Предметы и люди

Ваня Кирпичиков
          Иногда я себе задаю странные вопросы. Странные не для меня, а для других (я так думаю). Вопросы одного смыслового направления. Мне непонятно, откуда у меня они появились и зачем нужны – какая-то сущая безделица все это, однако, мне кажется, в них все же что-то есть скрытое и не совсем простое. Или мне так хочется обычные вещи сделать не совсем заурядными. Итак…
          Смотря на что-либо, на какую-нибудь рукотворную вещь, например на любой инструмент, я представляю всех людей, которые были задействованы в изготовлении этого предмета. Но я не просто представляю их в голове по отдельности, а я хочу мысленно почему-то их всех собрать возле этого предмета и как-то увязать в одну общую структуру, объединить вокруг этого предмета. Я хочу сказать собравшимся, что несмотря на то, что они чужие друг другу люди, что они, возможно, из разных стран, разных полов и национальностей, они все объединены вокруг этой безделушки.
          Когда все умозрительно собравшиеся друг возле друга устремят свой взгляд на эту вещь и поймут, сообща (я им подскажу), что этот предмет есть их совместное творение, то тогда, мне так кажется, этот предмет обретет какой-то дополнительный смысл, помимо основного смысла как инструмента для производства работ. Он впишется в круг этих людей и займет не последнее место, хоть и является неживым. Это сущее хранит прикосновение разных людей, оно “помнит” о людях. Да и люди на короткое время остановят свой зомби-забег в бесконечное никуда.
          Не знаю, что здесь такого оригинального и сверхмудренного, но желания подобного типа меня периодически посещают, когда я, будучи находясь в философском настроении, гуляю в одиночестве и запускаю свои мысли в далекие дебри вдали от жизненных забот и суеты.
          Мне кажется, я хочу таким образом показать себе, что окружающие предметы, неживые сущности являются чем-то бОльшим, чем просто вещи без сознания, чем просто куски материи. Я их наполняю каким-то человеческим смыслом что ли – не пойму…И людям я также пытаюсь донести (мысленно, конечно), что обыкновенные предметы, окружающие их, даже мусор, валяющийся под ногами, не должны восприниматься ими как безликие сущие, как некое то, чем попользовался, бросил и забыл. Предметы есть хранители событий жизни человеческой. Одним словом, у меня есть желание придать более серьезный смысл предметам, возможно, слегка мистифицировав их назначение. Скорее, последнее и стало причиной моих рассуждений…
          Гуляя по улице и смотря на старый забор, построенный полвека назад, я представляю конкретного человека, который жил в то время и который пилил камень из горной породы именно для этого забора. На месте производства камня работало много рабочих, но мне мысленно нужен именно тот каменотес, который своими руками брал камни и теперь эти камни находятся в заборе. Мне важно, чтобы к этим камням касалась рука именно этого рабочего. Камни хранят прикосновение каменотеса, хоть и прошло много времени. Камень и рабочий были в одном месте пространства давно, мимолетно. Этот эпизод их объединял в единую пару – неживой камень и человек. Затем они были разъединены – камень увезли, а рабочий продолжал свой труд.
          Прошло время. Много времени. Рабочий не ведает, где тот самый пустяковый камень, который он обрабатывал, сейчас находится.  Скорее, человек уже не работает в этой каменоломне, а, возможно, он ежедневно проходит мимо забора, который состоит из камня, ранее лежащего в его руках.
          Однако к этому камню прикасался не только каменотес, но и строитель-каменщик, который делал забор из камня. Камень хранит в себе прикосновение уже двух совершенно разных людей. Предположим, что эти люди никогда не пересекались в жизни друг с другом, не знают о друг друге ничего, но зато камень “помнит” их. Он имеет знание об этих людях.
          Представим, что каким-то образом мне удалось пригласить каменотеса и каменщика-строителя к забору, в котором лежит их так сказать общий камень, к которому они оба приложили свою руку в разные времена. Эти разные люди, эти чужие друг другу люди вдруг будут соединены здесь общим предметом – камнем. Они не помнят этот камень, возможно не помнят и этот забор – сколько таких у них было – тысячи. Но я предположим точно знаю, что к определенному камню в заборе приложили руки именно эти люди. Я мысленно им говорю об этом. Получается странное пересечение, странное взаимодействие двух людей вокруг обыкновенного, невыразительного ничем камня. Непримечательный кусок материи знает об этих людях, а они живут и не ведают, что лежит в заборе камень, и он есть нечто общее для них. Конечно, для этих людей странным будет их приход к забору и бессмысленно мимолетное знакомство несмотря на то, что я им оглашу этот факт. Но и мое повествование не менее странно.
          Все это просто как-то, незамысловато и, казалось, не стоит тратить время на эти бесполезные потоки мыслей, однако мне показалось, что я ухватил кусочек чего-то потустороннего. Кажется, что все предметы и люди едины и составляют какую-то общую материю, где нет живых и неживых. Мир этот спрятан и не тронут никем. В нем все взаимосвязано. И все безвременно там. А мы роемся, копошимся в бескрайнем окружающем сущем. Им же и подавлены, раздавлены и отброшены – рыскать в поисках корма и развлечений…
          Прогуливаясь по историческим местам и смотря на древнегреческие руины домов, я представляю, как кто-то здесь жил, о чем-то думал и мечтал. Прошли века, сменились поколения. Возможно, есть родственники у этой древнегреческой семьи. Возможно, они стояли на том же камне при входе в дом, на котором находился их далекий предок. Точка в пространстве не изменилась со временем. Координаты те же. Но только время изменилось. Небо не изменилось, воздух такой же остался. Закаты и дождь – все тоже самое. Но только время. Эта единственная координата поменялась. Мысленно поставьте рядом древнего грека, жившего здесь 2000 лет назад, и его дальнего родственника. Они будут таращить друг на друга глаза, не понимая к чему это все. Но камни их помнят. Какие-то простые куски материи, никчемные и невыдающиеся. Они прошли сквозь века, храня на себе печать поколений.
          Все полотно мира неделимо и цело. Все увязано и как будто спрятано для простых смертных…
          Осуществляя променад по городу, я мысленно представляю рабочих, которые укладывали булыжник на старую мостовую. Где они сейчас? Они умерли. Давно. Но вдруг кто-то из далеких родственников проходит по этой дороге, не ведая, что его предок здесь гнул спину и находился в той же точке на мостовой, что и он. Соедините их мысленно и скажите, что их объединяет в этом месте. Они удивятся, что оказались вместе через долгие-долгие года в какой-то ничем неприметной точке мостовой. В месте, где прошли тысячи людей…
          Есть невидимые линии соприкосновения. Они идут через время и соединяют все. Все взаимоувязано ¬– предметы, люди. Что-то есть общее, неуловимое для нас, зыбкое и непознаваемое. Сущее что-то скрывает, время ему помогает скрыть, а нам не ухватить сущность мира. У материи, времени есть общие начала, они пронизывают все и есть первопричины.
          И только проблески чего-то потустороннего, представленные мной здесь, а именно непознаваемая связь времени, людей, окружающей материи, их совокупность, пытаются мне дать понять, что есть нечто запредельное, неуловимое в устройстве мира, что нам не дано.