Змий должен быть побежден в себе...

Влад Лесной
Друзья!
Из Сети.
"Свт. Григорий Палама:
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись  от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Посему Он призывает вместе с Учениками и народ, и тогда свидетельствует и возвещает оные великие и превосходящие естество и воистину не человеческие, но Божеские мысли, дабы явить, что это требуется не только от избранных Учеников Его, но и от всякого верующего в Него. Следовать же Христу означает - жить по Евангелию Его, проявляя всякую добродетель и благочестие; желающий же следовать Ему, должен отвергнуть себя и взять крест свой и уже более не щадить себя, если призовет время, но быть готовым и на позорную смерть ради добродетели и истины божественных догматов. Но если отвергнуть себя и предать на крайнее бесчестие и смерть - велико и выше естества, однако это не несправедливо: потому, что и земные цари не удостаивают ли следовать за собою, и особенно тогда, когда идут на войну, лишь тех только, которые готовы умереть за них?.. - Земные цари не могут вернуть жизнь убитым на войне, ни даже приблизительно наградить тех, которые положили свою жизнь за них. Ибо что получит от них тот, кого уже нет в жизни? Но и им, если случится положить жизнь свою за Благочестивых (Царей), есть упование о Господе. Тем же, которые в следовании Ему, подвергли свою жизнь опасности, Господь воздает жизнь вечную".https://bible.optina.ru/start
...Други!
Учение Жизни ("Агни-Йога") говорит нам  о необходимости отвергнуть в себе прежде всего низшее астральное тело- тяжёлый опасный животный пережиток эволюции человека.
Да, именно астрал сегодня - главный враг в человеке (из Граней Агни Йоги 1953 г. Ч1)

"40. Учитель Наблюдает за мыслетворчеством ученика. Каждая мысль имеет форму. Сознание окружено теми формами, которые для него являются обычными, или теми, которые произвели на него особенно сильное и глубокое впечатление. По этим отпечаткам на пластической массе стихийной материи и Читает Учитель мир мысленного творчества ученика, как открытую книгу. Конечно, отпечатков в сознании окружающего не избежать, но безобразия избегать можно, не останавливая на нём внимания и не позволяя сознанию сосредоточиваться на нём. Можно разрешать сознанию звучать глубоко и полно на мыслеформы высшего порядка, усиливая этим их сущность, и уменьшать яркость нежелательных, не давая им пищи. Каждая мысленная форма живёт и вибрирует за счет жизненной силы их создателя. Микрокосм соединяется, словно шлангом, или пуповиной, или соединительной нитью, с каждой мысленной формой, по которой утекает из него огненная сила. Мысли-вампиры, или лярвы, губительны тем, что высасывают из своего породителя его жизненную силу в зависимости от степени одержания ими подпавшего под их власть сознания. Получается рабство у своей собственной мысли или у мысли, залетевшей извне, но нашедшей в приютившем её сознании питательную почву для своего существования. Мысли промышляют существованием, но за счет тех, кто их встречает как гостеприимный хозяин. Сочетаясь с подобными же ублюдками их хозяина, силу, пожирающую психическую энергию, приобретают двойную. Важно дать себе ясный отчет, кого и что питаем своими излучениями. Видеть этих ублюдков, присосавшихся и висящих на ауре, - зрелище не из приятных. Как черви, высасывают они жизненные соки организма. И часто бледные и истощенные лица людей не от болезней, но от своры отрицательных мыслей. Профилактика мысли - явление насущного порядка. Оберечь своё сознание от своры вампиров надо. Можно представить себе жертву, окруженную стаей этих хищников, в Мире Тонком, не могущую защититься от них. Большинство людей на Земле являются жертвами своих собственных и чужих мыслей. И хуже всего то, что никто даже не отдает себе в этом отчета. Думают все, и все порождают, но что и как?!! Часто эти формы, насыщенные эманациями и субстанцией астральной материи, грубо материальны в своём строении и особенно сильно тянут сознание вниз. Сфера чистого, освобожденного от астральных частичек ментала порождает мысль, уже лишенную тяжести низшего слоя сознания. Решение интереснейшей алгебраической задачи и явление азартной карточной игры дают серию мыслей разного порядка - ментального и камического. Одни питают интеллект, другие - астральное тело, одни поглощают ментальную энергию, другие - астральную. Астральные эмоции особенно изнашивают организм, и не столько силою астрального явления, допущенного сознанием, то есть поступка или действия, сколько мыслью астрально-эмоциональной. Снова приходим к явлению вибрирующих оболочек. Астрал во всех его видах и уявлениях должен быть обуздан, иначе нет продвижения. Можно совершить два одинаковых действия: в одно вложить всю силу неиствующего астрала, из другого
астральное начало изъять полностью и исчерпывающе. С внешней стороны в обоих случаях можно даже и не уявить видимых знаков, и действия будут со стороны казаться как бы одинаковыми, но какова же и сколь же велика будет эта разница, если рассматривать Данное явление из Тонкого Мира. Потому культура действия должна войти в жизнь как утверждение профилактики жизни микрокосма. Дисциплину духа поймем как дисциплину мысли и чувств и как обуздание деятельности всех оболочек. Власть утверждается твердой рукой, сурово и решительно. Не может быть никакой пощады к пожирателям сил духа. Вступаем на ступень практического бесстрастия, когда уявления астрального порядка в жизни дня исключаются полностью.
Действия как таковые остаются по видимости теми же, но астральное начало из них извлекается полностью. При отправлении действия всё, что от астрала, отделяется мысленно и отбрасывается, как отбрасываются сор и посторонние примеси из первосортного зерна. Всё делается так же, как и раньше, но без тиранической власти астрала. Допускается и дозволяется всё, но камическое страстное начало полностью и целиком из процесса устраняется. Всё то же, но без астрала: и слова, и чувства, и мысли, и поступки, и движения, словом, вся сущность уявления жизни микрокосма идёт на более высоком плане вибрационной шкалы. Так три луча утверждаются в действии. Так власть над тремя планами трех сфер действием утверждаем. Ты и Я, который в тебе.
43. (Янв. 27). Или Мое, или свое, или Моими мыслями наполняется сознание, или своими, или вперемешку. Требуется полное освобождение от своей мысли и полное чистое уловление мысли Моей. Нужна высшая степень отрешения от себя, высшая самоотверженность. Формула «Отвергнись от себя» есть формула познавания, или осознания Высшего Мира. Ветхое «я» должно быть отброшено. Это есть необходимейшее условие следования за Учителем. Однобоко толковали и понимали люди Великий Завет. Было Сказано: «Отвергнись от себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Что же надо отвергнуть, дабы путь следования был успешен? Все те же низшие проводники, или оболочки, дабы душу свою потерять, то есть сбросить с себя. Эта «душа» - наследие животного прошлого, камический принцип и земная мудрость, которая есть вражда против Бога, то есть земной разум, или интеллект, заодно с носителем обоих - физическим телом, и есть то «я», то «себя», которое должен отвергнуть и сбросить с себя человек. Они, выполнив задание эволюции и дав в оболочках своих вырасти высшему «Я», непреходящей перевоплощающейся Индивидуальности, должны быть сброшены, как бабочка сбрасывает кокон, прежде чем она сможет летать. И только тогда высшее «Я», Индивидуальность бессмертная человека, получает крылья духа. Потому процесс отрешения, или отделения высшего от низшего, есть необходимейший процесс для утверждения ступени Архата. Процесс многосторонен и сложен, но являет собою интереснейшую страницу жизни восставшего духа. Можно ли прожить без астрала здесь, на Земле? В Высших Мирах можно, ибо, когда сбрасывается астральная оболочка, эта ненужная промежуточная форма, человек продолжает жить и не только не утрачивает своего «Я», но, наоборот, становится шире и неограниченней в своих проявлениях. Но эту вредную шелуху можно устранить ещё и при жизни, приведя к молчанию жизнь материи астрального тела. Физическое тело умирает без пищи. Замрет и астральное тело, если его не питать и не давать ему возможности проявляться в своём микрокосме. Не себя смиряет и обуздывает человек, не с собой борется, а с отжившей и ненужной уже более для его эволюции старой, сыгравшей свою роль, формой своего выражения. Не надо забывать, что основной чертой, или свойством этой оболочки, является рефлекторность и автоматизм в явлении реакции на воздействия извне и импульсы изнутри. Потому огненная воля утверждающаяся есть тот меч, который поражает и должен поразить дракона порога, астральное чудище со всеми его прошлыми тёмными накоплениями. Конечно, борьба не на жизнь, но на смерть. Ибо лунное начало, или камический принцип, должен быть уничтожен. И по мере его обуздания, преодоления и подчинения растёт серебряная власть духа. В свободе Моей поймешь и увидишь свободу свою. Ибо Я - победивший дракона и подчинивший Себе астральную материю планеты. Я -подчинивший все семь, Зову тебя к утверждению, и овладению, и подчинению трёх, дабы три луча утвердить. Так в жизни дня на всем, что так обильно предлагает жизнь, будем учиться и утверждать власть духа над уявлениями низших оболочек. Астрал из них - наисильнейшая, наиземная, ибо не тело, но именно астрал насыщает тело земными вожделениями и заставляет оболочки вибрировать в припадках неконтролируемых и несдержанных эмоций. Каждое проявление эмоционального начала есть хула на дух и попрание света внутри. Доколе же под пятою неосознанного неразумия будет пребывать дух, попираемый ею? Дух, свободный, огненный дух, безграничный и вездесущий - в плену у астрала, в темнице своей, часто даже неосознанной!! Что может быть печальнее этого добровольного тюремного заключения? Разбей оковы духа, разрушь темницу свою, камня на камне не оставь от мрачного построения прошлого. Не может быть снисхождения к оковам своим. Не нужны цепи рабства свободному духу. Врага надо увидеть, изучить и понять, и только тогда удар поражающий будет смертельным. Велик вред кажущейся безобидности. И то, что им живут все, делает его ещё более опасным, ибо это убивает бдительность. Но силен и страшен враг. В озверевшей толпе, потерявшей человеческий облик, можно видеть это ужасное чудовище во всей его животно-отталкивающей сущности. Безобразны страсти человеческие и страшны в формах своего уявления. Не невинная и безобидная умирающая оболочка, но именно зверь, свирепый, сильный и опасный, зверь, породивший и порождающий все чудовищные преступления века, весь ужас современной жизни, всё зло, стеною восставшее против Света. Преодоление себя есть великий подвиг, ибо, преодолевая себя, победитель преодолевает зло и тьму мира, мировое животное, общечеловеческое чудовище мрака. Поражая дракона порога в себе, поражает его на планете и делает великое вселенское дело. Землю освобождает от власти астральной материи и змия астрального подчиняет божественной воле своего духа. Глубок и значителен этот великий подвиг духа. Так из малого родится великое, и Свет побеждает дракона тьмы
101. (Фев. 25). Сын Мой, оболочки надо привести к молчанию. Бесполезная трата психической энергии - следовать за их флуктуациями. Надо понять молчание как состояние сознания при замолкнувших и усмиренных оболочках. Молчанием Называем такое состояние, когда молчит самость. Так и Сказано: «Из молчания, которое есть мир, раздается звучный голос...» Сознание, ко Мне устремившееся полнопреданно, не может остаться без ответа. Но мужество надо найти встретить волны тьмы, дабы не захлестнули огонь духа. Чем можем противостать тьме? Только огнем сердца! Волевое погружение в сферы Моих уявлений создает и укрепляет нить связи. Не Замолкну, но при условии устремления ко Мне и в Мир Мой. Он так далек от вашего мира, что решение к нему приобщиться требуется крепкое, крепче звучания энергий суеты. Звучит то, что наполняет сознание и господствует в нем. Если Мое - Мое, если земное - суета. Отрешение от мира земного и себя есть отрешение от суеты текущего дня, и оно - в духе. Нужно необычайное напряжение духа, ибо неслыханно напряжение тьмы. Для того чтобы не падать духом, тоже нужно мужество. Лучше не пасть духом даже при рушении всех надежд, нежели утратить огонь духа при их осуществлении. И лучше потерять всё, но устоять, чем мир приобрести, потеряв сердце. О Мне думающие Мне нужны, но не о себе. Мое вместо своего должно быть поставлено. Можно посмотреть в прошлое. Что дало духу его малое личное «я», чем оно наполняло сознание и какова была жизнь до того, как Владыка в нее Вошел? Вернуться в круг слепого прозябания духа? Ужасна зияющая и молчащая пустота, которая неизбежно заменит Общение. Потому сокровенное охраним. И не только от людей, но и от своих непокоренных ещё оболочек. Какой враг опаснее: извне или внутри? И где дозор должен быть зорче? Поймем, как материя астрального змия течет через астральные тела людей, напитывая их своими качествами и свойствами. Змий должен быть побежден как в себе, так и в других. Безразлично, где он поднимает голову и жалит смертельно, через свою оболочку или через чужую. Неизжитое низшее астральное «я» человека так же яро беснуется в его ближних, как и в нем самом. Обуздывая в себе, обуздывает в других и, обуздывая и подчиняя в других, побеждает в себе. И человек не только сторож своему брату или ближнему, но и охранитель и его, и себя от объятий удушающих колец астрального змия. Поляризуя своё сознание на волне холодного сдержанного спокойствия, змия в других лишает силы выявления. Мощь равновесия пресекает его движения в корне. Равновесие духа поражает змия в голову, и он бессильно поникает, и разжимаются его кольца. Ибо сказано: никто не устоит против равновесия. Надо явить высшую степень спокойствия и равновесия духа. Надо утвердить их как мощный щит. Неизмеримо глубока мощь равновесия. Борьба с врагом внутри и вне идёт посредством поляризации сознания. Не надо говорить, не надо убеждать, не надо спорить, надо замолкнуть за крепким щитом воли и, утвердив равновесие огненное, повернуть рычаг мысли в желаемом направлении. Надо понять, что лишь «молчание двигает». Надо понять, что истинное действие свершается в молчании. Довольно слов и внешних уявлений, не достигающих цели. Нужен приказ всего сознания, чтобы не дать возможности астральной оболочке зазвучать. Надо пресечь в корне даже самую мысль о возможности подобного её уявления. Спокойствие на людях не может быть нарушено никогда и ничем, что бы они ни говорили и ни делали. Не могут и не должны неистовства астральных оболочек слепцов нарушить царственное спокойствие духа. Потеря равновесия есть поражение и утрата аккумулированной огненной энергии. Надо же, наконец, понять, что потеря спокойствия и равновесия есть потеря всего. Мощь огненную равновесия Утверждаю!
151. Значение сыновства пойми. Близок, несмотря на всё, что ещё не преодолено. Лучевое родство сильнее родства кровного. Ты знаешь, что всякое явление имеет свои корни. Хорошее - хорошие, дурное - плохие. Ищи причину явления в его корне. По следствиям увидишь причину. И бороться и уничтожать надо не следствие, но причину, но корень, если явление нежелательное. Вот видишь уявление явлений вредных, ненужных или недопустимых, в себе ли, или в других - неважно. Где их корень? В астрале. Вот корень всего. Вот та низшая оболочка, в которой сосредоточены корневые узлы всего, что претит нам в человеке. И как сами люди стыдятся неистовств его, если не угасла в них искра. Как тщательно скрывают свои пороки и недостатки. Сколько тайных пьяниц, воров, любодеев, вампиров. Какой ужас пороков глубоко упрятан под людскими личинами. И корни всего в ней, в этой ярой земной и насыщенной низшими страстями форме - носительнице камического начала. Потому, вступая на путь Архата, будем говорить о его сознательном уничтожении. Будем говорить о сознательном уничтожении астральной оболочки. Врага надо убить, и не в других, но в самом себе. В бешеном клубке дерущихся свирепо псов видим его сугубо ярое проявление. Негоже оно и непристойно оно человеку, носителю света, это животное наследие, сыгравшее свою когда-то нужную и необходимую роль, нужную когда-то, но ненужную теперь. Астральный змий опоясывает Землю. Отрубив ему голову в себе и уничтожив его в себе, от власти его освобождаемся и власть над ним, Землю своими кольцами обвившим, устанавливаем. Им, опоясавшим человечество, вызываются природные стихийные неуравновесия, ибо астральные неуравновесия в человеках вызывают вихри и астральные неуравновесия в астральной планетной материи. Взаимосвязь прочная, и далеко катятся волны
астральных вихрей, нарушая гармонию и равновесие тела планеты точно так же, как эти вихри вызывают их в человеческом организме. Болеет тело, болеет и планета. Аналогия полная. Только вместо единичного сознания сознание коллектива, опоясанного астральным драконом. И этого дракона он, вступивший на путь Архата, вызывает на бой в себе, чтобы, победив в себе, подобно легендарному герою древности, вызвать его, планетного, на бой во имя счастья и спасения всего человечества. Велик подвиг, но легче совершить его в битве с мировым драконом, чем победить дракона в себе. Потому пусть не знает пощады рука героя, в самом себе побеждающего древнего змия. Но как он живуч, как он коварен, какие обольстительные и влекущие формы он принимает. Какими яркими красками раскрашивает он свои внешние одеяния. Врага надо знать - под всеми личинами, чтобы удар не пришелся мимо цели. Наблюдай жизнь. Особенно ярки его проявления в людях, ибо слепы и яро ему поддаются, будучи во власти его почти безраздельно. Это -проводник темных влияний. Без пищи умирает всё, что имеет тело, и питается всё: и дух, и душа, и тело. Убей нечестивца, пятнающего одежды Света, лишив его пищи и питания. Питается эманациями астральных вихрей в себе и других. Питается, часто разрушая физическое тело. Убей разрушителя. Это он в припадке бурного раздражения может мгновенно опустошить сокровищницу и выжечь фосфорную ткань. Это он разрушает сеть заградительную и делает страшные проломы в ауре, зияющие, как открытые раны, и доступ самым ужасным тварям делающие возможным. Это не безобидная слабая оболочка, требующая опеки, и заботы, и внимания. Нет, это коварный враг, готовый каждое мгновение лишить тебя всех твоих накоплений и за счет их, сжигаемых в его вихрях, распоясаться безудержно, ибо эволюционирует во зле. Так пусть копье не дремлет над драконом. Так пусть победитель сужденный знает сущность врага, а также и то, что пощады врагу быть не может. И что поражение немыслимо. Героев древности чтили народы. Ибо не своё личное дело свершал герой, но планетное и общечеловеческое. Так борьба и победа зверя в себе есть подвиг значения общечеловеческого. Убей Змия.https://sintez-u.ru/
...Вот что "змеиного" есть в нашей сущности и что тянет нас в бездну!
Вл.Назаров
**********
 «Отвергнись от себя»

Отвергать или преобразовывать? .Что именно отвергать и почему? Астрал человека — вместилище демонической самости .Учителя Света готовы твердить о значении Огня 666 раз! ...Можно ли идти вперед с головой, повернутой назад. «Я о прошлом ничуть не мечтаю.» Что в человеке хочет жить прошлым? «Иван, не помнящий родства». Чувства и эмоции. В чем разница?
Задача человеческой эволюции на Земле состоит в сознательной работе человека по преобразованию первичной духо-материи планеты (уплотнившейся в процессе инволюции до физического состояния) в ее первоначальную тончайшую светозарную субстанцию.
Но эту планетарную работу по трансмутации Материи, по преображению "мира сего" человек обязан начать с... себя — с утончения (облагораживания, очеловечивания) разума, пробужденного в материи Земли. Если будет облагораживаться и одухотворяться человек — то будет одухотворяться и вся окружающая его среда.
Надо не отрываясь от Земли, соединиться с Небом. Или, проще говоря, сознательно преобразовывать собственный организм при помощи собственных усилий. При этом низшие энергии в человеке превращаются в высшие: расширяя сознание, изменяя направление мышления, человек фактически очищает его и вытесняет грубые и эгоистичные мысли, чувства и желания.
А так как в природе пустоты не бывает, то она при этом заменяется мыслями противоположными — альтруистическими, возвышенными (утонченными, одухотворенными).

И все же в человеке есть нечто такое, что трансмутации... не подлежит

Заметим кое-что по поводу чувства ненависти, которое является одной из самых сильных разрушительных энергий.
Великие Учителя нам говорят, что, несмотря на то, что чувство ненависти чрезвычайно опасно и всегда разрушительно и надо стараться всеми силами уничтожать его в зародыше, все же раз это чувство у земного человека пока существует, то и его разрушительную силу можно применить с... пользой.
Да, ненависть нельзя направлять на человека и даже на животное: осложнение кармы и обратный удар неминуемы. Но человек может обрушить разрушительную силу этого чувства на многое, что есть в нем самом. И, прежде всего, на это нечто, что мешает ему жить и продвигаться вперед, вверх.
С этим нечто совершенно невозможна дружеская, полюбовная беседа. С ним бесполезны какие бы то ни было переговоры и совершенно недопустимы компромиссы. Его ничем невозможно удовлетворить, чтобы оно отстало раз и навсегда. От него нельзя откупиться. Его нельзя успокоить, уговорить, усовестить, обучить. Его невозможно выдрессировать, перехитрить, обмануть. Его абсолютно бесполезно пытаться насытить. Это нечто не подлежит облагораживанию и понимает язык только грубой силы.
Без сурового обуздания, а затем и полного уничтожения этого ненавистного человеку «нечто», мы не сможем следовать призыву Христа «отвергнуться от себя».
Без полного отвержения этой животной части себя человек никогда не сможет добиться духовного преображения.
Что это за часть нашего естества? Какова ее природа? Откуда эта напасть в нас появилась?
Мы уже знаем, что двойственна не только человеческая душа, часть которой тяготеет к Миру Материи, часть — к Миру Духа.
Двойствен и сам материальный носитель человеческой души.
Этот носитель высшей души — душа низшая, животная.
Это ум (рассудок, интеллект) — разум, смешанный с чувствами, разум, способный чувствовать. Эта астро-ментальная сущность (кама-манас) при жизни в физическом теле образует двойственное тонкое тело (майави-рупу), в которое облекается наше высшее, божественно прекрасное психическое существо — истинный человек, духовная душа.
Но двойственны сами по себе и ментальная, и астральная сущности.
Мысленные устремления, не включающие какую бы то ни было личную выгоду, тяготеют к высшей природе, к духовному миру — к выгоде души человеческой. Более грубые мысли магнитно тяготеют ко всему материальному, к душе животной — к низшей ментально-астральной природе. Такие энергии всегда устремлены только к выгоде личности, к ее устремлениям и наслаждениям.
То же можно сказать о чувствах и желаниях. Возвышенные, утончённые чувства и благородные желания, не имеющие ничего общего с самостью, эгоистическими устремлениями, животными страстями, магнитно тяготеют к возвышенным, духовным сферам. Более грубые чувства и желания соответствуют таким же грубым мыслям и устремлены вниз — к низшей животной части человека.
У тонкого тела человека есть очень грубая часть, не имеющая никакого отношения... к современному человеку. Это тяжелейший довесок чисто животных тёмных энергий, остаток животного царства. И даже не животного царства Земли, а животного царства Луны, планеты более низкой по эволюционному развитию, чем Земля.
Астральный остаток — рудиментальная часть лунного животного, оставшаяся в человеческом существе. Это совершенно ненужные для эволюции человека остатки. Когда-то на заре земного человечества из грубой астральной материи лунного животного было создано Иерархиями Космических Строителей астральное тело земного человека, которое магнитно соответствовало его ментальному телу. Но весь астральный опыт лунного животного пока ещё находится в нас, в нашем существе.
Очистителем предназначено быть самому человеку, получившему поистине божественный дар осмысленно смотреть на мир, сознавать себя и способному понять, в чем смысл его существования.
Астральный психический мусор чрезвычайно мешает человеку нормально мыслить — как это полагается Человеку, чувствовать — как должен чувствовать Человек, поступать — как Человек, а не как ведет себя гадина, дикий зверь или домашняя скотина!
С момента оплодотворения человека искрой разума и пробуждения его самосознания прошло более 18 миллионов лет. Но человек до сих пор и не очистил свой внутренний мир, не уничтожил в себе остатки астрального лунного животного.
До сих пор работа большинства землян заключается лишь в перетаскивании астрального хлама из одного чулана в другой, из подвала на чердак и обратно. Из жизни в жизнь (и в течение каждой жизни) эта работа у большинства землян напоминает труд несчастного Сизифа. Царь-клятвопреступник Сизиф должен был вкатить на вершину крутой горы огромный валун. И он его катил. Но как только несчастный, падая от изнеможения, наконец, докатывал-таки камень почти до вершины горы, тот снова скатывался вниз. И надо было начинать все с начала. И так изо дня в день, из года в год... В Темной Эпохе у многих людей личность, загрязненная энергиями низшей природы, напоминает «авгиевы конюшни». Расчистка их стала делом чрезвычайно сложным. То есть, "сизифов камень" стал ещё больше, ещё тяжелее.
Но астральные отбросы, живущие внутри человека, это не камень. Камень — вещь инертная, она не может завладеть человеческой волей, она не коварна, не лжива, не хитра, она не умеет огрызаться, не может требовать что-либо, не заставляет нас обижаться, болтать глупости, ревновать, грызть ближнего, будто это кость, а мы голодная собака и т. д.
Астральные остатки лунного животного скорее можно уподобить некоему астральному "глисту", который живет внутри личности человека, питаясь его жизненными силами. Другими словами, это существо живое, способное вырасти до чудовищных размеров.
Катить обычный камень на гору трудно. Но несравненно труднее "катить" на гору агрессивное сопротивляющееся существо! Оно - настоящий психический монстр и одновременно паяц, издевающийся над человеком. У этого существа чрезвычайно развит инстинктивный звериный ум, который очень изобретателен и способен даже парализовать волю физического человека. Иногда животная сила, завладевающая умом и волей человека, кажется неуничтожимой, как семиглавый Змей Горыныч. Многих эта сила приводит в такую растерянность и отчаяние, что человек нередко испытывает самую настоящую ненависть к... самому себе. Он очень хотел бы уничтожить эту гнусную часть у себя.
Есть немало людей, даже не слышавших об астральной природе, но которые стремятся стать лучше. У них есть воля к самосовершенствованию, они способны анализировать свои поступки и связывать их со своей внутренней жизнью. Такие люди чувствуют, что внутри них есть нечто отрицательное, что совершенно чуждо их истинным устремлениям, их совести и мировосприятию, их представлениям о человеческом достоинстве. Но это чуждое нечто — в них, оно их собственность. Оно то и дело проявляется не только в поступках, но и в мыслях, и в чувствах, и в желаниях. Таким людям приходится краснеть и перед собой, и перед другими, каяться, извиняться, терзаться совестью, страдать сердцем и даже телом, отчаиваться умом и мучительно искать способы избавления от этой чуждой мерзости их собственной личности.
Думающий и устремленный к высшим идеалам человек уверен, что его путь духовного преображения ускорился бы необычайно, если бы удалось каким-то образом отвергнуть от себя это странное и коварное нечто.
Но он не знает, что ЭТО такое! И его неведение чрезвычайно затрудняет борьбу с чудовищем, живущим внутри него и отвлекающим на борьбу с ним столько сил и времени. Разве такой человек откажется, если ему будут предложены знания о сокровенной природе его существа, добытые Древними Учителями еще до того, как в человеке Земли пробудился разум?! Разве благодаря знаниям не ускорится и не облегчится тяжелый труд по самосовершенствованию, самооблагораживанию, самопреображению?!
Ни один человек не уклонится от этой трудной работы, которую правильнее было бы назвать битвой. И битва эта против животного себя за духовного Себя должна начаться, говорят Космические Учителя, и закончиться на физической Земле! Никакое т.н. «прощение грехов» жрецом того иного церковносектантского культа никогда не может отменить этой кровавой и очень длительной битвы. Примирения воюющих сторон в этой борьбе не может быть, ибо это битва с диким зверем, битва насмерть. Она может завершиться победой человека над зверем, или победой зверя над человеком.
Этот зверь - астрал, воюющий в человеке против человека.
Это — вместилище животной самости со всеми сопутствующими ей низменными стремлениями и огромным ворохом чисто животных эмоций. Эти тёмные астральные свойства не нужны человеку, но он никак не желает отказываться от них. Многие даже всеми средствами подпитывают, усиливают и даже лелеют эти мерзости в себе, совершенно забывая иногда о том, что он - сознательный Человек, а не бессознательное Животное.
Когда мы читаем в Откровении св. Иоанна о битве "Агнца со зверем", то этого зверя не надо искать на стороне — это символ битвы Бога с дьяволом в самом человеке, где человек воюет сам с собой. Уже знаем: эта битва высшей природы с низшей, битва Света с тьмой, знания с невежеством, ясного самосознания и бессознательного. Битва эта может быть выиграна только в том случае, если человек погасит в себе животный огонь и возожжет Огонь Высший.
Чтобы "иметь жизнь вечную", надо стать человеком совершенным — т.е. войти в жизнь вечную следом за Христом. В одном из аспектов это означает, что надо учиться не терять нить сознания при переходе из Мира физического в Мир Тонкий, как это происходит сейчас. Когда нить сознания теряется, то мы думаем, что умираем, но это жуткое заблуждение.
Для того чтобы оно исчезло, нам надо, живя на Земле, в физическом теле преобразовать высшим Огнем (одухотворить) и соединить свои 4,5 и 7 принципы в... 6-м принципе!
Следовательно, 4,5,7 — это лишь разные качества сознания. А 6-й принцип, как уже знаем, это Буддхи, а в космическом масштабе - это Душа Мира, Мир Христа, Мир беспредельной Любви.
Об этих сложностях Христос сказал коротко и просто: "кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...".
В Агни Йоге Учитель Света говорит:
"Мир Тонкий может быть достижим и в полусознательном состоянии, но Мир Огненный может быть приближен лишь ясным сознанием" (М.О., III ч. §618).
Говоря об астрале, мы говорим о бессознательном астральном двойнике человека. При этом надо иметь в виду, что эту бессознательную линга-шариру начинающий может перепутать с майави-рупа — двойником сознательным, с телом мысли.
Путаница в представлениях может возникнуть потому, что даже в теософских книгах тонким телом иногда называется как ментальное тело, так и астральное, так и объединенное — астро-ментальное.
Но так как астрал называть человеческим тонким телом нельзя, но только высшую тонкую оболочку можно, так и собственно ментальное тело неправильно было бы называть тонким телом.
Ментальное тело, тело мысли (майави-рупа) не может проявиться в грубой среде (физической и астральной) без внешней оболочки, аналогичной внешней среде, — в данном случае без тонкой оболочки.
Высшая тонкая оболочка не знает, как разъясняет Матерь Агни Йоги, никаких притяжений и страстных земных влечений, свойственных животному астралу. Это следует запомнить, иначе мы не поймем, почему человек, который, живя активной жизнью, полностью избавился от животных эмоций, тем не менее, вовсе не бесчувственный, а наоборот, чрезвычайно чувствительный человек!
Низшее астральное тело, или просто астрал, является сущностью магнетически привязанной к грубым формам материи, а значит, — к физическому телу. Но эта связь даже при жизни не прочная, а потому легко нарушается. При определенных обстоятельствах (когда человек спит или находится в трансе на спиритических сеансах, или делает особые упражнения, выделяющие астрал, или когда попал под влияние колдуна) этот двойник, как отдельная сущность, может появляться на расстоянии от физического тела, свободно передвигаться и совершать различные действия. Но коль этот астральный двойник существо бессознательное, следовательно, когда он выделен из физического тела, то у него нет ума (ибо нет соединения с ментальным телом). Нет у него и собственной воли. А потому чужая воля может делать с ним, что угодно и может приказывать делать, что угодно — то никакого сопротивления и не будет.
Этот астральный двойник - полуфизический, он — низший проводник невидимых тонких энергий для нервной системы человека. Он проводит в физическое сознание из нижних сфер Тонкого Мира лишь самые грубые эмоции и желания животной природы. Хотя психическая энергия, слагающая его оболочку (в отличие от оболочки тонкого тела) и является тонкой материей, но это эманации энерго-центров эфирно-физического тела. Причем, самых примитивных и животно-подобных, имеющих отношение лишь к пищеварению и половой сфере. По своему строению это животно-подобная материя невысокого качества.
Астрал поначалу приносил эволюционную пользу и был совершенно необходим на ранней (животной) стадии развития духа, потому что благодаря своим накопленным ощущениям и желаниям давал возможность духу полнее воспринимать чувствующую жизнь на новой для него планете Земля. Но как только у бессознательного человека Земли стало формироваться самосознание, а его тонкая сущность уже могла мыслить и проявлять индивидуальную волю, то человек уже стал воспринимать высшие энергии. Потому в прежних животных эмоциях и желаниях высшему существу не было никакой необходимости.
Мало того. После пробуждения разума низший астральный проводник стал очень мешать продвижению человека по эволюционной стезе!
Лунный зверь не давал покоя земному человеку ни днем, ни ночью. Не ведая усталости, он то и дело смущал незрелый ум человека, направляя его на службу себе. Обладая необычайным упорством и изобретательностью, этот зверь пытается развернуть сознательного человека назад — в бессознательное животное прошлое. Для этого он закрепляет в человеке все животные страсти, развивает их нередко до уродства, изо всех сил старается лишить человека разума. Лунный зверь стимулирует в человеке повадки хищника и толкает разумное существо на разные преступления против себе подобных, а значит, против эволюции, против развития Духа.
Более 18 млн. лет отделяют нас от того момента, когда мы стали зачаточно-разумными и зачаточно-самосознающими существами. Но и по сей день астрал так и не сдал своих позиций! В том, что ментальное тело у человечества Земли до сих пор недоразвито, и земляне сильно отстают от ритма общекосмической эволюции Солнечной системы, - в этом вина самого человека, отдавшегося этому зверю. До сих пор человек очень слабо сопротивляется на этом ринге, где идет поединок Духа со зверем.
Но если мы во всех своих страстях, грехах и умственной лени обвиним свой астрал, значит мы еще... не настоящие человеки. А если человеки, значит, никто, кроме нас, не виноват в том, что и ментальное тело в нас не развито, и тихий безмолвный Глас Духа мы не слышим из-за бормотания, хохота или рычания лунного зверя, привольно живущего в нас.
Этот зверь может погибнуть, сгореть, исчезнуть только под воздействием духовных энергий, идущих от Высших центров космического сознания человеческого существа. Зверь не выносит Огня гармонично развивающихся энерго-центров.
Вызвать к жизни этот космический Огонь могут лишь люди волевые и просветленные — самоотверженные труженики-воины Света. Нужно в жизни каждого дня накопить психическую энергию высокого качества, чтобы привести энерго-центры в движение, тогда они будут спирально вращаться. Центры космического сознания начнут постепенно открываться под присмотром Великого Космического Учителя, а потом, с Его Высшей Помощью, они будут огненно преображаться. И здесь не нужно тешить себя надеждами, что гармоничного развития центров можно достичь какими-то упражнениями, медитациями и тому подобными искусственными способами. Как яблоко зреет только на ветке дерева, питаясь соками и Земли, и Солнца, так и разум человека развивается усиленно, питаясь мыслями, и зерно духа зреет только в жизни каждого дня. Каждому даются возможности довести разум до просветления, а дух — до состояния земной зрелости Духа.
Если животный астрал силен, значит, его эфирное тело крепко. Поэтому после ухода человека с земного плана, это сильное эфирно-астральное тело не уничтожается, не разлагается в положенные 40 дней, а иногда остается, так сказать, "в прежней хорошей форме" даже несколько лет! А ведь мы помним, что эта оболочка наиболее примагничивает развоплощенного человека к земному плану, и это причиняет его душе сильные страдания. Вот поэтому надо именно ещё при жизни физической победить этого зверя.
В человечестве всегда были отважные, упорные и самоотверженные люди, которые уже прошли все этапы тяжелой битвы с тёмным астралом. Они оставили нам свои наставления, как вести себя в бою, как лечить раны, как не терять веры в себя. Их опыт запечатлен в каждом народе. И мы можем сказать себе: если же одному человеку удалось победить в себе дикого зверя, то почему же это не удастся каждому, кто готов к битве? И такого бойца не пугает, что битва будет тяжелой и длительной.
Когда в такой борьбе высшее тонкое тело очищается окончательно, то оно... сливается с ментальным! И тогда все чувствования становятся... ментальными! "Мыслительная энергия ментального тела, оявлена в Материи Люциде", — говорит Матерь Агни Йога (Е.И.Рерих. «Письма в Америку». III т.).
В таких случаях астрал сгорает в Огне энерго-центров еще... при жизни человека, и пепел его развеивается ветрами Невидимого Пространства. При этом исчезает инородная преграда между земным и небесным человеком, а потому сила восприятия человеком высших энергий возрастает троекратно.
Если астральный двойник сгорает еще при жизни человека (что бывает на Земле пока что в исключительных случаях [т.е. у всех Великих Учителей, воплощенных в физических телах], тогда после земной смерти у высоко-духовного человека появляется возможность быстро уплотнить свое тонкое тело даже до
состояния видимости в физической среде. И тогда даже только что распятый Учитель может появиться среди земных условий (пусть даже в несколько "ином образе"). Но это не призрак, не привидение. Астральный Иисус, явленный ученикам после Его земной смерти, это Совершенный Человек в своем особом уплотнённом тонком теле, который может продолжать Свое, прерванное... на несколько дней, дело.
Христос, когда произнес "Отвергнись от себя", а затем притчами стал так и эдак объяснять, что это означает, фактически призывает нас избавиться, прежде всего, именно от зверя — от низшего астрального двойника!
Полностью очищенное от частиц низшей природы тонкое тело уже не имеет притяжения к Земле, к её грубой материи! Дух в таком теле свободен и "дышит, где хочет"!
"Отвергнись от себя". «В этой формуле, - говорят Великие Гималайские Учителя, - дан ключ к восхождению духа».
Нам, землянам, уже многое дано. Дано более чем достаточно, чтобы мы на данном этапе развития как можно полнее поняли бы, что от нас требуется для одухотворения нашего естества. Но чтобы мы узнали, что сокрыто в этой формуле в полной мере, мы должны стать учениками Сил Света
Все духовные Учения Востока дают нам много замечательной пищи для ума и сердца. Некоторые мысли и положения можно анализировать в одиночестве и обсуждать в беседах. Но есть такие, которые не поддаются выражению никакими словами, ибо только личный духовный опыт дает возможность понять Высшую Действительность.
Учение «Живая Этика» даёт представление о сложной природе астрального зверя, от услуг которого человеку надо давно отказаться. Нам предстоит его обнаружить в себе и выбросить.
В луче сокровенных знаний, даваемых Великими Учителями Солнечной системы, мы гораздо лучше рассмотрим себя и убедимся, что мы еще более сложное создание, чем это нам казалось до сих пор.
Формула "Отвергнись от себя" касается практически каждого завета, каждой притчи, каждого изречения Христа, доказывая жизненность Древней Мудрости: "Всё — во всём. Всё — в Одном".
Можно ли идти вперед с головой, повернутой назад?..
Что означает эта мысль Христа из Евангелия от Луки (9:62), немного подумав, мы можем ответить примерно так:
«Оборачиваться назад, — это жить прошлым и старым. Надо идти вперёд, устремляться в будущее. Вон, жена Лота! Обернулась назад — и превратилась в соляной столб! Человек, живущий прошлым, ненадежен для будущего. Он останавливается в развитии, каменеет».
Если бы человечество постоянно оборачивалось назад, то никакого прогресса не было бы. Рабовладельческий строй никогда не эволюционировал бы в капиталистический; труд раба не превратился бы в труд свободного человека и предпринимателя, а люди XX века продолжали бы жить в пещерах, жарить на кострах мамонтов и для выражения своих внутренних чувствований и побуждений использовали бы ровно столько слов, сколько знают рекламодатели XX и ХХ1века и герои американских боевиков.
Каждому понятно, что нельзя идти вперед с головой, повернутой назад.
Когда-то Николай Рерих, будучи в Нью-Йорке, популярно рассказывал одной даме, что происходит, когда человек неуравновешен в своих устремлениях. Человек, который духовно растет, говорил Николай Константинович, образует над собою нечто наподобие энергетического благодатного облака, которое
его защищает на протяжении всей жизни. Но стоит этому человеку пойти назад — "обернуться назад" — как это же "облако"... обрушивается на него! Причем с той же силой, с которой излучало Благодать.
В Агни Йоге сказано Силами Света, что человек, начавший усваивать Основы Сокровенного Учения Космоса, должен идти только вперед, несмотря на все трудности пути. Восходящая волна поднимает на гребень и возносит человека, смело идущего вперед. Но та же волна захлестнет и утопит того, кто повернет назад или даже оглянется.
Прошлое, как бы прекрасно оно ни было, всегда хуже будущего, — иначе у эволюции не было бы никакого смысла. Аромат прошлого (тем более зловоние) не должен проникать в будущее. Оборачивание назад мы встречаем на каждом шагу в нашей жизни. И чем ближе к концу нашего цикла эволюции, тем это оборачивание старого мира сильнее.
Многие, даже образованные и прогрессивные люди, считают, что тоска по "старым добрым временам", по собственному прошлому - это хорошо. Оказывается, такая тоска приятна именно животному астралу, но для духа подобные оборачивания назад чрезвычайно обременительны!
Тоска по прошлому, говорят Учителя Света, это... выдувание мыльных пузырей! Для развития духа это то же, что передвигаться сегодня надо не автомобилями и самолетами, а на древней телеге.
Мы все очень противоречивые существа. Мы легко согласимся с тем, что, к примеру, "любовь к отеческим гробам" — это тоже "оборачивание назад". Но далеко не все согласятся с тем, что это оборачивание, как и любое другое, противно нашему бессмертному духу. Как и все земное, это так же отягощает дух земными тяжестями, т.е. глупыми условностями, не имеющими никакой ценности в Мире Духа, где нет времени, нет расставания
Мудрые учат нас уважать память предков. Но уважение предков — это одно, а примагничивание сознания к их могилам — это совсем другое. Как видим, нас опять-таки призывают ко вмещению. Чтобы понять разницу, надо проникнуть в сокровенную суть этого различия. Это касается и т.н. юбилейных дат.
Конечно же, юбилейные даты и поминальные дни — это не лишнее в человеческой жизни. Это одно из очень полезных средств... обострения нашей памяти, утончения восприятий, улучшения восприимчивости к возвышенным устремлениям, которая у многих людей пока что слабо развита. В такие дни в едином порыве объединяется высокая, благородная коллективная энергия многих людей. Эта общая благодатная сила положительно влияет на всех участников. Помогая людям пробудить слабую или вялую память, она одновременно в какой-то степени усиливает их способность принимать высшие энергии.
Но высшие энергии существуют не только в поминальные дни и знаменательные даты. Они есть всегда. Они вокруг каждого человека. Они просто ждут, чтобы человек изменил направление мышления и пошире открыл глаза. Разум и сознание способны расширяться беспредельно. Именно в беспредельности разворачивается и живет человеческая душа, единая с Душой Мира.
Но большинство из нас до сих пор стоят напротив Бога, смотрят ему в глаза, но протянув руку в пространство физическое и не нащупав там ничего, говорят - «Бога нет». Под «Богом» надо понимать Высшую Силу, разлитую в Пространстве. Эта Беспредельная Высшая Сила вне и внутри каждого из нас. Она всегда ждет, что мы, наконец, вступим с Ней в контакт. И для этого все средства хороши, — их у жизни очень много. Среди них есть место и для торжественных дат юбилеев, и для поминальных дней.
Но при всем том, говорят нам Великие Учителя, недопустимо развивать магнетизм к "отеческим гробам"! У некоторых людей примагниченность к отчему дому, к "отеческим гробам" настолько сильны, что даже после своего ухода с Земли они вместо познания Тонкого Мира (в котором их жизнь может быть намного интереснее, чем на Земле), так и остаются в своих, теперь уже в астральных Васюках и продолжают ходить на астральные могилы предков и устраивать там, в Тонком Мире свои поминальные дни.
Такие люди и в новое физическое воплощение перенесут ту же привязанность к своим гробам и чужим могилам. Если сознание и в новом воплощении не сможет оторваться от низменного мира, то, не получая высших энергий, его огонь иссякнет и начнется деградация духа.
Отрыву сознания от земного притяжения мешает даже такая, казалось бы чепуха, когда женщина начинает оборачиваться назад, в свою физическую молодость, тревожно всматриваясь в зеркало и замечая признаки увядания кожи. Замечая следы времени на лице, мы все огорчаемся. Но нельзя допускать, чтобы эта грусть захватила наши мысли настолько, чтобы у нас постоянно портилось по этому поводу настроение. Некоторые попадают в настоящий плен животного астрала, который то и дело скручивает их голову назад, в ушедшую юность, и заставляет сделать попытку остановить время.
Как-то по радио прозвучала информация о том, что в США, оказывается, чаще всего пластические операции на лице с перетяжкой кожи наиболее популярны среди... юных! Есть девушки, которые к 18 годам уже сделали несколько таких операций! Этот страх перед морщинами эти девушки принесли в эту жизнь из жизни прошлых бездуховных воплощений. В своем сознании они так и остались стареющими женщинами, чрезвычайно занятыми своей иллюзорной внешностью, которой они очень увлекались в прошедшем бестолковом воплощении.
Ничем иным, как развитием дурных "комплексов", нельзя назвать и то состояние, когда стареющий мужчина изводит себя переживаниями, что он кое в чем уже не так активен, как в молодые годы. Или, выйдя на пенсию, человек вдруг начинает вздыхать, сожалеть, печалиться: вот если бы, да кабы, он бы вернулся, эдак, годков на 30-40 назад, то он бы и профессию выбрал бы не ту, и жену не ту, и жил бы совсем не так.
Разве это не выдувание мыльных маниловских пузырей?
Конечно, не так-то просто сознанию, погрязшему в плотских страстях и пороках, отвязаться от прошлого.
Плохое тоже не очень приятно вспоминать. А оно вспоминается! Его заталкиваешь обратно, от него стараешься избавиться. Но чем сильнее заталкиваешь, тем яростнее иногда оно выползает.
Однако от приятных воспоминаний сознание никак не хочет отказываться!
А как порой привлекательно наше молодое прошлое! Какими сладкими голосами безмозглых «сирен» зазывает нас, вызывая в сознании призраки, одетые в волшебные одеяния воспоминаний. Достаточно обозреть лирическую поэзию. Большая ее часть заставляет нас восхищаться шквалом чувствований и эмоций, переживаемых поэтом-дилетантом. Нам хочется проецировать его переживания на себя, восторгаться его словами и плакать над ними своими слезами.
Но, к сожалению, очень мало отыщется в лирической поэзии чувств и мыслей, устремляющих нас к сверх-личному и в светлое будущее. Большая часть поэтов все-таки обращается либо к настоящему, либо сворачивает голову в прошлое и воспевает его, грустит-тоскует о нём, зовет его.
На деле человеческая душа не живет прошлым — живёт им только смертный временный астрал!
У настоящей поэзии, кроме массы замечательных свойств, есть ещё и коварное свойство — зачаровывать, благодаря внешней красоте и внутренней притягательности образов, которые находят отзвук в наших неразвитых чувствованиях. Это свойство очарования умеет использовать астрал. Используя воображение и чувственность человека, астрал способен постоянно заставлять и поэта, и поклонников его поэзии поворачивать головы назад.
Коварный астрал, использующий поэтический дар человека, может причаровать, заворожить, привязать к себе сознание человека незаметно и крепко, к астральному прошлому. Этому зверю нельзя разрешать овладевать сознанием! А потому нельзя ему и стихи посвящать.
Жизнь — постоянный экзаменатор. Она не упускает ни малейшей возможности, чтобы проверить, насколько наша голова повернута назад, насколько мы живем прошлым, насколько способны себя и других обманывать?
Опять призовем на помощь поэзию. Ее краткость и, главное, образность выражения чувствований в данном случае незаменимы.
"Я встретил вас - и все былое в отжившем сердце ожило; я вспомнил время золотое и сердцу стало так тепло".
Русский романс на Западе называли "маленьким русским чудом". И тот замечательный романс на стихи Ф.Тютчева, строки из которого приведены, многие слышали и многим он нравится.
Но о чём он? Чем спровоцирован? Чему посвящён?
Посвящён астралу, заставляющего человека смотреть назад, в плотское прошлое.
Известно, что астрал и после смерти человека на Земле не захочет отпустить его на свободу. Это он протаскивает с собой в Мир Надземный все свои земные иллюзорные ощущения и воспоминания, он заставляет развоплощенного человека идти на голос "сирен" прошлого — точно также, не помня себя, под лунными лучами идёт лунатик.
Прошлое невозвратимо. Прошлое всегда беднее будущего. Впереди у каждого вечного человека будет много нового, и, если он пожелает, то будет больше интересного и более прекрасного. Учитель Света говорит: «деревья, сбрасывая листву, не грустят о ней - они радуются, зная о новой весне, о будущем».
Почему бы и нам не взять пример с тех же деревьев? Но прошлое отпускает очень немногих, прозревших. Почему не отпускает прошлое?
Если в настоящем истинных впечатлений и чувствований мало (меньше, чем в прошлом), то человеку всегда будет нравиться уходить в прошлое, чтобы вновь пытаться пережить и не только... приятное. Даже неприятное, грустное, печальное... хочется вновь переживать. Кому? Душе человеческой? Нет. Временному смертному астралу. Это он живет тем, что приходит и уходит. Поддавшись его власти, мы вытаскиваем из сознания воспоминания, снова и снова рассматриваем их, вызывая из прошлого уже забытые эмоции.
Но как часто мы умеем обманывать и тешить себя, что прошлое над нами, якобы, власти не имеет! Имеет!
Вспомним еще один знакомый «романс о тёмно-вишневой шали».
"Я о прошлом ничуть не мечтаю, и мне прошлого вовсе не жаль... Но о многом, о многом напомнит эта темно-вишневая шаль...
В этой шали я с ним повстречалась, и любимой меня он назвал; Я стыдливо лицо прикрывала, а он нежно меня целовал.
Говорил мне: не плачь, дорогая, расставаться с тобою мне жаль..."
Только один взгляд на вещь, только одно прикосновение к ней, — и вот уже настоящий каскад сменяющихся картин прошлого и целый фейерверк эмоций разворачивает сознание назад, в прошлое.
В этом романсе (и таких много!) мы видим, какую власть имеет прошлое над человеком, как оно захлестывает его. Всего лишь мгновение назад человек был совершенно уверен и других уверял, что вовсе не мечтает о прошлом и не жалеет о нем.
Ложь даже самому себе — это прескверная, предательская штука. Не человеческая душа изворачивается и лжет. Толкает нас лгать себе и другим астральное животное, которое захватило нас в плен, тащит назад в иллюзорные ощущения и потешается, питаясь через нас тем, без чего оно погибло бы.
Угнездившееся в сознании прошлое не так-то просто уходит из него, даже если сердце... уже знает, что всё земное временно, и вовсе ни к чему таскать за собой огромный ворох иллюзорных воспоминаний, переживаний, впечатлений и ощущений прошлого.
«Что было, то быльем поросло», — говорит плотскому уму прозревающее сердце. И рассудок вроде бы начинает слушаться. Он уже говорит:
"Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым...
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
 И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже,
Реже расшевеливаешь пламень уст.
 О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне».
И это, по мнению рассудка, называется "не жалею, не зову, не плачу"? Мы свидетели, что ничего, ни одно чувство... не забыто! Мало того, видим, как бережно хранит наше неразвитое сознание каждое ощущение, каждое желание и как любовно обрамляет каждую астральную безделицу в золотую оправу: "О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств! ...жизнь моя, иль ты приснилась мне?.." Поэту (а значит, и нам в подобных ситуациях) только лишь... кажется, что прошлое ушло из нас. Все стихотворение — это гимн прошлому, когда внутренний взор поэта касается своих сокровенных астральных струн. Это на самом деле завуалированная есенинская тоска по безвозвратно ушедшей юности, щемящая грусть по остроте растраченных астральных чувств. Каждую картинку прошлого поэт любовно украшает гирляндами изумительных живых цветов настоящего. Прошлое — это вампир. И каждое слово поэта — это капля горячей крови его сердца, которая высасывается подлым астралом, пережитком животного цартства.
Да, мы согласны: нельзя идти вперед с головой, озирающейся назад. И все же это утверждение не абсолютное. Как же можно без прошлого, без воспоминаний? Куда же от них денешься? Да и зачем? Эдак, голова превратится в пустую, высохшую, декоративную тыкву: потрясешь, а там — ничего, только горстка засохших семян да два глаза, торчащие в зеркале сегодняшнего дня!
И начинаешь думать, а может, Христос сказал... что-то другое? Может, переводчики не так перевели?
И вот, поразмыслив над собственной жизнью, над историей народов, мы начинаем думать совершенно иначе. Мы, только что утверждавшие, что человек "озирающийся назад" потому
"неблагонадежен для Царствия Божия", что он не отрешился от прошлого, задаем себе вопрос: а разве можно вообще жить, не оборачиваясь назад?
Разве не на основании опыта прошлого мы мудреем? Разве могли бы мы не повторять печальных ошибок, если бы наша память не удерживала последствия от ошибок, совершенных в прошлом? А как же не хранить в сердце память об ушедших близких и любимых? А библиотеки и музеи? Разве это не средства, предназначенные для удерживания нашей памяти о прошлом? Что ж, откажемся и от них? А разве мудрые не говорят, что народ, отвергающий своё прошлое, каким бы оно ни было, это деградирующий народ? А изречение "Иван, не помнящий родства"? Разве оно принимается как комплимент? И что же тогда делать с историей?
Конечно же, цивилизация не может развиваться без исторической науки, библиотек, музеев. И "Иван, не помнящий родства" (так же, как, впрочем, и ученый, подгоняющий историю к нуждам сегодняшнего дня), не может быть назван ни патриотом своей Родины, ни объективным исследователем, ни культурным человеком.
"...Культуры деградирующие превозносят свои ценности, игнорируя или уничтожая прошлое, культуры же прогрессирующие, набирающие духовный потенциал, апеллируют к древним нормам бытия как мудрым установлениям, этическим архетипам, проверенным временем". (ЭМ.Сороко. «Теория мерогенеза как основы квалиментрии человека». 1993г).
Кто же не согласится с подобным утверждением ученого конца XX века?
Как же не оборачиваться в прошлое, когда и "Тайная Доктрина" устремляет наш взор в прошлое планеты и человечества, причем столь далекое, что мы едва различаем его смутные контуры?
Что мы ясно видим в этом далеком прошлом, в этой таинственной глубине веков? Видим единое человечество и единый исток всех религий и философий. В этом знании прошлого - залог будущего Всемирного Братства людей. Как же нам не оборачиваться назад?
Николай Константинович Рерих всю жизнь занимался археологическими раскопками и организовал не имеющую себе равных пятилетнюю Транс-Гималайскую (Центрально-азиатскую) экспедицию, которая, проникнув в прошлое народов, доказала единство их культур, а значит, единство человечества.
Николай Константинович Рерих, углубляясь в прошлое, соединял его с настоящим и заставлял служить будущему. Великий Космический Учитель, зная о единстве времен, поднял над миром Знамя Мира — Знамя не отдельного народа, а Знамя Мира, на котором запечатлен древнейший символ всего сущего, в том числе и единства Миров и времен. Но Рерих устремлял в прошлое лишь взор, а... не сознание! Великий Космический Учитель (воплощаясь Н.К.Рерихом) призывал устремляться в будущее, трудиться для будущего, жить в будущем, но не в прошлом! Как Христос учил своих рыбаков-апостолов смело закидывать сети подальше в море, так и Рерих, зная о том, что мысль рано или поздно материализуется, призывал человечество закидывать мысль в будущее, закидывать как можно дальше.
А если сознание человека переполнено впечатлениями, эмоциями, ощущениями ушедших дней, то в него будущее не введешь. Такое сознание перегружено смертным астралом. А у этого существа будущего нет. И именно потому он постоянно стремится развернуть голову человека назад — там его жизненные силы. Заземленное земно-водное сознание живет в прошлом. И именно потому оно — яростный враг всего нового, всего воздушно-огненного, враг всех перемен, ведущих в будущее.
Сознание, притягиваемое в земное прошлое, в будущее не поднимется. Даже воздушный шар не может оторваться от
Земли, если не сбросит плотский балласт. И мы знаем, что если аэронавт хочет подняться на воздушном шаре еще выше, он должен продолжать сбрасывать вниз, на землю, лишний груз. Точно так же не может подняться в высшие сферы и сознание с земно-водным грузом.
Именно от такого заземленного сознания человек, идущий в будущее, должен отказаться. Дух — не земная вещь. Но дух можно привязать к Земле. И очень крепко. И тогда он, птица небесная, не сможет подняться в свои лучезарные сферы. Но разве к низу должен стремиться человек?
Именно потому Христос и утверждает: "никто, возложивший руку свою на орала (плуг) и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия".
Так что же нам делать — оборачиваться назад или не оборачиваться?
А если оборачиваться, то как это делать? Правильный ответ мы сможем найти лишь при условии, что наше сознание уже обладает качеством вмещения. Этот ответ поднимется над "да" и "нет". И сознание, признав равноправие каждой полярности, не отдаст предпочтения ни одному из полюсов, но, вместив обоих, поднимется вверх, бесстрашно взирая из Неделимого Мира Духа на "да" и на "нет", которые властвуют каждый в своей половине Мира Материи.
Вмещение и знание сокровенной природы ощущений и желаний, которые питают нашу низшую астральную сущность, помогут понять, что именно требует отвергнуть Христос. Мы поймем, что астрал — эта старая лунная обезьяна — она не способна не только идти вперёд, но и не способна жить в будущем. Она не может произвести ничего стабильного, а потому не выносит ничего постоянного. Она может жить только временными плотскими эмоциями, которые появляются и исчезают в зависимости от внутреннего состояния человека, его настроения на данный момент или здоровья, или каких-то внешних условий и ситуаций. Меняется настроение или здоровье, изменяются внешние ситуации, то соответственно изменяются и эмоции.
Еще не раз подчеркнем, что постоянство устремления к Свету — это духовное качество. Низшая астральная природа не обладает постоянством!
Поэтому, если "бурь порыв мятежный" развеял любовь, то эта возвышенность ощущений не была истинной. Это были сильные эмоции астрала и не более того. Это т.н. астральная «любовь».
Все наши переменчивые, неустойчивые ощущения и желания (чтобы их как-то отличать от ощущений и желаний высшей тонкой природы) следует относить к эмоциям, а высшие ощущения — к чувствам.
Это различие обозначено и в современной науке. Хотя ни о какой сокровенной причине этого различия мы не получим сведений ни из философии, ни из психологии. Причина в том, что сокровенная семеричная природа человеческого организма современной наукой до конца XX века официально не была признана. Поэтому и в Философском Словаре (1983, редакция КПСС) вместо того, чтобы как-то четко разграничить эмоции и чувства, последние названы "особым видом" эмоций.
"Эмоции" (фр. "emotion", от лат. "emoveo") — буквально означает "потрясаю", "волную". Материалистическая философия разъясняет, что это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, говорят психологи, то развиваются бурные, кратковременные эмоции. Они тормозят психические процессы и "навязывают" определенный, закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций (например, бегство, вспышку
агрессии, рыдания и т.п.) Этот способ оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях.
Даже не имея представления о сокровенной природе эмоций, являющейся следствием далекого животного прошлого человека, но лишь благодаря наблюдениям, материалистическая философия утверждает, что природа этих энергий неустойчива. Лишь "только став предметом устойчивых отношений ", говорит философия, эмоции превращаются в другое состояние. Оно высшее по качеству и имеет другое наименование — "чувства". Вот дословное объяснение из Словаря:
«Высший продукт развития эмоций — чувства. Они отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации... Как устойчивое эмоциональное состояние по отношению к объекту чувства могут не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной эмоциональной ситуации. Чувства у человека носят культурноисторический характер».
Именно лишь высшие чувства являются человеческой принадлежностью. А эмоции — это принадлежность животных.
И последняя фраза, приведенная из Философского Словаря, это особенно подчеркивает — только чувства, но вовсе не эмоции "носят культурно-исторический характер". Значит, даже по этой причине эмоции должны быть отнесены к природе животных, но не человека.
Мы уже говорили о том, что без лунного существа никогда бы не сформировалось астральное тело человека (высшее). При жизни высшее тонкое тело в соединении с ментальным образует душевное тело личности, которого у животных ещё нет.
Когда привой культурного дерева на дереве диком приживается и вырастает в самостоятельную ветвь, то, чтобы дичка не удушила новый высокий сорт, все ее ветки должны быть отсечены. Точно так же, когда у человека сформировалось собственное тонкое тело, то уже не было никакой необходимости в животном астральном теле. Ведь у нас когда-то был и хвост. И густая шерсть покрывала все тело. Но когда в этом отпала необходимость, то хвост и шерсть постепенно исчезли. От хвоста осталась лишь парочка спрятанных под кожей позвонков (копчик), а от шерсти — волосы на голове и незаметный легкий пушок на всем теле у женщин и более заметный у мужчин, сохранивших также частичную растительность и на лице.
Если бы у нас сейчас был бы хвост, то мы совершенно справедливо сочли бы его абсолютно бесполезным органом. Хвост создавал бы нам массу неудобств, а потому мы его просто отсекали бы! Вот так же и звериный остаток следует отсечь!
Но наш животный астрал - это не пассивный хвост. Астрал не отсечешь одним взмахом ножа. Это некое живое существо, обладающее неисчислимым количеством сильных животных страстей, желаний, эмоций. Эти энергии являются жизнью астрала. И ему нужно добывать эти энергии для себя, и только через человека, через его личность. И самый подходящий для него именно тот человек, кто склонен постоянно озираться назад и выращивать только земную пищу, с помощью руки, возложенной на плуг. Человек должен развивать не руку — это за него сделала природа. Ему нужно развить мысль, чтобы вспахивать Пространство и взращивать на нём новые Вселенные...
«В духе победа над сложностью жизни. Их (эти сложности) можно не трогать, ибо кривого не сделать прямым, но, сбросивши власть их над духом и став поверх их, то есть в духе их победивши, можно победить их и вовне. В себе побеждаются трудности жизни, в себе побеждается жизнь, и мир побеждается тоже в себе. Я Победил мир, - говорит Владыка Мира, - не трогая мира и не борясь с ним вовне, а только внутри
преодолевая внешнее. Внутри себя, в духе, его побеждаем и тем побеждаем мир вовне, который вокруг. И, не подняв руку в защиту Себя, Спаситель мир Победил. В себе преодолевается всё, внутри, прежде чем преодолеть его вовне. В духе скрыта победа. В духе красиво встречают волну». (ГАЙ, т.11, п.2.)
«Конец Кали Юги будет отмечен небывалым нагнетением кармических условий как в общепланетном масштабе, так и в личной жизни каждого человека. Предстоит последняя уплата по счетам за прошлую задолженность (за множество прошлых воплощений). Не может войти в будущее человек, обремененный долгами (т.е. привязанностями к материи Земли). Сатиа Юга не имеет утешения для должников. Остаться за порогом Нового Мира - это самое страшное, что может ожидать человека. Там останутся сознательные служители тьмы. Но каждый войдет, в ком есть хоть искорка Света. Время конечных счетов определит судьбу каждого человека. Грозное время идет, время решения судеб человеческих». (ГАЙ, т.12, п.2.)
«Когда разрушительную волну силы враждебной удается остановить и направить на полезную работу - это победа над тьмою. И тогда ученик достигает той ступени, на которой и темные, и Светлые силы начинают ему служить, и уже ничто не может остановить его продвижения по пути в Беспредельность. Постепенно расширяется сознание, и проблемы личные, земные начнут заменяться проблемами космическими, выходящими из рамок текущего момента Земли. Мысль устремляется в будущее, в котором все достижимо. Мысль магнетична. Она привлекает из Пространства возможности будущих нахождений и прорывает каналы сообщения с Дальними Мирами, где уже достигнуто то, что еще не достигнуто на Земле. Таким образом, расширяется горизонт видения, и перед человеком ставятся уже конкретные задачи его эволюции: психическая энергия, сотрудничество с Пространственным Огнём, преображение человека и планеты, на которой он обитает и украсить которую дана ему власть. Много ближайших и неотложных задач по украшению сада земного возникает сейчас перед человечеством, которое в неведении своем и темноте разрушает Землю, убивает и отравляет на ней жизнь. Оно готовит себе ужасную судьбу, если не опомнится и не обратится к светлому созиданию и строительству. Пусть мысли об этом и об ответственности за Землю, за свой Космический Дом, наполняют пространство и достигают возможно большего числа сознаний, чтобы поняли люди то, что творят они в безумии своем на Земле, как стремятся взорвать и разрушить ее, и тем лишить себя единственного своего прибежища в Космосе. Где продолжит свой путь, где найдет свой приют человечество, если взорвется планета? Для жизни на Высших Планетах готовы немногие, а приспосабливаться к новым условиям на низших планетах потребуются эоны времен». (ГАЙ, т.12, п.14).
«Вступив на путь Беспредельности, можно ли удивляться тому, что каждый день перед сознанием (человека) развертываются ее все новые и новые грани, и нет им конца и предела. Именно понятие Беспредельности открывает возможности всё нового и нового познавания Космоса, и окружающего человека мира, познавания бесконечного, не ограниченного ничем. Грани и аспекты Вселенной столь многообразны, что никакое воображение не в силах их охватить. И как бы ни была высока культура мысли, за высотами, достигнутыми ею, оказываются новые, ещё более высокие, уходящие в бескрайнюю высь. Будет ошибкою умиляться и довольствоваться достижениями современной цивилизации, ибо через несколько веков покажутся они людям младенческими и жалкими в своем невежестве понимания вечных Космических Законов. И только Сокровенное Знание, прокладывающее пути к истинной культуре мысли, останется путеводителем человечества на все времена». (ГАЙ, т.12, п.27)•

Литература
1. Л.П.Дмитриева. «Посланник Утренней Звезды Христос и его Учение в свете Учения Шамбалы», в 7-ми т., Кишинев, «Видья», 1998.
2. Л.П.Дмитриева. «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», в 3-х томах, Магнитогорск, «Амрита», 1992.
3. А.И.Клизовский. «Основы миропоним. Новой Эпохи», Минск, «Мога Н -
Вида Н», 1995.
4. «Письма Елены Рерих», в 2-х т., Минск, «Лотаць», 1999.
5. Е.И.Рерих. «Письма в Америку», в 4-х т., М., «Сфера», 1999.
6. Н.Уранов. «Огонь у порога», Новосибирск, 1999.
7. Роберт Монро. в 3-х книгах. «Путешествие вне тела. Далекие путешествия. Окончательное путешествие». Киев, «София», 1999, 2001, 2002.
8. Н.Уранов. «Жемчуг исканий», Рига, «Мир Огненный», 1996.
9. Н.Рокотова. «Основы буддизма», Новосибирск, «Согласие», 2001.
10. Н.Уранов. «Нести радость», Рига, «Мир Огненный», 1998.
11. «Грани Агни Йоги», в 14-ти томах, Новосибирск, «Алгим», 1994-1998.
12. «Агни Йога», в 4-х томах, М., «Сфера», 1999.
13. «Современные космические легенды Востока», Новосибирск, «Согласие», 1999.
14. «Космические легенды Востока», Днепропетровск, «Полиграфист», 1997.
15. Н.Рерих. «Листы дневника», в 3-х т., М. МЦР, 1996.

https://nfo.agni-age.net/lectures/lecture/2007/04.shtml
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
7 января 2024 года