Рождество

Иван Иванович Иванов 2
12:57 07.01.2024






1991



... Так и чистил дорожки до дома деревенской администрации.
В том числе.
Храм-то - на огромном пустыре.
С проходом - мимо него - между двумя длиннющими улицами.


Новый Год встречал - лёжа на втором этаже огромной тесовой лежанки.
Никого - все дома.
С - семьями.

Пил чай, читал книги, слушал всё по приёмнику - "наше" и "не наше" ...



На Рождество стало веселее.
В общем-то - первый большой праздник здесь - в период моей тут трудовой деятельности.
"Староверы" съехались днём 6-го января с удалённых уральских деревень.

На хороших "Уазах" - престижная в  СССР  машина - единственный, кроме ВАЗ-овской "Нивы", советский джип - более крупный, чем она.

Некоторых женщин я разместил в доме старосты - председателя местной церковной "двадцатки" - совета прихода этого храма.
Точнее - в принадлежащей его семье половине этого большого деревенского бревенчатого дома.

К окончанию вечерней службы - к восьми часам вечера - я накрыл в сторожке большой стол.
Обновлённый мной как раз к этому празднику.

Горячий свежий чай, картошка отварная, картошка жареная, домашние деревенские пельмени.
Готовить - меня жизнь с детства научила.
Продуктами - бабушки снабжали "от души" !

А души - у многих простых людей здесь - были замечательные - как и везде, где подальше от "цивилизации", зон, больших строек и производств, богатых предприятий, и - городских любителей природы  .................

Тем более - староверы - люди, у многих из которых - особые моральные принципы - в крови ...



"Стоять" на церковной службе - я не любил - очень быстро уставал от такого положения - особенно без движения.
Да и - не поп я, а сторож.
Ещё - дворник и истопник.
Свои дела есть - которые за меня никто не сделает.

С большим удовольствием - я протапливал сторожку.
С двухярусными нарами - квадратами - два с половиной на два с половиной метра.
Сама сторожка - четыре на четыре.
И - готовил горячий ужин для приезжих - постоянно интересуясь - сколько оставалось им молиться.
Вообще - позаботиться о людях я любил.
Только не всегда люди это ценили ...


Народ был вполне доволен.
Одних - сразу посадил за стол в сторожке.
А отдельную группу женщин разного возраста - повёл в дом.
Метров за двести.

Им всем запомнилось - что я был закутан в длинную солдатскую шинель.
Прихватил на зиму с собой из дома и сюда  ..........

Январская ночь - одна ещё из самых длинных.
Когда темнеет очень рано.
Широченная, как бесконечная площадь - улица старинной предуральской деревни - освещённая только луной.

Относительная оттепель - мороза большого не было.
Воздух не режет ноздри - а душистый, мягкий, запах снега, бесконечных лесов, незамерзающей речки, сена, печных дымков ...
Звёзды в чистом небе видно хорошо.
Красота.
По крайней мере - одна дама, лет сорока, очень привлекательная - поддалась этому, навеваемому обстановкой, романтичному настроению тоже.
И - пока мы, неторопясь, ковыляли с бабушками до нужного им дома - с удовольствием поддерживала "светский" разговор.
Запомнилось - что была она в длинном, красивой вязки, серо-коричневом шерстяном платье - с металлическим поясом.
Из отдельных узорных деталей.
Только не помню - откуда он у неё был.

Красивых вещей у народа тогда не слишком много было ... - везде - по "ларькам" - типовые однообразные примитивные штампованные брошки.
Советское производство очень медленно осваивало новую продукцию...


http://proza.ru/2022/05/31/1388




1998



... До  Рождества пришлось своеобразно поститься.

Пост для сторожей собора заключался - в хороших количествах овощного супа, хлебе - по потребности, обильных дозах гречки с подсолнечным маслом (которую я не видел лет двадцать, не считая службы в армии : http://proza.ru/2021/09/12/561), и - широком выборе огромного количества варенья.
Вышеперечисленной пищи (щи да каша) готовилось столько - что её же остатки шли и двум собакам, и им хватало.
Сторожа не съедали выделенное им на ночь количество.
Делились с разнорабочими.


Но самые главные для меня чудеса - начались накануне  Рождества  Христова.

В послеобеденное время - часов с трёх - народ так повалил, сколько не было и в воскресения.
"Принос" - место около стойки с поминальными свечами - стали заваливать продуктами.
Гора подношений быстро перестала умещаться на двух стареньких обычных деревянных столах.

"Хозяйке"  этого места - стали помогать ещё женщины, быстро всё укладывавшие в большие корзины, сплетённые одной местной работницей.
Мы - сторожа - бегом носили эти корзины из собора в средний подъезд административного здания - на склад продуктов.

Выходя из внутреннего зала собора - мы попадали в небольшое квадратное помещение перед выходом.
С двух сторон от входных дверей были окна - освещавшие это помещение днём, а в боковых стенках - были двери в комнату отдыха алтарниц, и в подсобное помещение.
И металлическая винтовая лестница в комнату над этим местом - где находилась  "ризничная"  и работала швея, ремонтировавшая разнообразную специфическую одежду священников -  "облачение"  - чёрные и парадные  "ризы".


В комнате для отдыха старушек, убиравшихся и прислуживавших в алтаре - постоянно околачивались и  "церковные мальчики"  - шустрые подростки, нашедшие себе применение в храме, и оказывавшие какую-либо помощь священникам.
Например - переносили большие корзины просфор - тяжёлые для пожилых женщин.
Или - звонили в колокола.
Естественно - они были и очень любимы священниками - этого суперпривилегированного места ......
Конечно - и в местную  "воскресную школу"  ходили.

Могли они и передать какое-либо распоряжение высших священников и нам - сторожам.
И, естественно - чувствовали себя тут  "особой"  кастой - наравне со старыми алтарницами.


Когда мы проносили через этот квадратный коридорчик корзины с продуктами - они выскакивали из своего убежища, дружной парой - и мгновенно выхватывали из корзин банки с рыбными консервами, коробки конфет, кондитерские рулеты, пирожки ......


Но собору - всё равно хватало.


Первый для меня большой праздник в этом соборе - начинался.
Развернулась обширная торговля свечами - в четырёх точках только внутри собора.
Кроме обычных церковных лавок - у начала боковых стен собора - ещё и с двух сторон от главного входа в него.
На территории - кроме металлического вагончика около самых ворот - открыли ещё и маленькую будку, на половине пути от ворот до здания.
А от ворот до здания - было метров семьдесят - огромная площадь.

Собрались два огромных хора - профессиональные хоровые певцы (обоего пола и разного возраста), и мужской хор парней-семинаристов.
Ближе к наступлению сумерек пришло подразделение милиционеров - курсанты школы милиции, вроде - человек тридцать.
Патрульную машину поставили на улице - недалеко от ворот на территорию собора.
Всех  "нищих"  от ворот и ограды удалили - и те устроились метрах в ста и дальше - на обычной для прихожан дорожке.

Функцией сторожей стало перенесение продуктов.
Старшие сторожа - устроились парой в затемнённой сторожке - с милицейским полковником.
Консультировать и развлекать.
Естественно - с выпрошенной у начальницы бутылкой водки.

Ближе к полуночи - народ стал собираться такой массой, что не умещался в сам огромный собор.
Ночная служба началась часов в десять вечера.

Собирающаяся к ночи огромная толпа молодёжи ждала крёстного хода.
Вроде я даже поднимался на колокольню - большую железную пирамиду, перед входом в собор - в основании которой и была устроена наша пятиугольная сторожка.
Всё было покрыто огнями свечей.
Весело и празднично.

Под звон колоколов, под громкое пение священника и обоих хоров - все ночью обходили собор вокруг.

Ночью - для работавших всю ночь сторожей, продавцов, алтарников, для милиционеров - был организован хороший ужин.
Естественно - повара тоже пару суток не вылезали с работы.
Ужин был уже с мясными первым и вторым, с персональными  "ста граммами"  в стакан каждому человеку.

Во второй половине ночи - до пяти утра - было время отдыха.
Решившиеся остаться - дремали сидя на длинных лавках.
Продавцы - клевали носами за своими прилавками, сидя на стульях.
Сторожа - полусонные бродили, или развлекали продавщиц - чтоб не уснули ни те, ни другие.

Кто-то всё время подъезжал и уезжал.
Иногда - нетрезвые молодые компании.
Покупали свечи, зажигали.



Утром я остался на работе до обеда.
С утра - шестичасовая и девятичасовая службы.
Продуктов ещё больше понесли.
Милиционеры уехали.
Надо было и присматривать за некоторыми личностями, и помогать  "по хозяйству".
В такие праздники - звонили всем сторожам домой, и просили приходить.

Естественно - по домам мы потом разъезжались еле неся все сумки, которые могли только найти.
И я понял - что надо шить очень большую сумку - типа спортивной.
Что вскоре и сделал...


http://proza.ru/2022/01/21/2163




2000



... На Рождество - неофициальная пока, тёща, с дочкой - по моему приглашению - приехали на ночную службу в собор.

К шестому января - у меня ещё оставалось немного денег - от, полученной пятого января, нашей смехотворной зарплаты ......


Алкаш-разнорабочий -  "хозяин"  "ночлежки для бомжей-работников"  - не был против, чтобы женщины, ночью, при необходимости - могли прийти к нам в комнату - отдохнуть.
Я успел купить немного колбасы - граммов 300, столько же хороших шоколадных конфет, бутылку самого дешёвого "Кагора".

Были кое-какие праздничные салаты - с  "барского"  "праздничного"  плеча" - из столовой собора.
Варенье, печенье, сахар, всякие конфетки - выпрошенные на "приносе".
Или - просто пожертвованные "суперкладовщицей" (бывшей работницей советской торговой базы, и вдовой полковника) - доверенным лицом администраторши .


Я потратил все остававшиеся от зарплаты деньги.
Моей смешной зарплаты разнорабочего в кафедральном соборе - 250 рублей - и раньше-то хватало на три дня.
Хорошо хоть, что жить мог прямо на работе.

В этом вонючем помещении - для бездомных работников.

И кормили нас всех тоже - ту же - на работе .....



Сторожа и дворники большой столовой...


http://proza.ru/2021/07/29/383




2002



... 11-го января врачи в дурдоме пришли на работу, и выписали-таки меня на волю.

Инвалидом второй группы, имеющим право на минимальную социальную, но уже пенсию...


http://proza.ru/2022/05/26/1201




2006



... 1-го января вечером было около нуля.

Я надел на пару свитеров белую ветровку - чтобы от шпаны можно было незметно отпрыгнуть в снег за заборы, трое  трико, и добежал до вечернего скоростного электропоезда в областной центр.
Переночевал в том железном гараже - зарывшись в горы одежды и выпив, для сна, разбавленного спирта - и целый день ездил по знакомым - набирал в банки салаты и прочие угощения - не доеденные в  Новый Год - угостить дома Надежду.

  2-го - в 5 часов утра - Надежда должна была пойти на станцию и пораньше поехать в свой родной посёлок - ей нужна была справка  от местной начальницы в деревне - где она раньше жила.
Пьяные, наши местные, подростки караулили людей на тёмном, и вдали от домов, повороте дороги в посёлке.
Попытались сорвать с плеча Надежды хорошую сумочку.
От резкого движения руки нападавшего Надежда упала.
Следом за ней на дороге показались ещё люди, и хулиганы убежали.

Вечером 2-го я позвонил Надежде из квартиры - где меня оставили ночевать.
Надежда была в истерике - её избили о хотели ограбить.
Меня затрясло.
Я сообщил об этом в милицию нашего посёлка и попросил узнать - что там случилось.
Дежурный - муж одной местной почтальонши, или даже начальницы там - послал меня "подальше".

Я его хорошо обматерил и пригрозил - что пойду сейчас к знакомым в областное УВД.
После этого я действительно доехал до дежурных в УВД и кое о чём переговорил, а тот мент позвонил-таки Надежде, и в  процессе разговора пригласил её на другой день прийти в милицию.
В квартиру из которой звонил - я не поехал - чтоб меня не вычислили по номеру их телефона - после ругани с ментами.

Я попросил спиртного у той матери друга моего друга - в пригороде - и её сын нашёл мне полторашку браги.
В 22.00 я последней электричкой уехал ночевать в лес у станции в 50-ти километрах от города, где хорошо ориентировался - где прошлой весной у меня шалаш был и тайники остались с документами.

Спрятался в густом ельнике в 30-ти метрах от дороги.
По сотовому написал во внутреннюю службу безопасности УВД сообщение - что в нашем посёлке замалчивают случаи нападения  на людей.
На ветках - густой мокрый снег.
Сухие прутья не зажигаются.
Брага немного греет.

В итоге - свернувшись над угольками, незаметно для себя - отключился до рассвета.


Помню смутно - светло, плыву по сугробам и зову на помощь, голые руки царапают по сучьям под снегом.


Очнулся в "Уазике" - "буханке" местной скорой помощи, и очень болели руки - обморозил.


В больнице ближайшего райцентра - 70 км от города - обезболили и срезали с кистей рук вздувшуюся кожу - всю.
На мизинцах было по тёмной точке - и теперь там выемки, и пальцы скрючены.
Сам каждый день отмачивал руки в марганцовке и разматывал повязку.
Потом мне обе кисти рук заматывали заново - с обновлённой мазью.
Наловчился держать телефон двумя пальцами каждой руки.

Наши менты позвонили 4-го, и попросили прийти к ним в отдел ...

6-го января меня выписали - в лёгкой белой куртке со здорово прожжённым плечом.
Медсёстры пророчили болеть до мая.

Влез боком - пряча дыру на куртке - в толпе - в электричку до города.
На проезд - льгота.
Умудрился доехать до праздничного собора - знакомые сторожа накормили меня, и одели в старое пальто.

В 21.00 Надежда встретила со слезами - дошли до больницы и выпросил таблетку обезболивающего - мне сказали  прийти завтра на перевязку.
Если бы я ещё и доверял этим российским деревенским коновалам-недоучкам, а не люто ненавидел уже - за "всё хорошее" ...............


На другой день мы доехали до райцентра, взяв с собой моток тонкой верёвки.
Купили в аптеке ампулы седальгина, десяток шприцов, пачку стрептоцида, пузырёк ихтиоловой мази, пузырёк  синтомициновой мази и стограммовый пузырёк спирта.
В магазине - где в углу стоял столик для покупателей - купили полторашку лимонада, стаканчик и два пакетика.
Тихо - прикрывая столик собой - налили спирт в лимонад и выпили - мне стало не так больно.
После этого смочили спиртом одежду у меня на плече - пропитали - и я через одежду вколол себе в мышцу седальгин.

В стаканчик вывалил всю ихтиолку и синтомицин, посыпал стрептоцидом и смешал.
Этой смесью я густо обмазал обе кисти рук, и Надежда надела на них небольшие полиэтиленовые фасовочные пакеты.

И вот только тут нас и выгнали из магазина - продавщица разоралась от увиденного, и местные алкаши сначала свалили меня на пол, а потом вытолкнули нас  обоих на улицу.


В стороне за магазином - Надежда плотно обвязала мне кисти с пакетами верёвкой - чтобы пакеты везде плотно  прижимались к рукам...


http://proza.ru/2022/05/14/1647




2009



... На Рождество ночевал в храмах областного центра и знакомился с состоятельными прихожанами.
Храмы работали в этот праздник круглосуточно.
Начал я с той старинной церкви - где работала "ушедшая" из собора продавщица - зато в привилегированном историческом районе города.
Позже - на всю ночь - переместился в "свой" огромный собор.

Просил ненужную одежду - мужскую и женскую.


Весь конец зимы, потом, и всю весну - я возил от них одежду и ненужные вещи :

Старую стиральную машинку,
Музыкальные центр с тремя дисками современной музыки,
Советский мощный радиоприёмник "ВЭФ",
Книги...


http://proza.ru/2022/05/14/1449




2014



... С августа - периодически сторожил животных священника - живших при  "церковном доме".
Гуси, куры-бройлеры, кролики.
Пока священник проводил отпуск с женой и двумя детьми в разных местах.
Родители у обоих - в областном центре.

Он был  "вторым священником"  в этом храме.
Главный -  "настоятель"  - тоже относительно молодой - бывший военнослужащий, пьяница и самый настоящий скотопромышленник - приезжал из соседнего района.

По воскресеньям - собрать урожай денег.

Наш храм - самый доходный в нашем районе.

А этого настоятеля - три года как турнули из храма районного центра - где он выгнал на улицу бездомного молодого инвалида (неврология).
Инвалида - безобидного забитого парня - до этого много лет прислуживавшего в храме районного центра (более мелкого и бедного, чем наш посёлок).

Я не отказывал своему знакомому - всё равно в августе я нетрудоспособен.
Обычно.
Какая разница - где лежать на диване.
В церковном доме был свет - а значит я с интернетом.

В благодарность я имел разнообразные продукты, и массу овощей и яблок.
Яблоки - из большого сада при доме.

С ноября - мне предложили заменить умершего от пьянства сторожа.

Так как необходимо было круглосуточно следить за работой отопления в храме.
Водяное отопление при дровяной чугунной печи.
Принудительная циркуляция воды.

Носить дрова, топить печь, включать водяной насос, чистить снег, кормить кроликов, гусей и кур.

Животных - ещё и отправлять на тот свет.

4 000  - рублей.

Фактически - бесплатное питание - экологически чистые овощи и фрукты, яйца.
Хлеб, печенье и пряники - естественно, хоть и не каждый день.

К пенсии в  7  000  рублей  -  неплохо, когда нет выбора.

У печи оказалась дыра в трубе.

Приходилось дышать клубами дыма - каждый раз во время открывания дверки.

Перед службами - активная топка начиналась с трёх часов ночи.

Новый год мы с женой встретили вместе - в этой деревне - в церковном доме.
У неё была работа в городе...


... Соседи замерли и присмирели.

Они не знали - что ожидать.

Жена не стремилась вступать в контакт -  "здравствуйте-до свидания".

Кто, что, откуда - неизвестность всегда припугивает .............

"Святые"  - тоже стали осторожничать.

Им-то - бесконтрольный разгул в храме -  "прикрыли" ..........

Только без  "певицы"  - тут никак пока не могли обойтись ................

Так что уровень безопасности нашего дома - моего места прописки - пока усилился...


http://proza.ru/2022/08/20/1523


... К середине января - такой режим я выдерживать перестал, и, уехав в город на праздники  Крещения  - на работу уже вернуться не смог.

Чистить снег и топить печь в этом деревенском храме - опять стала, бесплатно, больная пенсионерка - живущая неподалеку.

Ей было искренне жалко молодого священника...


http://proza.ru/2022/08/25/1608



.



.



.