Глава 20. Конец игры

Сергей Горбунов
Время уже перевалило за полдень. Лия и Ваня неспешно прогуливались по лесу. Погода всячески способствовала хорошему настроению и дружеской беседе. Лия, на удивление, на сей раз пошла в лес прямо в коротком платье и босоножках. Ваня всегда подозревал, что в прошлый раз они с Тимуром подшутили над ним, напугав клещами и уговорив надеть дурацкие ожерелья из грибов и ягод. Но сейчас он нисколько не обижался на этот факт. Наоборот, он казался ему даже забавным. Вообще, в последнее время, всё, что ни делала Лия, казалось Ване милым и забавным.
Сначала они обсуждали игру. Ваня ещё никогда не встречал такого увлечённого собеседника. Только Сашка, наверное, мог поспорить с ней в глубине познания Antall. Лия рассказывала про такие тонкости, что не верилось, что она знакома с игрушкой всего один день. Правда, выяснилось, если Лия лучше углубилась в суть внутреннего интеллекта игры, то Ваня был большим знатоком разных хитростей: как лучше добывать руду, какие источники энергии экономически более эффективны, почему не стоит увлекаться гонкой вооружений. Наверное, прошло уже несколько часов, а они всё обсуждали, спорили и удивляли друг друга познанием тайных особенностей Antall. Приятно было вот так говорить с человеком, разделяющим твои интересы.
- Послушай, - вспомнил Ваня, - я ты как считаешь, прав ли Трлбрл, что «Мировая тьма», которая появилась в игре, существует на самом деле в сознании коллективного разума людей?
- Разумеется. Это же игроки придумали «Мировую тьму», а не игровой алгоритм.
- Но её же на самом деле не существует. Это же игра. Игра – она только в сознании людей.
Лия удивлённо посмотрела на Ваню.
- Так всё, что создают люди, живёт и развивается в сознании людей.
- Ну, это какой-то идеализм, - вспомнил Ваня уроки философии. -  Я не верю, что существует ещё какой-то мир идей, как у Платона. Мир материален.
- Разумеется, - нисколько не смутилась Лия, - но тем не менее всё, что создают люди, существует в их коллективной памяти. И не просто существует, а живёт, развивается, трансформируется. Возьми хотя бы колесо.
- А что колесо?
- Оно существует только потому, что люди знают, как его сделать, как оно устроено. За тысячи лет понятие колеса выросло и усложнилось, появилось огромное количество разновидностей колёс, но всё это продолжение первоначальной мысли о колесе, которую начали думать шесть тысяч лет назад и продолжают думать до сих пор. Если вдруг люди потеряют эту информацию, то колесо как понятие исчезнет, пока снова его кто-нибудь не придумает. А если в этом мире каким-то чудесным способом вдруг исчезнут все колёса, то понятие колеса всё равно останется в памяти, и люди его восстановят в материальной форме тоже.
- Это всё понятно и банально, но причём тут «Мировая тьма»?
- А притом, что это более сложная идея, или мысль, если тебе так больше нравится, чем колесо. Да, её нет в материальном мире, но она уже есть в игре. Более того, она развивается. Люди отрабатывают механизмы её функционирования, ищут способы извлечения выгоды из «Мировой тьмы». И пусть сейчас в реальном мире нет такого способа существования человечества, как «Мировая тьма», он вполне может появиться в ближайшем будущем, когда сама идея будет хорошо проработана. Это тебе не колесо, у которого от задумки до реализации всего пару часов. Над «Мировой тьмой» человечество может размышлять столетиями, пока она не воплотится в реальности. Но даже уже сейчас, когда, как ты говоришь, её не существует в реальном мире, она уже влияет на материальный мир людей.
- Как это? – улыбнулся Ваня.
Он принял слова Лии за шутку.
- Ну как же, - разочарованно произнесла девушка, — это же очевидно. Уже сейчас несколько миллионов игроков играют в эту игру, тратят свои силы, деньги и, главное, время на то, чтобы бороться с этой тьмой. Представь: кто-то играл в Antall и потратил пять дней своей бесценной жизни, чтобы построить лунную базу. А теперь ему нужно ещё тратить пять дней, поскольку эту базу разрушили и разграбили соседи под флагом «Мировой тьмы». Десять дней жизни – это очень много. Если спросить у старого умирающего человека, чтобы он отдал, чтобы прожить ещё десять дней, то многие бы не пожалели ничего для этого.
Ваня был поражен словами Лии. Он никогда ещё не рассматривал это вопрос с такого ракурса. Невольно он стал подсчитывать, сколько он играл в эту игру и сколько дней своей жизни лишился. Лия, словно бы угадав его мыли, рассмеялась.
- Да не грусти ты так. Ты вовсе не напрасно потратил это время.
- Правда?
- Конечно! Ты учился общаться с друзьями, учился вести хозяйство, управлять большими проектами, ты обнаружил «Мировую тьму» и более того, стал бороться с ней. И добился уже немалых успехов, коль тебя объявили Владыкой и открыли на тебя настоящую охоту.
- Ох, да, - Ваня опять вспомнил эту неприятную новость, - но я же не настоящий повелитель тьмы!
- Разумеется. Скажу даже больше – настоящего повелителя и нет вовсе. Понимаешь, человеческий коллективный разум способен создавать вещи гораздо сложнее, чем колесо. И некоторые эти создания настолько масштабны и сложны, что они просто не могут уместиться в голове одного человека. Таковым является и «Мировая тьма», и её Владыка, который по сути лишь символ и способ материализации и объяснения всех проблем, вызванных этим явлением.
- Это как с компьютерами что ли? Я где-то читал, что они настолько сложные, что нет на земле ни одного человека, который бы знал абсолютно все тонкости их устройства. Каждый специалист владеет лишь частью всеобщего знания.
- Да, разумеется. И это уже давно так, Вань. Не даром в последнее время у вас интенсивно разрабатываются системы искусственного интеллекта. Это ваш коллективный разум делает себе протезы для решения задач, которые не умещаются во всём вашем человеческом совместном сознании. «Мировая тьма» - одна из таких задач.
- Значит, если оно так всё серьёзно, то люди обречены?
- Разумеется, нет. Знание – это сила. Его можно использовать как для пользы, так и во вред. Сейчас вы разрабатываете саму идею, и делаете это на модели, в игре. Очень хорошо, что ты решил выступить против «Мировой тьмы». Возможно, ты сможешь повернуть сознание людей. Пусть сначала в игре. Но кто знает, что будет через двести-триста лет. Вполне вероятно, что «Мировая тьма» войдёт в учебники истории будущего как пример деструктивного поведения человечества, и кто-то вдохновится твоим героическим поступком и опытом, чтобы спасти всех уже от реальной угрозы.
Ванины глаза округлились от накатившего чувства гордости и собственной значимости.
- Ты только не зазнавайся, - хихикнула Лия, - ты ещё по сути ничего не сделал.
- Верно, - усмехнулся Ваня.
Он взял девушку за руку, и они зашагали дальше по тропинке. Дорожка шла вверх, на холм. Гулять с Лией было интересно и приятно. Ваня подумал, что было бы здорово провести всю жизнь рядом с такой девушкой. Когда он полностью осознал эту мысль, его блаженная улыбка на лице сменилась улыбкой печальной. Он словно бы вспомнил о чём-то нехорошем, но неизбежном, с чем он давно смирился, но что всё равно ещё тревожит его.
- Давай где-нибудь присядем? – предложил он.
- Давай взберёмся чуть повыше, на холм, там есть отличное место, - согласилась Лия.
Они прошли ещё пару сотен метров. Лия весело шагала впереди, изредка оборачиваясь. Она улыбалась, и Ване казалось, что она видит его насквозь, все его мысли и чувства. Лес стал разрежаться, и вскоре они вышли на открытое место недалеко от вершины холма. Отсюда действительно открывался прекрасный вид. Внизу была видна река и высокие сосны. Кое где из леса поднимались вверх причудливые скалы.
- Как тут красиво, - мечтательно произнёс Ваня.
- Да, я люблю тут бывать. Мне этот вид много о чём напоминает, - согласилась девушка.
Она хотела уже было сесть на траву, но Ваня её остановил.
- Погоди, давай хоть куртку постелю. Ты же в платье пошла. Вдруг муравьи какие наползут или клещи.
- Куда наползут? – хитро прищурилась Лия.
Ваня густо покраснел.
- Никуда, но всё же, - он скинул куртку и постелил на землю, - на холодной земле сидеть тоже вредно.
- Ты такой заботливый, - умилилась Лия, - и забавный.
Они сели рядом. Долгое время просто сидели молча. Ване хотелось о многом сказать Лие, и казалось, что этот лес, эти скалы, весь этот сказочный пейзаж говорил сейчас за него, и в словах не было уже никакой нужды. Девушка тоже словно бы понимала это. Она сидела, положив голову на колени, и смотрела как солнце медленно опускается к горизонту.
- Тут так хорошо. Я бы хотел сидеть тут вечно, - мечтательно произнёс Ваня, - с тобой, - добавил он чуть тише.
- Знаешь, Вань, - в тон ему ответила Лия, - я хочу кое в чём тебе признаться.
- Нет, это я должен тебе признаться, - юноша словно бы очнулся от сладкого сна.
Он выпрямился и взглянул на девушку.
- Почему ты? – Лия хитро посмотрела на Ивана.
- Так принято. Мужчина первый должен признаваться в своих чувствах.
Девушка фыркнула.
- Ну ладно, признавайся, - она кокетливо отвела глазки.
Этот жест словно бы вселил в Ваню тонну неуверенности в себе, и он никак не мог решиться, с чего начать. Девушка терпеливо ждала, глядя на заходящее солнце.
- Ты мне очень нравишься, - начал Ваня, собравшись с мыслями. – И я знаю, что Морра – это ты.
Выражение недоумения и разочарования отобразилось на лице Лии.
- Знаешь, - произнесла она озадаченно, - когда юноша делает признание девушке, он обычно не говорит, что она - жуткое чудовище, пожирающее всё вокруг.
- Пожалуйста, не перебивай, - остановил её Ваня, - я хочу договорить. Я давно догадался, что Моррабалл - это ты. И не потому, что ты так подписалась в игре. На это указывает ещё очень много фактов.
Лия ничего не ответил. Она снова положила голову на колени и уставилась вдаль.
- Я, может, кажусь наивным дурачком, - продолжил Ваня, - но я сразу заметил, что ты необычный человек. Ты неожиданно появилась в трактире Тимура, когда только что начался дождь. Я ещё тогда обратил внимание, что ты была вся мокрая и в грязи, - тут Ваня смутился, - но на тропинке не было грязных следов. Ты знаешь язык урров и арахнодов. Да, не спорь. Я видел, как ты улыбалась их шуткам. Я немного общался с арахнодами, но понимаю, когда они разговаривают, а когда смеются. Так вот, я часто замечал, как ты начинала улыбаться за несколько секунд до того, как они засмеются. Ты понимала о чём они говорят, и более того, понимала их юмор. Да ты в первый же день нашего знакомства сказала мне, что приехала сюда поохотиться, хотя у тебя не было ни ружья, ни фотоаппарата.
Ваня взглянул на Лию, чтобы оценить силу своих аргументов. Девушка сидела неподвижно, наслаждаясь пейзажем.
- Про твои способности я уже и не говорю. Я не встречал ещё человека, который бы за одну ночь смог достичь таких успехов в игре. Мне многие намекали, что Моррабалл где-то рядом. И чем больше я присматривался, тем больше мне казалось, что кроме тебя никто не претендует на роль такого существа.
- Кто намекал? – вдруг поинтересовалась Лия.
- Да все: Лира, Трлбрл, даже тот айнегил – Аурил. Он даже в дом не захотел заходить. Он сказал, что там слишком светло. Наверняка он знал, кто ты. Ты, кстати, тоже удивилась, услышав его имя.  Поначалу я не понял этого, но потом Лира мне сказала, что он очень известная личность. Что-то вроде военного стратега. И теперь я понимаю, что ты об этом уже тогда знала. Ну и самое главное, - тут голос Вани стал прерывистым, словно бы мысли путались в его голове, - к чему я всё это говорю, и зачем. Арахноды говорили, что жертва Моррабалл сама будет желать поглощения всесильным, всемогущим существом, будет хотеть провести с ним всю свою жизнь, и даже больше - всю вечность. И, наверное, это главный признак. Потому, что … потому … я люблю тебя, Лия.
Последние слова получились у Вани скомканными, поскольку чувства переполняли его, а разум уже не успевал оформлять их в слова. Договорив, Ваня облегчённо вздохнул, словно бы гора спала с его плеч, словно бы он сделал большое и сложное дело, после которого весь мир теперь должен измениться.
Юноша огляделся по сторонам. Вокруг был всё тот же лес, то же небо и те же облака. Солнце начало потихоньку уходить за верхушки деревьев.
- Красиво тут, - произнесла Лия, не отрывая взгляда от огромного желто-красного шара.
- Да, конечно, - Ваня смутился.
Он ожидал, что его слова, которые дались ему с таким трудом, произведут хоть какое-то впечатление на девушку, но она сидела, словно бы ничего только что не было сказано. Почему она не отвечает? Тогда, когда он раскрыл перед ней все свои чувства, всего себя, можно было бы сказать хоть что-нибудь!
- То есть я тебе нравлюсь потому, что ты считаешь, что я – это Морра? – спросила она как-то уж слишком холодно.
- Да. То есть нет! Не потому, а несмотря на это.
- Несмотря на это? Значит, ты считаешь, что быть Морра – это что-то плохое? Типа заразной болезни?
- Нет! Совсем нет, - раздосадовано произнёс Ваня, - я вовсе не это имел в виду. Я просто хотел, чтобы ты узнала, что я знаю кто ты, до того, как признаюсь тебе, что ты мне очень нравишься.
Девушка на минуту задумалась.
- А почему тебе так хотелось? – заинтересовалась она.
- Я сделал так для того, чтобы ты не чувствовала, будто бы ты обманываешь меня. Чтобы это не мешало нашему общению. Я вовсе не хотел как-то упрекнуть тебя этим фактом. Да что там говорить, я вообще не понимаю, что такое Морра, и какие у него цели. Подозреваю, что это вообще невозможно осознать.
Лия вздохнула. По всему было видно, что она ждала не такого признания. Девушка подняла голову и огляделась по сторонам, словно бы ища кого-то. Видимо не найдя, она недовольно скривила губки. Тут её взгляд словно бы случайно упал на Ваню, который сидел в недоумении и пытался понять, что же происходит, и почему его признание было встречено так холодно. Неужели он ошибся?
- Ты очень милый и забавный, - улыбнулась Лия немного печально.
Затем она встала и, не говоря больше ни слова, стала подниматься на вершину холма. Ваня остался сидеть, на зная, что ему теперь делать? Даже если Лия не Морра, она не должна была так холодно реагировать на его чувства. Ваня впервые признавался в любви, и было неприятно встретить такое равнодушие. Лучше бы уж она посмеялась над ним, перевела всё в шутку, чем так вот. Он же всё-таки был искренен с ней! А искренен ли? Тут Ваня неожиданно вспомнил о браслете арахнодов. Он так и был на его правой руке, неотличимый от браслета урров, но наделённый страшной силой, способной, по мнению муравьёв, поймать Морра в сети. Гримаса страдания перекосила лицо Ивана. Конечно же он не был искренен! Пусть даже он и сам забыл про этот браслет, и не держал в уме ничего плохого, он не был искренен.  Неужели Лия почувствовала это? Как же нехорошо получилось. Нужно её догнать и всё объяснить! Или нет? Может, она ничего не заметила и просто ушла, не сказав ни слова, потому что это такое испытание? Может, он сам должен решить, хочет ли связать с ней всю свою жизнь, до скончания веков. Да, это больше похоже на правду. Никаких объяснений. Никаких обещаний. Морра не нужны люди, жаждущие её власти и силы. Да они бы в любом случае не получили бы её. Морра нужны искренне любящие его сознания, которые смогут объединиться с ним.
Ваня встал. Так ли уж важно, кто такая Лия? Главное, она ему нравится, и он готов провести с ней свой век, каким бы он ни был. Неужели он огорчится от того, что она не Морра? Нет! Юноша медленно пошел вслед за девушкой. Браслет арахнодов он оставил лежать на земле.
Ваня шёл и радовался, чувствуя, что теперь ничто не отделяет его от любимой. Что теперь нет никаких недомолвок. Так они и шли: Лия впереди, а Ваня в десяти шагах позади неё. Он хотел догнать девушку, но боялся. Боялся, что она прогонит его. Солнце почти что село за деревьями. Они вышли на открытое пространство, почти у самой вершины холма, когда их вдруг накрыла какая-то чёрная тень, словно бы кто-то раскрыл огромный зонтик.
Лия остановилась и резко посмотрела куда-то вправо. На её лице появилась по-настоящему счастливая улыбка.
- Наконец-то, а я уж думала, ты не появишься, - произнесла она.
Ваня тоже посмотрел в ту сторону. На фоне заходящего солнца стояли две чёрные фигуры. Одна была ростом с человека, со множеством рогов и каких-то выступов. Вторая была поменьше, и стояла на четырёх лапах.
- Я рада, дядя, что Серый нашёлся, - произнесла Лия.
И только тут Ваня понял, что перед ним Тимур и Серый. Теперь, когда Лия назвала их. Тимур был в своём шаманском плаще с рогами. Серый просто стоял на земле, оскалив зубы. Они были всё те же Тимур и Серый, но узнать их было трудно, потому что вокруг них кружилась какая-то чёрная пелена, которая искажала их черты, делала их непохожими на людей. Эта чёрная пелена стягивалась к ним со всей окрестности. Она впитывалась в них, она накрывала весь холм большим чёрным куполом.
Ваня недоумённо посмотрел на Лию. Только сейчас он заметил, что девушка еле уловимо светится.
- Здравствуй, Лия, - произнёс Тимур спокойным голосом, - да, я нашёл Серого. Вернее, он нашёл меня.
- Тимур, это не Лия. Это Морра! - Ваня сделал шаг к старику. – И я люблю её.
- Это моя племянница, Лия, - сказал старик, не сводя глаз с девушки, которая светилась всё сильнее и сильнее. – А я – старый дурак, выживший из ума. Удивительно даже, что память волка оказалась лучше человеческой.
- Ты о чём? – не понял Ваня.
- Разве ты не расслышал? Это моя племянница. Серый узнал её, когда они играли. Он очень любил Лию. Они вместе росли и часто играли. Это было так давно, что в моей памяти стёрлись уже все образы, а вот у Серого не стёрлись. Возможно, он даже больше любил её, чем я. И что забавно, - старик усмехнулся, - все говорили мне, что она моя племянница: и она сама, и даже Ксиркс, который никогда её не видел. А если арахнод так говорит, то это не фигура речи. Это значит, что он сразу понял наше родство на генетическом уровне.
- Я рада, что ты узнал меня, дядя, - заулыбалась девушка. – Грустно было даже на тебя смотреть, осознавая, что ты всё позабыл.
- Нет, не забыл. Это, Ваня, было очень давно, ещё до того, как мы отправились за наследием тёмных богов. У моего брата была единственная и горячо любимая дочь, Лия. Однажды он отправился на охоту. В то время охота была не развлечением, а способом выжить. От результатов охоты зависело, сколько людей из твоего племени переживёт эту зиму, а сколько умрёт от недоедания и болезней. Брат, как вождь племени, отправился с лучшими охотниками, а в деревне остался я. Я должен был следить за детьми и стариками, чтобы с ними ничего не случилось. Мне помогало несколько молодых охотников, которых ещё не брали в дальние походы.
Ничто не предвещало беды. Дозорные стояли на своих постах. Никакой крупный хищник не сумел бы пробраться к нашей стоянке незамеченным. Поэтому я разрешил молодым девушкам сходить в соседний лесок за ягодами. Да это вовсе и не лесок даже был, а так, кучка деревьев в низине. Тем не менее, я послал с ними одного воина, на всякий случай. Девушки прибежали через час. Они были так напуганы, что не могли сказать ни слова. Да это и не нужно было. Ясно было одно: Лии с ними не было. Не было ещё двух девушек и воина. Я сразу бросился в лес. За мной последовало ещё трое охотников из нашего племени и двое из соседнего. Мы быстро нашли место, где девушки собирали ягоды. Две девушки и юноша лежали на земле. Они были живы, но без сознания. Никаких признаков борьбы, крови, оброненного оружия. Никаких следов, кроме наших. И самое главное – Лии нигде не было. Я сразу заподозрил что-то нехорошее. Это было похоже на магию, на чёрное колдовство.
Я отправил одного охотника в селение, чтобы следил за оставшимися, а остальных разослал во все стороны искать следы. Сам же внимательно осмотрел то место. Я нашел следы всех девушек, ушедших в лес. Нашел следы Лии. По следам было видно, что нападение произошло неожиданно.  Не было никаких признаков, что за ними кто-то охотился, кто-то их догонял. Они просто собирали ягоды, как вдруг случилось что-то, отчего кто-то лишился сознания, кто-то бросился бежать, а Лия просто исчезла, не сделав ни шагу в сторону.
Следопыты вернулись быстро. Они обнаружили пещерного медведя. Мы бросились в погоню. Мы быстро нагнали и убили животное, хотя сразу было понятно, что медведь тут ни при чём. Тем не менее, мы вскрыли его, но никаких следов не нашли. Мы обшаривали окрестности до самой ночи. Когда уже взошла полная луна, нас нашел гонец из деревни. Он сказал, что Лия так и не появилась, но вернулся с охоты вождь племени, и он требует, чтобы я срочно явился к нему. Вся ответственность лежала на мне, и я готов был принять любое наказание. Когда я добрался до нашей стоянки, то увидел, что уже всё готово к ритуалу.
На холме был разведён большой костёр. Вокруг него кругом были возложены дары богам. Перед костром на коленях сидел тот воин, которого я посылал для зашиты девушек. Наверное, его решили наказать вместе со мной. Но я ошибался. Брат не стал ни о чём меня расспрашивать, так как по одному моему взгляду было всё понятно. Он указал мне на место второго шамана, и мы начали ритуал призыва духов. Мы приносили дары, кидая их в огонь, и читали заклинания, призывая духов на помощь. Наконец, в колебаниях пламени брат заметил, что духи ответили ему. Тогда он снял с огня глиняный горшок и поднёс его воину. Юноша, так и сидевший на коленях на земле, без колебаний выпил зелье.
Сначала его било и ломало, словно выпитая жидкость пыталась разорвать его изнутри. Потом он успокоился. Я подумал, что он умер. Но нет, он сел на землю, оглядел нас так, словно бы видел впервые, и сказал, что мы можем спрашивать. Духи вошли в него и теперь говорили его устами. Они поведали, что Лия была похищена божеством. Она жива и теперь будет жить вечно, но никогда уже не вернётся в нашу семью. Мы можем искать её, но всё будет напрасно, поскольку человек не может бросить вызов богам.
Тимур замолчал, опустив голову. Воспоминание давних дней снова взволновали его. Ваня посмотрел на Лию. На лице девушки застыла грустная улыбка сожаления.
- Дядя, я не знала, что ты так тяжело перенёс мой уход. Столько лет прошло, а ты, оказывается, всё помнишь.
- Да, я забыл лица, забыл даже имена, но не забыл боль, которая поселилась в сердце после твоего исчезновения. Если бы тебя съел медведь или похитили жители соседнего племени, то было бы не так больно. Я чувствовал бы вину, но было бы понятно, где я ошибся. А тут мы ощущали полное бессилие перед могуществом бога. Возможно, именно тогда у нас зародилась идея сравняться с богами силой, чтобы они не могли так легко управлять нашими жизнями. Именно после того случая мой брат полностью отдался поиску наследия тёмных богов, таеномов.
Старик выпрямился и с вызовом взглянул в глаза племяннице.
- Так вот почему ты так защищаешь Ваню, - задумчиво произнесла она. – Ты просто не хочешь, чтобы твоя старая боль повторилась?
- Не только. Богам не место в жизни людей, как не место взрослым в детской песочнице. Все ныне живущие на земле цивилизации понимают это.
- Все кроме меня?
- И ты понимаешь, - вздохнул старик. – И тоже не вмешиваешься, иначе бы мы уже давно погибли или превратились бы в твои игрушки. Но вмешательство в судьбу отдельного человека никем из высших разумных существ не считается чем-то вредным. Но я так не думаю. Я буду бороться и за отдельного человека.
Лия посмотрела на Ваню. Юноша был явно возмущён словами старика, но было заметно, что они всё-таки заронили тень сомнения в его душе.
- Никто меня силой не заставлял стать Морра, - сказала Лия. – Это был мой свободный выбор. Тогда хоть и произошло всё за долю секунды, но для меня время растянулось в долгие часы, за которые я осознала, кем я могу стать, какие преимущества я от этого получу. И я не колебалась ни секунды. Что меня ждало в будущем? Какая судьба? А слившись с Морра, я получила весь мир на ладони. Ты, я вижу, специально затягиваешь разговор, чтобы стянуть побольше сил. Это тебе не поможет, дядя. Ничто не сможет остановить человека, если он решит прийти ко мне.
Девушка повернулась к Ване.
- Ваня, решай. Это твой выбор, твоё решение, твой мир. Как ты захочешь, так и будет, и никто не сможет остановить тебя.
Ваня колебался недолго. Через пару секунд он сделал шаг в направлении Лии. Тимур выждал лишь мгновение, чтобы убедиться в твёрдости Ваниных намерений, а затем тихо произнёс:
- Забери его отсюда.
Серого не нужно было просить дважды. Сделав неуловимое движение головой, он выбросил вперед чёрную тень, которая полупрозрачной пастью ухватила Ивана за ноги и повалила на землю. Серый кинулся в сторону, и тень поволокла человека по земле. В то же мгновение Тимур вскинул руки, и тьма со всех сторон обрушилась на Лию.
Девушка даже не пошевелилась. Вокруг неё мгновенно вырос светящийся белый пузырь. Стихии сшиблись в извечной борьбе. От их столкновения воздух засветился, и грозовые разряды полетели в разные стороны. Небо тут же заволокли чёрные тучи.
- Я не знала, что ты так хорошо освоил силу чёрных богов, - выкрикнула Лия сквозь шум ветра и гром молний. – Ты гораздо лучше управляешь ею, чем тогда, на месте битвы, где я вас спасла от уничтожения.
- Да, я немного подучился, - сказал старик, но в голосе его уже чувствовалась усталость.
- И ты ни разу не использовал эту силу? Ты скрывал.
- Я знал, что Морра оставила нас в живых не просто так. Я подозревал, что Морра повинен в исчезновении Лии, и не хотел ничем помогать ему.
- Помогать мне, - уточнила Лия, - не стоит разделять нас. Сила таеномов велика, но у тебя всё-таки не хватает умения использовать её против меня.
Девушка огляделась по сторонам.
- Думаю, дядя, мы уже показали достаточно. Не стоит давить ещё сильнее: и ты уже устаёшь, и люди будут удивлены, обнаружив тут неожиданно разверзнувшийся вулкан.
Ваня из последних сил держался за какой-то корень, торчавший из-под земли. Серый безжалостно тянул его за ногу, но юноша не сдавался. Он взглянул на Лию и увидел, как тело девушки засветилось ярким белым светом. Всё вокруг: её одежда, трава, земля, небо, казалось теперь полупрозрачным в сравнении с этим светом. И вот этот свет ринулся сразу во все стороны, отбрасывая тёмный туман. Тимур упал на колени. Серый заскулил где-то позади. Ваня почувствовал, что его уже никто не держит.
- Дядя не будет больше мешать, - сказала Лия, - делай свой выбор, Ваня.
Иван встал и снова пошёл вперед, к слепящему свету. В этот миг какие-то щупальца опустились с неба и рванули его вверх. Земля на короткое время вырвалась из-под юноши.
Лия сделала жест рукой, словно бы хватая что-то невидимое, и сдёрнула его вниз. На землю упал шар со множеством ножек и крылышек, чем-то напоминавший жука.
- А вот это уже интересно, - оживилась Лия. – И кого же прислали урры для спасения, казалось бы, совершенно ненужного им человека?
От одного движения руки Лии гигантский жук урров раскололся на две половины, и изнутри выкатилась на землю всем знакомая девчонка.
- Лира? – поразился Ваня.
Девочка была в чешуйчатом костюме, но без шлема. Шерсть на её голове стояла дыбом и дымилась, словно бы наэлектризованная.
— Это ты? – Лия удивилась не меньше Ивана. – Это тебя послали урры, чтобы противостоять великому Морра?
- Я, - выдохнула Лира, вставая. Она запыхалась, словно бы сама махала крыльями. – Но никто меня не посылал. Это я сама украла исследовательский зонд. Я хотела спасти Ваню.
Девочка встала на ноги. Она по-прежнему тяжело дышала, словно бы ей не хватало кислорода.
- Не стоит так волноваться, - умилилась Лия, - тебе ничто не угрожает. Это так мило, что ты так привязана к своему домашнему питомцу.
- Он не питомец. Он такое же разумное существо, как и я! – возразила Лира
- Думаю, остальные урры с тобой не согласятся, - покачала головой Лия. – Это всё мило, но я разочарована. Я не такого ожидала. Ваня, конечно, не великий гений, но и он достоин большего. А его спасают старик, волк и девочка-подросток, которую переполняют романтические чувства. Неужели я ошиблась? - задумчиво произнесла она. – Знаете, для полной комичности ситуации не хватает только этого шута – Трлбрл. Ни за что не поверю, что он пропустил такое веселье.
Лия стала оглядываться по сторонам. Ваня смотрел то на Тимура, то на Лиру. Он никак не мог понять, что тут происходит. Почему они всё ещё тут, а не ушли уже с Лией туда, где им никто не будет мешать, где они проведут вместе вечность.
- Точно! – Лия рассмеялась. – Вот он. Ну, Трлбрл, выходи. Выходи же, я тебя нашла. Ну что ты какой нерешительный? Это не хитрость, я тебя на самом деле нашла. Ладно, если не хочешь, давай так, - Лия протянула руку и пошевелила пальцами.
Земля в двух метрах от Вани зашевелилась и словно бы вывернулась наизнанку, выбрасывая наружу арахнода. Трлбрл затрещал так громко, что Ване захотелось заткнуть уши.
- Да, очень смешно, - согласилась с арахнодом Лия, - но пожалуйста, говори так, чтобы Ваня тебя понимал. Всё-таки он тут в центре событий. Из-за него же мы все собрались.
- Извини, Вань, - протараторил арахнод, - у меня не получилось спасти тебя.
- А что ты собирался сделать? – поинтересовалась Лия – Ты же сидел под землёй.
- Я хотел умыкнуть Ваню из-под твоего носа в самый последний момент, когда ты считала бы его уже своим, - хихикнул Трлбрл.
- И как бы ты это смог? – недоумённо повела плечиками Лия. – Ты бы не успел.
- А в этом вся хитрость, - снова засмеялся арахнод, - я бы забрал только голову. На это много времени не нужно.
Ваню передернуло от таких слов.
- Вот какие у тебя друзья, - рассмеялась Лия.
- Тело можно потом нарастить, - оправдывался Трлбрл. – Я же не хотел тебя убивать. И больно бы почти совсем не было.
- Никогда воссоединение не происходило так комично, - покачала головой Лия, — это что-то прям-таки уникальное. Как правило, тот, кто решил соединиться со мной, сам выбирал, как это должно произойти. Мне же, на самом деле, всё равно. Были и величественные церемонии, и мрачные ритуалы, были спокойный переходы, торжественные, праздничные и печальные. Но такого, как у тебя, Вань, не было за всю историю. Есть ещё кто-нибудь, кто хочет помешать Ване сделать выбор? – обратилась она к вселенной в целом.
Лия говорила вроде-бы весело и непринуждённо, но Ваня чувствовал в её голосе какую-то нервозность и тревогу.
- Что же, раз никого больше нет, - она повернулась к Ване и широко расставила руки, словно бы приглашая молодого человека в свои объятья.
Все тревоги и сомнения тут же вылетели у Вани из головы. Как завороженный он пошёл навстречу к Лие. Краем сознания он слышал Тимура, который пытался остановить его. Слышал вой Серого. До него доносились слёзные нотки голоса Лиры, которая плакала и умоляла его остановиться. Откуда-то издалека, как из тумана, доносились до него рассудительные слова Трлбрл. Но все они не могли затронуть его чувства, потому что всё внимание Вани было уделено Лие, которая, радостно улыбаясь и буквально сияя от счастья, ждала его, чтобы заключить в свои объятия. Сторонние голоса становились всё тише и тише. Ваня уже не различал отдельных слов, только смысл и интонации. Лия была уже так близко, что Ваня мог дотянуться до неё рукой.
Девушка стояла, широко раскинув руки. Волосы её развевались, словно бы на ветру. Платье было похоже на прозрачную дымку тумана. Вся она светилась белым светом. Она улыбалась, но лицо её при этом всё равно казалось каким-то печальным. Ваня это прекрасно чувствовал, и её тревога передавалась и ему. Он не понимал, в чём это выражается, но сейчас он, казалось, полностью слился с ней мыслями и чувствами, и прекрасно ощущал эту тревогу, пытался найти её причину.
- Вань, отвлеку тебя буквально на секунду, - услышал юноша вдруг совершенно отчётливый голос позади и справа от себя.
Голос был настолько спокойным и несоответствующим ситуации, что Ваня невольно повернулся. Повернулась и Лия. В её взгляде Ваня успел почувствовать надежду и радость.
За Ваней, шагах в трёх, стоял Аурил: тот самый айнегил, что заходи к нему в гости. Он был в том же нелепом серо-зелёном комбинезоне. Стоял айнегил вполоборота и почти не смотрел на Ваню и Лию. Он походил на работника, который шёл мимо и решил на секунду заскочить к заказчику, чтобы уточнить в какой цвет красить забор: в зелёный или серый. Ваня недоумённо уставился на гостя, непонятно зачем появившегося тут сейчас.
- Я только спросить хотел, как это активируется? – как бы невзначай спросил Аурил и взглянул прямо в глаза Вани.
В руках айнегила юноша заметил браслет. Тот самый, который он выбросил там, на пригорке. Кровь прилила к лицу Ивана. Он ничего не собирался говорить, но мысли сами невольно проскочили у него в голове. Он вспомнил, что этот браслет дали ему арахноды, чтобы поймать Морра. Вспомнил, что он должен был его активировать. Но он отказался от этого! Отказался тогда, когда решил связать свою судьбу с Лией. Он не собирался ничего говорить, но айнегилу и мыслей было предостаточно.
Рука Аурила мгновенно метнулась к браслету, обхватывая нужные звенья.
- Не-е-е-т! – Ваня словно бы со стороны услышал свой голос.
Он развернулся и изо всех сил толкнул озадаченную Лию. А в следующую секунду перед его глазами прокатилась сине-зелёная волна, поглощающая всё вокруг.
Несколько минут Ваня не мог понять, где он и что с ним. Перед глазами летали сине-зелёные символы и образы. Он не мог понять, есть ли у него тело или он уже бестелесный дух в каком-то непонятном облаке живого тумана. Первым вернулось чувство пространства. Ваня понял, что стоит на четвереньках на земле. Он осторожно приподнял голову и осмотрелся. Он был всё на той же поляне, внутри полупрозрачного сине-зеленого купола. Ваня встал на ноги. Голова немного кружилась. Он огляделся по сторонам. Похоже, купол накрыл всех их, кроме Лии, которую он сумел-таки вытолкнуть в последний момент за его пределы. Тимур и Серый лежали неподвижно на земле. Они были без сознания. Как рой чёрных мух, над ними кружилась сила таеномов, выдернутая из их тел. Лира тоже лежала на земле неподвижно, и лицо её было искажено гримасой страдания. Трлбрл еле шевелился. Он пытался встать, повернуться, но ему это не удавалось. Лишь электрические разряды пробегали по его скафандру. Лучше всех держался Аурил. Он стоял на коленях и держался обеими руками за голову, словно бы пытаясь удержать её на месте. И по-видимому, все его усилия уходили только на это, потому что больше ничего он сделать не мог.
Ваня быстро оглядел периметр, не мучается ли также где-то рядом и Лия. Девушки нигде не было. Этот факт обрадовал Ваню. Он облегчённо вздохнул. Теперь он мог в более спокойной обстановке рассмотреть купол. Медленно подойдя к сине-зелёной стене, Ваня прищурился. Купол был полупрозрачный, но почему-то казалось, что он состоял из множества непонятных символов и образов. А ещё казалось, что он говорил. Говорил сразу множеством голосов. Слышно ничего не было, но Ваня чувствовал их у себя в голове. Чувствовал, но ничего не понимал. Они воспринимались как некий фон, который раздражал, от которого болела и кружилась голова, но не более. От барьера явственно исходило тепло и какая-то электрическая ионизация, как от старого лампового телевизора, только усиленная в тысячи раз. Ваня разумно решил не подходить слишком близко к краю. Его сейчас волновал, собственно, только один вопрос: что случилось с Лией. Он даже не задумывался, как отсюда выберется.
Словно бы отвечая на его мысли, по ту сторону барьера заструилось белое свечение. Оно приближалось, становилось всё гуще и отчётливей, пока Ваня не узнал в нём Лию. Девушка подошла к светящейся сине-зелёной стене почти вплотную. Сквозь стену Ваня видел её несколько размыто, но сомнений не было, что Лия жива, и она вне опасности.
Ваня улыбнулся. Заметив его, Лия тоже улыбнулась.
- Сейчас, подожди минутку, - сказала она, и Ваня заметил, как её изображение сначала поплыло, но потом стало четким, словно бы перед ними не было никакого препятствия.
- Я подкорректировала ход лучей с учётом преломления, - пояснила девушка, - как ты?
Ваня теперь отчетливо видел её лицо, её сияющую улыбку и глаза, полные неподдельного счастья.
- Со мной всё в порядке. А как ты?
- Со мной тоже всё хорошо, благодаря тебе. Я не ожидала, что они смогут сделать такое, - девушка развела руку в стороны, указывая на барьер. – Вернее ожидала, не думала, что они достигнут такого успеха. Если бы я осталась внутри, я оказалась бы в плену. Так что ты спас меня, Ваня, – и она благодарно улыбнулась, отчего у Ивана накатились слёзы.
- Что это такое? – спросил он.
- Это? – Лия перевела взгляд на купол. – Это, Ваня, чудо. Чудо мысли, созданное арахнодами. Я понятия не имею, как оно оказалось в руках Аурила, но это сейчас и не важно.
- Это какой-то силовой купол? Его можно открыть?
- Не-е-е-т, это не просто силовой купол. Ни один силовой купол не смог бы удержать меня, - Лия медленно пошла вдоль внешней границы сферы. – Нельзя удержать разум, способный свободно выбирать и менять свой носитель. Разве что чёрная дыра могла бы справиться с этим. Но на земле нет ничего, что я не смогла бы использовать в качестве своего тела. Если, конечно, это не другой, аналогичный мне разум.
- Так эта сфера разумна? – поразился Ваня. -  Мне кажется, что я слышу какие-то голоса.
- О, да. Он разумен. Это искусственный интеллект, который создали арахноды, - Лия продолжала обходить сферу по кругу. – И он также не нуждается в определённом носителе. Он может использовать для этого почти любую материю и энергию.
- Прямо как ты? Разве такое возможно?
- Конечно, возможно, - улыбнулась Лия. – Многие цивилизации достигали такого уровня развития, что, впрочем, не гарантировало их выживание. Возьми хотя бы таеномов, - Лия указала на чёрное облако над Тимуром, - это тоже искусственный интеллект: всё, что осталось от великой разумной цивилизации. Он тоже свободный в выборе своей материальной формы, но он другой. Другой по сути.
- Я не понимаю, - с сожалением произнёс Ваня.
- Таеномы не любили меня. Они считали мой путь ошибочным и сделали всё, чтобы я не могла общаться с их наследием. Мы говорим на разных языках, - с грустью заметила Лия. – А как бы мне хотелось пообщаться с ним. Но совсем другое дело – вот это, - она обвела купол восхищённым взглядом. - Арахноды создавали это с целью наладить прямое общение именно со мной. Он специально сделан, чтобы делиться со мной знаниями и мыслями. Правда, если бы я оказалась внутри, я потеряла бы часть своей воли, что было бы очень печально. Этот купол, Ваня, включает в себя все знания арахнодов. Он разумен даже в большей степени, чем они сами. Я думаю, они до конца даже не осознали всё величие своего творения, поскольку с недавнего времени оно обогнало в развитии своих создателей.
- Я рад, что всё обошлось хорошо, - тут Ваня вспомнил о своих друзьях внутри купола, - не могла бы ты отпустить их? Они не желали тебе зла. Они всего лишь хотели спасти меня. Даже Трлбрл. Он хоть и арахнод, но он был не в курсе этого браслета. Его мне дал Ксиркс. А не сказал тебе, и жалею об этом. Мне было стыдно, но я выбросил его, а Аурил нашёл, - слова Вани сбивались, он сильно нервничал.
- Ваня, не переживай. Всё хорошо, - успокоила его Лия, взглянув юноше прямо в глаза.  – Я нисколько не сержусь и не осуждаю ни тебе, ни твоих друзей. И неужели ты подумал, что это я их удерживаю? – взгляд девушки был полон укора.
-Я? Нет! То есть, да. Но что же их тогда удерживает?
- Их удерживает он, этот купол. Сейчас он изучает их сознание, впитывает их в себя. Он установил контакт и медленно поглощает их. Не знаю, долго ли они выдержат. Особенно мне жаль Лиру. Девочке совсем плохо. А Аурил держится молодцом. Он даже пытается бороться. Я не ожидала в нём такой силы. Как жаль, что в своё время он отверг мой дар.
- Но почему тогда я могу с тобой разговаривать? – не понял Ваня. – Я же тоже внутри.
- А потому, что ты, мой милый Ванечка, неразумный, - грустно улыбнулась Лия. – Ты человек, и ты предразумный. Купол не отличает тебя от какого-нибудь животного и не пытается вступить с тобой в контакт. Он не настроен на общение с такими, как ты. Даже Тимур и Серый имеют разум, поскольку соединены с силой таеномов. Но ты – нет.
- Тогда я смогу как-то помочь им? – предложил юноша, нисколько не обидевшись на слова Лии. – Может, я вытащу их наружу?
- Ни в коем случае! – остановила его Лия. – Возможно, ты и сможешь вытащить их тела, но их разум останется внутри, и тогда им точно конец.
- Но нужно же что-то делать! – возмутился Иван. – Я не могут вот так стоять и смотреть, как они погибают.
- Разумеется, разумеется! Не торопись. Не думай, что я просто так тут хожу и любуюсь происходящим. Я ищу решение и уже почти нашла его. Но нам надо постараться.
- Что мне делать? – живо изъявил готовность Ваня.
- Ваня, ты такой милый, - улыбнулась Лия, - ничего делать не надо. Надо просто понять. Этот разум был сделан специально, чтобы удерживать меня и контактировать со мной. Поэтому я не могу проникнуть через этот барьер. Но арахноды ошиблись, недооценив твою любовь ко мне. Ты спас меня, и я теперь снаружи, и точно также не могу проникнуть внутрь. Понимаешь, о чем я?
- Пока не очень, - неуверенно признался Иван.
- Но ты же внутри, Ваня. Ты же любишь меня?!
- Конечно! – немного обиделся юноша. – Чем мне доказать свою любовь?
- Да не надо ничего доказывать, - недовольно нахмурилась Лия. - Разве нужно доказывать любовь? Кто любит – тому не нужны никакие доказательства. Любовь открыта и бескорыстна. А если нужны доказательства – то это уже не любовь. Это торговля.
- Я понимаю. Прости меня! Скажи, что мне делать?
- Просто задумайся, - Лия подошла к барьеру вплотную. – Я не могу сказать, что тебе нужно делать конкретно, поскольку только ты знаешь, что тебе нужно. Я хочу лишь сказать, что этот разум не пропустит меня внутрь. Но я же уже внутри. Если ты меня любишь, я уже внутри тебя, Ваня. Тогда получается, что я и снаружи, и внутри, а он, - Лия повела руками и вокруг них появилось яркое сияние, - он, получается, внутри меня. Понимаешь?
- Кажется, да, - догадался Ваня, — это он в плену, а не мы.
- Вот именно, не мы! - улыбнулась Лия.
Она поднесла свою ладонь к барьеру и из неё полился белый свет, обволакивающий купол. Движимый какой-то интуицией, Ваня выставил свою ладонь перед ладонью Лии, но у него ничего не получалось. Он чувствовал, что вот-вот что-то должно произойти, но что-то мешало ему.
- Я не могу. Не умею. Я никогда этого не делал.
- Неверно! Ты всегда это умел. Ты – это я. Как ты можешь ещё сомневаться в своих силах? Неужели ты думаешь, что я не отдала тебе себя всю, со всей силой и мощью? Неужели ты думаешь, что я не люблю тебя, Ваня?
- Нет, не думаю! - произнёс Иван.
В то же мгновение он заметил, как белый свет стал расходиться из его ладони, обволакивая зелёный купол изнутри. Он расходился всё шире и шире, пока полностью не сомкнулся.
- Вот теперь он внутри меня, - торжественно произнесла Лия и рассмеялась, - я долго ждала этого момента, и вот он настал.
- Но я по-прежнему внутри, - усомнился Ваня.
- Ванечка, какой же ты всё-таки человек, - укоризненно произнесла Лия, - ну не всё ли равно, находишься ты внутри вселенной, или она внутри тебя.
Ваня не понял, что произошло. Весь мир словно бы вывернулся наизнанку, и он оказался вне сферы. Разумом он понимал, что такого быть не может, но чувства подсказывали, что это вполне естественно. Лия стояла рядом и держала в руках зеленоватую сферу. Та постепенно уменьшалась, пока не стала размером с теннисный мяч. Лицо девушки сияло от счастья.
Холодный воздух подул Ване в лицо. Приятно было опять ощутить свежий ветер и запахи ночного леса.
- Ты не представляешь, Ваня, как долго я шла к этому моменту. Познакомься, - Лия хитро скосила глазки на юношу, - это твой лучший друг.
- Мой? – не понял Ваня.
- Да. Последние несколько лет ты общался с ним и днём, и ночью: всё свободное время.
- Я не понимаю.
Лия рассмеялась.
- Я давно знала, что арахноды разрабатывают нечто уникальное: искусственный интеллект небывалой мощи и гибкости, готовый посостязаться даже с наследием таеномов. Ещё я знала, что они специально готовят его, чтобы наладить со мной контакт совершенно на ином уровне. Или говоря проще, чтобы захватить меня.
- Но у них это не получилось.
- Верно. Понимаешь, Ваня, это творение, - девушка подняла шар повыше, - величайшее достижение земного разума за последние десять миллионов лет. Я давно догадывалась о его существовании, но явно заметила его присутствие только в Antall.
- В компьютерной игре? – удивился юноша.
- Да, именно там. Я поняла, что ни один земной компьютер не сможет создать такой гибкий, насыщенный, реалистичный виртуальный мир. И не просто создать, но и развивать его. Никакие технологии ныне живущих разумных существ на это не способны. И уж тем более компьютеры людей. Я знала, что есть нечто, управляющее этой игрой. И это нечто создано не людьми.  Если Трлбрл тебя не обманул, то к нему приложили руки и представители неземного разума.
- Я не обманул, - раздался позади хриплый голос.
Ваня увидел, что арахнод неумело поднимается на ноги. Остальные тоже понемногу приходили в себя.
- Мы разрабатывали эмулятор вселенной для жителей одной звёздной системы. Создаваемый искусственный интеллект как нельзя лучше подходил на эту роль. Мы решали тут сразу несколько задач: моделировали поведения человеческого социума для неземного проекта, используя людей в качестве подопытных, и заодно обучали наш искусственный интеллект с помощью тех же людей для проекта «Моррабалл», но это я уже узнал позже.
- Теперь, Ваня, понимаешь, как я хотела заполучить его. Не для того, чтобы стать его пленницей, и не для того, чтобы пленить его, а для того, чтобы предложить ему те же условия, что и другим – стать частью нашего монолитного сознания.
Лия взглянула на Тимура. Старик сидел на земле и медленно качал головой, словно бы разминая шею.
- Я решила немного ускорить процесс, а заодно повернуть его в нужное русло. Я связалась с дядей и попросила его найти тебя, Ваня: самого обыкновенного и ничем не примечательного человека. Дядя не знал, кто я. Он посчитал, что кто-то из его гостей хочет разнообразить свой обычный отдых. Впрочем, так всё и вышло. Ты всем понравился, Ваня: своей простотой, добротой и наивностью. Это было даже удивительно. Но это как нельзя лучше служило моим целям.
- Как именно? – подал голос Тимур
- Ну как же? Все полюбили Ваню. И когда я проявила своё присутствие с помощью одного из урров, все почему-то решили, что я охочусь именно за Иваном. Мне нужно было как-то подтолкнуть арахнодов к действию, и они клюнули на мою наживку. Они поверили и решили, что раз Ваня является целью Морра, то очень хорошо использовать его в качестве червяка на рыболовном крючке. Они отдали его, - Лия взглянула на шар в своей руке, — это величайшее сокровище, Ване. Он должен был активировать его, чтобы поймать меня.
- Я в этом не участвовал, - в своё оправдание произнёс Трлбрл, - я тоже честно хотел спасти мальчика.
- Он выбросил браслет, - айнегил поднялся на ноги.
- Да. Ванечка оказался совсем не коварным. Он не захотел активировать браслет, чтобы не причинять мне вреда. Это было очень мило с его стороны. На этом всё могло бы и закончиться, ведь я не могла сама его активировать. Я даже не знала, как этот активатор выглядит и функционирует. Но тут мне помог ты, Аурил.
- У меня и мыслей не было тебе помогать, - скривился словно бы от боли айнегил.
- Разумеется. Ты хотел довести дело до конца. Я не знаю, как ты догадался о проекте арахнодов. Впрочем, у вас разведка наверняка поставлена на высшем уровне. Вы решили не мешать муравьям осуществить свой план, но решили его чуть-чуть подкорректировать в свою сторону. Почему ты подговаривал Ваню измениться? К каким поступкам ты его склонял? Ты знал, что он не способен на коварство, и хотел мягко и незаметно повлиять на него, чтобы он всё-таки активировал ловушку, когда это будет удобно вам?
- Это уже не важно, - махнул рукой айнегил, - всё равно ничего не вышло.
- О, очень даже вышло! Всё получилось как нельзя лучше, и именно благодаря Ване. Что было дальше, вы все прекрасно знаете. Я благодарю всех вас за участие. Каждый из вас сыграл в этой истории важную роль. Каждый по-своему помог Ване осуществить мой план. Дядя, как я обещала, ты получишь свою награду. Остальным ничего не предлагаю, но если захотите, то можете только попросить. Такая помощь не забывается никогда.
Девушка подняла шар над головой и медленно пошла на вершину холма. Ваня хотел было пойти за ней, но ноги не слушались его. Он не мог сделать ни единого шага. Обернувшись, он гневно взглянул на остальных:
- Не держите меня! Вы не понимаете! Я люблю её!
- Ваня, она не человек… - начал Тимур.
- Я хочу быть с ней! – не слушал его юноша.
- Ваня, не мы держим тебя, - сказал Аурил, недовольно поморщившись.
- Это неправда! – по щекам юноши текли слёзы. – Лия!
Лия медленно шла, не оборачиваясь.
- Ванечка, поверь, это не мы, -  Лира подбежала к Ивану.
Она была взволнована не меньше юноши.
Вперёд вышел Аурил.
- Послушай, неужели в тебе нет ни капли сочувствия?! – выкрикнул он вслед Лие. – Неужели ты так и уйдёшь, ничего не сказав ему? Я не знаю, зачем тебе это, но можешь ты хоть раз поступиться со своими планами и подумать о чувствах простых смертных? – Лия продолжала идти, не оборачиваясь. – Ты сама предлагала награду. Так вот я прошу, чтобы ты объяснилась с парнем, а не бросала его в полной неопределённости!
Похоже, слова айнегила подействовали на Лию. Девушка остановилась, обернулась, посмотрела на Ивана.
- Твои друзья даже сейчас заступаются за тебя, - улыбнулась она. - Хорошо, я скажу. Но не уверена, что так будет лучше. Если уж ты, Аурил, этого хочешь. Ваня, - она посмотрела прямо в глаза Ивана, - ты очень милый, хороший, но совершенно обыкновенный человек. Я никогда не планировала объединять свой разум с твоим. Понимаешь, ты ничем не сможешь дополнить меня. Забрав тебя отсюда, я не сделала бы себя богаче, но коллективный разум людей стал бы чуть-чуть беднее. А это нехорошо. Понимаешь? Поэтому ты останешься здесь.
Ваня стоял, не зная, что ответить. По его щекам текли слёзы. Лия повернулась, сделала ещё несколько шагов и исчезла в ослепительной вспышке молнии, точно такой же, в какой она и появилась на пороге трактира Тимура целую жизнь назад.
Как только Лия ушла, Ваня сделал по инерции несколько шагов вперёд и упал на траву. Ему было грустно и больно, и он не знал, как справиться с этой болью.
Пошёл дождь. Из сгустившихся чёрных туч на землю падали крупные капли, словно бы смывая волшебство, которого тут не должно было бы быть. С минуту все стояли молча. Каждый переживал горе по-своему.
- Пойдёмте все ко мне в дом, - предложил Тимур, - я заварю чаю, какой вы ещё никогда не пробовали. Мы должны тихо посидеть и как-то пережить всё это. В конце концов, всё закончилось хорошо.
- За исключением похищенного сокровища, которое мы уже вряд ли сумеем воссоздать по крайней мере в ближайшие пятьсот лет, - хихикнул Трлбрл.
- Да как вы можете думать об этом? – возмутилась Лира. – Больше всех пострадал Ваня! Ваня, идём с нами тоже!
- Не трогай его, - остановил девушку Тимур, - пусть посидит один. Серый приглядит за ним. Иногда хочется просто побыть одному.
- Ничего, не стоит так обо мне беспокоиться, - Иван встал на ноги, - нечего со мной нянчиться. Всё нормально. Я не маленький. Пойдёмте в дом.
- Вот и правильно, - хлопнул его по плечу Аурил, - если тебя бросила девушка, это не повод раскисать.  Даже если она была и хорошенькая. 
- Вот именно, - поддакнул Трлбрл.
- Пусть даже и красавица, - добавил Аурил.
- Да к тому же ещё и богиня, - заметил Трлбрл.
- Вы как-то неправильно утешаете, - возмутилась Лира и взяла Ивана под руку.
Через несколько минут все шагали к трактиру. Лира всё переживала, что скажет её папа по поводу загубленного исследовательского дрона. Тимур обещал поговорить с ним. Трлбрл всё вздыхал по поводу своего проекта – Antall, который теперь остался без интеллекта. Аурил молчал. Он старался выглядеть спокойным, но никто не мог сказать, что на самом деле у него на уме.
Когда подошли к трактиру, дождь усилился ещё больше, так что все поспешили внутрь. Пока бежали, все уже успели изрядно промокнуть и промерзнуть. Когда Ваня вошёл внутрь, перед ним предстал зал с накрытыми столами, на которых красовались оладушки, прикрытые салфетками.
- Это что за пир такой? – удивился Тимур.
- Это Лия приготовила утром, - вспомнил Ваня. – Она сказала, что вечером у нас будет много гостей.
Не успел он договорить, как за его спиной на поляне вспыхнуло множество прожекторов. С неба опустилось сразу два корабля: жук урров и ещё один, которого Ваня раньше не видел. В зал практически влетел Лурр. Встретившись взглядом с дочерью, он немного успокоился, кивнул Тимуру и Трбрл, с недоверием посмотрел на Аурила.
- А вот и корабль арахнодов садится, - сказал айнегил, - думаю, там твои друзья, Трлбрл, и Ксиркс.
На поляну опускался третий корабль: ёж арахнодов.
- Прошу всех в дом, - вежливо пригласил всех Тимур.
- Прощальная шутка от Моррабалл, - усмехнулся айнегил, глядя на накрытые столы, - Вань, а сделай мне, пожалуйста, тот же коктейль, что и в прошлый раз.
Иван механически пошёл за барную стойку. Привычные действия отвлекали его от грустных мыслей. Гости усаживались за столиками. Начались расспросы и выяснения отношений. Лурр отчитывал Лиру, но негромко, чтобы не смущать её перед гостями. Трлбрл что-то гневно потрескивал Ксирксу. Серый тоже вошёл в дом и улёгся поближе к камину. Все обсуждали произошедшее, но никто не обращал особого внимания на Ваню.
- Послушайте, - повысил голос Аурил, - а я предлагаю выпить за нашего сегодняшнего героя, за Ивана. Ведь благодаря ему мы теперь сидим тут, а не корчится в судорогах там, на холме. Ещё неизвестно, чем бы это всё закончилось, если бы не он.
- Я не пью яд, - заметил Трлбрл, - но я съем за него блинчик с «оволо».
- «Оволо» сегодня не будет, - улыбнулся Ваня приятным воспоминаниям.
- Тогда с малиновым вареньем, - наиграно расстроился Трлбрл.
- И мне с малиновым, - обрадовалась Лира.
Ваня стал разносить варенье, сгущённое молоко и мёд. Постепенно трактир наполнился привычным гомоном множества голосов. Всем требовалась разрядка после пережитого стресса. Тимур тоже прошёл к небольшому столику и сел на лавку.
- А тут какая-то записка, - сказал он вроде как негромко, но все мгновенно стихли.
- Это Лия написала тебе, когда мы уходили, - вспомнил Ваня, - чтобы ты нас не искал и не переживал.
Тимур развернул лист. Все устремили на него свои взоры, явно давая понять, что готовы слушать. Внемля всеобщей молчаливой просьбе, старик стал читать.
«Милый дядя, извини, что пишу. Прийти к тебе лично нет времени. Я, наконец, получила то, к чему долгое время стремилась, и теперь буду занята изучением этого чуда. Большое спасибо тебе за гостеприимство. Очень интересно было ощущать себя частью семьи, хоть и понарошку. Спасибо тебе за Ваню.  Лучшего человека для осуществления моих замыслов трудно было найти.  Передавай ему привет. Пусть не сердится на меня. Я никого никогда не обманывала, и всё сказанное ему – тоже правда.  Я его очень люблю, как люблю любое живое существо на этой планете.  Трлбрл передай, пусть не переживает по поводу своего Antall. Если я всё правильно предусмотрела, получится даже лучше, чем он ожидал. Лира ни в чём не виновата. Пусть Лурр её не очень ругает. Ей абсолютно ничто не угрожало. Это я чуть-чуть помогла развиться их дружбе с Ваней. А Аурилу передай, что моё предложение по-прежнему в силе, и он знает, как меня можно найти. Целую всех, ваша Лия Моррабалл».