Запах книги

Александр Мамедов
               
Аннотация. В повествовании  кратко изложено отношение автора к чтению книг. Показана роль книг, литературы в воспитании детей . Рассказано о значении печатного слова,. о  его неповторимого воздействия  на человека. Обозначена, также, воспитываемая книгами инженерная культура специалистов.
 Мамедов Александр Нусратович ,  главный специалист,  ООО «Нефтегазмонтаж»
г .Ташкент ,тел. Моб. +998946351672,
e-mail: mamedov_46@mail.ru.

Наиболее яркое, ощущение детства — запах книг. Такой запах, который можно встретить только в библиотеках, сильный, концентрированный. Аналогичное ощущение я испытывал, когда летом в школу привозили и раздавали новые учебники.  Входишь под высокие, прохладные своды нашей опустевшей на лето школы и в библиотеке  новенькие книги, в огромных количествах. И от них  этот чудесный запах. Особенно мне нравится, когда вхожу, с шумной улицы  в нашу городскую библиотеку, в ее уютную, овальную прихожую, с высокими окнами. Меня встречают всегда приветливые и доброжелательные библиотекарши, любезно приглашают войти в книгохранилище, выбрать книгу. Я здесь свой, они давно меня знают, знают еще младшим школьником, они мне доверяют, знают, как бережно я отношусь к книгам. На полках — книги, и сразу чувствуется сильный дух, знакомый с детства, запах книг, вперемежку с запахом чернил из чернильниц,  тот, от которого невозможно отказаться. Этот запах всегда, как предвкушение, напоминание,  встречи со старыми друзьями, которые каждый раз при встрече с ними, вновь открывают другой, виртуальный, воображаемый мир. Этот мир очень интересный, неповторимый, я с нетерпением, жду, чтобы вновь в него погрузиться. Он всегда со мной, его генерирует мое воображение, разбуженное героями книг, он почти  реальный. Он, этот мир ,очень разнообразный. «Там ступа с бабою Ягой идет-бредет сама с собой.» «Через поля, через моря, колдун несет богатыря». А вот я вместе с барабанщиком Аркадия Гайдара встаю из-за уютных, надежных валунов, выпрямляюсь, сжимая теплый отцовский браунинг, чтобы начать свой  уже не игровой, настоящий, смертельный, неравный бой. И вот истребитель, Як, Высоцкого подбитый, но живой.
 И даже на отдыхе, в альплагере, я к своему удивлению, обнаружил библиотеку, с большим читальным залом, с огромными окнами на зеленые горы, близкие, легендарные снежные вершины. Было очень уютно читать в светлом зале, притом, что за окнами шел горный, кратковременный ливень. Там я прочитал  и удивительную книгу «Внизу Сванетия» и буквально через неделю, прошел пешком, маршрутом в высокогорную Сванетию, описанный в книге, увидел красивую страну, прямо перед собою сказочную вершину Ушба. Удивительно, даже встретился и познакомился со сванами, живыми персонажами этого произведения писателя Н.Кузнецова. Только влюбленный в людей мог написать эту книгу. И люди, в разговорах с ними. тоже хорошими словами  вспоминали писателя. 
 Писать о книгах я задумал в связи с большой проблемой.  Она связанна, прежде всего с падением интереса к этому великому источнику знаний, с отлучением от чтения. Образовалась печальная тенденция последних лет - утрата чтения, его исключительной роли в обществе. С одной стороны, оно превращается в утилитарное средство получения информации, с другой - в развлечение. Иными словами, в наши дни потеряли главное- чтение книг, без которого никак не обойтись и  которое ничем не восполнить. Чтение в наши дни куда больше ориентировано на удовлетворение не общекультурных, эстетических, духовных, а информационно-прагматических потребностей. Совсем недавно мы были самой читающей страной, метро кишело читающими пассажирами. Мы все читали хорошие книги. Мы все зачитывались журналом «Юность» «Аврора». Нашими героями были персонажи Юлиана Семенова, Чингиза Айтматова и Эрнеста Хемингуэя, мы были современниками Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевара перед глазами у нас были разведчики Рихард Зорге и Лев Маневич. Как просто было общаться раньше с друзьями, все были начитаны, мы читали, заимствуя книги друг у друга. Книги были у нас о главном, о борьбе, о людях с чистой совестью, о настоящем человеке.
 Нас, кроме всего прочего, лишили и этого. Книги наше настоящее богатство без книг, без такого чтения мы нищие. Главное значение книжного влияния, не столько в том, что человек выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время чтения, что он передумывает, читая ее, какие чувства, настроения, стремления, мечты рождаются в его душе.Особое значение для душевного обогащения личности имеет способность проецировать на себя внутренний мир персонажей. «Все  дело  в  многих других людей. Тех которые  жили  до  тебя.  Тех, которые когда-то судьбе . В  твоей  личной  судьбе,  которая начинается  вовсе  не  в  момент рождения человека, а гораздо раньше.  В  личной  человеческой  судьбе,  которая никогда не  бывает  чем-то  отдельным,  обособленным  от  других  людских судеб.  Она,  твоя  судьба,  - часть  общей  огромной  судьбы твоего  народа.  И  существуешь  ты  на  земле,  продолжая  не только  собственных  родителей, но и защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг по земле.»лучше  Роберта Рождестсвенского не скажешь.

Современное чтение  куда больше ориентировано на удовлетворение не общекультурных, эстетических, духовных, а информационно-прагматических потребностей.
Не знаю, что я смогу сделать, но пытаться нужно.
 Писать о книгах, о необходимости приобщаться к их чтению, мне трудно, потому что я жил в то время, когда детям не нужно было особо прививать способность читать книги. В те времена, когда проходило мое детство дети и подростки много читали, частенько можно было видеть их с одной или двумя книгами, которые они несли в руках. Чтением занимались все, это  было просто повальное увлечение, и конечно, читали, не сделав еще домашних заданий, которые задавали в школе. Конечно, читали в первую очередь увлекательные книги, это были книги, о путешествиях и приключениях, о шпионах и сыщиках, о людях на  войне. Мама всегда приветствовала мое увлечение книгой, иногда покупала мне книги, литературные журналы и всегда создавала условия, чтобы я мог спокойно читать. К книгам относились с  уважением, книга был лучший подарок. Вот так и стоят они на полках, напоминая о тех, кто их нам дарил. Вот эту книгу подарила мне мама, а эту сестра, а вот эту книгу, тоже подарок от командира, я привез из далекой Одессы, где служил в армии. Удивительно, а все эти книги оказались не случайные, когда их выбирали в подарок старались, чтобы книга соответствовала, каким- то образом, мне, моим интересам.
 Глядя на современных мальчишек, всегда удивляюсь, почему они перестали увлекаться чтением о новой технике, где у них познания в достижениях создания оружия, почему не рисуют подводные лодки  и самолеты.
 Трактовка чтения,. как сугубо информационной, рациональной деятельности не увлекает, уводит ребенка от книги.  Раньше меня бы во дворе  просто высмеяли, если я бы не узнал по  конфигурации летящий  самолет  и не сказал марку тепловоза, который за окном школы везет вагоны. Я и сейчас стараюсь быть в курсе новейших ракет и самолетах, вычитывая их технические характеристики, докапываюсь до их  принципов фантастических скоростей.
Начиная писать о книгах, естественно, приходиться вспоминать о первых книгах, которые мне пришлось прочитать. На память ,также,  приходят книги, которые мне читали, потому что я еще не мог читать. Они имели рисунки, и по этим рисункам и услышанным фразам я строил в воображении свой, сюжет происходящего в рассказах, сказках. Я помню  даже всевозможные вензеля ,которые постранично  сопровождали текст. Мне вспоминается моя первая библиотека, куда нас привели строем  из школы, записываться, и первая библиотечная книга. Помниться, я ее прочитал в течении получаса, и пошел докладывать об этом маме. Но новую книгу мне в библиотеке не выдали, подозрительно стали спрашивать о содержании и посоветовали прочитать еще раз. Пришлось выдерживать срок и бегом за новой книгой. Впоследствии у нас в библиотеке из читателей, которые толпились у заветного стола на котором нам записывали в карточку очередную книгу, образовались знакомства. У новых знакомых я и черпал необходимые названия книг, о которых они рассказывали. Нам  всегда предлагали те книги, которые лежали на столе. Но были, же книги, которые стояли на длинных стеллажах в книгохранилище. В то время, в детской библиотеке, туда входить не разрешали. Можно было  только наблюдать  за переплетами книг в проем двери. Там таинственно отсвечивали совсем другие, красивые книги. Это был мир книг, который был так далек. Особенно мне помниться обложка одной из них. Она была зеленоватая. Она всегда светилась в глубине  хранилища зеленым светом, каждый раз манила меня.
Наша преподавательница литературы как-то спросила нас, пятиклассников, что мы читаем. Я стал бойко перечислять авторов и произведения. Это были, в основном, научно - фантастические произведения. Она заметила, что это мне читать рановато. Мне, действительно, многое было непонятно, с технической стороны повествования. Но как это было увлекательно! Этот затерянный мир! Это Атлантида Платона! Далекие  снега Килиманджаро. Таинственная Тускарорра. Капитан Немо.
 Когда шел урок географии, наша классная комната, строгая и простая, озарялась от висящей на доске большой карты необыкновенным  светом, это было, настолько красиво и увлекательно. По карте я отмечал полеты Чкалова, Марины Расковой. Здесь Челюскин дрейфовал и был спасен экипаж. А вот Сталинград--город-герой на Волге. Совсем рядом с Ташкентом, затерявшись в степи светиться звездочка- знаменитый Байконур. А вот Абакан-Тайшет, Братск, Усть-Илим - наши знаменитые сибирские комсомольские стройки. Огромен и красив Советский Союз, разве сразу все перечислишь. Тоже самое случалось и на уроках истории. Только в этот раз, на картах, виделись пирамиды Египта, поля Месопотамии, оживали герои Спартака и Ганнибала, Тамерлана и Александра Невского.  Мои познания, естественно, были намного шире и глубже школьных уроков, благодаря библиотечным книгам. А когда в класс вошла физика, тут в  библиотеке стали спрашиваться все произведения. связанные с науками. Прежде всего, гиперболоид инженера Гарина, Александр  Беляев со своими прекрасными повестями, Перельман, Герберт Уэлс  и Конан Дойль. Ефремов и  Александр Казанцев. Этому способствовали и мои кружковские занятия фотографией и радиотехникой.
Мне понравились слова, сказанные о книгах:«Это подарок людей, которые жили когда-то и оставили его тебе, обозначив им какое-то дело.»
И за словами  стоит опять-таки много людей. Посмотрев на книги, ты должен понять, что они - словно твои друзья, которые сейчас вроде отсутствуют. Ведь то, что осталось в книгах, - очень важная часть души этих людей. И когда ты сейчас начнешь заниматься, нужно отнестись к книгам так же, как ты относишься к людям, к лучшим своим друзьям, потому что выражена в книгах лучшая часть их души
Школа это очень хорошо, это как большой корабль. Она дает очень много и переносит нас в самые дальние страны. Но наш интерес ведет нас дальше, нам хочется узнать больше, увидеть и попробовать то, о чем нам говорили, рассказывали, чем мы восхищались. Школа, институт не все могут дать, мы должны сами многому учиться.
Не хотел я вторгаться в современную жизнь, слишком больно, горько, но вероятно без этого не получится, не будет понятен мой  начатый здесь серьезный разговор о книгах, его причины.
То, что порядочный человек, выросший в другом обществе, не может переступить через моральные заповеди, расценивается  сегодня в нашем обществе, как слабость. Уникальная ценность каждой жизни не осознается именно из-за отсутствия культуры чувств, вдумчивого эмоционального чтения.
 Да, высокие чувства заставляют страдать, но отсутствие их делает жизнь серой, убогой и скучной. Выросшие в современной атмосфере взрослые «развлекаются» национальной рознью, поиском легких денег и деланием головокружительной карьеры за счет окружающих.
 Это, как известно, приносит не счастье. Мало того, при первой же тревоге, угрозе мобилизации многие  из них, молодых умных и здоровых ударились в позорные бега, побросали всех, забыв честь и совесть. А ведь наши герои в подобных ситуациях шли добровольно в военкоматы.
Вместе с тем, состояние современной языковой среды вызывает большую тревогу. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит даже там, куда раньше «вход» ему был «строго воспрещен». А ненормативная лексика звучит из уст учеников, в том числе и начальной школы, ужасающе обыденно, нецензурная брань прочно вошла в речь наших детей как самые обыкновенные слова.
Преднамеренно вводиться все новые слова и выражения, почерпнутые в иностранных языках. Преднамеренно выпячивается, насаждается английский язык. Употребление новых слов  носит предпочтительный характер, внедрение усиливается муссированием новых слов в средствах массовой информации. Читая современных молодых людей пишущих на русском языке, я то и дело заглядываю в словарь. Это превращает в конечном итоге, современную речь в «птичий язык». Вырастая в убогом языковом пространстве, дети не умеют правильно формулировать свои мысли. Неразвитая речь ограничивает возможность умственного и духовного становления подрастающего поколения. Даже официальная речь детей, в ходе интервью по телевидению, заметно, плохо формулируется и не обходиться без жаргонных словечек. Они то и дело проскакивают и являются связующим в их убогом формулировании мысли. Мы того не сознаем, что на наших глазах рушиться наш дом, наша страна, единственная и неповторимая.
Проблема чтения, безусловно, относится к общенациональным проблемам. От ее решения зависит духовное состояние нации. Дети умеющие читать, читающие  способны мыслить категориями проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и гораздо приятнее в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека.
Этого читателя, его  тип, хорошо обрисовал Л.Н. Толстой в предисловии к своей повести «Детство». Первым качеством этого желанного для него типа он считал чувствительность, т. е. способность пожалеть от души и даже пролить несколько слез о вымышленном герое. Вторым качеством он назвал способность понимать другого человека без слов, когда «не нужно толковать свои чувства и свое направление, а видишь, что он понимает меня, что всякий звук в моей душе отзывается в его». Названные писателем качества - главная предпосылка полноценного восприятия любого художественного произведения и, следовательно, эмоционального влияния книги на читателя. Без сопереживания и эмоционального резонанса процесс восприятия литературного произведения рассудочен, прагматичен и холоден. Сопереживание - единственный способ узнать боль, радость, страдания других людей, включить их в свой внутренний мир. Но чтобы это произошло, чтобы читатель пережил во всем богатстве эмоциональных состояний чужую жизнь, он должен владеть языком чувств, должен уметь «прочесть» их в душах персонажей. В этом случае эмоциональная культура органично сливается с читательской.
Отсутствие этого  позволяет внедрять в нашу среду совершенно поддельные ценности, не присущие нашему обществу, которые носят разрушительный характер. Мы взрослые,мы с вами серьезные, порядочные люди, зачем нам все это?
Итак, языку чувств, эмоций необходимо обучать. Забыты именно чувства, а не что-либо другое: любовь, радость, горе. Эмоции составляют самую существенную часть психики человека, более значимую, чем рассудок. Эмоциональное начало пронизывает все стороны человеческого «я», его нельзя отделить ни от характера человека, ни от его поведения, ни от отношения к миру и, следовательно, всего строя души нашей». 
Без эмоций нельзя представить себе и умственной деятельности. Они мобилизуют, стимулируют ее.
 Без эмоций невозможно и общение людей, суть которого состоит в том, чтобы улавливать чувства другого и координировать с ними свои. Эмоции играют важную роль в восприятии искусства, одним из видов которого является художественная литература. Что другое, как не литература, способно внушить человеку понимание горя и радости, никогда не пережитых им чувств.
      Эмоциональная природа художественной литературы вытекает из ее материала - слова. Как известно, слово возникло как один из главных «носителей» национальной культуры задолго до возникновения литературы. В определенном смысле, душа народа выражена прежде всего в его слове. Веками национальная культура, миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного «сырья», пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Слово одухотворилось, приняло в себя мир - его бесконечность, его благодать и мудрость, и радость, и печаль, а поэты и пророки - известные или безымянные - «глаголом жгли сердца людей». Прожитое тысячелетие научило русское слово уму и силе, одухотворило его. А без этого невозможна была бы сама правда, выражаемая сначала в устном творчестве народа, потом и в литературе искусным и одухотворенным словом. Понятно, почему И.С. Тургенев, размышляя о судьбах России в трудные времена, видел залог ее выживания и спасения в «великом и могучем, правдивом и свободном русском языке». В определенном смысле слово и есть «кров» и «дом» народа, потому что вне слова невозможно его самосознание, и пока живет слово - жив и народ. Пусть под сводами возводимого нами Храма Слова звучит проникновенное, мудрое слово А.А. Ахматовой:
    
      Ржавеет золото, и истлевает сталь,
      Крошится мрамор - к смерти все готово,
      Всего прочнее на земле печаль,
      И долговечней царственное слово.

Однако, сказанное никак не коррелируется с формальным книголюбованием, погоней за модными писателями, с количественным приобретением книг. Все это не любовь к литературе, а жалкие инсинуации. Время их не пощадит, перемелет.
 Далее о технической литературе. Ранее было сказано «Без эмоций нельзя представить себе и умственной деятельности. Они мобилизуют, стимулируют ее.»
Институтские знания, сформировали  определенную  инженерную культуру. Следуя ее  новый инженер, ученый открывает новые физических явления, новые элементы, познает тайны материи, космос. Вместе с этим  старается  облегчить тяжелый труд, организовать технологический процесс так ,чтобы выполнение задач было в более короткие сроки и качественно. Создаются  новые производства, механизмы и машины, открывается новый мир.
 Теперь, когда я стал вливаться в инженерную среду, у меня появилась самые главные книги для работы  - справочники и учебники, словари и энциклопедии, пособия по самым различным предметам. Самым любимым местом в городе стала очень хорошая  техническая библиотека с читальным залом. Все свободное время стремился  провести там,  находились силы, чтобы что-нибудь почитать  К технической литературе  трудно подступиться. Кругом было все незнакомое, незнакомые термины, непонятные слова. Задачи передо мной стояли конкретные, как увязать институтские знания с практикой, они были слишком общие и не увязывались. Приходилось самому искать, как внедрять свои знания в повседневную жизнь производства. 
 В новой работе  за  один раз приходиться  охватить мысленно, как можно больше материала, как будто стараешься "обнять" весь этот предмет, этот целый мир. Здесь пригодилось способность быстрого чтения. Пришлось искать и  перечитывать в день огромное количество нормативной литературы, знакомиться с нормативными  расчетами, с новыми  правилами  конструирования. От единовременного охвата будет во многом зависеть дальнейшее  формирование всей работы . "Ни одного дня без строчки" как правило, я заканчивал свой день в 11 часов вечера. Человек, много читающий, - это чаще всего человек культурный, который может быть назван и интеллигентным. Незаметно, под влиянием литературы,  в процессе работы, изучения существующих конструкций, ведущих специалистов, формируется  и растет собственная инженерная культура. Иногда, достаточно беглого взгляда на чертежи, я с удовлетворением подчеркиваю, что это работа хорошего конструктора. Либо наоборот, хорошо выполненная инженерная работа, а в основе непродуманные технические решения. Не переношу, когда очередную «идею фикс», утверждают всеобщим одобрением. Провал же неизбежен.
Любовь к литературе художественной или технической, перечитанный объем книг  дают основание формулировать собственные мысли в стиле понятном, для большинства читателей. У меня постепенно появилась потребность наиболее удачные решения, которые удалось внедрить в производство, постараться пространно и грамотно описать. Вначале описывать пришлось самые интересные конструкции. Затем по мере того, как шла публикация, ее некоторые успехи, дали мне импульс  взяться за описание менее интересных решений. Оказалось их у меня скопилось довольно много, и они все, после публикации,  засияли  вдруг для меня в новом свете. Описания, технически выверенные и подробные, позволяют мне на них смело ссылаться в моей дальнейшей работе. И  они всегда под рукой, не затерялись среди работ. Но очень редко можно встретить человека, который пишет столько, сколько надо бы писать, чертит столько конструкций, сколько надо чертить, рассчитывает столько сколько необходимо рассчитывать, для того, чтобы полностью использовать эту возможность в целях самореализации. И если у тебя в руках есть такой инструмент, как твоя грамотность, его надо, обязательно использовать, на полную мощность, иначе он "заржавеет".
 «Задача культурности,  внутренней культурности заключается  собственно не  только  в
том, чтобы думать  о людях с допуском  на доброту, а и в том, чтобы наводить
порядок в себе. Только наведение порядка в себе даст технологию  культуры» 
Инженерная мысль сформированная, выношенная, отшлифованная многими  часами размышления требует очень скрупулезного подхода в оформлении ее установленными средствами. Здесь требуется особая инженерная культура не только в оформлении, здесь необходима  точная доводка документации, требуется выбор  времени   подачи нового неизвестного никому материала. Главное, работа полностью соответствует той  инженерной культуре, основы которой мне привили в институте, ею насыщена сама деловая атмосфера конструкторского бюро, культурой пронизана вся техническая литература. Какое количество необходимо прочитать? Какие знания необходимо получить чтобы самостоятельно начать работать ,к примеру, конструктором? Какими знаниями необходимо обладать, чтобы разрабатывать совершенно новые конструкции, которых нет? Какое количество мною прочитано? Эти вопросы логичны, коль мы начали говорить о литературе. Я  конечно смог бы на них ответить, но начиная вспоминать о прочитанной, усвоенной мною литературе, я попадаю в слишком непонятное вам пространство. Понятное мне, но трудно объяснимое даже подготовленному читателю. Он подчас не ведает кто такой Бюлль, прочитать и проникнуться его идеями об артиллерии. Или, последние новинки русского оружия, что такое торпеда «Посейдон». Или плавучая атомная электростанция «Ломоносов». Или ядерная электростанция для Узбекистана. Тем, кто склонен к технологии подготовить реферат о конструкторе стрелкового оружия Лобаеве. Вы спросите почему сведения именно из области ВПК ,ответ прост. Они, конструкторы ВПК, сейчас на передовых рубежах, они первые в мире, они лучшие. Не менее увлекательна тема о русском первенстве в обогащении ядерного топлива. Конструкторам всегда близки конструкции самолетов, танков, ракет, подводных лодок и беспилотников, взять хотя бы ядерный поезд «Баргузин» или  идея создания пульсирующих воздушно-реактивных двигателей. Представляете себе чтение о них,  это увлекательное путешествие, эти новые двигатели, конечной целью которого является, к примеру, гиперзвуковая ракета «Циркон». А подводная лодка «Белгород» вообще созвездие новых технологий, основанных на иных физических принципах. Так же, как на море «Циркон» сделал ПВО американских кораблей заметно устаревшей, термоядерная торпеда «Посейдон» и крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник» призваны сделать устаревшей идею о том, что от атомного оружия можно эффективно защититься, просто научившись сбивать баллистические ракеты. Такое умение не позволит справиться с тем, что летит низко — или вообще плывет в глубине. Это лучшее и самое передовое оружие в мире, оно сделало всех догоняющими, а то и стоящими соляными столпами.
Теперь, когда вам ясно о чем,  вообще, мы будем рассуждать, где  с вами будем путешествовать. Мы коснемся вначале самого ясного и простого для инженера: как чертить ЧЕРТЕЖИ. Т.е. как создавать, передавать и накапливать информацию. Вам все ясно по этой теме, вы закончили институт, может уже работаете. Но постепенно я с вами пройду ясные нам приемы, и мы углубимся в  то, что известно не многим. Вы поймете, для чего я вам это говорю, мои приемы черчения изделия, комплекса,  иногда, на грани фола, не всем понятны, спорны, даже из числа моих коллег. Они меня выслушивают, недоверчиво крутят головами, и уходят чертить, как и чертили. Впервые мне об этом поведал незаурядный инженер, мой руководитель отдела. Его мысли были настолько парадоксальны, непонятны, что рушили все основы инженерии в части черчении, в части передачи информации. Я их воспринял как фантастику, хотя ничего необычного там не было, все было по действующим правилам. Мало того в КБ уже была внедрена эта система передачи и хранении информации, основы будущих технологий. Я только все это развил практически, мне открылось еще и продолжение в свете новых технологий. Это неисчерпаемый фонд накопления достоверной информации, способный привести к качественному прорыву в области конструирования. Прикоснувшись к нему, к его созданию, навсегда останешься его верным сторонником, при этом открываются очень большие возможности. Тут главное практиковать, лезть во все сферы, генерировать, от избытка предложений иногда просто захлестывает волна.  Вы попробуйте это все понять, у вас, надеюсь, получиться, вы еще не закостенели в догмах. Мною обдуманы  и проработаны   подобные инженерные мысли обо всем, что касается  общего машиностроения и, частично, что я смог почерпнуть из химического машиностроения. Словом, обо всем, чего коснулась моя деятельность конструктора, и о том, что меня продолжает волновать сейчас, и о том, что волнует собеседников. Тезисы мною опубликованы в виде статей, но как много еще не написано! Это очень сейчас востребовано, от убогого обслуживания чужих коммерческих интересов талантливая, передовая страна устала, грядет большой технологический взрыв, он уже начался, просто сейчас не виден.Недаром президент России озабочен тем, чтобы новые районы страны имели новые учебники и литературу. Не откладывая на потом, в самый разгар военных действий, распорядился насытить библиотеки Донбасса и других регионов новыми книгами.
Итак, в общем, сегодня мы  должны  заниматься   учебным  процессом  как   люди,  сливающие  воедино философские подходы Востока и Запада, не стараясь ни в коем случае поставить их   в  конфронтирующую  позицию,   что  делают  некоторые.  Нам  необходимо адекватное,   тождественное  восприятие   понятий,   которое   могут  помочь организовать люди, жившие  до нас, через книги,  спектакли и т. д., но самое интересное  -  педагогически - увидеть живых носителей.
Мы заинтересованы  в существовании духовного  образца, он должен сопровождать  нас  постоянно. Вы заметили,  тут  есть что-то намекающее  на понятие "гуру", но  мы  далеки от того,  чтобы в данном случае идеализировать духовный образец. Нам необходимо приобретать   всемирную,  вселенскую  культуру  и   знакомиться  с  огромным количеством  различных клише. Я  имею  в виду клише как практические примеры мыслительных  процессов,  примеры подходов  к тому или иному явлению  жизни, которая,  конечно же,  всегда  является задачей.
Как она решается? Ее решают обязательно  поэтически,  подходя, в  первую  очередь,  с  ассоциативностью, связывая,  сравнивая  с чем-то. нас   интересует онравстливание  наших действий .
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Это понятие, ставшее в последнее время едва ли не расхожим, трактуется порой с диаметрально противоположных позиций. С одной стороны, духовность приравнивается к интеллигентности или в массовом варианте - к культурному досугу: кино, ТВ, видео, вплоть до «поп-арта». С альтернативной точки зрения под духовностью понимается религиозность, причем опять-таки в разных вариантах: от глубокой веры в Бога до досужих разговоров на теологические темы по конъюнктурным соображениям. Духовность как поиск высшего смысла существования, внимание не к быту, но к бытию - важнейшее качество русской литературы, которая, в отличие от западной, стремилась показать не внешнюю жизнь своих героев, а процесс обретения ими себя.
Нам нужны читающие, не равнодушные, люди, пионеры будущих свершений. С высокой духовной и инженерной культурой, достойные продолжатели дела наших отцов. Их много среди нас, на слуху малоизвестные фамилии мировых лидеров. Они не блещут, им чужды малиновые дорожки, их дела и свершения  далеко вперед продвинули отечественную науку.