Русская степь

Олег Сенатов
Когда на ярмарке нон-фикшн 2023 года я, стоя у прилавка издательства НЛО, просматривал последнюю книгу Оксаны Васякиной «Степь»  ( Оксана Васякина. Степь. М.: НЛО, 2022), на предмет ее возможной покупки, из-за моего плеча раздался женский голос:
- Хорошая книга, рекомендую ее прочесть.
Совет исходил от крупной молодой брюнетки с азиатскими чертами лица.
- А это – не женская ли проза? – спросил я советчицу.
- Нет, к женской прозе относится первый роман писательницы, а «Стень» - нормальная проза, не женская.
Брюнетка говорила с апломбом знатока, и я книгу купил. Забегая вперед, скажу, что во время чтения я понял, что разговаривал с автором романа, пишущей от первого лица, настолько хорошо образ героини вписался во внешность моей советчицы.
Героиня романа – выпускница литературного института, пишущая поэзию;  роман «Степь» посвящен ее отцу – простому русскому человеку со сложной судьбой: преступление, ссылка, развод с женой – татаркой (отсюда – азиатские черты лица его дочери), работа дальнобойщиком, смерть от СПИД.
Роман показался мне интересным, поскольку он задает этнический тип русского человека «от земли» - работящего, умелого, много пьющего, упрямого, всегда уверенного в своей правоте, жестокого, своевольного, способного уважать только таких же, как он сам, сорящего тяжелым трудом заработанными деньгами, ненавидящего Москву и ее жителей.  Короче, такой человек – тяжелое испытание для родни и окружающих, - кто бы они ни были. И, вместе с тем, именно на тяжелом труде таких людей держится вся страна.
Роман интересен по своей художественной форме: в нем  чувственная сторона восприятия жизни превалирует над рациональной, причем ощущения, как правило, неприятны: зрение видит бесконечное однообразие и бедность степного ландшафта, уродство промзон, безвкусие и убожество быта; в звуках превалирует оглушительные звуки кассетника, постоянно проигрывающего блатную музыку; обоняние забито духом солярки, и другими производственными запахами, перемежаемыми бытовым зловонием; автором особенно сильно прописана область тактильных ощущений: роман насыщен грубой телесностью; после чтения хочется принять душ, чтобы смыть следы невольных контактов с потной плотью, под которой пульсирует густая горячая кровь, готовая пролиться в любой момент.
Неуютное, однако, место эта Васякинская степь. И с героями ее я тоже предпочел бы не встречаться.
                Декабрь 2023 г.