32. Камбала-наважка

Владимир Войновский
Предыдущее "Маяк" http://proza.ru/2023/12/29/1688


          Каждый год в начале июня… Скажу точно – по десятое число включительно, вдоль западного побережья Камчатского полуострова идёт на нерест мойва. В устах населения нашего посёлка звучало – уёк, морская лучепёрая небольшая рыбёшка семейства корюшковых.

          Толчок к берегу происходит, как правило, с шести до девяти утра. Но бывают исключения, когда её выносимую волнами, можно просто собирать руками с пляжа в течение всего дня. В этот период Октябрьский наполняется приезжими из областного центра. Кто-то гостит у знакомых, а кто-то разбивает палатки недалеко от воды, в ожидании хорошей добычи.

          Прибрежная полоса на несколько километров превращается в «лежбище» рыбаков всех мастей. Одни со спиннингами, вылавливают навагу и камбалу, другие черпая уёк, заполняют молочные фляги, чтобы возместить дорогу в двести пятьдесят километров и получить прибыль. Для нас – местных, это обыденность и мы берём сырца столько, сколько надо для семьи, чтобы пожарить и навялить, утолив желание.
С раннего утра я с ребятами в ожидании толчка. Мы валяемся на черном морском песке, травим анекдоты и пересказываем байки, услышанные от старших.

          Праздно проводить время неинтересно. Я достаю закидушку, проверяю крючки, грузило. Выйдя ближе к воде, разматываю достаточное количество лески. Наступаю ногой на деревянную основу, раскручиваю над головой снасть, словно лассо и забрасываю в Охотское море. Расстояние восхищает не только мальчишек, но и рыбачащих поблизости мужчин и женщин.

          Отработанными движениями, перебираю, подтягивая к себе леску… зацеп, есть рыбка. Через несколько секунд на берегу у моих сапог лежит две наваги и большая камбала, мы такие называем «лопата», размером с ласту, что на ноге аквалангиста.

          Наважка и её плоская соседка хищники – охотятся на более мелкую рыбёшку. У них сейчас раздолье в питании. Невольно вспоминаю пищевую цепочку, улыбаюсь своим знаниям и забрасываю грузило. Секунда… и собираю натянувшуюся леску кольцом на песке. Из морских глубин ко мне приходят тот же улов. Ребята кричат восторженно, вынимают свои «удочки» и становятся рядом, потесним городских спиннингистов.

          В наших мешках прыгают с десяток рыбёшек. Мужики смотрят на нас с удивлением. От группы единомышленников слева отделяется один рыбак и направляется ко мне.

- Привет!

- Здравствуйте!

- На что ловишь?

- На крючки?

- А наживка?

          В свою очередь удивляюсь, что можно нацепить, если на берегу валяется засохшая мойва… Показываю рукой на песок.

- Так она же не свежая?

- В том и дело – с душком…

          Мужик отходит к своим товарищам. Суетятся, сухую рыбку собирают, забрасывают снасти… и каждый вытаскивает одну, две наваги. Вот и у соседей наших пошло дело. Но видно их не радует такое подспорье. Опять в мою сторону идёт «парламентёр».

- Слушай, пацан, а почему нам «косоглазая», как вам не попадается? У вас вон у всех монстры, а у нас с ладошку…

- Так вы, дяденька, верхнюю берёте, а наши крючки нижнюю, когда по дну скользят…

          Теперь мы с ребятами наблюдаем за «гостями», которые закинув, подтягивают снасти, крутя катушки, опустив удилища к воде. Но камбала у них больше не стала, всё те же малыши попадаются. Рыбак идёт к нам в третий раз.

- Раскрой секрет, спиннинг подарю. Правда, не новый, но настоящий, брат из рейса привёз.

- Дядь, да мне не жалко, смотрите сами…, – возле его лица шесть основ с леской в протянутых руках, желающих получить недосягаемый подарок.

- Чего вы все ко мне пристали. Я вот с этим пацаном разговариваю.

          Эх, видели бы вы глаза мальчишек. На ровном месте их отбрил приезжий. Это же теперь кровная обида.

          А рыбак тем временем обследовал мои снасти и заметил на шейке нижнего крючка трубочку красного цвета.

- Кембрик? Зачем?

- Что?

- Да вот…

- А-а-а-а, трубочка? Так камбала на неё клюёт отлично…

- Вот в чём секрет, – он передал мне основу и побежал к своим друзьям.

          Минут тридцать несколько взрослых мужчин, словно подростки прыгали и орали во всё горло от счастья выловленной рыбы. Спустя некоторое время мы с пацанами уже пили вместе с ними чай и сёрбали уху, приготовленные на костре. Потом они нас с уловом развезли ближе к нашим домам. Я покидал кунг Зил-157 последним. Приезжие прощались, пожимая мою руку.

- А подарок?! – вдруг проговорил один из них и посмотрел в сторону «парламентёра». – Обещал? Отдавай!

          То ли расстроившись, то ли от жалости, мужчина неохотно скрылся в будке и вышел со спиннингом, уложенным в чехол:

- Держи! Заслужил!

- Дяденьки, а вас корюшкой вяленой угостить? Подождите…

          Со всей поклажей, еле волоча мешок с рыбой, я дошёл до сарая. Не выпуская удочку из рук, забежал в подъезд. Оставил спиннинг у двери своей квартиры и взобрался на чердак, где под шифером на растянутой проволоке в несколько рядов, висела корюшка зимнего улова. Собрав с полмешка, я счастливый выскочил на улицу… а машины уже не было.

          «Даже не поблагодарил добрых людей за подарок», – огорчившись, повернул обратно.


Следующее "Наш день" http://proza.ru/2024/01/12/962