Васильев Фёдор Александрович великий талант

Павел Пегов
         21 февраля 1850 года - 5 октября 1873 года.

"Фёдор Александрович Васильев родился в городке Гатчина (в настоящее время Ленинградская область)

в семье мелкого почтового служащего из С-Петербурга.

После рождения мальчика семья переехала в столицу.

Семья жила бедно и в возрасте 12-и лет мальчик был был отдан на службу в управление главного

почтамта С-Петербурга.

Интерес к живописи и способности к рисованию проявился у Фёдора рано, но недостаток свободного

времени вынуждал мальчика заниматься любимым увлечением по вечерам и воскресным дням.

Родители поощряли увлечение сына, и в 1863 году отдали сына, мечтавшего стать художником и

много рисовавшего, в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в С-Петербурге.

Школа, основанная в свое время министерством финансов, оказалась к 1860-м годам в ведении

Общества поощрения художеств и благодаря учреждению художественного класса быстро завоевала

популярность в кругу талантливой молодежи самых различных общественных слоев С-Петербурга.

В числе преподавателей школы был тогда не только пользовавшийся огромной любовью и авторитетом

Иван Николаевич Крамской, но и другие художники из группы четырнадцати протестантов, демонстративно

вышедших из Академии в 1863 году.

Приметы, происходивших в искусстве перемен, особенно стали заметны тогда на ежегодных

академических выставках.

Выдающиеся способности Васильева были вскоре замечены.

Далеко не последнюю роль в становлении молодого живописца сыграла его дружба с И.Н. Крамским

- русским живописцем и рисовальщиком, мастером жанровой, исторической и портретной живописи;

художественным критиком и Иваном Ивановичем Шишкиным - русским художником-пейзажистом,

живописцем, рисовальщиком и гравёром-аквафортистом, представителем Дюссельдорфской

художественной школы.

Желая также получить практические навыки реставрационной деятельности, Васильев, в течение всего

периода обучения в Рисовальной школе, совмещал занятия с вечерней работой у известного

петербургского реставратора из Академии художеств Петра Кирилловича Соколова.

В 1865 году скоропостижно скончался отец Фёдора Васильева , и пятнадцатилетний подросток

оказался главной и фактически единственной опорой семьи, оставшейся без средств к

существованию.

Преждевременное взросление наложило свой отпечаток на характер будущего художника, сделав его

легко ранимым и обострив эмоциональную чувственность, развив при этом редкостную сложность

духовной организации и повышенное внимание к нравственным вопросам человеческой жизни.

К моменту окончания учебы в 1867 году, Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим

в их среде.

Особенно близкими были отношения с И. В. Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с

И. И. Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре.

Общение и дружба с этими замечательными людьми и художниками стали главными жизненными и

профессиональными университетами начинающего живописца.

Летом и осенью 1867 года Фёдор Васильев вместе с опекавшим его и учившим азам мастерства

Шишкиным, более пяти месяцев проработал на Валааме.

Лето, проведенное на Валааме, небольшом острове на Ладожском озере, подготовило художника

к самостоятельной работе.

Множество сделанных там набросков и этюдов, а также законченные позднее большие картины

«После дождя», «Деревенский двор», «В церковной ограде Валаам» (все 1867 год) отчётливо

демонстрируют свойственное Фёдору Васильеву лирическое восприятие русской природы.

Уже в этих работах мы наблюдаем особый художественный стиль талантливого живописца.

Его главная отличительная особенность — разработка соседних тонов цветовой гаммы, благодаря

чему достигался яркий колорит картин.

Художник достигал целостности произведения при помощи единого цветового рефлекса.

Такой подход отличал Васильева от большинства художников- передвижников, добивавшихся

зрительного единства картины при помощи тщательной разработки светотени и боровшихся

с «искусственной» пестротой подчёркнутой сдержанностью общей цветовой гаммы.

Шишкин научил Васильева видеть всё разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер

деревьев и листьев.

Он привил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу

труда.

Вернувшись с Валаама, Федор Васильев решил впервые выставить на суд зрителей и своих собратьев-

художников исполненные за лето рисунки и этюды.

Вместе с работами Шишкина они были показаны на выставке Общества поощрения художеств.

Один из этюдов Васильева — «На острове Валааме. Камни», был приобретен графом П. С. Строгановым,

крупным меценатом того времени. Он с большим интересом воспринял работы семнадцатилетнего

художника и затем с вниманием следил за его успехами, всячески покровительствуя молодому

дарованию.

1868-1869 годы — время по-настоящему зрелых работ Фёдора Васильева.

Среди них прежде всего необходимо выделить «Деревенскую улицу», «После грозы» и

«Возвращение стада»(все-1868 год)и картину «Деревня» -1869 год.

В 1870 году вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным - выдающимся русским художником-живописцем,

мастером портрета, исторических и бытовых сцен, академиком Императорской Академии художеств,

молодой художник отправляется в поездку по Волге.

Из путешествия Васильев привёз множество набросков и зарисовок и две незавершённые картины :

"Вид на Волге.Барки» и «Волжские Лагуны», (обе 1870 год).

Эти работы в полной мере показывают всё богатство его палитры и поистине блестящее восприятие

цвета художником.

Необходимо отметить, что для ранних работ Фёдора Васильева характерно трёхплановое

композиционное построение,умело подчёркнутое цветом и освещённостью.

Как правило, затенённые передний и задний планы, разделяются высветленным средним.

Однако, в одной из своих лучших работ «Оттепель» (1871 год), Васильев отходит от своей

традиционной трёхплановой схемы.

Работа была очень высоко оценена современниками. Эта глубоко эмоциональная картина,

пронизанная настроением тревоги и безнадёжности принесла автору первую премию от Общества

поощрения художеств.

Картина сразу стала событием русской художественной жизни.

Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной

выставке 1872 г. в Лондоне.

В 1871 году Фёдор Александрович Васильев поступил в Академию художеств, но ещё во время

работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился,и у него

обнаружился туберкулёз. Как следствие — художник вынужден был покинуть С-Петербург.

По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской

и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.

Общество поощрения художеств предоставило Фёдору Васильеву средства для поездки в Крым.

В Крыму, в Ялте Фёдор Васильев провёл последние два года своей жизни. Он не сразу оценил красоту

крымских пейзажей, однако постепенно, после мучительных творческих поисков , обрёл своё видение

южной природы, и его глубоко лиричный и поэтичный пейзаж «В крымских горах».

Художник много и напряжённо работал в Крыму, порой в ущерб лечению.

Это не способствовало выздоровлению и в конце концов привело к трагическому финалу..

24 сентября 1873 года в возрасте 23 лет Фёдор Александрович Васильев скончался в Ялте, где и был

похоронен на Поликуровском кладбище.

Фёдор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но его вклад в русское искусство велик:

он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким,

проникновенным лиризмом.

Талантливый живописец оставил нам большое творческое наследие.

Им восхищались И.Е. Репин, и И.И. Шишкин, а Исаак Ильич Левитан называл Фёдора Александровича

Васильева своим учителем.

выдающаяся оценка!!!"

(с)


Благодарные потомки высоко оценили творчество так рано умершего гения российской

пейзажной живописи.

Он состоит в номинации "Величайшие художники мира XVIII–XXI вв."

И даже в лонг - листе этой почётной номинации.

Такой чести в 23 года больше никто из живописцев не удостоен.

Велика его популярность в интернете.

Мне понравились пейзажи этого талантливого живописца.

И я решил представить его творчество любителям изобразительного искусства.

Стиль: реализм.

Фигуративная станковая живопись: масло, холст.

Жанр: лирический пейзаж.

Палитра: колоритная.

Вернисаж прилагается:

https://www.liveinternet.ru/users/5591322/

Volga_barges (700x449, 362Kb)

Fedor_Vasilev_-_The_Thaw-1024x508 (700x347, 242Kb)

Fyodor_Vasilyev_In_the_Crimea_18113 (700x576, 392Kb)

Fyodor_Vasilyev_Before_a_thunderstorm_10974 (700x564, 466Kb)

Fyodor_Vasilyev_Village_7993 (700x546, 454Kb)

untitled54edc8ca31175 (700x469, 567Kb)

Fyodor_Vasilyev_Landscape_Pargolovo_10979 (700x503, 423Kb)

800px-Feodor_Vasilyev-_After_a_Rain,_Country_Road_-_detail (700x493, 357Kb)

unnamed-file (700x497, 421Kb)

Рњ (700x499, 436Kb)

Fyodor_Vasilyev_Dugout_10989 (700x496, 443Kb)

Vasilyev_Peasant_yard_by_a_brook_1869_1870_grm (700x551, 295Kb)

near-a-church-valaam.jpg!Large (700x453, 388Kb)

Оттепель-1871-хм-53.5х107-ГТГ (700x347, 248Kb)

На-неве (700x518, 398Kb)

На-берегу-Волги-1870 (700x506, 427Kb)

Лодка-1870-хдм-17х28-ГТГ (700x424, 361Kb)

(1) (700x575, 505Kb)

Крым-Ялта-1873 (700x460, 384Kb)

(700x382, 274Kb)

oie_171755146wpXj5o8 (700x450, 244Kb)

oie_17175127Sx2OWcUP (700x479, 335Kb)

oie_17175030GgFfu7It (700x569, 364Kb)

oie_1718282x2iwMyO (700x546, 379Kb)
                160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
               По материалам интернета.