21 февраля 1850 года - 5 октября 1873 года.
"Фёдор Александрович Васильев родился в городке Гатчина (в настоящее время Ленинградская область)
в семье мелкого почтового служащего из С-Петербурга.
После рождения мальчика семья переехала в столицу.
Семья жила бедно и в возрасте 12-и лет мальчик был был отдан на службу в управление главного
почтамта С-Петербурга.
Интерес к живописи и способности к рисованию проявился у Фёдора рано, но недостаток свободного
времени вынуждал мальчика заниматься любимым увлечением по вечерам и воскресным дням.
Родители поощряли увлечение сына, и в 1863 году отдали сына, мечтавшего стать художником и
много рисовавшего, в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в С-Петербурге.
Школа, основанная в свое время министерством финансов, оказалась к 1860-м годам в ведении
Общества поощрения художеств и благодаря учреждению художественного класса быстро завоевала
популярность в кругу талантливой молодежи самых различных общественных слоев С-Петербурга.
В числе преподавателей школы был тогда не только пользовавшийся огромной любовью и авторитетом
Иван Николаевич Крамской, но и другие художники из группы четырнадцати протестантов, демонстративно
вышедших из Академии в 1863 году.
Приметы, происходивших в искусстве перемен, особенно стали заметны тогда на ежегодных
академических выставках.
Выдающиеся способности Васильева были вскоре замечены.
Далеко не последнюю роль в становлении молодого живописца сыграла его дружба с И.Н. Крамским
- русским живописцем и рисовальщиком, мастером жанровой, исторической и портретной живописи;
художественным критиком и Иваном Ивановичем Шишкиным - русским художником-пейзажистом,
живописцем, рисовальщиком и гравёром-аквафортистом, представителем Дюссельдорфской
художественной школы.
Желая также получить практические навыки реставрационной деятельности, Васильев, в течение всего
периода обучения в Рисовальной школе, совмещал занятия с вечерней работой у известного
петербургского реставратора из Академии художеств Петра Кирилловича Соколова.
В 1865 году скоропостижно скончался отец Фёдора Васильева , и пятнадцатилетний подросток
оказался главной и фактически единственной опорой семьи, оставшейся без средств к
существованию.
Преждевременное взросление наложило свой отпечаток на характер будущего художника, сделав его
легко ранимым и обострив эмоциональную чувственность, развив при этом редкостную сложность
духовной организации и повышенное внимание к нравственным вопросам человеческой жизни.
К моменту окончания учебы в 1867 году, Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим
в их среде.
Особенно близкими были отношения с И. В. Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с
И. И. Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре.
Общение и дружба с этими замечательными людьми и художниками стали главными жизненными и
профессиональными университетами начинающего живописца.
Летом и осенью 1867 года Фёдор Васильев вместе с опекавшим его и учившим азам мастерства
Шишкиным, более пяти месяцев проработал на Валааме.
Лето, проведенное на Валааме, небольшом острове на Ладожском озере, подготовило художника
к самостоятельной работе.
Множество сделанных там набросков и этюдов, а также законченные позднее большие картины
«После дождя», «Деревенский двор», «В церковной ограде Валаам» (все 1867 год) отчётливо
демонстрируют свойственное Фёдору Васильеву лирическое восприятие русской природы.
Уже в этих работах мы наблюдаем особый художественный стиль талантливого живописца.
Его главная отличительная особенность — разработка соседних тонов цветовой гаммы, благодаря
чему достигался яркий колорит картин.
Художник достигал целостности произведения при помощи единого цветового рефлекса.
Такой подход отличал Васильева от большинства художников- передвижников, добивавшихся
зрительного единства картины при помощи тщательной разработки светотени и боровшихся
с «искусственной» пестротой подчёркнутой сдержанностью общей цветовой гаммы.
Шишкин научил Васильева видеть всё разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер
деревьев и листьев.
Он привил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу
труда.
Вернувшись с Валаама, Федор Васильев решил впервые выставить на суд зрителей и своих собратьев-
художников исполненные за лето рисунки и этюды.
Вместе с работами Шишкина они были показаны на выставке Общества поощрения художеств.
Один из этюдов Васильева — «На острове Валааме. Камни», был приобретен графом П. С. Строгановым,
крупным меценатом того времени. Он с большим интересом воспринял работы семнадцатилетнего
художника и затем с вниманием следил за его успехами, всячески покровительствуя молодому
дарованию.
1868-1869 годы — время по-настоящему зрелых работ Фёдора Васильева.
Среди них прежде всего необходимо выделить «Деревенскую улицу», «После грозы» и
«Возвращение стада»(все-1868 год)и картину «Деревня» -1869 год.
В 1870 году вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным - выдающимся русским художником-живописцем,
мастером портрета, исторических и бытовых сцен, академиком Императорской Академии художеств,
молодой художник отправляется в поездку по Волге.
Из путешествия Васильев привёз множество набросков и зарисовок и две незавершённые картины :
"Вид на Волге.Барки» и «Волжские Лагуны», (обе 1870 год).
Эти работы в полной мере показывают всё богатство его палитры и поистине блестящее восприятие
цвета художником.
Необходимо отметить, что для ранних работ Фёдора Васильева характерно трёхплановое
композиционное построение,умело подчёркнутое цветом и освещённостью.
Как правило, затенённые передний и задний планы, разделяются высветленным средним.
Однако, в одной из своих лучших работ «Оттепель» (1871 год), Васильев отходит от своей
традиционной трёхплановой схемы.
Работа была очень высоко оценена современниками. Эта глубоко эмоциональная картина,
пронизанная настроением тревоги и безнадёжности принесла автору первую премию от Общества
поощрения художеств.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной
выставке 1872 г. в Лондоне.
В 1871 году Фёдор Александрович Васильев поступил в Академию художеств, но ещё во время
работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился,и у него
обнаружился туберкулёз. Как следствие — художник вынужден был покинуть С-Петербург.
По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской
и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.
Общество поощрения художеств предоставило Фёдору Васильеву средства для поездки в Крым.
В Крыму, в Ялте Фёдор Васильев провёл последние два года своей жизни. Он не сразу оценил красоту
крымских пейзажей, однако постепенно, после мучительных творческих поисков , обрёл своё видение
южной природы, и его глубоко лиричный и поэтичный пейзаж «В крымских горах».
Художник много и напряжённо работал в Крыму, порой в ущерб лечению.
Это не способствовало выздоровлению и в конце концов привело к трагическому финалу..
24 сентября 1873 года в возрасте 23 лет Фёдор Александрович Васильев скончался в Ялте, где и был
похоронен на Поликуровском кладбище.
Фёдор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но его вклад в русское искусство велик:
он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким,
проникновенным лиризмом.
Талантливый живописец оставил нам большое творческое наследие.
Им восхищались И.Е. Репин, и И.И. Шишкин, а Исаак Ильич Левитан называл Фёдора Александровича
Васильева своим учителем.
выдающаяся оценка!!!"
(с)
Благодарные потомки высоко оценили творчество так рано умершего гения российской
пейзажной живописи.
Он состоит в номинации "Величайшие художники мира XVIII–XXI вв."
И даже в лонг - листе этой почётной номинации.
Такой чести в 23 года больше никто из живописцев не удостоен.
Велика его популярность в интернете.
Мне понравились пейзажи этого талантливого живописца.
И я решил представить его творчество любителям изобразительного искусства.
Стиль: реализм.
Фигуративная станковая живопись: масло, холст.
Жанр: лирический пейзаж.
Палитра: колоритная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
Volga_barges (700x449, 362Kb)
Fedor_Vasilev_-_The_Thaw-1024x508 (700x347, 242Kb)
Fyodor_Vasilyev_In_the_Crimea_18113 (700x576, 392Kb)
Fyodor_Vasilyev_Before_a_thunderstorm_10974 (700x564, 466Kb)
Fyodor_Vasilyev_Village_7993 (700x546, 454Kb)
untitled54edc8ca31175 (700x469, 567Kb)
Fyodor_Vasilyev_Landscape_Pargolovo_10979 (700x503, 423Kb)
800px-Feodor_Vasilyev-_After_a_Rain,_Country_Road_-_detail (700x493, 357Kb)
unnamed-file (700x497, 421Kb)
Рњ (700x499, 436Kb)
Fyodor_Vasilyev_Dugout_10989 (700x496, 443Kb)
Vasilyev_Peasant_yard_by_a_brook_1869_1870_grm (700x551, 295Kb)
near-a-church-valaam.jpg!Large (700x453, 388Kb)
Оттепель-1871-хм-53.5х107-ГТГ (700x347, 248Kb)
На-неве (700x518, 398Kb)
На-берегу-Волги-1870 (700x506, 427Kb)
Лодка-1870-хдм-17х28-ГТГ (700x424, 361Kb)
(1) (700x575, 505Kb)
Крым-Ялта-1873 (700x460, 384Kb)
(700x382, 274Kb)
oie_171755146wpXj5o8 (700x450, 244Kb)
oie_17175127Sx2OWcUP (700x479, 335Kb)
oie_17175030GgFfu7It (700x569, 364Kb)
oie_1718282x2iwMyO (700x546, 379Kb)
160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.