Имена

Аркадий Старый
                Имена.

   Из  ИНТЕРНЕТА:

  Почему у чувашей, марийцев, мордвы — русские имена и фамилии

В дохристианскую эпоху у чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов были свои собственные имена, а фамилий не было вовсе. Впрочем, как и у русских крестьян. Имена образовывались от прозвищ, которые основывались на отличительных способностях и желательных качествах человека или передавались по наследству.

ЧУВАШИ,
У  чувашей, к примеру, имелись собственные языческие имена булгарской направленности, например Ильган, Илем, Милюк, Мигадюк, Нарспи, Тахтаман, Кашкар, Курак и т.д., а некоторых и вовсе звали Моська, Борзой, Кутька, т.к. по древнему обычаю, третьему ребенку, если первые два испустили дух, давали собачьи клички, дабы обмануть духов.

МОРДВА.
Самоидентичные имена существовали и у дохристианских мордовских племен: мокша и эрзя. Кудаш, Кирдяй, Учват, Нуянза, Коломат — это самоидентичные имена. А вот древние Несмеян, Любим, Назван, Бурнай, Поздей, Чудай, Ждан, Гуляй, Малка, Девятка, Радай, Надежка, Дурай, Дурнай, Буди, Милуш, Первуш, Жадей, Живай, Петай — это мордовские имена, заимствованные у славян.

МАРИЙЦЫ.
Марийцы и вовсе давали человеку два имени. Первое — временное, с рождения, второе присваивали через несколько дней, если новорожденный не помер. У марийцев имя давал карт — жрец-шаман. Он придумывал и произносил вслух различные нарекания и в это время кремнем высекал искру, если огонь зажигался на каком-то имени — тем и нарекали.
Полное имя было двучленным, сначала произносилось имя отца, затем имя собственное, например: Сибатор Янгул, Актанай Паймас, Изерген Ипай и т.д.


Удмурты
 раньше часто нарекали своих младенцев именами животных и птиц. Например, Атас — "петух", Балян — "рысь", Гондыр — "медведь", Койык — "лось", Пислэг — "синица", Сяла — "рябчик", Чучыбей — "лазоревка", Шырчик — "скворец" и т.д.
Но в период прихода христианства на эти земли всем новообращенным присваивали имена по святцам, то есть сообразно списку святых, чтимых Православной Церковью, который составляли в порядке месяцев и дней года. И таким образом, какой-нибудь Сяла становился после крещения Иоаном, Коломат — Петром, Кашкар — Василием и т.д.


Нехристи и язычники постепенно изживались в этих народах. А в XIX веке у всех этих людей появились и фамилии, основанные либо на имени отца, либо от названия ремесла, отличительного характеризующего качества.

Следует сказать, что сейчас у этих народов существует мода на старинные языческие имена. Таким образом они стараются продемонстрировать свою самоидентичность.