Приключения армейского чемоданчика

Виктор Девицын
 Во время службы в Советской армии, я был прикомандирован в специализированное подразделение которое занималось высоковольтными испытаниями, отыскание мест повреждения в/в кабели и наладкой электрооборудования. Наш бригадир Владимир Францевич, рабочий псевдоним -Граф, любил повторять фразу, —монтажник может ошибаться, наладчик ошибается один раз.
При испытании кабеля повышенным напряжением, сухая травинка, коснувшись от ветра кабеля, на который подали 36000вольт-сгорает мгновенно...
Наладчик должен при выполнении испытаний электрооборудования повышенным напряжением, быть предельно собранным, выполнять все операции согласно инструкции и не надеяться на авось.
ПОПАДЕШЬ ПОД НАПРЯЖЕНИЕ, А УБЬЕТ ТОКОМ...
Такова проза жизни...
Но вернемся к названию.
Наладчик должен иметь при работе: индикатор напряжения, тестер, фазометр-прибор для определения чередования фаз, токовые клещи и инструмент- пассатижи, кусачки отвертки и набор гаечных ключей.
При частых автономных поездках на объекты, все это хозяйство приходилось возить с собой. Прикупил небольшой чемоданчик, разместил в нем содержимое набора, а потом половину убрал. Оставил самое, самое необходимое, больно тяжелой оказалась ноша.
Бригадир дал вводную, попроси машинистку чтобы распечатала опись чемоданчика и обязательно поставь у секретаря печать.
На крышке с внутренней стороны красовалась опись и Инв. №13.
Когда все оргмероприятия были закончены настали тяжелые армейские будни. Маршруты были по Подмосковью часто с пересадкой на Московских вокзалах: Загорск, Переславль Залеский, Ростов Великий, Электросталь, Орехово Зуево, Ногинск, Щелково-7, Бронницы, Шарапово, Лоза. Всех не упомнишь.
 С этим чемоданчиком, автор этих строк не расставался, колеся по дорогам Подмосковья.
Первое что я старался всегда соблюдать—это форма одежды, свежий подворотничок, отсутствие в карманах гимнастерки или ППШ посторонних предметов, наличие чистого носового платка и форма должна быть чистой выглаженной, плюс наличие правильно оформленных документов, военный билета и командировочного предписания.
Отдельно требовалось чтобы военнослужащий был коротко подстрижен и побрит.
Один раз попал в переделку в Москве на ул. Новобасманной.
Объект располагался на улице Карла Маркса-сейчас это ул. Старобасманная. Была пятница, конец рабочего дня. Прошел через сад Баумана вышел на Новобасманную ...
Впереди... здание Московской комендатуры...
Прошел инструктаж Московского патруля...
Человек двадцать стояли во дворе комендатуры и несколько патрулей на улице.
Московский комендантский патруль-старший офицер, майор и три курсанта московских военных училищ.
В общем публика здесь собралась такая, что лучше с нею не встречаться, и как меня угораздило...
Иду почти строевым, в движении отдаю честь. Фу... пронесло...
Товарищ старший сержант подойдите ко мне...
Подошел, доложил по уставу товарищ майор, сержант такой-то по вашему требованию прибыл.
Документики предъявите...
 Достаю военный билет и командировочное предписание.
-Откуда и куда сержант путь держишь?
Сам поглядывает на чемоданчик.
-Сейчас направляюсь по месту расположения своей воинской части, а иду я из здания САВТУ на улице Карла Маркса, где занимался наладкой электрооборудования.
  А покажи нам сержант что у тебя в боковых карманах твоей гимнастерки.
Достаю содержимое карманов, маленькая записная книжка, носовой платок, новый не использованный.
В кармане брюк кошелек с НЕБОЛЬШОЙ СУММОЙ ДЕНЕГ.
Майор, обращаясь к курсантам говорит, обращаю ваше внимание на отсутствие посторонних предметов, фотографий любимых девушек писем от родных и перочинных ножей, заточек или другого холодного оружия. Я уже нагнулся чтобы взять свой чемоданчик, но не тут-то было.
 А теперь сержант покажите, что вы прячете в чемоданчике. Я открыл крышку своего походного баула и громко произнес. Инструментальный набор наладчика инвентарный номер 13, проверен бригадиром наладочный группы Граф В.Ф. 5 ЯНВРЯ 1968года. инструмент согласно описи: -тестер, зав номер-одна штука, индикатор напряжения...
Стоп, стоп сержант, закрывай свой чемоданчик и можешь быть свободным, пока...но, если попадёшься с нарушением формы одежды или отсутствием командировочного предписания или будут другие нарушения будешь сидеть в Лефортовской гаупфахте. Все понял сержант.
Так точно товарищ майор, постараюсь не попадаться.
Ну вот и славненько, иди сержант пока я не передумал.
Я взял под козырек делаю поворот на 180 градусов и слышу знакомый до боли голос ...майора... сержант ты что-то очень спешишь, подойди ко мне поближе и дыхни в мою сторону...
 Устав требует проверять военнослужащих на отсутствие алкоголя на улицах столицы СССР.
Я набрал полные легкие воздуха и выдохнул...
После моего выдоха майор закашлялся. Я виновато улыбнулся и прокомментировал, в обед съел зубок чеснока, напарник угостил, спиртных напитков не употребляю. Извините товарищ майор, что не предупредил. По лицам курсантов видел, что мои ровесники давились от смеха отворачиваясь. Майор закашлялся и платком вытер слезы.

Я по-военному обратился к старшему комендантского патруля.
Товарищ майор, я могу следовать в расположение своей части?
 Можешь, можешь сержант, ответил майор, но по глазам я видел его желание упрятать меня в Лефортовскую гаупфахту, где офицеры занимаются строевой на плацу по пять часов, а сержант будет драить туалеты, мыть плац зубной щеткой.
У майора была высокая должность –старший офицер комендантского взвода Московского гарнизона...
До конца службы, я возле здания Московской комендатуры не прогуливался.
А чемоданчик, старый армейский чемоданчик, который я приобрел в 1967 году, стоит в моем гараже, ободронный,  но такой родной, с ним я не расставался все три года службы в Советской армии.
В нем хранится служебная карточка  автора этих строк.
Как она попала ко мне, это военная тайна.В служебной карточке приказы о поощрениях, о взысканиях--не было, о присвоении воинских званий, и главная ценность -приказ о благодарственном  письме родителям за примерную воинскую службу.
Деревня Охотино.
Первый день Рождества 2024