... настанет день, когда никто не будет ни выше, ни ниже других, когда
каждый станет отдавать все свои способности ради блага коллектива. Тогда
личные стремления утратят свое значение, а конфликты между людьми
уступят место противоборству человечества с природой. Если же не
останется ни борьбы, ни драматических ситуаций, наверное, исчезнет и
искусство: интерес к людям утратится, а информацию о фактах с большим
успехом смогут давать телефон, телеграф, кино и прочие человеческие
изобретения, развитие которых нельзя предугадать.
Но если каноны прошлого перестали быть незыблемыми, а будущее не
сулит ничего хорошего, что же делать с изображением литературных
персонажей? Молча ждать, пока оно окончательно выйдет из моды? Не думаю.
Во-первых, до полного исчезновения литературы пройдет еще немало
времени, и вряд ли есть резон сейчас же откладывать перо в сторону.
Во-вторых, хотя современная литература уделяет фактам больше внимания,
нежели людям, тот, кто поступает наоборот, не обязательно окажется в
проигрыше. Коль скоро нас продолжают интересовать персонажи Гомера и
Шекспира, значит, образы людей воздействуют сильнее, чем описание
фактов. Говоря по правде, если бы не образы героев у Гомера и Шекспира,
кто стал бы читать повествования о тогдашних диких нравах и о
невероятных событиях? В-третьих, сила литературы в конкретности
изображения. А можно ли изобразить что-то конкретно, минуя людей? Если
литература хочет заниматься фактами, это должны быть очеловеченные
Факты .(Эссе Лао Ше)