Воздушные бои в Заполярье - 4

Андрей Грачев 2
Первым асом, которого североморцы сбили в 43 году, был фельдфебель Хорст Ролли из 6 отряда, имевший на счету 6 побед на тот момент, в будущем весьма сильный ас. Он атаковал 13 марта группу Пе-2, но был сбит атакой "Кобры" и спасся с парашютом. Сбил его пилот 2 гиап Горишный Василий Алексеевич, для которого данная победа стала в карьере, увы, единственной.

А на следующий день был сбит фельдфебель Ханс Дёбрих из 6 же отряда, уже имевший на счету 48 побед, один из лучших результатов эскадры на тот момент. Он сопровождал фв-190, в районе Урд-озера его группа была атакована, ас вступил в бой на виражах и очень скоро был сбит, но смог спастись с парашютом из горящего самолёта. Сбил его знаменитый ас Покровский Владимир Павлович. Этот пилот, как мы видим, частенько сбивал немецких асов, да и вообще подтверждаемость его побед высока. Не зря он начинал как ведомый Сафонова. Победа эта, впрочем, стала последней в его карьере, далее ас сосредоточился на командной работе.

А 19 апреля состоялся бой, описанный во всех книгах про Войну, в котором сбит был знаменитый ас оберфельдфебель Рудольф Мюллер, имевший 94 победы на счету. И, хотя об этом чаще всего не упоминается, фатальные повреждения получил ещё один самолёт из его отряда, кто его пилотировал, неизвестно. Поскольку бой этот описан не раз, мы не будем повторяться. Рыбин приводит версию, что его сбил якобы старшина Дыгало из 769 иап. При этом данному исследователю абсолютно изменяет всякое подобие объективности.

Начнём с того, что Дыгало вообще никогда не претендовал на победу над Мюллером. Сами обстоятельства этой победы указывают, что это был не Мюллер. Давайте уж приведём их, чтобы не быть голословными.

"В 11:55 группа «Харрикейнов» была над городом на высоте 7000 м, где и получила задание по радио с КП дивизии (122 АД) идти навстречу группе противника, идущей с запада к городу на высоте 4000 м. Группа «Харрикейнов» группой «Киттихауков» практически прикрытой не была, и обе группы вели впоследствии воздушные бои самостоятельно. Как только группа «Харрикейнов» развернулась в заданном районе, как ведущий капитан Копытин заметил девять Me-109, идущих спереди справа на «Харрикейны». Капитан Копытин первым пошел в атаку и открыл пулеметно-пушечный огонь по самолету противника с дистанции 200 м. Атакованный Me-109 провалился вниз в облачность. Один Me-109 тут же совершенно неожиданно атаковал сверху в хвост капитана Копытина. Самолет Копытина потерял управление и перешел в штопор (78-я победа Тео Вайссенбергера. — Прим.авт.). Летчик покинул самолет, спасаясь на парашюте. По снижающемуся на парашюте капитану Копытину пытался открыть огонь другой Me-109, но старшина Дыгало, находясь выше Me-109 на 100-150 м, произвел по нему атаку сверху слева, обстреляв его длинной очередью пулеметно-пушечного огня. Обстрелянный Ме-109 резко провалился вниз и, как потом выяснилось, упал юго-восточнее г.Мурманска. Сбитый самолет оказался Me-109Г".

Но Мюллер не упал, он совершил вынужденную посадку. Более того, с чего вообще Рыбин решил, что Копытина сбил Вайссенбергер? Немцы заявили в том бою 9 побед, и Вайссенбергер заявил Кобру. Кстати, реально сбили они всего два самолёта. Наш исследователь, описав ряд разных деталей, эту упустил из вида совершенно.

Кроме того, Мюллер никогда не добивал сбитых, случаев таких не обнаружено, да и какой был в этом смысл во время ожесточённого боя. А самое главное - скорее всего, это было просто два разных боя. Сам Рыбин упоминает, что североморцы и "пвошники" не упоминали друг о друге.

Мюллер сбит был в конце боя, а не в начале. А бой с североморцами был именно в конце. Далее приводится рассказ ветерана, который вообще был из 20 гиап, в бою не участвовал, но якобы знает точно, что сбил Мюллера Харрикейн. Дескать, сам Мюллер это видел. А как он мог это видеть, если, по документам, Дыгало вёл огонь сзади сверху, да ещё с большой дистанции, фактически из мертвой зоны. В ходе боя пилоты немцев заявили ЛаГГи, Р-40, Кобры, но ни одного Харрикейна (ЛаГГов, кстати, и в помине там не было). И что же, Рыбин считает, что немцы, которые не могли нормально определить тип вражеских самолётов, которые они атаковали почти в упор, могли определить тип того, кто сбил их сзади? Это ещё надо помнить, что обзор у бф-109 сзади был весьма ограничен, поскольку вся его конструкция была ориентирована на нападение, а не защиту.

То, что лётчик из 20 гиап явно недолюбливал североморцев, неудивительно. Здесь бились три силы: "сухопутники" из 7 ВА, пилоты ПВО и "моряки". Между ними было соперничество и, вероятно, некоторая лёгкая неприязнь, которая в таких случаях неизбежна. Ситуация эта нормальная, как мы помним, в Германии вообще стимулировали пилотов путем подобных соревнований. Но очень маловероятно, чтобы "сухопутник" поддерживал "моряков", когда есть заявка от "сухопутника".

В общем, особых сомнений, что сбили Мюллера североморцы, нет. И по итогам проверки решено было, что победу одержал именно Бокий Николай Андреевич. Правда, Сгибнев Пётр Георгиевич, командир 2 гиап, также видел, как подбитый им самолёт совершил вынужденную посадку. Сгибневу засчитали две победы в бою. В общем, похоже, что произошла обычная ситуация: Сгибнев обстрелял Мюллера, подбил его, а Бокий уже довершил начатое товарищем. Причём оба вели огонь с дистанции, поэтому не заметили друг друга, и каждый решил, что одержал победу. Поэтому оба пилота могут считать себя в равной степени победителями Мюллера. На это, кстати, косвенно намекают показания самого Мюллера, который обижался, что его подбила зенитка, после чего его уже добил истребитель. Это была никакая не зенитка, зенитная артиллерия не работала по понятным причинам, благо и бой шёл на большой высоте, это был не замеченный им самолёт Сгибнева. Скорее всего, эту победу засчитали бы, как парную, но в СФ это было не принято, поэтому победа заслуженно появилась на счетах обоих асов.

Сорокин, который тоже был уверен, что одержал победу, так как видел снижающийся горящий бф-109, очевидно подбил другой "мессер", который дотянул до своих и совершил вынужденную посадку, на которой разбился. В общем, сработали североморцы хорошо, чётко и слаженно.

7 мая был сбит ещё один ас 6 отряда, оберфельдфебель Альберт Бруннер, имевший 53 победы на счету. Ему повезло менее, он погиб в бою. Бруннера сбили в четвёртый раз советские пилоты, три раза ему везло, но это не могло быть вечно. Тут уже мы отсылаем читателя к Рыбину, который прекрасно описал бой. Двух мнений быть не может, отличился Бокий, сбив ещё одного ведущего аса немцев. Но, если в случае с Мюллером ему сильно помог Сгибнев, то в случае с Бруннером это была чистая победа Бокия. Немцев удалось сначала застать врасплох, а потом грамотно переиграть на виражах. Бой был блестящий.

Эти три боя показывают, что североморцы стали не просто достойными противниками, они уже стали превосходить немцев, прежде всего, конечно, 2 гиап, который стал главной ударной силой в Заполярье.

22 мая внезапной атакой "Кобры" сбит был пилот 8 отряда фельдфебель Бернхард фон Херманн, начинающий ас, успевший отличиться 4 раза. Атаку эту провел опытный ас всё того же 2 гиап Коломиец Пётр Леонтьевич. Как видим, 2 гиап очень преуспел в то время в удачных боях.

В июне североморцам пополнить свои счета немецких асов не удалось, зато в июле они провели сразу несколько успешных боев, в которых сбили немецких асов. Первый из них состоялся 12 июля. В этот день удары по позициям и транспортам немцев наносили Илы, их атаковали бф-109, но истребители сопровождения крепко связали их боем. На сей раз отличились пилоты 255 иап на "Кобрах", слаженными атаками сбили два бф-109. Авторами побед были Щелканов Михаил Степанович и Панин Павел Алексеевич, последний был командиром полка. Что стоит отметить, в ВВС СФ командиры полка чаще всего были отличными асами.

Пострадал немецкий 7 отряд, причём сбито было сразу два аса - унтерофицер Рихард Штайнбах, 6 побед на счету, и оберфельдфебель Франц Дёрр, 12 побед. Оба, к сожалению, выжили. Дёрр позже стал очень известным асом, правда количество его побед очень сильно завышено.

16 июля удалось разгромить 6 отряд. Дело было так. Группа ю-87 наносила удар в сопровождении бф-109 по аэродрому Пумманки. Однако её атаковала шестёрка "Яков" 20 иап ВВС СФ, ведущим был капитан Гонтарь Пётр Романович. Завязался бой на малой высоте, где "Яки", которые немцы спутали с менее маневренными Р-40, имели перевес над высотным бф-109. Удалось разобщить немецкую группу, сбито было три самолета. Это была полная победа. Одним из сбитых был оберфельдфебель Ханс Дёбрих, ас 6 отряда, имевший 65 побед на счету. Он был тяжело ранен, но смог приводниться, его спасли, однако больше он не воевал. Так 6 отряд в боях лишился почти всех своих лучших пилотов и из "отряда асов" превратился в скромное подразделение. Двое других бф-109 дотянули кое-как до своих, совершили посадки на брюхо.

Североморцы точно оценили успех. Отличился сам Гонтарь Пётр Романович. Примечательно, что победа, одержанная в том бою, стала для него первой, хотя он имел опыт боев ещё в небе Хасана. Также отличился Петренко Евгений Васильевич, уже очень опытный ас, и Никитюк Моисей Дмитриевич. Кто из них сбил Дёбриха, сказать трудно. Все трое были пилотами весьма квалифицированными и опытными.

20 июля немецкие асы понесли очередные потери. В тот день сразу несколько их отрядов пытались отразить налет "Бостонов", но истребители прикрытия завязали с ними бой и нанесли им потери - было сбито два бф-109, оба пилотировали асы. Хауптман Франц Винхузен, командир 5 отряда, был тяжело ранен в бою с "Кобрами", но дотянул до своих позиций и совершил посадку на брюхо. Точное количество его побед неизвестно. Меньше повезло унтерофицеру Хорсту Оберлэндеру из 6 отряда, которого "Харрикейны" загнали к самой воде, и он утонул вместе с самолётом. Пилот этот имел на счету 9 побед.

По Советским данным, "Кобры" были из состава 255 иап, причём лётчики решили, что их противниками были исключительно фв-190.  Попов Сергей Петрович заявил в том бою целых три победы, что, справедливости ради, преувеличение, также заявки оформили Рассадкин Пётр Алексеевич и Сосновский Николай Максимович. Кто-то из них и сбил Винхузена. С Оберлэндером понятнее: "Харрикейны" оставались на вооружении только 78 иап. Заявку на победу в том бою оформил Стрельников Василий Поликарпович, и именно он, очевидно, и сбил сильного немецкого аса.

13 августа был сбит фельдфебель Аугуст Любкинг из 9 отряда, имевший 4 победы на счету на тот момент. Он спасся в том бою, а в будущем стал весьма ярким асом. В том бою четыре "Яка" 20 иап прикрывали свои катера. Четыре бф-109, прячась в облаках (погода была очень облачная), пытались атаковать катера, но их заметили вовремя, связали боем, причём атаковали первыми, Любкинг на полностью разрушенном в ходе боя самолёте смог дотянуть до своих и спасся с парашютом. Отличился Никитюк Моисей Дмитриевич, выше уже нами упомянутый.

14 сентября был сбит оберфельдфебель Эрих Бойлих из 7 отряда, имевший 10 побед на счету, и погиб. Произошло это в бою над немецким караваном. Сбили его пилоты "Аэрокобр", по немецким данным. По советским данным, отличился пилот 255 иап Рассадкин Пётр Алексеевич, сбивший немца в момент атаки по "Бостону".Интересно, что, если весной "солировал" 2-й гиап, то летом весьма успешно действовал 255 иап.

Последним асом, пострадавшим от действий североморцев в 43 году, был лейтенант Гюнтер Айххорн из 9 отряда, имевший 7 побед на счету. В ходе боя с "Кобрами" он был сбит и попал в плен 2 декабря. Бой шёл в районе советского аэродрома. На победу с равной степенью вероятности претендуют два выдающихся аса 255 иап - Рассадкин Пётр Алексеевич и Бурматов Владимир Александрович.

В общем, если подводить итоги 43 года, то они показали, что североморцы совсем уже не уступают врагу. Особенно это касалось полков, которые воевали на "Кобрах" - 255 иап и 2 гиап. Однако и другие полки не сильно отставали, например Дёбриха сбили пилоты 20 иап на отечественных самолётах. И, пожалуй, в тот год североморцы действовали сильнее, чем "сухопутники".