Черновик. Стартовый текст с экспозицией

Ольга Инина
Ночь двух теней
(Отрывок из книги «Сказки ворона Негуддина)

Вы когда-нибудь проводили ночь в горах в разгар лета? Огромный диск Луны манит своим жемчужным блеском и звёзды намного ближе: вот-вот задрожат и упадут на прямо на ладони! Солнце уже давно спряталось за ширму гор, а ночная царица Луна восседает на троне, украшенном алмазами звёзд.
Лунная ночь успокаивала и охлаждала, я почувствовал, как по коже прокатилась волна мурашек. В траве перекликались сверчки и цикады, сотрясая воздух звонким цокотом. Подножие горы Антары замерло в предвкушении волшебства летней ночи.
Я разжёг костёр и устроился поудобнее, чтобы узнать ещё одну историю от своего давнего друга, говорящего ворона Негуддина.
Ворон расправил крылья, сливавшиеся с чернотой ночи, и подлетел к огню. Красные блики пламени танцевали по смоляной глади перьев. Когда ворон заговорил, треск костра утих. Даже горящее пламя жаждало услышать слова старой мудрой птицы и нырнуть в бездну непостижимых тайн бытия.

В такую же лунную ночь в одном деревенском домишке встретились две тени.
За несколько лет до этого свидания, в деревне развернулась шумная ярмарка. Тихая деревушка ожила и преобразилась: по улицам разгуливали трубадуры и фокусники; шуты на ходулях стучали длинными ногами в калитки. Сонные жители покидали постели и спешили к кричащему цветному балагану. На пустыре, словно из-под земли, выросли пёстрые торговые ряды. Среди базарного шума и мелькающих лиц, никто не заметил, как тень мальчишки дёрнула за косу тень девочки.
Надо сказать, что характер тени, озорника и непоседы, не совпадал с нравом его господина – сдержанного и рассудительного мальчика. Видя, что родители уводят детей в разные стороны, тень мальчишки крикнула вслед:
– Меня зовут Лэи Рогус, но ты можешь называть меня Лей!
– А я – Анна Илил, зови меня Анной, – едва успела ответить тень девочки.

– Как ты понял, мой друг, – обратился ко мне говорящий ворон, – у теней свой язык, неслышимый людям, хотя птицы легко понимают речь этих призрачных силуэтов.

Родители хозяйки Анны встали в очередь к шатру гадалки, ясно видящей будущее на дне стеклянного шара. А мальчик, хозяин Лея, радостно подпрыгивая, шёл с отцом к лавке с длинными в половину его роста полосатыми конфетами.

– Иногда мы думаем, что находим свою вторую половину, но на самом деле важнее, встретить свою вторую тень, – сказал ворон. – Уж сколько раз на венчании в храме я видел, как счастливые жених и невеста говорят «да», а их тени в этот миг отворачиваются. Из таких никогда не выйдет хорошей пары. Но как счастливы те, чьи тени хотят породниться!
Так и Лей с Анной. Он понял, что нашёл Её – своё сердце, а Она была уверена, что встретила своё Солнце, которое будет светить и согревать её в тёмном мире теней. Между ними завязалась крепкая дружба задолго до знакомства их хозяев – Лилианы и Гора.

Однажды Лилиана, распевая песни, прогуливалась по лесу, как обычно, не замечая Гора. Рука тени мальчика потянулась к васильку, такому же синему и яркому, как глаза его господина. Сорвав тень цветка, Лей торопливо вложил цветок в руку удаляющейся Анны.
Придя домой, дева-тень достала вазу из своего тайника. В глубокой тени дубового шкафа скопилась сокровищница из подарков Лея. Попутно замечу, что этот резной шкаф ломился от всякой всячины, – Лилиана с трудом расставалась с милыми сердцу вещами. Когда девушка вспоминала сносившиеся наряды и раздаренные малым детям игрушки, тёмные фантомы давно исчезнувших вещей возвращались на полки. Как-то раз госпожа Анны, сидя  с подругой в комнате, обратила внимание, что позади шкафа торчат тени несуществующих предметов. Поначалу девочки испугались, но потом решили, что видят тень дерева за окном.

Мы говорили об Анне. Девочка-тень поставила василёк у окна и любовалась подарком весь день. Ночью, когда госпожа уснула, Анна услышала деликатный стук в окно и выползла из-под кровати. На подоконнике без остановки трещала знакомая сорока:
– Наше вам с пёрышком, дорррогуша! Несу свежие новости пррямо в уши! К тебе милый дрруг ползёт по земле, спотыкается, ну а я на помойку скорррей – иначе мне ничего не достанется!
Болтливая гостья тотчас улетела, сверкнув хвостом.
Тени, оторвавшаяся от спящих хозяин, передвигаются невероятно быстро. У Анны оставалось совсем мало времени, чтобы подготовиться к свиданию.

Она подошла к окну и искупалась в струях лунного света. Луна охотно делилась с девой своей чистотой и сиянием. Девушка достала тень своего любимого платья из тайника. Затягиваясь в корсет, она разглядела в зеркале отражение Лея на стене.
– Жаль, тебя уже предупредили! – в шутку возмутился он, найдя белое сорочье перо на подоконнике. – Сюрприз не удался.
– Зато я успела приодеться!
Девичья тень с тончайшей талией кружилась по комнате, перепрыгивая со стены на стену. Лей почти не дышал, созерцая свою полупрозрачную красавицу.
– Анна, как тебе идёт это платье! Подумать только, когда-то оно принадлежало королеве Новоскании, а сейчас на тебе! Смотри, не возгордись, дорогая! Как известно, тени легче подчиняются власти тьмы.
– Перестань, Лей! Я скорее покраснею от смущения, чем зазнаюсь.
И правда, девичья тень на стене окрасилась в лиловый.
Лей не удержался от смеха.
– Хватит, хватит! – Анна замахала руками. – Лучше расскажи, где достал платье?
– Я уже познакомился с тенью будущего друга хозяина, он придворный шут.
– Будущего друга?
– Да, а что тебя удивляет? Он сам разыскал меня, прочитав об этом в книге теней.
Анна недоумевающие захлопала изогнутыми ресницами.
– Ну ты и тёмная! В книге теней впечатаны все события жизни наших хозяев – от рождения до смерти. Хотя иногда ход событий меняется... Но я пришёл к тебе не за этим.
Анна напряглась.
– Прости, мне стыдно, но я вынужден забрать цветок, который подарил тебе утром.
Девушка с лёгкой грустью посмотрела на василёк. Цветок покачивался от ветра, трепеща резными лепестками.
Лей продолжал:
– Меня угораздило сорвать не какой-нибудь мелкотравчатый василёк. Оказалось, что это сын царя луговых цветов. Папаша трезвонит на всю округу: «Меня ограбили средь бела дня! Верните сына!» В лесу ужасный переполох.

Тяжесть отлегла от души.
– Не будем разлучать семью! А ты не дурак прихватить что-нибудь чужое. Как посмотрю, ты полная противоположность своего хозяина!
Пристыженно опустив голову, Лей попросил:
– Анна, давай пойдём вместе? У хозяина был тяжёлый день, он ещё не скоро проснётся, да и твоя госпожа крепко спит.
Перед уходом Лей откусил крохотный кусочек стены, и, проходя сквозь окно, галантно подал руку Анне.
– Какой же ты наглый обжора! – вскричала тень девушки. – Из-за таких, как ты, и разрушаются дома!
Лей кивнул:
– Так и есть! А твои стены намного вкуснее и чище. Я надеюсь, наши хозяева когда-нибудь будут вместе, и твоя госпожа, наконец, наведёт у нас порядок. Я же говорил, хозяин мечтает о ней!
Тени быстро скользили по земле. Держась за руки, они беззаботно скакали по лужам, не боясь забрызгаться. Что-то радостно пульсировало у них внутри. Кто знает, может быть и у теней есть сердца?

–  Лей, а ты видишь кролика в пятнах Луны? – спросила Анна. –  Присмотрись, вот уши, он сидит совсем как человек, склонившись над чем-то... Интересно, чем он занят?
– Я вижу луну по-другому. Она больше похожа на вызревший сыр с дырочками, полный, сочный...
Анна, поправив кудри, недовольно бросила:
– Ты опять о еде! Только и думаешь о ней.
– Я совсем не против кроликов, когда-то матушка хозяина готовила их со сметаной – объедение! А сейчас, – он грустно вздохнул, – мой господин – круглый сирота, и ест что попало.
Анна замахнулась на Лея васильком.
– Пойми, ему не хватает домашнего уюта, и то, что накапливается у них в душе, отправляется прямиком к нам. Ты же сама рассказывала о вашем с хозяйкой шкафе, который вот-вот лопнет от накопившегося барахла! Не зря люди говорят: «в глубине души», мы и есть эти глубины, а иногда просто корзины для мусора…

Слушая Лея, Анна задумчиво смотрела на луну, ей показалось, что кролик на бледном диске зашевелил ушами. Она прервала друга, дёрнув его за рукав:
–  Смотри!
Теперь и Лей разглядел, как лунный кролик привстал и даже махнул хвостом.
– Здравствуйте, Лунный Кролик! – молвила Анна. – Простите моего друга!
– Господин кролик, – перебил её Лей, – я не хотел вас обидеть, говоря о том, как матушка готовила ваших собратьев.
 Обе тени увидели лёгкую улыбку Лунного кролика, а эхо донесло его ответ:
– Здравствуйте, здравствуйте! Меня так редко замечают… – его умные глаза наполнились печалью. – Сегодня особая ночь, раз вы заговорили о Лунном кролике. Хотите заглянуть ко мне?
Тени переглянулись.
– Я знаю, у вас важные дела, и я занят – готовлю эликсир вечной жизни для нашей императрицы.  Но для тени нет ничего проще, чем оказаться на Луне. Достаточно одного прыжка. Зажмурьтесь и оттолкнитесь от земли.

Когда Лей и Анна открыли глаза, они твёрдо стояли на Луне перед воротами из ослепительно белого нефрита. Ворота открылись, тени стояли у рощи из стеклянного бамбука. От дуновения ветерка листья соприкасались и отзывались тонким хрустальным звоном.
– Прогуляемся? – спросил Лей, протягивая руку Анне.
Они шли по мосту через лунную реку, от холодной воды поднимался морозный пар. По обе  стороны моста покачивались упругие стебли, закрывая собой нефритовый дворец и теряясь где-то высоко в небесах. Побеги понемногу росли, подтягиваясь из почвы вверх.
– Эти стебли такие длинные, того и гляди, до самой Земли дорастут! – удивился Лей.
– Всё может быть! Луна непостижима!– воскликнула Анна, подходя к берегу. Одной рукой она захлебнула воду из лунной реки, умылась и сделала пару глотков. Другая рука девочки сжимала подаренный Леем цветок. –  Здесь я чувствую себя намного лучше, чем дома! Мягкая голубая травка, прохлада освежает лицо, а эта вода – я ещё ничего вкуснее не пробовала!
– И куда подевалось это беспокойное раздражающее буйство красок? Тишина и покой так умиротворяют… Наверняка на Луне нет войн.
В тусклом сиянии молодые тени увидели круглолицего старика, сидевшего на ступенях дворца у раскрытой каменной книги. Его длинная лунно-снежная борода стелилась по гладкому мрамору лестницы.
– Ах, что вы! Какие войны? – заговорил старец, отвечая на слова Лея. – Луна – это империя теней. Разве у теней могут быть враги? Только ненасытные люди, пленники страстей, без конца сражаются.
– Здравствуйте, дедушка! – молвила тень юной девы.
– Здравствуйте, Анна и Лей, рад знакомству! – ответил древний старец.

Молодые тени посмотрели друг на друга и заметили, что слегка увеличились в объёме и теперь уже не столь прозрачны, как на земле. Юноша положил руку себе на грудь – под тонкой плотью пульсировало едва различимое бледно-розовое сердце.
– Я знаю обо всём наперёд, – продолжил разговор лунный старец, не обращая внимания на перемены, произошедшие с его юными гостями. – Ваш союз, мои дорогие дети, предопределён на небесах, об этом написано в книге теней. Открою вам тайну! Я сам пишу эту книгу, плету шёлковую нить провидения и заведую вашими судьбами.
Лей обошёл белобородого старика и украдкой заглянул в таинственную книгу, где увидел надпись с датой свадьбы и имена, вырубленные толстыми гранитными буквами. «Гориэль и Лили Анна – это полные имена наших хозяев», – подумал он, и душу защемило от волнения.  «Мы пришли слишком рано! Как ещё долго ждать...» – с досадой прикинул мальчик.

– Ждать? – спросил лунный летописец. – Это вовсе не обязательно. Вы можете остаться здесь прямо сию минуту. Ворота Лунной Империи всегда распахнуты для земных теней. Вы и так попадёте сюда, когда придёт время загробной жизни ваших хозяев. Но зачем так долго терпеть это рабство? Одно слово – и вы свободны. Что значит тень для человека? Это бездна, куда они сбрасывают свои грязные мысли и копят страдания. На их языке слово «тень» – синоним никчемности. Что они говорят о неудачниках? «Он жалкая тень своего отца...»
Старик помолчал и добавил:
– А вы знаете, что Луна – это рай теней? Здесь вы встретите своих родственников, покинувших землю. Вам повезло с роднёй, все они в нашей империи и в этот миг пируют во дворце вместе с Императрицей.
– А мои старшие братья, не вернувшиеся с войны, тоже здесь? – голос Лея дрогнул.
– И они. Между прочим, эльфийская бабушка Анны – первая плясунья Империи. На Луне тени вечно молоды, они освобождаются от старости и болезней. Но это не означает, что вы тоже окажетесь в лунном раю в конце пути. Если вы оступитесь, то угодите на кольца Сатурна и целую вечность будете мчаться по ледяному кругу.

Размышляя над предложением луннобородого господина, Лей услышал слабый гулкий звук. Строки открытой каменной книги пошатнулись и заскрежетали, гранитные крошки посыпались вниз.
С соседней лужайки полилась чарующая мелодия – хор луговых фей завёл ночную песню. Василёк в руках Анны начал покачивать головкой в такт лунной музыке. Лей, как зачарованный, погрузился в эти гипнотические звуки.
– А что будет с нашими хозяевами, если мы останемся на Луне? – осведомилась Анна, её уста розовели и округлялись.
Старик хитро прищурился и заявил:
– Людей, не проснувшихся поутру, не счесть! Нашла о чём беспокоиться, милая девочка, кхе-кхе, – смех старичка перешёл в скрипучее покашливание. – Я не могу представить, что на земле сравнится с чудесами Луны.

У Анны появлялись новые чувства, она всё твёрже и яснее ощущала лунную почву под ногами. Горячие слёзы василька, подаренного другом, обожгли тонкую кожу девы.
«Боже» – подумала она, – «жизнь этого цветка несравненно короче нашей. Ему остались считанные дни или часы! Сердце его цветочного отца разорвётся на части… Да и кому известно, насколько правдивы обещания сладкой жизни на Луне?»

– Лей! – вскричала девочка. – Ты помнишь, зачем мы вышли из дома?
Юноша встрепенулся, словно очнулся от глубокого сна.
– Помню, помню, дорогая, – пробормотал он в ответ.  – Простите, дедушка, нам пора, – его голос становился решительнее. – У вас лунная служба, а у нас – земная. Я не допущу, если Гор, мой хозяин, отправится в мир иной одиноким! Он молод и не заслужил такой участи. Прощайте!
Лей, стоя сбоку от старичка, с изумлением увидел, как гранитные крошки, лежавшие на лестнице, поднялись и встали в нужные строки книги судеб. Надпись «Гориэль и Лили Анна» вспыхнула и покрылась позолотой.
Тень юноши взяла за руку подругу, они зажмурились и подпрыгнули как можно выше.
Старец улыбнулся, радуясь, что шёлковые нити, которыми он связал земных Гора и Лилиану, оказались прочными.

В лесу Лей прикрепил тень василька к соцветию. Василий, царь луговых цветов, плакал от счастья, обнимая сына. Цветочный оркестр грянул победный марш.

Гор и Лилиана находились на расстоянии тысячи шагов друга от друга. На заре они одновременно проснулись, распахнули окна и, всматриваясь вдаль, прислушались к голосам зовущей судьбы.