Поиски счастья-1

Вячеслав Штанько
ПРЕДИСЛОВИЕ

Основной идеей произведения является постепенное, по мере накопления жизненного и духовного опыта, познание главным героем смысла жизни и уже в старости в результате внезапного озарения приходит понимание , что всё же из всех добрых и полезных деяний каждого человека главным является достижения счастья. В народе счастье ассоциируется с любовью, встретить свою возлюбленную или возлюбленного и вечно любить друг друга, плодить и воспитывать детей. А удовлетворение от творческого труда в обществе не считается счастьем, а только сопутствующим фактором и порой к талантливым людям относятся с завистью, что приносит им неприятности.

Произведение написано автором, когда Россия находилась в условиях большой турбулентности, враги внешние и внутренние пытались разрушить страну, а её вооруженные силы вели военные действия на территории когда-то братской республики, в стране царило бескультурье и безнравственность, богатые богатели, а бедные беднели, на вооружении безнравственных людей стал принцип – обогащайся любыми способами. Обман, хитрость, вранье, предательство было естественными принципами того времени для аморальных людей.

Здесь описана жизнь Владимира Ивановича Южанина от детства до старчества, который после получения высшего образования, в советское время занимался интересной творческой работой. Затем пошли годы страданий и испытаний, ошибок и попыток их исправления. Его супружеская жизнь не удалась, и он с 42 лет сталь одиноким человеком, увлекся духовной жизнью, но она не приносила ему ни морального, ни духовного удовлетворения, также подорвала его здоровье, и через 30 лет у него произошла переоценка смыслов и цели жизни, но это не сделало его пессимистом, и он не опустил руки, продолжая бороться с тяготами жизни. Затем произошло озарение, и свет озарил его мрачную жизнь.

Данное произведение во многом автобиографично, и автор не старался его приукрасить или вызвать у читателей сострадание, показана жизнь такая, какая она у него получилась, но окончание романа описано на высокой оптимистической ноте.
 
ДЕТСТВО

Детство Володи проходило в станице Холмской у предгорий Северо-Западного Кавказа с живописной природой и невысокими горами, поросшими лиственными лесами, здесь росло много орешников, попадались каштаны, на земляничных полянах летом стоял аромат ягод земляники, а в кустарниках и лесу слышалось пение разных птичек, слава Богу, хищные звери не попадались. На берегах мелководной речки росла разнообразная растительность с очень насыщенными запахами. За южной окраиной станицы были заброшенные нефтяные и газовые скважины, в одной из которых горело пламя, выходящего газа, вокруг которого в холодное время года .пацаны проводили время, поджаривали грибы и сало.

В первый класс Володя пошел с задержкой на один месяц, в связи с эпидемией ящура на их улице, и переживал из-за этого, днями слонялся под окнами школы, заглядывая, как его сверстники грызут гранит знаний. С выходом на учебу он быстро нагнал своих одноклассников и, в скорости, стал бегло читать книги, которые приносил из библиотеки старший брат. В младших классах он стал проявлять симпатию к одной девочке-отличнице из интеллигентной семьи, но она не обращала на него внимания, возможно, в следствие его рабочее-крестьянского происхождения и соответствующим низким уровнем культуры.

Весной в четвертом классе семья переехала в город Темрюк, что на Таманском полуострове. Город находится на горе вулканического происхождения, которая окружена лиманами, плавнями и рекой Кубань, а в 4-х километрах находился морской порт и Азовское море. На квартале их дома проживало более 10-и подростков близкого к Володе возраста, с которыми он быстро подружился, и они вместе проводили свободное время на соседнем лимане Кучерявом, на Кубани, а в межсезонье пропадали в общественных садах, которые летом служили объектом хищения фруктов.

ЮНОСТЬ

После 5-го класса  пятеро подростков по своей инициативе пошли в Дом пионеров учиться игре на мандолине, и там пожилой музыкант Георгий Константинович научил их азам игры на мандолине и домре, и мальчики научились играть порядка 10-15 музыкальных произведений. После окончания учебы учитель музыки двух наиболее одаренных домристов Володю и Толика направил в струнный оркестр при районном Доме культуры, но они не вписались во взрослый оркестр и вскоре перестали туда ходить.

Но занятия музыкой у Володи не закончилось, надо сказать, что он с детства любил насвистывать простецкие мелодии, а после обучения на домре и более сложные и мелодичные произведения насвистывал, таким образом, развил музыкальный слух. В школе это заметил учитель пения и с 7-го класса репетировал с ним песни, которые воспроизводились на школьных концертах. Иногда пели дуэтом с симпатичной, кудрявенькой одноклассницей Таней. Они пели песни популярные тогда у молодежи и юного поколения. Из-за стеснительности Володя от волнения забывал слова песен, ему часто подпевали из зала, потом стал петь по шпаргалке.
На школьных вечерах устраивали танцы под музыку баяна или магнитофона, девочки, как наиболее продвинутые, обучали мальчиков танцам. На танцах они узнавали, кто к кому проявляет симпатии, но по большей части эти симпатии не имели романтического продолжения. Володе нравилась одноклассница Валя, увлекающаяся гимнастикой, но у ней был свой объект любви, тоже гимнаст из старшего класса, который в свою очередь не замечал её знаков внимания. Оказывается, такое часто бывает.

Позже Володя узнал, что он был симпатичен певице Тане, которая была миловидна личиком с кудрявыми волосами пепельного цвета, она была простодушной девочкой, легко ранимой, учеба ей не сильно давалась, но это же не главное в девочке. В их классе были три подруги, весьма развитые умом, но они его направляли на зло, насмешки, кликухи и даже распространяли клеветнические слухи на Таню, что она гулящая и занимается любовью со старшеклассниками и парнями на стороне. Таню это очень обижало, а те доводили её до слёз и истерики, а остальные безмолвно наблюдали за этим, потому что могли быть объектом их насмешек или думали о порочности Тани. В общем эта троица портила всю атмосферу в классе, а учителя не знали об этом или не хотели знать.

В 7-м классе по физике  изучали основные принципы устройства и работы паровой машины. Учитель физики был большим энтузиастом и мастером на все руки, и однажды, он на урок принес действующую модель паровой машины. В ней был паровой котел, цилиндр с поршнем, соединенным кривошипом с валом и маховиком, а подача пара подавалась через золотник, также соединенным с валом. Котел разогревался на спиртовой горелке, когда в котле образовался пар, учитель, открыв краник, пустил пар на золотник паровой машины, поршень пришел в движение и завращал вал с маховиком. Демонстрация паровой машины произвела на Володю такое неизгладимое впечатление, что он решил также сделать модель паровой машины, но была проблема выточить точно распределительный золотник и цилиндрик к нему. Володя уже тогда интересовался техникой, кое-что мастерил и почитывал журнал юный техник, и тут на удачу попалась статья о модели паровой машины с качающимся золотником, закрепленном на цилиндре. Переписал эту статью и зарисовал устройство модели.

Теперь была задача, как сделать модель из подручных средств. В столярной мастерской отца нашел латунную гильзу от охотничьего ружья, кривошипный вал согнул из гвоздя, также нашлась стальная шайба для маховика. С помощью ножовки по металлу и напильника выточил плоский золотник, Отец тогда работал столяром в гараже рыбозавода, узнав, что сын делает паровую машину, принес с работы большой медный паяльник, олово и соляную кислоту. Тогда в дом еще не провели газ, и мама готовила пищу на керогазе, воспользовался им для разогрева паяльника. С помощью паяльника олова и соляной кислоты корпус золотника припаял к гильзе патрона, которая должна быть цилиндром паровой машины. Поршень выплавил из олова, в который был вставлен шток из гвоздя. К подводящему отверстию неподвижной части золотника припаял медную трубку.

В начале, собрал модель паровой машины без котла и попробовал запустить её, подавая сжатый воздух с помощью автомобильного поршневого насоса. Качнул насосом сжатый воздух в машину, и она закрутилась на несколько оборотов. С радостью понял, что конструкция модели правильная. Затем из консервной банки спаял паровой котел с выходной трубкой, и резиновой трубкой соединил паровой котел с золотником модели. Котел поставил на керогаз и, когда в котле образовался пар, пальцем дал толчок маховику, и паровая машина заработала, цилиндр стал совершать качательные движения, а поршень - возвратно-поступательные движения, вращая маховик. Из выходного отверстия золотника выходил пар пульсирующими струями, создавая приятный для уха подростка шум. Конечно, радости было не передать словами. Работу модели видели только родители, удивляясь умелым рукам сына, но друзьям почему-то не стал показывать, может, потому что в то время хвастовство среди подростков осуждалось.

В начале 60-х годов, проживая в провинциальном городке, не имея токарного станка и хорошего слесарного инструмента, подросток из подручных средств построил вполне работоспособную модель паровой машины. Володя не сознавал того, что этой моделью тогда сделал выбор будущей профессии инженера-механика, конструктора.
В 9-м классе пришли новые школьники из других школ города и из станицы Фонталовской, трое ребят и шестеро девушек. С первого сентября девятиклассников отправили на уборку винограда, общая работа сплачивала коллектив, а в обеденный перерыв бегали на море купаться. На работу ездили на бортовом грузовике, распевая комсомольские песни. Из новоприбывших девушек были несколько весьма симпатичных, одна из них Настя, самая красивая, была спортсменкой энергичной, активной и многим нравилась.

Однако, трое злых подружек продолжали незаметно управлять классом, насмешки, подколки распространили и на новеньких девушек. Конечно, Настя сблизившаяся с парнем на мотоцикле, с её раскатываниями на Яве по всему городу вызывали у них злую зависть и немудрено, что ей был навешан ярлык гулящей девки. Вера, миловидная и фигуристая, которой увлёкся Володя, также подверглась изощренной травле до такой степени, что она, не закончив 9 класс, отчислилась, в начале работала в своём колхозе, а потом пошла служить в армию. Новенькую школьницу Наташу из Новосибирска тайно, оккультно, довели до болезни, пользуясь колдовством наслали на неё туберкулёз. Владимира во время сна завели в подземный лабиринт, а сами исчезли, он, не зная выхода, дошёл до тупика, из которого наверху сияло небо, он туда взлетел, но небожители ему сказали, - Тебе ещё рано сюда, возвращайся назад. И Володя проснулся.
 
А так жизнь в классе продолжалась согласно плану учебного процесса. Володя с другом Шурой особенно не старались в учёбе, домашние устные задания не готовили, а на переменах лихорадочно читали, пытаясь подготовить заданный урок, поэтому они не вырывались в отличники. Только математику Володя не игнорировал, а даже любил, корпел над решениями домашних задачек, придумывая оригинальные решения. На уроке математики его часто вызывали к доске, чтобы он разъяснил особо сложные главы предмета или показывал решения сложных задач. Бывало, когда учительница на доске показывала пример решения задачи, у него вдруг возникало оригинальное решение, и он его предлагал учительнице, к счастью, она заметила его особые способности в математике, и предлагала ему показывать оригинальные решения всему классу, а на дом давала усложненные задачки.
 Также у него было хорошо развито пространственное воображение, и учительница черчения часто его вызывала к доске, чтобы он рассказал, как нужно решать сложные задачки по начертательной геометрии. По русскому языку и литературе он показывал весьма посредственные способности, поэтому в его атестате по этим предметам стояла оценка удовлетворительно.
С пятого класса начал преподаваться иностранный язык, в начале в их классе вёлся немецкий язык, но потом наверху передумали и решили их перевести на французский язык. Француженка была весьма симпатичная молодая незамужняя женщина и очень интеллигентная. Ученики её заслушивались, когда она рассказывала о Франции и Париже, в котором она проходила практику, также уроки французского языка были очень интересны и познавательны,кроме того, француженка школьникам прививала высокую культуру, Хотя вследствие не сильной памяти, Володя не отличался большими способностями в языках, но ему было интересно изучать этот предмет и часто вставлять в свою речь французские словечки и выражения. Володя и Шура, оставшиеся из всех мальчиков в 9 классе с восхищением наблюдали за ней. Одевалась она согласно последним веяниям французской моды и это не было не замечено мужской половиной школьников, а девушки брали пример с её манеры поведения и её нарядов, конечно в меру возможностей семейного бюджета.
Уже в одиннадцатом классе француженка вдруг тайно вышла замуж, тайно, потому что ученики об этом событии не были оповещены. И каково было их разочарование в выборе утонченной интеллигентной женщины, когда увидели с ней какого-то грубого на вид моряка с густой чёрной шерстью выбивающейся из ворота рубашки и диким лицом от черно-синей щетины, которую никакая бритва не могла взять. Франкоязычные классы школы были шокированы её выбором!  Но когда школьники повзрослели, то с пониманием отнеслись к брачного союзу француженки и моряка.
 В учительской среде особо заметной была супружеская пара исторички Екатерины Николаевны и Виктора Петровича, который со временем эволюционировал от учителя физкультуры до учителя физики и математики, этот сложный процесс его развития школьникам не был доступен, но, видимо, он проходил курсы повышения квалификации в пединституте. Супруга Виктора Петровича отличалась железной волей и старалась его держать в ежовых рукавицах, так как он немного попивал и, вследствие красивой внешности пользовался успехом у прекрасной половины не только школы, но и города. Детей у них не было, поэтому историчке приходилось прикладывать немалые усилия, чтобы удержать возле себя красавца-супруга. Правда, супруга также была красивой женщиной, наделенной весьма женственной фигурой, интересно, что её лицо носило черты античных времен то-ли римлянки, то-ли гречанки, что у школьников пробуждало дополнительный интерес к её предмету, истории.

Из одноклассниц Володи ещё надо отметить Любашу добрую и симпатичную девушку, которая хорошо играла на баяне и иногда аккомпонировала Володе во время его выступления на сцене. А через два с половиной года она научила его хорошо целоваться, может потому что она была еврейка, которые, говорят, рано овладевают искусством любви.
 
МОЛОДОСТЬ

Как все выпускники школы, не поступившие в институты, Владимир устроился на работу на местный рыбозавод вместе со своим другом Толиком, который уже дважды неудачно поступал в ВУЗ и работал разнорабочим. Для молодых парней физическая работа была на пользу, грузили бочки с хамсой в вагоны, соль разгружали и работали куда пошлют. Но в октябре Толик пошёл служить в СА, а Володя перешёл в автогараж на работу электриком-аккумуляторщиком и по обслуживанию электрокар. Работа была в чём-то интересная, особенно когда занимался ремонтом электрокар, были непростые случаи и электрики их решали. Одно неприятно было, ходить в ночные смены на зарядку аккумуляторов. Ночью удавалось поспать 2-3 часа и дома приходилось досыпать.
 
После окончания школы Владимир дважды неудачно поступал в ВУЗ, что его подспудно огорчало. Кроме того по гипертонической болезни его освободили от воинской службы, что также усиливало в нём комплекс неполноценности. Поэтому этот духовный кризис привёл его к решению попытать счастья в Сибири и подсознательно выбор пал на Якутию.