой-то планетарный подход к созданию своих костюмов. Тут подключались её воображение и необузданная фантазия. Я созерцала процесс удивительного горения духа.Почти дымилось...Это  была кухня творца. По всему дому были разложены замечательные книги с изумительными иллюстрациями, гравюры, открытки старинные и фотографии с
 с разными актёрами в костюмах из разных спектаклей, из разных стран,фотографии ,которые реально показывали историю костюмов жителей планеты и в нашей стране, буклеты спектаклей на разных языках, афиши и плакаты Маяковского,гравюры и рисунки, эскизы костюмов Л.Бакста,фото декораций и эскизы к "Русским сезонам " в Париже М.Ларионова и Н.Гончаровой, редкие книги по истории  мирового искусства, истории костюма разных стран, исторические фото костюмов зарубежных и русских театров … энциклопедии,повсюду летали влюблённые М.Шагала, и всё это наполняло всю комнату,правильнее сказать-всю квартиру.Всё разложено было повсюду,здесь я увидела и фото Н.Гончаровой. Везде  - на диване, столах, стульях, тумбочках, ковре, и тут на подушках шла дальше дорожка на кухню, и всюду, куда можно было положить книгу или фотографию, что-либо ещё, все было занято под иллюстрации, а на столе лежал листок с пером, она ходила всюду и рассматривала всё это сокровище, чтобы потом создать своё.Она рассматривала, подходила к столу и что- то зарисовывала или записывала. На ходу жевала фрукт или бутерброд, за кофе вновь ныряла на кухню туда и обратно по этому же маршруту, и не выходя и своего творческого состояния творца, наливала кофе…на автопилоте... Она называла этот процесс – поиск своего или «прикуривание». Есть такой термин у творческих людей. Когда в поиске своего натыкаешься на деталь, которая перевернёт твоё сознание, что ты вдруг, неожиданно увидишь своё и создашь своё. Этот процесс я наблюдала много раз. Вслед за ней, я подробно рассматривала все разложенные материалы, зависала то над одной иллюстрацией,фотографией,то над другой и наткнулась на работы одной из амазонок авангарда, кубофутуристки Александры(Аси) Экстер.Это было открытие для меня.Если предстояло делать костюмы для балета, то книги менялись, дополнялись,и можно было видеть репродукции импрессионистов ,голубых балерин Дега, изящные и тонкие рисунки Валентина Серова,рисунки Виктора Васнецова- сказочника и былинника с кистью в руках, фотографии Ольги Лепешинской,Галины Улановой, Майи Плисецкой на сцене в костюмах, и других блистательных балерин и их партнёров.Так созревало то самое,что должно было быть незабываемым открытием, откровением, настоящим прорывом. Альбина трудоголик,так как много работает с такой самоотдачей, что порой не спит,не ест,вся погружается в процесс создания своих костюмов,"переселяется на другую планету" в полном смысле слова и творит свою красоту, свой космос.Вот так рождаются шедевры.
 
 *** 
В апреле  2023. г  на сцене Губернского театра вышел спектакль "Ромео и Джульетта"С.Прокофьева,костюмы А.Габуевой. Этот театр очень известный и имеет своего зрителя - Московский драматический театр "Бенефис" и "Русский балет". Альбина сделала много костюмов для разных спектаклей этого театра.
  «Русский балет» много гастролирует. Театр, названный известным английским изданием The Journal «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы».
В России «Русский Балет» награжден престижной национальной премией имени Федора Волкова – основателя русского театра. В 2020 году театру «Русский балет» присвоено звание Академического.
 
 ****   Эскиз костюма А.Экстер.Саломея.