Воейково Ленинград. глава вторая

Александр Георгия Сын Николаев
          Воейково \ Ленинград : от ноября 1975 года до января 1977 года

                Повесть

                Глава вторая


На следующее утро я тем же маршрутом, но в обратную сторону, быстро добрался
до остановочной для электричек платформы « Детское Село — город Пушкин»
и оттуда доехал до конечной  станции, до Витебского вокзала, ---
самого первого в тогда Санкт-Петербурге.

Далее проехал на троллейбусе знакомого маршрута номер девять до остановки
на пересечении набережной реки Мойка и улицы имени Ф.Дзержинского. ---
Так было и быстрее и удобнее.
Затем я прошагал быстрым своим « индейским » шагом до главного здания института,
где надо было узнать о месте и о времени проведения отборочных вступительных экзаменов, после успешного прохождения которых следовало зачисление в слушатели
дневного подготовительного отделения ЛЭИС имени Бонч-Бруевича.

Вид старинной улицы, так и называемой на всём своём значительном протяжении
« набережная реки Мойка », мог вызвать множество моих воспоминаний
всего лишь трёхлетней давности, но я постарался ограничить себя
мысленным приветствием всему, что « встречало меня » в это пока что осеннее утро.
Лёгкий туман над незаметно текущими водами подтверждал особенности красоты
Северной Венеции даже в таких предзимних условиях...

Хорошо видны оба берега реки Мойка, её гранитные набережные, задумчиво строгие
и примерно равные по высоте линии сопутствующих реке домов.
Высокие и раскидистые деревья, неширокий тротуар вдоль парапета, редкие прохожие.

Протяжённый комплекс тёмно-серых достаточно высоких зданий,
основательно построенных в восемнадцатом веке и в основном в девятнадцатом веке, имеет пробел в виде переулка. -
Вдоль этого переулка видна торжественно-парадная часть массивного серого здания,
в котором размещается Ленинградский институт текстильной и лёгкой промышленности.

Череда всех этих зданий, не имеющих между собой ни малейшего зазора до появления данного переулка, - стены одного здания тесно соприкасаются со стенами соседних интересных по архитектуре зданий, -  была в ожидаемым цветовом соответствии
с именно ленинградской ноябрьской погодой.
Последние дни ноября бывают и по-зимнему снежными, бывают и слякотно-дождливыми.
В 1975 году осень прощалась относительно сухой, хотя и низко-облачной, стабильностью.

Двигаясь в известном направлении по неширокому тротуару вдоль набережной
реки Мойка от улицы имени Дзержинского в сторону близкого Невского проспекта,
я всё же позволил « увидеть самого себя образца августа 1972 года », ---
успешно сданы все четыре вступительных экзамена в этот же институт,
но по конкурсу не прошёл на дневное отделение из-за обидной потери одного балла на завершающем экзамене, когда я имел действительно глупость пойти на экзамен
по математике( устно) в числе первых.

В итоге получил от молодого экзаменатора только "три балла", -
я « поплыл и утонул » на завершающем дополнительном вопросе про элементы высшей математики, которые мы буквально в последние дни учёбы в десятом классе
« пробежали быстро и поверхностно » на половине одного урока,
ибо наша учительница не пожелала тратить свои силы  для объяснения материала всему классу, высказав желающим поступать в высшие учебные заведения свою мысль : « Учите сами, но эти знания обычно не требуются на вступительных экзаменах ».

Ответив полноценно по билету, быстро и правильно решив пару-тройку
дополнительных заданий и верно ответив на дополнительные вопросы,
я был уверен в обретении надёжной четвёртой « четвёрки »,
гарантирующей зачисление на дневное отделение института по итогам общего конкурса на выбранную мною специальность « Радиосвязь и радиовещание ».

Но меня "поймали" на реальном незнании того, чего я и не думал учить,
считая высшую математику лишь одним из многих для меня новых предметов
в предполагаемом институтском обучении ....

((( Видели бы вы настолько самодовольное лицо молодого преподавателя ... )))

Средний балл моего школьного аттестата был чуть больше четырёх баллов,
и общая сумма всех пяти "четвёрок" позволяла быть действительно уверенным
в скором начале моей студенческой жизни да ещё и в Ленинграде.

Дядя приготовил для меня комплект обуви и одежды, которые пригодились бы
для труда на сборе картошки в полях Ленинградской области. ---
Обязательные сентябрьские « командировки » студенчества для помощи советскому сельскому хозяйству.

Увы, увы …
Только при получении обратно моих документов я узнал от студенток,
занятых деятельностью в институтской приёмной комиссии, про особенности
молодого преподавателя : « принципиально » он не ставил хороших оценок
тем абитуриентам и студентам, кто приходил на экзамен в первой « партии » желающих « одолеть преподавателя ».

Ещё одно моё « увы » связано с отсутствием у меня знания о возможности пересдачи
экзамена, --- надо было в тот же день или на следующий день оформить
официальное письменное заявление, выразить в нём своё несогласие
с полученной на экзамене оценкой и обозначить моё требование
о пересдаче экзамена пусть даже и группе преподавателей.

Те же девушки-студентки из приёмной комиссии посоветовали мне переоформить
результаты моих вступительных экзаменов для "автоматического" зачисления
на вечернее отделение ЛЭИС ;
заодно получил бы направление на трудоустройство в одной из организаций,
занимающихся прокладкой и ремонтом кабельных линий связи в Ленинграде.
Но я был в таком настроении, в таких печальных чувствах, что просто попросил выдать мои документы, не обдумав толком этот вариант ни в тот грустный для меня день и не сообщив моим родственникам о такой возможности.

Дядя, участник Великой Отечественной войны, старший брат моей мамы,
в те годы служил в Ленинградском военном округе, был настоящим полковником :
командир одной из воинских частей ПВО( противовоздушной обороны ).
Он высказал своё желание помочь мне стать ленинградским студентом,
но по совсем другой будущей специальности.

При помощи одного нашего, пусть и дальнего, но родственника, я мог бы,
после получения справки об итогах сданных вступительных экзаменов в ЛЭИС
имени Бонч-Бруевича, на основании этих оценок(три « четвёрки » и одна « тройка »)
и с учётом среднего балла школьного аттестата о полном среднем образовании
стать студентом вечернего отделения Ленинградской лесотехнической академии.
Специальность ? --- Я так и не узнал, на кого мог бы выучиться.

((( Даже с качественно иной, моей  теперешней головой, я бы принял то же самое решение : не идти в потенциальные академики по лесному профилю. )))
Даже ради перспективы стать и быть ленинградским студентом …


                *


Быть может и к месту, « очень кратко », упомяну о событиях июля того же, 1972, года, когда я имел возможность стать курсантом Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО, но, опять же по действительно независящей от меня причине, эта вероятность не стала действительностью.

ПВВКУРЭ по-прежнему создаёт качественный офицерский состав из своих курсантов ;
училище известное, и много лет, с советских ещё времён, заслуженно имеет авторитет в Вооружённых Силах.

Из нашего десятого класса, из двух других десятых классов нашей поселковой школы
достаточно много ребят стремилось стать офицерами и, соответственно, готовились
к поступлению в разные по профилю военные училища : от авиационных до танковых.

Вот и я, много лет имеющий значимый пример, моего дядю, решился на поступление
именно в это военное училище.
Во-первых, и с математикой и с физикой был порядок ;
мои знания по математике оказались сильнее большой личной ко мне неприязни учительницы по математике, которая ежедневно унижала меня не только своим
постоянным недоверием, но и всегда по отношению ко мне открытой предвзятостью.

Самые « яркие » примеры : восьмой класс ; экзамен по математике, устный.
В комиссии три человека : завуч, другая учительница математики, и она,
хороший преподаватель, но явно не педагог, не воспитатель, не образец
лучших человеческих качеств.
По билету я ответил уверенно ; дополнительные вопросы меня не затруднили.
И завуч, Лидия Аркадьевна, и вторая учительница, Дина Ивановна, были готовы поставить мне за экзамен « пятёрку », но под влиянием Асии Кашаповны
в ведомости « нарисовали » всего лишь « четвёрку ».

Затем то же самое произошло в десятом классе …
Хотя у меня на контрольных письменных работах в классе списывали верные решения
по математике и будущий « золотой медалист » и многие мои школьные друзья,
в том числе и те, которые, став студентами сразу после десятого класса,
затем успешно закончили обучение в Казанском университете и в Казанском авиационном институте ...

Во-вторых, класса с седьмого\восьмого я увлёкся радиотехникой и это увлечение способствовало постоянному усердию по предмету « физика ».
С девятого по десятый класс, с учётом появления в нашей поселковой средней школе молодой и симпатичной выпускницы пензенского педагогического института
по специальности « физика и астрономия в школе », мы, мальчишки,
не могли себе позволить по этому предмету оценок ниже « четвёрки » ;
а заслуженно получаемые нами "пятёрки" от обожаемой и по-настоящему уважаемой
Людмилы Викторовны так радостно возносили нас на высоты прежде нам неведомые.

Третьей причиной моего искреннего желания стать офицером именно войск ПВО
была близость этого рода войск к небу, --- долгая детская моя мечта,
образованная после прочтения книги « Вам — взлёт !» под авторством В.Кожедуба,
была неосуществимой из-за слабости моего вестибулярного аппарата :
обычная карусель укачивала так, что вызывала тошноту.

Во время сдачи вступительных экзаменов в училище я проживал в семье дяди,
в трёхкомнатной просторной квартире. - Ночевал на удобном диване в зале,
в центральной, в самой большой комнате.
Так получилось, что я, после личного оформления документов по прибытии
на территорию военного училища,не остался в отведённой для абитуриентов казарме : при участии моего двоюродного брата, Олега, сына моего родного дяди,
переоформили место моего пребывания в городе Пушкин на время сдачи экзаменов
и отправились к ним домой через территорию летом по особенному симпатичного Екатерининского парка.
Выйдя из Орловских ворот и пройдя в сторону улицу Красносельское шоссе
мы достаточно быстро оказались в доме номер сорок семь.
У меня практически не было багажа, - так, всякое-разное самое необходимое.

В приёмной комиссии военного училища Олег мотивировал возможность
моего отсутствия в казарме наличием хороших жилищных условий для меня
в его семье и нашими близкородственными отношениями.
Олег убедил членов приёмной комиссии ещё в одном, и мы оказались в одной группе абитуриентов.
Так полагаю, всё это было сделано по инициативе(« по приказу ») моего дяди,
отца Олега.

Мы получили временные пропуска для входа через КПП( контрольно-пропускной пункт )
на территорию высшего военного училища и перенесли в наши блокноты расписание четырёх вступительных экзаменов : названия корпусов, номера аудиторий,
время начала предметно конкретного экзамена.
Пропуска оформились с использованием наших фотографий принятым размером
три на четыре сантиметра ; помнятся крупные и чёткие печати.

Первыми экзаменами в военном училище были физика( устно) и математика( устно ) ;
мы оба заимели свои отметки : по « четвёрке » за физику, я за устную математику
получил « четвёрку », а Олег, увы, только « тройку ».
Ко времени сдачи очередного экзамена, - математика(письменно), -
количество абитуриентов значительно уменьшилось, и мы узнали о том,
что при дальнейших положительных оценках почти все из остающихся
в числе абитуриентов могут быть зачислены в училище и стать,
после принятия Военной Присяги, курсантами первого курса,
курсантами первого года обучения в ПВВКУРЭ.
( Адрес прежний : город Пушкин, бульвар имени героя Советского Союза Киквидзе. )

Четвёртый, завершающий, экзамен(письменное сочинение по литературе) представлялся если не формальностью, то всего лишь проверкой грамотности и умения выражать мысли.
В прохождении этого экзамена были уверены и Олег и я, -
мой двоюродный брат заметно отличался от меня богатством своей устной речи
и своим весьма характерным умением свободно общаться на любые темы,
а я верно рассчитывал на свою начитанность и на моё умение вольного сочинителя, предпочитающего темы вне обязательных по школьной программной литературе.

И мы, Олег и я, усиленно готовились к предстоящему и очень многое решающему, -
так не только мы понимали, - экзамену.
Быть может мы оба и стали бы курсантами этого желанного для нас военного училища,
но воистину « медвежью услугу » нам оказал отец Олега.

Дядя Миша через знакомых ему офицеров или через сотрудников училища
обратился к одному из офицеров, участвующих в проведении экзамена
по математике(письменно) ;
а затем, в составе экзаменационной комиссии, этот же офицер займётся проверкой письменных работ абитуриентов.

Понять дядю можно : его сын сознательно стремится стать офицером,
да ещё в настолько ему знакомой военной сфере, в ПВО.
Олег тоже имел навыки радио-монтажника, тоже хорошо читал радио- и телевизионные схемы.
К тому же Олег был значительно лучше подготовлен физически благодаря регулярным
занятиям разными видами спорта. --- Если на фигуру Олега можно было бы
прямо сейчас надеть комплект курсантской или офицерской военной формы, то она, форма, была бы так естественна на нём.

Вот дядя и попросил содействия в гарантии получения Олегом и мною оценки
« четыре », которая совершенно точно откроет для Олега и для меня
дальнейшую жизнь молодых курсантов высшего военного училища.

Но произошло что-то внеплановое и для моего дяди и для нас, для Олега и для меня.
В итоге мы, Олег и я, были разоблачены и выведены из помещения
во время массового экзамена, проводимого в спортивном зале военного училища.

По рекомендации отца Олега мы, перед самым началом наших действий
по письменному решению задач и примеров, - варианты были написаны мелом
на больших деревянных чёрных ученических досках, - поставили специальную отметку, особый графический знак на лицевой стороне главного( титульного) двойного тетрадного листа, --- остальные листы тоже имели штемпельные печати
военного училища.

На проштампованных и пронумерованных двойных тетрадных, в клеточку, листах
указывались не имена и фамилии абитуриентов, но только номер группы
и числовой шифр, соответствующий данному абитуриенту.
Так что была действительно справедливость при объективной проверке
письменных работ по математике.

А наши, Олега и мои, старания по ходу выполнения разных для нас вариантов
оказались напрасными, поскольку примерно во второй половине времени,
отведённого для решения задач и примеров, к нам подошли несколько офицеров, забрали у нас наши листы, исписанные верными, на наш взгляд, решениями ;
офицеры о чём-то пообщались между собой, а затем огласили « приговор » :
« Немедленно покиньте аудиторию ! »

Если для Олега это событие не стало неожиданностью, то я был очень расстроен,
ибо на тот момент я почти что завершил решение своего варианта и был готов
к скорой сдаче моих листов на стол экзаменационной комиссии …

Я знал о предполагаемых для нас « льготах » на этом экзамене, и всё же был уверен в том, что лично для меня они не пригодятся …

Не помню, в тот же день или чуть погодя, мой дядя, - отец Олега, - имел общение
с начальником военного училища в его кабинете : видимо, была попытка оформить
для нас повторную сдачу письменного экзамена по математике.
Но …

Свои документы мы забрали из приёмной комиссии военного училища ; сдали пропуска.
Вместе с дядей Мишей и тётей Любой, мамой Олега, мы думали над вероятными
дальнейшими возможностями моего « трудоустройства » в студенты.

Олегу было легче : его отец имел запасной вариант для сына, и достаточно скоро
Олег стал курсантом другого высшего военного училища : военно-политического,
размещённого в посёлке Горелово Ленинградской области. -
Тоже по профилю войск ПВО.

Для меня же через несколько дней был озвучен вариант гарантированного поступления
в одно из высших училищ системы МВД, то есть в милицию.
Я отказался, даже минимально не желая думать. ---
Никогда не видел себя в форме офицера министерства внутренних дел, МВД.

Листал ли я в те дни « Справочник для поступающих в ВУЗы » ? --- Не помню.
Быть может и старался найти среди ленинградских вузов тот, что мог бы дать
в будущем интересную профессию, хорошие заработки.
Кто в возрасте семнадцати лет серьёзно задумывается об этом ?!

Решение пришло « само собою » при помощи моей двоюродной сестры, Иры,
старшей Олега на шесть лет ;
старшей дочерью дяди Миши и тёти Любы была Галя, рождённая в первый послевоенный год.
Так что Олег рос при содействии двух своих старших сестёр.

Ира в своё время училась и защитила диплом в Ленинградском электротехническом
институте связи имени Бонч-Бруевича ;
вроде бы ещё в студенческие годы вышла замуж, а затем родила двух сыновей :
первого в 1971 году, второго в 1977 году.

Вот по её совету и с учётом моих интересов к радиотехнике я решил
подать документы в тот же институт, но вроде бы по другой специальности.
( По выздоровлении двоюродной сестры узнаю\« вспомню » название её факультета
и побольше о её трудовой деятельности.
Ира со своим мужем и детьми несколько лет прожила и трудилась в городе Мирный Архангельской области ; а по возвращении устроилась в один из тщательно закрытых советских « почтовых ящиков », - ездила из города Пушкин на ленинградский
Московский проспект, в ту его часть, что чуть подальше памятника-мемориала 
« Разорванное блокадное кольцо » … )

               
                *


Вернёмся в ноябрьский день 1975 года.
Я в главном корпусе ЛЭИС. - Всего метрах в пятидесяти от него шумит
Невский проспект.
Почти напротив, через ширину реки Мойка и ещё через чуть-чуть, -
автомобильная дорога, тротуар пошире того, по которому я прошагал
в « свой » институт, - комплекс зданий Ленинградского педагогического института имени А.Герцена.

В вестибюле первого этажа главного корпуса ЛЭИС я узнал, от вахтёра,
направление поиска.
Деканат дневного подготовительного отделения ; я показал свои документы :
паспорт, военный билет сержанта запаса, аттестат о среднем образовании,
медицинская справка формы № 286( ?), - ( оформлена в поселковой поликлинике
в дни моего недолгого пребывания дома после возвращения из армии), -
чёрно-белые фотографии, необходимые для оформления личного дела в случае
моего зачисления на ДПО.

Направление от воинской части хранилось в этом деканате ещё с начала осени
1975 года. --- Лишь при наличии официального направления на учёбу можно было рассчитывать на дальнейшие отношения с деканатом ДПО( дневного подготовительного отделения).
Заказное письмо было отправлено или из города Мирный моим непосредственным командиром, старшим лейтенантом Антипиным, Борисом Сергеевичем,
в то время занимающим майорскую должность в специальной лаборатории,
или мной, при помощи почтового отделения в нашей воинской части.
Главное то, что письмо дошло по назначению и стало для меня определяющим
в дальнейших моих планах после возвращения из армии.

Меня поздравили с прибытием в деканат, затем сообщили о необходимости дальнейших
моих действий : через два дня предстоит поехать в район Нарвских ворот,
( не помню точно : может в район завода « Электросила » ? ), найти там здание
по этому адресу( девушка передала мне координаты), а затем, не позже
назначенного времени войти в одну из аудиторий ВТУЗа( высшего технического учебного заведения для вечернего обучения рабочих и служащих) ; там поочерёдно выполнить задания : диктант или изложение, по математике(письменно).

« Итоги проверок будут вывешены на доске объявлений деканата, -
на основании итогов будет составлен приказ о зачислении на дневное подготовительное отделение ЛЭИС.
Далее все иногородние слушатели ДПО получат направления  в общежития,
имеющиеся в студенческом городке института, - в  посёлке Воейково.
О маршруте и о видах транспорта будете оповещены после ознакомления с приказом
о зачислении ». --- Речь, насыщенная фактами и вероятными событиями, завершена.

Я поблагодарил сотрудницу деканата и направился в вестибюль первого этажа.
Выйдя в мало чем меняющийся ноябрьский, типично ленинградский, дневной полумрак,
я решил вольно, никуда не спеша и ничего особенного не желая,
прогуляться по Невскому проспекту, практически от его начала, -
« в двух шагах » Дворцовая площадь, - до станции метро « площадь Восстания ».

А « по пути », « совершенно случайно », « всё же лично проверить »,
на прежних ли местах Исаакий( Исаакиевский собор), Адмиралтейство, Эрмитаж
( Зимний дворец ), Александрийская колонна, ДЛТ(« Дом ленинградской торговли »), Дом книги, Казанский собор, Александринка( театр имени А.С.Пушкина),
"Гостиный Двор", Аничков мост, "Лавка писателей", "Пассаж" и ещё много что интересно памятного …




                06.01.2024

                "     "     "     "     "