Встреча Нового года в Выборге

Георгий Пещеров
Встреча Нового года в Выборге

(повесть)

Новый год – это всегда надежда на что-то хорошее. Это мечты о счастье. Это трепетное ожидание, что наступающий год непременно будет лучше предыдущего, а все беды, разочарования и горести останутся в прошлом. Именно, в канун Нового года, как никогда хочется верить, что все самые сокровенные и безумные желания обязательно сбудутся!
Олег Рой

Подготовка к встрече Нового года

Ожидание праздника всегда приятно и волнительно, особенно, если это Новый год!

В ожидании наступления Нового года, я вспоминал весь проходящий год с его прелестями и радостями, которые, как бальзам нежно грели мою душу. Лето 2023 года в Москве было необычайно теплым и солнечным. Люди загорали на пляжах, на побережье Москвы реки и на других подходящих местах в выходные и ежедневно, в свое свободное от работы время. Затем наступила осень и также радовала людей теплыми солнечными днями практически до октября месяца. Год был, действительно, прекрасным.
В октябре начались дожди, которые шли целыми днями, с перерывами на облачные дни, когда дождя нет, но небо, все же, заволочено темными тучами. Вскоре немного похолодало и в один из дней пошел снег с дождем. Круговорот природы не изменить и, как ни крути, скоро наступит зима. Я решил заранее спланировать встречу нового года и связался с туроператором по интернету. Попался интересный тур встречи нового года в городе Тамбов, и я спешно начал оформлять путевку. Мне позвонила девушка из офиса и уточнила место в автобусе. Не взглянув на программу тура, я оформил путевку и вдруг мое внимание привлекла первая строка, где написано, что поездка до Тамбова и обратно на поезде, за счет туриста. Стоп, промелькнула у меня в голове. Новый год, билеты дорогие и зачем мне эти проблемы с пересадками. Я дал отбой путевке и буквально в течение двух дней мне вернули деньги. Слава Богу, пронесло, подумал я! Всегда нужно быть предельно внимательным и особенно при покупке чего-либо, поскольку всегда есть вероятность попасть в просак и купить тур с неприятным сюрпризом. Я ругал себя за невнимательность и спешку, но, что делать, Слава Богу, что все обошлось. Спустя некоторое время я нашел тур «Новый год в средневековом Выборге» и, причем, поездка туда и обратно на автобусе. Я никогда не был в Выборге и тур меня заинтересовал. Конечно, дорога не близкая и свои трудности в поездке на автобусе тоже имеются, но, главное, без пересадок и меня это вполне устраивало. К концу октября дожди перестали и немного похолодало. Сухая прохладная погода простояла с неделю и 27 октября выпал первый снег, радуя людей своим белоснежным покрывалом. Начался период слякоти, когда на оживленных тротуарах людям приходится преодолевать небольшие лужи и неочищенные участки снега с дождем, а в некоторых местах даже гололедицу. Погода всегда удивляет своей непредсказуемостью. Постояв несколько дней, холода сменились потеплением до +10 градусов и уже, привыкший к похолоданию организм, почувствовал чрезмерное потепление, непривычное по климатическим показателям нашего региона. В свободное от работы время, я посещал курсы бального и аргентинского танцев, но чрезмерная нагрузка в университете настолько заняла мой рабочий день, что свободного времени оказалось совсем немного. В дальнейшем, я решил регламентировать всю свою деятельность, чтобы работа не мешала процессу моего самосовершенствования. Я давно мечтал научиться танцевать и вот, наконец, судьба дала мне возможность осуществить мою мечту. На самом деле, оказалось, что не так-то просто научиться танцевать. Искусство танцев требует сосредоточенности, внимания и, конечно же, огромного трудолюбия, как и любой вид человеческой деятельности. Первое время, я не успевал за движениями моих учителей, ноги меня не слушали, но, со временем, что-то похожее начало получаться. Я понял, что нужно выработать навыки движения ногами, руками и движения телом в процессе танца. Спустя, пол года, занятий танцами, я освоил несколько танцев и принял участие на небольшом концерте, где и продемонстрировал свои первые достижения. Практика исполнения танцевальных номеров перед публикой дала мне понять, что до мастерства в области танцевального искусства мне еще очень далеко. Я решил продолжить работу над собой, изучал технику исполнения, неизвестных мне доселе всевозможных танцев различных народов мира и совершенствовал танцевальные навыки.
В начале ноября похолодало до -10 градусов, и сухая холодная погода стояла практически до середины месяца. Только к концу месяца начались небольшие осадки в виде снега и природа, наконец, переоделась в белое зимнее одеяние. С 26 на 27 ноября насыпало столько снега, что в Москве начались заторы на дорогах, да и в других регионах России образовались чрезвычайные условия, в связи с погодными аномалиями. В начале декабря мои родственники прислали мне сообщение из Поволжья, что ударили морозы до -38 градусов. У меня еще, до сих пор, в памяти мое детство, когда мы неделями не ходили в школу из-за сильных морозов, но это было в январе. В настоящее время сильные морозы редкость, но бывают и исключения. В Москве сильных морозов еще не было, но все же, похолодало. Через неделю ситуация стабилизировалась и установилась погода с температурой до -14 градусов. К середине декабря выпало огромное количество снега, по оценкам синоптиков около 49 сантиметров и высота сугробов в Москве достигла максимума за почти 150-ти летнюю историю метеорологических измерений. 15 декабря утром синоптики предупредили о сложных условиях на дорогах, но я не послушался и поехал в Монино. С утра снова начался снегопад. Правда, доехал буквально за один час. Закончив дела, попарился в бане и в 12 часов выехал обратно. Дорога на Москву была заполнена машинами, время от времени, попадались разбитые машины, создавшие, в результате, на дороге катастрофическую пробку. Мой путь от Монино до МКАДа протяженностью 27 километров занял 6 часов изнурительной езды, практически со скоростью пешехода. Таким образом, только в 20 часов вечера прибыл домой. Я понял, что совершил большую ошибку с выездом на машине в такую погоду и решил больше не повторять подобной оплошности. Конечно, погодные условия нужно учитывать, особенно зимой и прислушиваться к рекомендациям метеорологов. К 18 декабря опять потеплело до +2 градусов. На дорогах снежное месиво. Коммунальные службы просто не успевали очищать дороги, а придомовые территории, тем более. Часть снега растаяла и образовалась гололедица. Аномально теплая погода держалась где-то с недельку и потом снова похолодание.
Канун перед Новым годом был заполнен всевозможными встречами, поздравлениями друзей и коллег по работе. 28 декабря я присутствовал на новогоднем корпоративе в университете, где каждое подразделение демонстрировало свои достижения за год, и наиболее успешные коллеги получали подарки. Потом танцы, вперемежку с дегустацией произведений кулинарного искусства коллег и дальше, развлекательная программа.
На следующий день я спланировал поход в Сандуновские бани, поскольку ехать в Подмосковье, с риском застрять на дороге, не захотелось. После обеда в Сандуновских банях даже образовалась очередь, но буквально минут через 30, я уже сидел в парной и наслаждался ароматом, настоянного ароматическими маслами, пара. Между заходами в парную, я освежался в бассейне с прозрачной водой, наблюдая расположенных по периметру бассейна скульптур древних греческих богинь. Многие приходят в баню на несколько часов, я же больше 2 часов не выдерживаю. Закончив банные процедуры, поехал домой и занимался неотложными делами, практически до самого вечера.
30 декабря с утра поехал на ВДНХ, на каток. ВДНХ к Новому году преобразился. Перед входом на территорию выставочного центра организовали фестиваль ледяных скульптур, но потепление до +2 градусов немного испортил праздник любителей ледяного творчества. Все тает и превращается в обычную талую воду. Осенью на территории выставочного центра заработал международный форум Россия, на входе которого долгое время толпилась огромная очередь. Сегодня, заметив отсутствие народа, я направился на форум. Правда, содержание форума меня немного разочаровало, поскольку я не обнаружил представление о каких-либо значительных достижениях. Вся презентация форума нацелена, на мой взгляд, на развитие способности мечтать, но и, конечно, на достижение цели в жизни. Это хорошо. Но, ВДНХ – это место, где люди должны восхищаться достижениями продукции отечественного производства. А они, к сожалению, представлены сумбурно и как-то не презентабельно. После форума я направился на каток, который в этом году стал значительно меньше, но народу, как и прежде, огромное множество. Катание на конках большое искусство, но я любитель, катаюсь для души. Своего рода, развлечение и одновременно отдых. Закончив катание на коньках, я посетил несколько павильонов, где вкусно пообедал и вернулся домой, чтобы спокойно собраться к отъезду.

Путь за мечтой

Приятно смотреть на город, который готовится к Новому году. Все больше огней, украшений, света, музыки и волшебства...

Сбор нашей группы спланирован в 20.30 возле станции метро ВДНХ, рядом с гостиницей Космос. Я собрал минимум необходимых вещей, взял свой походный рюкзак и в 19.00 тронулся в путь. На улице темно и сыро. Снег постепенно тает и местами превращается в лед. Я медленно, мелкими шажками направился в сторону метро. Народа на улице не много. Видимо, готовятся к встрече Нового года и заняты домашними делами. Я спустился в метро и сел в поезд. Вагоны полупустые, как будто в дороге только те, у кого неотложные дела. Почти около часа времени занял мой путь до станции ВДНХ. Вышел из метро и последовал в направлении гостиницы Космос, где меня должен ожидать автобус. Моросит дождик. Подошел к группе стоящих туристов, возле большого золотистого цвета автобуса. Женщина с тетрадкой в руках, поинтересовалась, вы в Выборг? Я говорю, да. Она уточнила мои данные и, буквально минуты через 3, пригласила в автобус. Как здорово все организовано, подумал я, наверное, учитывают, что зима и стараются не держать людей на морозе. Тем более, что дождь усилился и превратился практически в зимний, предновогодний ливень. В группе 48 человек. Народ разношерстный, пожилые люди вперемежку с молодежью. Я думал, народу будет меньше, но, оказывается, желающих путешествовать достаточно, даже в зимнее время. Мы заняли места в автобусе китайского производителя Yutong и приготовились к отъезду. Автобус просторный, с удобными для сна, и раздвигаемыми на ночь, сидениями, чтобы не мешать соседу наслаждаться ночным отдыхом. А как все это будет, на самом деле, покажет уже эта предстоящая ночь, подумал я, и расположился в кресле.
В процессе посадки, в автобусе произошел небольшой казус. Одна женщина с дочерью лет 17, возмущалась, что им попались места в середине автобуса. Нас укачивает, твердила она и просила, чтобы их посадили впереди. Гид, в недоумении, разводила руками со словами, нужно было решить это при оформлении путевки. На самом деле, всех, кого укачивает, сажают посередине салона, где меньше качки, объясняла гид. Она права, места распределены, она не в силах что-либо сделать. Но, женщина не унималась и требовала, чтобы их пересадили. Две женщины с передних рядов, наконец, уступили свои места и пересели в середину автобуса. Конечно, все нюансы нужно предусмотреть заранее, тем более, если имеются определенные фобии. Гид, недовольно прокомментировала, что есть такая категория женщин, которые скандалом завоевывают передние места. Да, видимо, она в своей работе насмотрелась таких сцен и лучше понимает ситуацию. Тем более, что зима, ночь и ничего не видно из окна. Что хотела эта женщина, непонятно.
Вскоре гид объявила маршрут нашего движения Москва – Выборг, протяженностью 850 километров и в 21.00 мы тронулись в путь. Попетляв, по разукрашенным новогодними огнями, ночным улицам Москвы, мы выехали на скоростную автомобильную дорогу М11 «Нева» по маршруту Москва – Санкт-Петербург, протяженностью 669 километров. Дорога хорошая, расчетная скорость около 150 километров в час, по обеим сторонам дороги зимний пейзаж. Машин на дороге не много. Я заснул. Около часа ночи меня разбудило объявление гида о санитарной остановке на 30 минут. Дождь перестал, но также тепло с температурой около +1 градуса. Конечно, неудобство из-за прерывания сна чувствуется, но, что делать, люди разные и с учетом этого организован такой режим поездки. Следующая санитарная остановка произошла в 3.30, где также есть условия для перекуса и выбора любимых напитков. За 30 километров до Санкт-Петербурга в 6.30 утра мы совершили очередную, третью санитарную остановку. Подморозило, дует холодный ветерок. На автозаправочной станции много народа, таких же, как и мы туристов, спешащих встречать Новый год вдали от дома. Немного болит поясница, от неудобного сна, но пока терпимо.

Тайны Санкт-Петербурга

Питер - город с уникальной историей.

В 8.00 мы подъехали к гостинице Пулковская в городе Санкт-Петербург. Еще темно. К нам подошла гид из С-Петербурга и пригласила нас на завтрак в кафе Тарелка. Вполне приличный завтрак, включающий в себя омлет, блинчики с творогом, бутерброд с непонятной начинкой и чай. Не шведский стол, конечно, но, ничего, терпимо. Туристы были довольны. Много ли человеку надо? Вежливое обращение, улыбка и, конечно, хорошее питание с горячим чаем и человек счастлив, безмерно счастлив. Поверьте, это действительно так!
Мы продолжили путь по историческому району города, называемую средняя рогатка. Название получилось от шлагбаума и караульной будки, стоявших здесь раньше, чтобы не прошли «злые люди». Как рассказывает гид, таких рогаток было три: ближняя, средняя и дальняя. Да, проблемы с безопасностью были всегда и решались они в разные эпохи различными методами. Вместе с тем, рогатки контролировали также выполнение царского указа о привозе на каждой подводе трех камней для мощения петербургских улиц. Во время Великой отечественной войны 1941-1945 годов здесь проходил второй рубеж обороны Ленинграда. После войны здесь был сооружен Монумент Победы и внизу музей, посвященный героической битве за Ленинград. Рассвело. Метет метель. Мы едем по заснеженным улицам, разукрашенного разноцветными огнями города.
Гид знакомит нас с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Лиговский канал, протяженностью 23 километра был построен для снабжения города питьевой водой. Название произошло от реки Лига (в переводе с карельского означает вымачивание льна и конопли в речной воде), с которой он начинался. Со временем, Лиговский канал потерял свое былое значение и был встроен в трубу, а над ним был проложен Лиговский проспект. Следующая достопримечательность - Обводной канал, протяженностью 8 километров, был построен для решения проблем судоходства, как пограничный ров и для защиты города от наводнений. Наводнения происходили, в основном, в августе-ноябре, рассказывает гид, и наносили большой ущерб населению. Долгое время наводнения были серьезной проблемой северной столицы и только одна река Большая Невка никогда не выходила из берегов. Поэтому на берегу реки Большая Невка построены многие заводы и фабрики. Комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений, построенный в 1979-2011 годы и протянувшийся поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка, через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт, по мнению специалистов, значительно уменьшил возможность наводнений в настоящее время. Посмотрим, время покажет.
Следующая достопримечательность, Литейный проспект – один из центральных магистралей северной столицы, где в старину в литейных дворах лили пушки, что, со временем, стало основой для названия проспекта. Главная улица Санкт-Петербурга - Невский проспект, протяженностью 4,5 километра, назван в честь первых строителей проспекта - монахов Александро-Невской Лавры. Невский проспект первоначально был первой платной улицей в России, а в настоящее время, излюбленное место прогулок жителей и гостей северной столицы, где огромное количество торговых площадей, магазинов и бютиков. Нева, единственная река, вытекающая из Ладожского озера и на дельте которой построен город Санкт-Петербург. Нева на 96% обеспечивает город питьевой водой. Протяженность реки составляет 74 километра, а глубина возле Литейного моста составляет 24 метра. Судоходная река и значимая водная артерия города Санкт-Петербург, в строительстве которого принимало участие огромное количество народа.
Руководителем комиссии по составлению первого генерального плана города с тремя главными лучевыми проспектами был русский архитектор П.М.Еропкин. Немалый вклад в формирование архитектурного стиля города внесли такие архитекторы, как Д.Трезини, М.Фонтана, А.Леблон, Б.Растрелли, С.Чевакинский, А.Ринальди, Э.Фальконе и многие другие. В Санкт-Петербурге 18 районов и мы въехали в Выборгский район. Именно в парке Выборгского района росли и растут мачтовые сосны. Взгляд на них радует глаз, стройные и ровные, как будто выточены на токарном станке. Поклонная гора – это берег древнего моря, рассказывает нам гид, и озерки, все, что осталось от этого моря. От Санкт-Петербурга до Выборга 147 километров. Наш автобус стремительно мчится вперед, разрывая влажный холодный воздух северной столицы.
В 11.00 мы въехали в район Парголово. Начинается наша экскурсия «Русская Финляндия». Земли Парголовского района были подарены Петром I его дочери Елизавете, рассказывает гид. Река Охта, судоходная, протяженностью 99 километров, протекает по территории района. Название реки из финно-угорского переводится, как Медвежья река. В местных реках очень много железа и других минералов, поэтому вода в них темная. Поэтому если нет других более приметных названий, то реку называли черной. Таким образом, в России очень много черных речек, в т.ч. и в Санкт-Петербурге. Дуэль Пушкина А.С. также состоялась возле Черной речки.
Каждая эпоха развития человеческого общества подчинена определенным правилам, условностям, традициям. В те далекие времена, традиции соблюдались очень строго. Например, в эпоху Екатерины II, молодым нельзя было жениться без согласия родителей. В противном случае их наказывали. Как правило, мужчину отправляли в тюрьму, а невесту в монастырь. Может, это было правильно, поскольку браки заключенные с одобрения родителей реже распадались. Весь смысл этого правила заключается в том, что родители, в отличие от влюбленных, потерявших голову молодых, реально оценивали ситуацию. Не случайно гласит народная мудрость, что любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Народная мудрость – это основа всей мудрости человечества, которая передается из поколения в поколение и, видимо, прислушиваться к ней просто необходимо.
В 11.35 мы сделали санитарную остановку, где попили чаю и поближе познакомились с соседями. Многие туристы в составе всей семьи спланировали встречу нового года вдали от родного дома. Молодцы, люблю таких решительных и отважных людей. Смена обстановки и новые условия во время путешествия – отличное средство от стресса и надоевшего повседневного быта. Облака рассеялись, появилось солнце, освещая яркими лучами верхушки заснеженных елей. С появлением солнца даже поднялось настроение и лучше чувствуется предновогодняя радость на лицах людей. Чем дальше на север, тем больше снега и холодней становится окружающий воздух. Мы продолжили свой путь. Вдоль дороги, по обеим сторонам заснеженный хвойных лес. Красота неописуемая. На полях лежит глубокий снег.
Исторически, здесь проживали карелы, финны, славяне, затем пришли шведы, отобрали земли у Новгородской республики, основали Выборгский замок и 400 лет правили этими землями. Природа здесь уникальна. Здесь обитает рыба Колюшка, которая во время нереста, в воде вьет гнездо. Гнездо получается примерно величиной с кулак. Первым делом, на дне вырывается ямка. Рыбка просто уносит песок во рту. Затем в образовавшуюся ямку рыбка приносит травинки и кусочки водорослей. На боках у этой рыбы производится слизь, с помощью которой и укрепляется гнездышко. На этих землях обитает более 300 видов птиц и самый приметный это Сапсан, который, по мнению орнитологов, в стремительном пикирующем полёте способен развивать скорость свыше 322 километров в час. Кроме того, острые когти, небывалая сила и феноменальное зрение отличают эту птицу от других представителей царства животных. Сапсан - хищная птица из семейства соколиных, распространённая на всех континентах, кроме Антарктиды. В зависимости от размера и особенностей окраски, различают около 17 подвидов этой птицы. Именно поэтому скоростной поезд Москва – Санкт-Петербург назвали Сапсан. Мы проезжаем места, где когда-то был Каурский (Карельский УкрепРайон) оборонительный рубеж, а теперь остались одни развалины. 22-й Карельский укреплённый район создавался, как рубеж обороны Ленинграда с севера, вдоль советско-финской границы 1920-1940 годов, от Финского залива до Ладожского озера. Районы (узлы) обороны 22-го укрепленного района располагались у следующих населенных пунктов (от залива к Ладоге): Сестрорецк, Белоостров, Мертуть, Медный завод, Агалатово, Елизаветинка, Лемболово, Ненимяки, Перемяки, Соелово, Никулясы, Каллелово. В настоящее время, это уже история о гигантском строительстве, в котором участвовало огромное количество военнослужащих.

Выборг

Выборг - город, затерянный во времени.

В 13.30 мы подъехали к гостинице Дружба, которая находится в бухте Салакка-Лахти (с финского, Большой ковш) в городе Выборг. На берегу бухты установлены копии двух драккаров, узких парусно-гребных ладей викингов с высоко поднятыми носами и кормой, напоминающие о фильме «И на камнях растут деревья», снятом в окрестностях Выборга. Администратор раздал нам ключи и я поднялся к себе в номер на 3 этаже. На первый взгляд, обычный 2-х звездочный номер с телевизором, холодильником и необходимым инвентарем. В номере нет ни чайника, ни чая, ни кофе. Видимо, это не предусмотрено.
В 14.55 нас пригласили на обед, где нам предложили лапшу с курицей, свинину с картофельным пюре и компот с круассаном. В целом, не плохо, тем более, я к еде не привередлив.
Выборг – древний город, город воинской славы. Название исходит, по одной версии, от старославянского «выбор», а по другой, от старо-норвежского «Святая крепость». Выборг – город порт и крупный промышленный центр. Здесь функционируют судостроительный и приборостроительный заводы, морской торговый порт, спортивные и культурные учреждения и многое другое. Население города около 71 тысячи человек. Среди наиболее значимых достопримечательностей города Петровская площадь. Названа в память о взятии Выборга Петром I в 1710 году. С этой скалы он руководил операцией, где впоследствии поставили памятник Петру, а у подножия скалы - бюст Ф.Апраксину. Чтобы обезопасить Выборг, по указу Петр I были построены укрепления на западных рубежах города и названы Анненскими в честь императрицы Анны Иоанновны. Достойны внимания Ратушная площадь, часовая башня, рыночная, соборная и театральная площади, а также многое другое. В 1988 году было принято решение правительства РСФСР об организации музея-заповедника «Парк Монрепо». Монрепо; (фр. Mon Repos - «мой покой», «моё отдохновение») - скальный пейзажный парк на берегу бухты Защитной, Выборгского залива, на острове Твердыш в северной части города Выборга, в Петровском микрорайоне, рядом с бывшим Выборгским посёлком. Официальное наименование - Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».
После обеда экскурсия по Замковому острову, где находится средневековый рыцарский Выборгский замок, построенный шведами в 1293 году и пешеходная экскурсия по центру города, где экскурсовод рассказывает об истории города, его легендах и тайнах, показывая нам Рыночную площадь, лютеранский Собор Петра и Павла, православный Спасо-Преображенский Собор, бастион «Панцерлакс», башню Ратуши и другие достопримечательности города. Гид рассказывает нам отличие замка от крепости. Крепость - это сооружение, где находятся, в основном, военные и осуществляют защиту какой-либо территории. А замок – это сооружение, где живет знатный род и, конечно, обслуживающий персонал и охрана.
Парк Эспланда (переводится, как предполье, открытое место) - центральный парк Выборга, который простирается от Рыночной площади на западе до Московского проспекта на востоке и от проспекта Ленина на севере до Крепостной улицы на юге. В парке посажены определённые породы деревьев и установлены скульптуры, образовавшие, в результате самый настоящий заповедник северного модерна. Красная площадь (старое название площадь Красного Колодца) – название красная площадь получила в 1599 году после того, как наместник города Арвид Тараст и его сын были обезглавлены, так как были сторонниками свергнутого короля Сигизмунда и выступали против будущего Карла IX. После обезглавливания их головы повесили на Скотопрогонных воротах около Круглой башни. А их сторонников попросту перерезали на этой площади. В историю эта кровавая страница вошла, как «выборгская резня», а площадь получила новое название. Возле Собора Петра и Павла, памятник Микаэлю Агриколе – человеку, создавшему финскую письменность. Первую книгу он издал в 1543 году, это был букварь «ABC-kiria». Так родился финский алфавит.
Затем нас пригласили на мастер-класс по приготовлению кренделя. Нам продемонстрировали мастер-класс по выпечке настоящего выборгского кренделя, раскрыли историю и рецепты приготовления, в процессе которого можно принимать самое активное участие. Мастера продемонстрировали два аутентичных рецепта: средневековый по рецепту Старушки Марен (ржаной бездрожжевой) и, выпеченный на соломе (пышный, дрожжевой). В детстве моя прабабушка готовила различные кондитерские изделия, в том числе и кренделя, но, сам я, никогда этим не занимался. А здесь, представьте, впервые в жизни, сам приготовил крендель, конечно, под руководством опытного мастера. Пока наши кренделя готовились в печи, нас угостили горячим глинтвейном. Я не люблю глинтвейн и попросил какао. После прогулки по городу, я вернулся в гостиницу. Новогодний банкет в 23.00, внизу в ресторане. Времени много. Включил телевизор и углубился в просмотр предновогодних телевизионных передач.
В 23.00 начался новогодний банкет. Меню отличное, чего только нет. Спиртные напитки в изобилии. Мы знакомились с соседями по столу, произносили тосты, наблюдая музыкальные передачи по большому телевизору, установленному на стене ресторана. На новогоднем банкете, за столом разговорились с одной молоденькой и очень симпатичной девушкой. Уже при первичном общении, она произвела на меня впечатление очень умной девушки. Согласитесь, как правило, встречаются обычные и, порой, даже недалекие люди. А эта – самородок, хорошо образована, разбирается в житейских вопросах и даже осведомлена в области эзотерики. Меня это удивило. Жалко, не было времени на более длительные дискуссии. Потом мы немного потанцевали и где-то после 2.00 часов ночи пошли спать.
Утром 1 января проснулся в 7.00 и пошел в сауну. Как здорово придумано, с утра можно ходить в сауну, причем, бесплатно. Все это входит в комплекс услуг гостиницы. Вечером сауна платная, но совсем не дорого, всего 450 рублей за час. Так, что все для людей, все для блага человека. Я пришел в сауну, где меня встретила очень милая бабушка. Она показала мне сауну и бассейн и пожелала приятного отдыха. Оказывается, парная для мужчин и для женщин отдельная, а вот бассейн общий. Прекрасная сауна, жалко, что я забыл взять с собой ароматические масла. Удивительно то, что 1 января все это прекрасно работает. Я вспомнил, как один новый год я встречал в Москве, в гостинице Космос. Там тоже есть сауна, но, как мне объяснили, 1 января она не работает, праздник все же. Чувствуете разницу. Гостиница эта, вроде так себе, где-то 2 звездочки, а вот по сауне, все 5. Ведь, дело не том, что есть услуги, а в том, что они работают на радость отдыхающим. Я попарился где-то с часу и пошел на завтрак. Завтрак организован в виде шведского стола. Перечень блюд, широчайший, тем более, что после новогоднего банкета, совсем не хочется есть. Я съел яйцо и попил молочка. Народ тоже начал подтягиваться к завтраку. Закончив завтрак, я последовал в номер и увлекся просмотром телевизионных передач. Меня удивило то, что каналов бесчисленное множество, так, что я даже не стал считать их количество.
В 12.00 мы поехали на экскурсию. На улице -18, светит солнце. Да, для пешей прогулки холодновато. Наш автобус повез нас по улицам, освещенным яркими лучами солнца, к парку Монрепо. Парк создан в стиле скального пейзажного парка, где деревья на фоне гранитных скал погружают тебя в атмосферу размеренного созерцания и душевного покоя. Территория парка состоит из двух больших участков, примыкающих с юга и севера к историческому ядру парка. Он характеризуется уникальными каменными грядами ледникового периода из гранитов рапакиви (с карельского - гнилой камень), на отдельных участках достигающих высоты 20 метров. Основание парка имеет давнюю историю. В 1710 году во время русско-шведской войны Пётр I взял крепость Выборг приступом и, наконец, вернул исконно наши новгородские земли. В 1760 году эти земли были отданы в потомственное пользование коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину. К 1770 году он устроил здесь свою загородную дачу и начал первые работы по созданию парка, который он назвал Шарлоттенталь (с нем. «Долина Шарлотты»), в честь своей жены-немки. По указанию Ступишина была насыпана плодородная земля, проведена мелиорация заболоченных мест, построен деревянный усадебный дом, оранжерея, разбит фруктовый сад, высажены лиственные деревья. Поскольку территория усадьбы холмистая, и ровное место найти было сложно, то новый дом строится на небольшом холме, выровненном при помощи насыпной террасы. После смерти Ступишина имением недолго владел назначенный выборгским наместником принц Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский, брат великой княгини Марии Фёдоровны, жены будущего императора Павла I. Принц Вюртембергский дал усадьбе имя Монрепо. И только в советское время, усадьба приобрела статус парка-заповедника. Прогулку по парку Монрепо я завершил раньше, чем наша группа и вернулся в автобус. Гулять долго при -18 градусном морозе просто рискованно. Со мной вернулись еще несколько мудрых туристов, которые реально оценили ситуацию. Конечно, для прогулок по парку нужно приезжать летом. Это самый лучший вариант. Спустя некоторое время, замерзшие, как льдышки, вернулись все туристы нашей группы. Некоторых я угостил горячим чаем из своего термоса, поскольку 1 января все ларьки в парке закрыты, за исключением некоторых, расположенных в глубине парка. Мы тронулись в путь и, попетляв по улочкам древнего города, приехали на Рыночную площадь. К сожалению, рынок сегодня закрыт, работают только частные лавки. Я хотел купить ароматические масла для сауны, но, аптеки тоже оказались закрытыми. Туристы купили сувениры, и мы поехали на обед в скандинавский ресторан Oтsо, где нам предложили прекрасный обед. После морозной прогулки, винегрет, суп с фрикадельками и курица с гречкой, показались очень вкусными, кроме булочки, которая была не очень качественно приготовлена.
После обеда мы поехали на автобусную экскурсию по городу. Многие туристы начали жаловаться, что окна автобуса грязные и ничего не видно. Но, никто эту жалобу реально не воспринял, и она, со временем, забылась. Кроме того, многие люди просто не хотят из-за какой-то мелочи устраивать скандал, тем более, в такой замечательный праздник. В конце экскурсии, нас привезли к пивоваренному гроту, находящемуся на набережной адмирала Апраксина. Если есть на свете места силы, то это безусловно одно из них, рассказывает гид. Эта рукотворно-нерукотворная пещера с уникальными сводчатыми потолками создавалась миллионами лет геологических процессов и дорабатывалась солдатами Петра Первого, отвоевавшими у гранитной скалы дополнительное пространство. Кроме того, что ГРОТ является уникальным спелеологическим объектом, это еще и арт-пространство с работами выборгских художников и старинными фотографиями Выборга. Нас познакомили особенностями Выборгского пивоварения и собственно ГРОТА, которая закончилась дегустацией выпускаемой продукции. Нам предложили сидр яблочный, пиво крафтовый выборгский эль и шоколадный стаут. Поскольку, я не любитель пива, пришлось поделиться с соседями. После этого мы посетили музей шоколада, где также можно приобрести разные виды шоколадной продукции и всевозможные сувениры. Подъем на возвышенность, откуда обозревается почти весь город не особо впечатлил, поскольку мороз к вечеру усилился.
Прогулявшись по городу, в свободное время, после экскурсии, я пошел в гостиницу. Город маленький и путь до гостиницы занял всего около 20 минут. Я шел по очищенным тротуарам, любуясь свечением разноцветных новогодних огней на улицах праздничного города. В номере тепло и за просмотром телевизора, я вскоре провалился в сон.
2 января проснулся раньше обычного и снова пошел в сауну. У дежурной по сауне поинтересовался, нет ли у нее ароматических масел. Она достала целую шкатулку с пузырьками и подала мне со словами, выбирайте. Я взял мяту, поскольку специалисты рекомендуют банные процедуры начинать с мяты. Мята расширяет поры на коже и увеличивает потоотделение и, соответственно, способствует выведению шлаков из организма. Я поддал пару и лег на полоке, наслаждаясь ароматом горячего воздуха. Напарившись в сауне, я поблагодарил женщину за прекрасную сауну, рациональную организацию режима работы и направился на завтрак. Народа с утра не много. Праздничные дни, люди хотят поспать подольше или просто понежиться в постели. Взял пшенную кашу, омлет и молоко. Жалко, что не удалось попробовать местного молока на рынке. Ну, что делать, может в другой раз, как-нибудь посчастливится. Закончив завтрак, поднялся в номер, чтобы собраться в дорогу. Мое первое впечатление о гостинице изменилось в корне, честно говоря, даже не хотелось уезжать. Но, время стремительно летит. Я собрал вещи и спустился в фойе. Туристы собрались в ожидании автобуса.
В 10.00 мы отъехали от гостиницы и, попетляв по улицам Выборга, выехали на трассу в направлении Санкт-Петербурга. Гид нам рассказывает историю празднования нового года. По мнению ученых, традиция праздновать Новый год зародилась в Древней Месопотамии 5 тысяч лет назад. Новый год у вавилонян начинался с месяца ниссан (совпадавший с днём весеннего равноденствия) и был установлен в честь верховного бога Мардука (бог-покровитель города Вавилона). Потом эту праздничную традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам. Исторически, празднование нового года в человеческом обществе неоднократно менялось. Древние славяне встречали новый год в день весеннего равноденствия – 22 марта, что символизировало пробуждение природы и начало новой жизни. Иван III перенес празднование нового года на 1 сентября, а Иван Грозный ввел празднование в день осеннего равноденствия, символизируя окончание сбора урожая. Петр I в 1699 году установил встречу нового года 1 января, как в европейских странах. Исторически эта дата исходит от Римской империи, когда к этому времени завершались сборы налогов со всех регионов империи, что и торжественно отмечали древние римляне. Начало года с 1 января было закреплено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу - богу выбора, дверей и всех начал. Январь получил своё название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперёд, а другое – назад. В настоящее время, разные народы в разное время отмечают новый год. Например, между 21 января и 21 февраля (один из дней) - китайский Новый год (Китай), 21 или 22 марта - иранский Новый год Навруз (Иран, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), с 13 апреля по 15 апреля - Сонгкран - тайский Новый год, 14 апреля - бенгальский Новый год (Бангладеш), 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября) - еврейский праздник Рош ха-Шана (Израиль) и т.д. На самом деле, все это условности и человеческое общество, видимо, не может жить без этих установочных дат, которые, со временем, становятся традицией каждого конкретного народа.
Мы едем по заснеженному шоссе. По обеим сторонам дороги нас сопровождают, устремленные в небо ели, местами стройные сосны и другие хвойные деревья. Снега много, мороз -18 градусов. Взошло солнце и его яркие лучи, отражаясь от снега, слепят глаза. Радостно на душе, то ли от начала Нового года, то ли от того, что так ярко светит солнце.
В 11.20 мы сделали санитарную остановку и минут через 30 продолжили путь. Проезжаем город Сестрорецк – город курорт, на берегу финского залива, на устье реки Сестра (с финно-угорского - Черносмородиновая река). В настоящее время в городе 23 учреждения рекреационного обслуживания, в числе которых санатории, курорты, дома отдыха, пансионаты и детские оздоровительные учреждения. Приморский климатический бальнеогрязевый курорт со своей минеральной водой и лечебными грязями на северном берегу Финского залива Балтийского моря еще в 1903 году получил высшую награду на международной выставке в городе Спа в Бельгии. Почва в Сестрорецке богата природными запасами целебной кембрийской глины, а также источниками минеральной воды, обладающей лечебными свойствами, что создает дополнительные возможности для развития индустрии отдыха и туризма в настоящее время. В городе несколько промышленных предприятий, в том числе Сестрорецкий автомобильный завод «Хёндэ», Швейная фабрика «Салют» и многие другие.
В те давние времена, еще Петру I понравились, здешние дубовые рощи, и он решил увеличить их площадь. В настоящее время, парк «Дубки» раскинулся на выступающем в Финский залив мысе. Своё имя парк получил благодаря 2000 дубам, посаженным по указу Петра I. Вековые дубы стали символом Сестрорецка. Дубовая ветвь с желудями изображена на флаге и гербе города. Здесь же, в Сестрорецке в 1721 году было продемонстрировано Петру I потаенное судно (прототип современной подводной лодки) для военных целей. Рядом с Храмом Петра и Павла стоит макет этого потаенного судна. В 1721 году в Сестрорецке начали строить оружейный завод. Сестрорецкий разлив - искусственное озеро, которое было создано во времена Петра I, когда запрудили реку Сестру и Чёрную речку. Здесь же построили плотину (в XX веке была засыпана), которая обеспечивала работу оружейного завода. Благодарные потомки поставили памятник генерал-майору С.И.Мосину - известному оружейнику, разработчику трехлинейной магазинной винтовки, возглавлявшему Сестрорецкий оружейный завод с 1894 по 1902 годы. Площадь разлива - 12,2 квадратных километра. Сегодня это одно из самых старых водохранилищ в мире. В июле и августе 1917 года Ленин В.И. и Зиновьев Г.Е. скрывались от ареста в шалаше на берегу Сестрорецкого разлива. Ленин затем выехал на территорию Великого княжества Финляндского, где проживал до октября 1917 года. В память о тех давних событиях, построен гранитный памятник-шалаш, музей, посвящённый переломному моменту в истории России.

Новогодний Санкт-Петербург

Посетив этот город однажды, понимаешь, что хочешь быть там всегда!

В 12.30 въехали в Приморский район Санкт-Петербурга. На улице -24 градуса мороза. Здесь, в Приморском районе стоит памятник Петру I, в память о спасении им моряков, терпящего бедствие корабля. В советское время здесь был построен первый гражданский аэродром, здесь жил и трудился Г.Е.Котельников, изобретатель первого ранцевого парашюта в мире и работал А.С.Попов, изобретатель первого радио. Гид предложил нам автобусную экскурсию по городу Санкт-Петербург «Зимние праздники», где нас познакомили с праздничным городом, центральными площадями, украшенными новогодними красавицами-елками. Гид рассказала нам эволюцию традиций встречи Нового года и Рождества в Санкт-Петербурге с прошлых эпох до сегодняшнего дня. Проезжаем Троицкую площадь, где были построены первые дома в городе Санкт-Петербурге в момент его основания. Другими словами, это точка, с которой начиналось строительство города.
Гид рассказывает историю создания Кунсткамеры (от нем. комната искусства) – первого музея редкостей в России, учрежденного царем Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 году. Музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. В фондах хранится полтора миллиона предметов. В настоящее время, экспозиция разделена на три направления:
Этнографический раздел составлен из предметов быта, которыми пользовались коренные жители разных уголков Земли - Индии, Японии, Индонезии, Китая, Монголии, Африки, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока и т.д.;
В Анатомическом кабинете, занимающем один зал, собраны экспонаты с отклонениями в развитии жизненно важных органов;
В разделе, посвящённом истории Кунсткамеры, представлены документы об основании Академии наук России. Там расположен музей М.В.Ломоносова, Готторпский глобус и астрономическая обсерватория.
Проезжаем Суворовскую площадь - одну из крупных площадей в историческом центре Санкт-Петербурга. Название площади связано с установленным на площади памятником русскому полководцу, генералиссимусу А.В. Суворову. Слева от нас Зимний дворец - величественный памятник архитектуры и символ Северной столицы, спроектированный архитектором Франческо Растрелли. Более века он служил зимней резиденцией для русских императоров, а теперь входит в состав Эрмитажа - самого посещаемого музея Санкт-Петербурга. Площадь Зимнего дворца составляет 60 тысяч квадратных метров, на которых расположено более тысячи комнат. Карниз Зимнего дворца украшают 176 аллегорических статуй и декоративных ваз. Основу коллекции Зимнего дворца составили переданные в 1764 году Екатерине II из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров. С тех пор, коллекция росла стремительными темпами благодаря приобретению работ художников и скульпторов со всего мира, а также подаркам знатных семей и частных коллекционеров. Сегодня музей насчитывает более 3 миллионов экспонатов, выставленных в 365 залах дворцового комплекса.
Еще левее от нас Летний сад, по которому я гулял в каждый свой приезд в этот прекрасный город. В 1711 году по инициативе Петра I начала формироваться территория Летнего сада. Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и других деревьев. К концу жизни Петра, Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века, их было уже около двухсот. Но, до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, которые, в настоящее время, радуют жителей и гостей столицы своим изящным искусством.
Проезжаем Александровский сад, с его более 5000 зелеными насаждениями и скульптурами знаменитостям и античным героям прошлого. Рядом возвышается Исаакиевский собор, произведение архитектора Огюста Монферрана, высотой 101,5 метра, впечатляющий своей красотой и величием. Более 350 скульптур украшают снаружи здание собора, ведущая тема скульптурного комплекса - прославление Иисуса Христа, сцены из его земной жизни и Страстей Господних.
Следующая достопримечательность - Кафедральный Собор Казанской иконы Божией Матери - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным в стиле русского классицизма. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Главная святыня храма - чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Большинство авторов считает, что эта икона является списком с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году.
Гид рассказывает, не переставая, просто кладезь, хорошая женщина и прекрасный рассказчик. На мой взгляд, хороший гид – это, как минимум 50% интересной экскурсии. Я вспомнил свою поездку в Гоа, где взял экскурсию по золотому треугольнику Индии - туристическому маршруту, соединяющему столицу страны, Дели, Агру и Джайпур. Гид – русская девушка, которая почти ничего не знала про Индию. На любой вопрос, она отвечала, посмотрите в интернете, там все написано. Всю дорогу рассказывала, как у нее в России была любовь, с одним молодым человеком и он ее бросил. А она родила ребенка и, оставив его у матери, уехала в Индию, искать свое счастье. Устроилась работать в туристическую фирму и ей очень нравится индиец, руководитель этой фирмы. Вот она и пытается соблазнить этого парня и выйти за него замуж. Тут нашлась она туристка, которая начала раскладывать карты и прогнозировать ход событий юной авантюристки. Я смотрел на эту девушку и думал, какая же она дура, а ведь, тоже хочет быть счастливой и, при этом, свой жизненный путь строит абсолютно в другом направлении. Во всяком случае, мне так показалось. Хорошо бы, чтобы я ошибался. В результате, эта была одна из самых плохих экскурсий в моей жизни.
В 14.00 нас привезли на обед в ресторан Комель на улице Караванная. Обед был вкусный и качественно приготовленный. Следующей экскурсией нашей группы стал Шуваловский дворец, в котором располагается Музей Фаберже. Музей обладает не имеющим аналогов, собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств ХIХ-ХХ веков. Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея - 9 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Карла Густава Фаберже. В коллекции музея, в общей сложности 54 пасхальных яйца, до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц. В настоящее время коллекция музея насчитывает более 4000 единиц хранения, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, фантазийные предметы, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы, а также ювелирные украшения, созданные фирмой Фаберже, а также произведения живописи. По окончании просмотра экспозиций, мы зашли в магазин сувениров и посетили кафе, где можно попить горячего чая или другого понравившегося напитка. После музея нам предоставили свободное время для покупки сувениров и прогулок по прекрасному Невскому проспекту.

Путь домой

Самая любимая дорога – это дорога домой.

В 20.00 мы отправились в Москву. Часть пассажиров, уставших от ночных переездов, предпочли обратно поездку на поезде. По всей видимости, они спланировали это заранее. Опытные туристы, таким образом, облегчают трудности сложных маршрутов. В салоне автобуса стало немного свободнее. Мы выехали из сияющего новогодними огнями города на платную трассу и продолжили путь.
В 01.30 сделали санитарную остановку. Мороз усиливается, на улице уже где-то около -27 градусов. Что-то забарахлила система отопления автобуса. В условиях сильной стужи, не выдерживает даже техника. Замерзающие пассажиры начали возмущаться. Со временем, стало тепло, но гид проинструктировала, как сохранять тепло. Как ни странно, ночью организм очень чувствителен к холоду, особенно, во время сна. Видимо, поэтому предупреждают специалисты, что во время сна нужно чувствовать тепло и, ни в коем случае, нельзя замерзать. В годы своей боевой юности, я долгое время жил в Сибири, где испытал морозы до -55 градусов. Очень холодно, причем трудно дышать. Мы ходили, завернув лицо полотенцем. В Сибири нет обжигающих холодных ветров и морозы переносятся немного легче, но зима в Сибири намного дольше, чем в других регионах и поэтому люди готовятся к зиме основательно. Меня спасала баня, где я каждую неделю отогревался после сильных морозов и, таким образом, на всю жизнь полюбил банные процедуры. У сибиряков есть поговорка, что сибиряк не тот, кто морозов не боится, а тот, кто хорошо одевается. Думаю, что в этом они правы, как никогда. Первую зиму, после переезда в Москву, я ходил без пальто, налегке. Мне казалось, что в Москве очень тепло. Со временем, организм адаптировался к новым условиям, и я снова начал мерзнуть на морозе.
В 3.30 сделали очередную санитарную остановку. На улице, по-прежнему, холодно. Мы двигались оперативно, кучками, чтобы не охлаждать автобус и сразу закрывали дверь автобуса. Желающие пользовались услугами придорожного кафе, который работает круглые сутки и обеспечивает насущные потребности, путешествующих на автомобильном транспорте туристов.
У меня был друг, который долгое время руководил Федерацией закаливания и спортивного зимнего плавания в России, утверждавший, что самое лучшее средство для обогрева, при замерзании, это горячий чай, поскольку центром выработки тепла в организме является живот. Именно от живота, по его мнению, тепло должно распространяться по всему организму. Причем, при этом, ни в коем случае, нельзя принимать горячую ванну. Сначала горячий чай, а потом, уже, спустя некоторое время, другие согревающие процедуры. Он часто бывал у меня на кафедре, в университете и проводил занятия с моими студентами по методике восстановления организма при чрезмерном охлаждении. В настоящее время, его методика широко используется в силовых структурах и подразделениях МЧС. Много раз, он приглашал меня на зимние купания в Москве, на Байкале, в Крыму, но я не рискнул, хотя несколько лет подряд купался на крещение в проруби. Потом, от этих купаний меня отговорили мои друзья-врачи, считая, что это обычный русский экстрим, который может очень негативно повлиять на состояние здоровья. Конечно, и на мой взгляд, тоже, во всем должна быть мера!
В 6.00 утра прибыли в город Москву. Автобус остановился прямо возле станции метро ВДНХ. Москва в сиянии новогодних огней, улицы пусты. Я поблагодарил гида, попрощался с туристами и спустился в метро. Раннее утро, народу в метро мало. В основном, люди, спешащие на работу и такие же, как я, путешественники, возвращающиеся домой. Через час я уже был дома, в тепле и за чашечкой чая вспоминал свое новогоднее путешествие, как самый счастливый миг своей жизни в этом наступившем новом 2024 году.