Король Англии Яков I - сын Марии Стюарт

Людмила Хаустова
 «Гонимый рока самовластьем»
                (А.С.Пушкин)
   
     В коловороте неистового, бурного времени, в эпоху «шекспировских»  интриг и заговоров, веками  длилось  противоборство  Англии и Шотландии, двух соседствующих на одном острове  государств. Веками продолжались войны и распри, потом заключались перемирия.           Самым простым и  безболезненным    способом решения проблем оставались  династические браки.  Чтобы  наладить мирные отношения с Шотландией, английский король Генрих VII в 1503 году выдал свою старшую дочь Маргариту за шотландского короля  Якова IV  из династии Стюартов. Но, несмотря на  родственные связи, противоборство  двух стран не прекратилось.  Яков IV погиб в битве с англичанами при Флоддене в 1513 году, и  Маргарита осталась вдовой с малолетним наследником престола. Хотя малышу не исполнилось ещё и двух лет, его тут же провозгласили королем Шотландии  Яковом V.      Исследователи отметили, что  с начала XVI века ни один шотландский монарх не взошел на престол взрослым, все они теряли своих монарших  отцов  в возрасте от двух лет и младше.
    Поначалу регентом при  Якове V была мать, а после её повторного замужества  регенты проанглийского и профранцузской     ориентации  бесконечно  сменяли друг друга. Рассматривалась возможность брака шотландского короля и Марии Тюдор, старшей дочери Генриха VIII Английского . Однако разрыв Генриха VIII с римским папой и жестокие преследования католиков в Англии, стали  причиной женитьбы Якова V на французской принцессе-католичке, что вызвало ярость английского короля. В ноябре 1542  года,  при     очередном нападении английских войск,   небольшой шотландский отряд потерпел поражение. Некоторые из  шотландских баронов перешли на сторону англичан, бросив короля. Больной и покинутый соратниками Яков V укрывался в своем охотничьем замке, где и  узнал, что его жена преждевременно родила дочку. Но это счастливое известие не  предотвратило рокового исхода. Яков  скончался 14 декабря 1542 года, неимоверно страдая от  недугов  и «глубокой меланхолии».  Единственным наследником престола стал шестидневный младенец -  Мария Стюарт.
    В 1543 году  Генрих VIII предпринял очередную попытку примирения  путем династического брака. По Гринвичскому договору   Мария Стюарт, которой на ту пору не было и двух лет,   становилась невестой Эдуарда, старшего  сына и наследника Генриха VIII . Она должна была прибыть к английскому двору по достижении десятилетнего возраста. Результатом этого брачного союза могло стать мирное объединение Шотландии и Англии в единое государство.
    Однако нетерпеливый Генрих VIII  принялся настаивать на  немедленной отправке в Лондон малолетней королевы с обещанным наследством. Помимо того, он требовал от шотландской стороны  разрыва  отношений с Францией, что для королевы-матери, представительницы французского рода де Гизов, было неприемлемо. Разногласия привели к очередному военному столкновению  Шотландии и Англии.  По просьбе королевы-матери в конфликт вмешалась Франция. По новому брачному договору Мария Стюарт объявлялась невестой  наследного принца  Франции,   дофина  Франциска II.  В 1548 году пятилетнюю  шотландскую королеву перевезли  в Париж, где она воспитывалась,  получила великолепное образование и со временем  стала королевой   Франции. Однако слабый здоровьем Франциск I через 2 года умер,  и Мария Стюарт вынуждена была вернуться в Шотландию.   Суровый климат и строгие, грубоватые нравы шотландского двора угнетали юную королеву, выросшую в более цивилизованной и галантной Франции. Досаждали бесконечные, неразрешимые      противостояния, неизбежно возникавшие  между королевой-католичкой и протестантским парламентом. 
   Приехавший в Эдинбург из Англии 19-летний стройный, пригожий  и  учтивый  лорд Дарнли оживил однообразные будни королевы, рассыпая любезности, развлекая игрой на лютне и вспоминая общих родственников: Маргарита Тюдор приходилась им обоим  прабабкой.  Настойчивые ухаживания увенчались успехом, и в 1565 году  Мария Стюарт вышла замуж за  Генри Дарнли.    Однако вскоре  изнеженный и пустой  красавчик наскучил образованной  Марие. Игрой на лютне  беременную королеву  теперь утешал её секретарь Дэвид Риччи. Раздражённый Дарнли сблизился с группой протестантских заговорщиков, которые ворвались в покои Марии Стюарт и на глазах у беременной королевы зверски убили её любимого секретаря и фаворита  Дэвида Риччи. Через два месяца Мария Стюарт  родила сына,  провозглашенного  королем Шотландии - Яковом VI Стюартом.      17 декабря 1566 года в замке Стерлинг младенца крестили.  На церемонии присутствовали доверенные лица  высочайших крестных родителей: Карла IX Французского , Елизаветы I Английской  и Эммануэля Филиберта, герцога Савойского.   
    Рождение  наследника престола супругов не примирило.  Более того, 25-летняя Мария страстно влюбилась в появившегося при шотландском дворе мужественного и отважного графа Ботвелла.  Составился новый заговор, в результате которого  февральской  ночью 1567 года  на воздух взлетел начинённый пороховыми бочками дом, где остановился лорд Дарнли.  Тело его со следами удушения обнаружили в саду, рядом с домом.  Возникли  предположения, что Дарнли удалось спастись из горящего дома, но его настигли  и убили  при попытке к бегству. Народная молва  тут же обвинила в совершенном злодеянии  королеву Марию Стюарт и графа Ботвелла. Не обращая внимания на слухи и ропот,  уже в мае 1567 года  Мария Стюарт сочеталась третьим браком с графом Ботвеллом. Разразился  стихийный вооруженный мятеж, и в июле 1567 года Мария Стюарт  вынуждена была подписать отречение от престола в пользу своего сына Якова VI, которому на тот момент было всего 13 месяцев. Он стал третьим подряд шотландским монархом, взошедшим на престол в младенчестве.    Вскоре с помощью сторонников Марие удалось бежать и укрыться в Англии, где она вскоре попала в заточение, где провела много лет. Сына своего она больше не видела никогда.
   Высокий титул короля Шотландии не обеспечил Якову VI безмятежного и благополучного детства. Равнодушные и своекорыстные регенты  при малолетнем монархе бесконечно сменяли друг друга.  В 12-летнем возрасте противоборствующие бароны схватили Якова  и целый год держали его в заточении. По счастью, неизменно с ним оставался  наставник  Бьюкенен, который привил своему венценосному ученику стремление  к  знаниям     и  дал королю прекрасное   образование. Помимо иностранных языков, философских наук и законов логики он  воспитал в нём уравновешенность и сдержанность при решении любых вопросов,  особенно   связанных с  религиозными противоречиями.
    В 14 лет рядом с Яковом появился 37-летний Эсме Стюарт, граф Леннокс, его ближайший родственник по отцовской линии. Всю свою молодость Эсме провел при французском дворе, был хорошо образован, учтив и обаятелен. Он быстро завоевал симпатии четырнадцатилетнего короля-подростка, который никогда не знал ни отцовского воспитания, ни материнской любви и ласки.  Яков VI с детства  страдал от некой болезни ног, и никогда не принимал участия в играх и турнирах, заведенных при королевских дворах. Правда, любил охоту, где он, сидя на коне,  забывал о своей физической ущербности. Танцы, галантные забавы и ухаживания за женщинами не разнообразили досуг  молодого короля. Вполне естественно, что окружение его составляли преимущественно мужчины. Из всех развлечений  Яков  отдавал предпочтение книгам, и постоянно читал их, лежа на  постели. Неуклюжий, долговязый и худосочный  Яков  всегда  восхищался статными и  ловкими мужчинами. Немудрено, что прекрасно сложенный, спортивный и элегантный Эсме очаровал его.  Яков даже посвятил новому другу свое первое стихотворение. Может статься, что тогда Яков и не подозревал, что проявление его привязанности к мужчинам  представлялось  окружающим скандальными. В своих более поздних трудах Яков относил   содомию  к числу  непростительных грехов. Впрочем, протестантские бароны не стали терпеть предосудительных, по их разумению,  наклонностей короля-подростка. Заманив Якова в замок Рутвен, они  заключили его под стражу, а Эсме, обвинив  в соблазнении молодого короля, вынудили покинуть  Шотландию.
    Всё это время Яков мало думал о матери, которая долгие годы томилась в заключении   в Англии.   Многое в его внешней политике было подчинено перспективе наследования  английского престола, ибо он был ближайшим родственником и крестником  незамужней и бездетной Елизаветы. Отказываясь называть Якова своим наследником, Елизавета с 1586 года,  тем не менее, посылала ему  ежегодную субсидию, что  давало  ей возможность некоторого  влияния на ход дел в Шотландии.  Тем временем католические сторонники шотландской королевы  составили заговор, намереваясь устранить бездетную Елизавету и утвердить во главе  Англии  и Шотландии Марию Стюарт, уже имевшую наследника мужского пола. Получив доказательства коварных замыслов, Елизавета сурово расправилась с заговорщиками. Но она долго колебалась, не подписывая смертного приговора особе королевской крови и своей родственнице.  Советники Елизаветы рискнули  сами устранить роковую и опасную соперницу. В феврале 1587 года  Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей. Трогательное предание рассказывает, что к месту казни она отправилась с самым верным, преданно любящим существом, укрыв его в складках платья. Когда обезглавленное тело Марии стали уносить, на  пол выпала небольшая собачка  по имени Геддон. Шотландскую королеву Марию Стюарт  скромно похоронили в соборе  города Питерсборо.   На известие о смерти матери Яков отреагировал весьма сдержанно,  назвав казнь «нелепой и странной процедурой».
     Тогда же  Яков заключил мирный договор  с Англией и предусмотрительно  заручился поддержкой ведущих советников престарелой Елизаветы. Во время нападения  Испанской армады на Англию в 1588 году   Яков заверил Елизавету в своей поддержке, именуя себя «ваш естественный сын и соотечественник вашей страны». 
       Время шло, и пора было позаботиться о наследнике шотландского престола. Надо сказать, что и при  выборе  супруги Яков учитывал мнение  английской королевы Елизаветы I.  В конце концов, он  остановил свой выбор на 14-летней протестантке Анне Датской. В 1589 году в Копенгагене был организован брак по доверенности, после чего Анна отправилась в Шотландию. К несчастью, разыгравшийся шторм прибил судно с невестой к берегам  Норвегии. Услышав об этом, Яков со свитой из 300 человек сел на корабль и поплыл на выручку Анне.   Лютые морозы  вынудили Якова VI остаться на зиму в Дании. В Кроненбурге состоялась еще одна церемония бракосочетания, и только в  апреле 1590 года, по окончании зимы  Яков и Анна смогли отплыть из Кроненбурга и через десять дней благополучно высадились в Шотландии. Историки   называют этот  доблестный поступок Якова «единственным романтическим эпизодом в его жизни». 
      Первые годы супружества Яков был увлечён юной супругой, обнаруживая искреннюю привязанность и снисходительное, уступчивое  терпение.     В этом единственном браке у королевской четы родилось семеро детей, из которых совершеннолетия достигли только трое. Большим испытанием для супругов стала утрата наследного принца Генри, который умер в 18 лет от брюшного тифа.  На его место заступил Карл, будущий король Англии, Шотландии и Ирландии,  который закончит жизнь на эшафоте. Но это другая история. Дочь Елизавета со временем стала королевой Богемии и благополучно дожила до 65 лет.
   Яков успешно справлялся с управлением страной, находя время и для  литературных занятий. В виде письма старшему сыну Генриху  он  написал две книги наставлений к тому, как быть хорошим королем, избегая диктаторских замашек.  Эта произведение под названием «Королевский дар » приобрело популярность не только в Англии, но и за рубежом.  Не меньшей известностью пользовался трактат Якова  о  демонологии, опубликованный в 1597 году. Позднее Яков предоставил этот трактат Шекспиру в качестве справочного материала для написания  трагедии «Макбет».   
    В марте 1603 года Яков получил известие о том, что королева Елизавета скончалась ранним  утром    24 марта и уже на смертном одре она, наконец, назвала Якова своим наследником…приемником. Так Яков VI Шотландский стал Яковом I Английским. Новый король, бросив все дела в Шотландии, устремился в Англию, пообещав возвращаться каждые три года. Обещания своего он не выполнил, и за время своего правления в Англии наведался на родину только один раз.
   Торжественная процессия  медленно двигалась на юг. Местные лорды встречали  Якова  с  щедрым гостеприимством. Народ  вздохнул с облегчением, видя, что наследование престола обошлось без смуты и  борьбы. Яков прибыл в Лондон 7 мая, через девять дней после похорон  Елизаветы. Коронация  его состоялась 25 июля 1603 года  в Вестминстерском аббатстве.  В связи с этим событием Яков  освободил всех заключенных, за исключением убийц и отъявленных вероотступников. Возвращаясь во дворец, он щедро разбрасывал в толпу  золотые монеты.  Пораженный  богатством английской  земли и  гостеприимством  новых подданных, Яков сказал, что он «поменял каменное ложе на мягкую перину». 
      Мечтая об объединении Англии и Шотландии, Яков предложил назвать эту единую державу Великобританией.  «Разве Бог не сотворил нас всех на одном неделимом острове, окруженном одним морем?» - говорил он.  Однако  план  короля вызвал недовольство  с обеих сторон: гордые  шотландцы не хотели играть второстепенную роль при англичанах, а англичане никак не хотели называться  британцами.  Но Яков, хотя и номинально,   все же провозгласил себя королем Великобритании, одновременно создав новый союзный флаг и новый герб, где роза Тюдоров соседствовала с коронованной ветвью шотландского чертополоха. Яков  оставил на посту  многих советников Елизаветы,  подключив  пять шотландских  вельмож. Желая пополнить казну,  Яков поручил за определенную мзду раздавать рыцарские титулы и дворянские звания.
    Подтрунивая над слабостями короля, жители острова были благодарны ему  за  прекращение изматывающей англо-испанской войны и установление мира. Позднее, когда началась Тридцатилетняя война, Яков отказался вмешиваться в дела Европейских держав. За свое умение  совмещать в делах  решительность и готовность к компромиссам Яков получил прозвище «Великобританский Соломон». 
     Обширная переписка между Англией и Шотландией, обмен срочными документами между двумя столицами,  привели к улучшению соединяющих их дорог и  созданию срочной почтовой службы. Это способствовало также и развитию торговли, которая при Якове  распространилась не только на Европу, но на Азию и Америку.
   Одним из  важных наследий короля Якова является  появление первых английских колоний в Америке, где  первый город получил его имя – Джеймстаун. (По английски Яков звучит как Джеймс. (См. «Три Карла»). Важнейшей сельскохозяйственной культурой там стал табак, который стал приносить большой доход Англии.
     Будучи высокообразованным человеком, Яков бережно относился к культурному  наследию  «елизаветинской эпохи». Как в родной Шотландии, так и в Англии, он всегда покровительствовал людям искусства, поэтам, литераторам и музыкантам. Яков часто посещал представления в  шекспировском театре «Глобус» и присвоил труппе Шекспира статус королевской.  Видный ученый Фрэнсис Бэкон занимал в его правительстве пост лорд-канцлера Англии.,
    Большое одобрение новых подданных получил замысел  Якова о переводе Библии с латыни на английский язык. Специальная комиссия из  сорока восьми переводчиков  приступила к работе. Сам Яков, который  знал не только латынь, но и древнегреческий языки, постоянно  курировал исполнение ответственного задания. В 1611 году была отпечатана первая книга, которая получила название Библии короля Якова. Эта книга почитается шедевром «якобинской прозы» и до сих пор пользуется спросом. 
    Несмотря на уравновешенную и рассудительную политику Якова в религиозных вопросах, непрестанные распри между протестантами и католиками устранить не удавалось. Недовольство католического сообщества подчас перерастало в заговоры.
  Один из них был составлен   римско-католическими  священниками и пуританами, намеревавшимися  посадить на трон Англии своего ставленника. Планы заговорщиков были заблаговременно раскрыты, преступление удалось предотвратить. Особую известность  в истории получил так называемый «Пороховой заговор» 1605 года. Арендовав помещение рядом с парламентом, заговорщики завезли в подвалы парламентского здания 36 бочек пороха и прикрыли их  дровами и углём. На другой день на открытии  очередной сессии парламента должны были присутствовать король со своей женой, королевой Анной, сыном Генрихом и самыми важными высокопоставленными особами.   Католик Гай Фокс, имевший опыт обращения  с взрывчатыми веществами,  должен был поджечь бочки с порохом и взорвать здание парламента вместе с королевскими особами и прочими присутствующими в парламенте лицами. Однако случайно попавшее в руки короля анонимное письмо, насторожило Якова. По распоряжению короля здание парламента  тщательно обыскали, и обнаружили в его подвале Гая Фокса с найденными при нём фитилями,  трутом  и часами. Заговорщики понесли самое суровое наказание: после повешения их потрошили и четвертовали.
   Добропорядочные жители Лондона радовались благополучному спасению короля с семьей, а парламент даже принял специальный закон, по которому 5 ноября отмечали как «день спасения». Закон действовал вплоть до 1859 года, но и после его отмены, по сохранившейся  традиции,  в ночь с 4 на 5 ноября в Великобритании  люди запускают фейерверки, которые наполняют воздух пороховым дымом и жгут костры. Случается, что в пламени костра  сжигают соломенные чучела, представляющие Гая Фокса.
    Пороховой заговор привел к  ужесточению законов против католического населения,  запрещая  католикам занимать  видные посты,     заниматься юридической  и врачебной деятельностью, а также  вступать в армию.
    В годы своего правления Яков постоянно конфликтовал с парламентом, и не раз просто распускал его.  Яков заявлял, что он как помазанник Божий несёт  ответственность только перед Богом, и потому  может поступать так, как ему предназначено.  Он  утверждал, что король владеет своим королевством как феодал своим владением, ибо «цари были создателями законов, а не законы создателями  царей».
    По воле короля Якова I  в 1612 году  останки Марии Стюарт торжественно, при свете факелов  перенесли из Питерсборо в  Вестминстерское аббатство. Здесь неугомонная шотландская королева навеки упокоилась по соседству   с  могилой  королевы Елизаветы I.
    В последние годы Яков почти совсем отошел от государственных дел.   Король много болел. Страдая от артрита,  подагры  и  камней в почках, он почти не вставал с постели, но по-прежнему злоупотреблял алкогольными напитками. Яков препоручил правление своему последнему фавориту герцогу  Бэкингему и  наследнику  престола  Карлу, принцу Уэльскому.
     Яков VI  умер 27 марта 1625 года в возрасте 58 лет. Похоронили короля в Вестминстерском аббатстве, но во время   кромвелевской революции гроб пропал. Только в XIX веке  при проведении очередных раскопок свинцовый гроб с прахом Якова VI  обнаружили в гробнице короля Генриха VII.