Проповедь в день памяти Иосифа Обручника!

Роман Овчаренко
В мире, в котором семья перестала быть гарантом надежности, оплотом вечной любви и верности, а отношения между супругами превратились исключительно в экономическое и социальное сотрудничество, достаточно сложно представить нормальное развитие ребенка, который с детства погружен в борьбу между папой и мамой, и постоянно находится в состоянии выбора той или иной стороны. Какая психика это выдержит? И что его ждет в недалеком будущем?
Проанализируйте, какую информацию мы получаем практически ежедневно со средств массовой информации, или же из нашего ближайшего окружения. Вокруг одни разводы (70 % от общего числа браков), несчастные семьи, суды, взаимные проклятия, невыплата алиментов, дети-отказники и т.д. Как же мы до такого докатились? Все очень просто. Это многолетняя, или лучше даже сказать многовековая работа определенных лиц в эксперименте над нами.
Многие сейчас возразят мне, скажут, что все происходящее – это естественное развитие человечества. Хорошо, но позвольте полюбопытствовать, ведь слово «развитие» подразумевает положительный результат, тогда где же он? Значит нас не развивают, а постепенно и целенаправленно разрушают. Начнем с самого института брака. В древние времена брак был священным действием и заключался в присутствии старейшин и жрецов (священников). Развод был почти невозможен. Люди, решившие связать себя узами брака, понимали, что это очень серьезный шаг и за него нужно будет нести ответственность. Почитайте историю. Даже великим правителям напоминали об их супружеском долге, и они покорялись нормам морали.
Теперь же все ограничивается несколькими подписями в книге регистрации ЗАГС. Никаких тебе клятв, никаких обязательств. Даже свидетели особо не нужны. И что? Многих сейчас эта бумажка удерживает от развода? Россия в числе первых в мире по разводам. Но это еще полбеды. Есть еще одна просто возмутительная вещь, которую все почему-то называют «гражданским браком», хотя терминологически и правильнее было бы назвать это сожительством. И это никак не пресекается и даже пропагандируется.
Обращу ваше внимание на еще один большой перекос. На родившегося ребенка имеет почти стопроцентные права только его мать, а отец, он как бы и не причем вовсе. В подавляющем большинстве случаев суд после развода оставляет ребенка с мамой. Но при этом все кричат о равноправии между мужчиной и женщиной. Где вы здесь видите равноправие? Можно услышать и такие слова. «Я его выносила, я его родила». Дорогие женщины, мы вас любим и чтим ваше материнство, но как бы вы зачали и родили ребенка без мужчины? Почему-то все вокруг говорят только о материнстве, а отцовство, оно что не существует? То есть мы, мужчины просто доноры, или графа в свидетельстве о рождении и всё? Никто не отнимает у вас детей, но не считайте их своей единоличной собственностью. В ребенке все поровну от отца и матери. Отсутствие отцовского воспитания часто приводит к потере у ребёнка ориентации в жизни, делает его инфантильным, неспособным добиваться успеха. Отнимая у ребенка отца, вы делаете своего ребенка ущербным, неполноценным. Я не говорю об особых, исключительных случаях.
А теперь поговорим о воспитании в семье. Мы прекрасно знаем, что дети копируют модель поведения в обществе со своей семьи. И если в семье все роли расписаны правильно, и каждый участник знает их и следует установленным правилам, то тогда можно сказать о том, что атмосфера в этой семье благоприятна для развития нормальной, устойчивой психики ребенка. А вот если дома постоянные разборки, скандалы, драки, неуважение друг к другу, то тогда не ждите, что ваше чадо будет адекватным и послушным.
Взрослые в своем эгоизме доходят иногда до крайностей. Очень часто родители настраивают своих детей друг против друга. Это отвратительная практика. У ребенка на живую вырезают все, что связано с его родителями. Я уже молчу о дурных советах от мам и пап. Наподобие: «Выходить замуж надо за богатого, обеспеченного»; «Если в семье закончились деньги, любовь улетает в окно»; «Любви не существует»; «Стерпеться – слюбиться»; «Не торопись жениться, погуляй всласть» и т.д. Хочется спросить: «Вы кого растите?» Эгоистов, лгунов, приспособленок и приживалок.
А теперь просто оглянитесь вокруг. К чему все это привело? Наши дети уже в седьмом классе начинают курить. Кто и как с этим борется? Органы правопорядка не только не гоняют школьников с сигаретами, но даже не наказывают тех, кто продает эти сигареты детям. В восьмом классе некоторые девочки уже имеют сексуальный опыт. В девятом и десятом могут родить. И, заметьте, все вроде как качают головой и говорят: «Ай, как не хорошо». И ничего не делают. Не моя проблема. Моя хата с краю. А если твоя дочь понесет в восьмом классе, тоже отмахнешься? Или сын твой пристрастится к наркотикам. Понимаете, что для нас это стало чуть-ли не нормой.
На Западе пошли еще дальше. Там есть официальная легализация однополых браков. И хотя их называют меньшинством (их не более одного процента во всем мире), диктуют свои права они как большинство. И все молчат. Хотят быть толерантными. В США, в некоторых штатах, даже разрешают ребенку сменить пол. Есть даже законы о свободном употреблении наркотиков. Простите, но это уже не свобода, а какая-то тотальная преступная вседозволенность. Мне все равно, что меня осудят, я выступаю против современного безумия.
Сегодня я расскажу вам одну поучительную и древнюю историю. В далекие времена, еще до рождества Христова, в небольшом городке Назарет жила одна еврейская семья. В семье было два сына. Старший – Илия, и младший – Иаков. Вскоре, старший сын женился на прекрасной девушке. Но счастье его было недолгим. Он подхватил лихорадку и скоропостижно скончался, не успев оставить потомство. У древних евреев было негласное правило, чтобы не избавить женщину от одиночества и тяжести вдовства, ей разрешали вступить в новый брак с кем-нибудь из родственников мужа, чтобы продолжить его потомство. Этот обычай назывался «левиратом». Молодая женщина сделала свой выбор в пользу младшего брата – Иакова. Так родилась новая семья. В этом браке родился ребенок, который по праву мог считаться сыном двух отцов. По крови – Иакова, а по закону – Илия.
Новорожденному дали имя «Иосиф», которое в переводе с еврейского означает «Яхве (Бог) прибавит». Ребенок рос в послушании у своих родителей. Сама семья, хоть и была бедной, но родословной своей восходила к самому царю Давиду, а значит принадлежала к четвертому колену израильского народа – Иудину. Именно это колено было благословлено ожиданием рождения в нем Мессии.
О ранней жизни святого Иосифа нам известно крайне мало. Небольшие сведения можно почерпнуть в раннехристианском апокрифе «Книга Иосифа Плотника». Вот послушайте: «Жил человек именем Иосиф, родом из Вифлеема, города Иудина, города царя Давида. Он был мудр, сведущ в законе и был сделан священником в храме Господнем. Он занимался также ремеслом плотника и по обычаю всех людей взял себе жену». Из этого отрывка мы узнали, что Иосиф в своем городе возглавлял религиозную общину (синагогу), а также, что он владел плотницким ремеслом.
Иосиф женился достаточно поздно. Предание сообщает, что ему было уже 40 лет. Его первую жену звали Саломея (ее имя в переводе означает «мирная»), она была дочерью некоего Аггея. Брак был счастливым и продолжался 49 лет. За это время в семье родилось четверо сыновей и три дочери. Сыновей Иосифа Обручника звали: Иаков, Симон, Иуда и Иосий (Юст). Они считаются сводными братьями Иисуса Христа. Дочерей Иосифа звали Есфирь, Фамарь (Марфа) и Саломея. К большому горю Иосифа, его жена сильно заболела и вскоре умерла, оставив его с двумя еще маленькими детьми. Иосиф, которому приходилось много работать, чтобы прокормить свое большое семейство, стал перед выбором жениться вновь, чтобы было на кого оставлять дом и домашние дела в его отсутствие. Целый год он держал траур по своей почившей жене, а затем попросил своих знакомых раввинов подыскать ему жену-помощницу по дому.
Так он оказался в числе тех, кто претендовал на руку Девы Марии. Ведь она идеально подходила ему по выдвинутым требованиям, не вступать с ней в супружескую близость. И вот Иосиф, в возрасте 90 лет, женится вновь на Марии, которой едва исполнилось 13 лет. Вот что мы можем прочесть в уже упомянутом нами памятнике: «И Иосиф Праведный принял Мою Мать и отвел Ее в дом свой. И Мария нашла Иакова младшего, и он был уныл и печален в доме отца своего по причине потери матери своей, и Она заботилась о нем, и потому называли Марию матерью Иакова».
Семья продолжала жить в Назарете. Каждый занимался своим трудом, чем приносил пользу всей семье. Иосиф плотничал и часто выезжал на подработку. Мария ткала и продавал свои холсты. Археологи на основании раскопок считают, что население Назарета не превышало 400 человек. В шести километрах от Назарета находился город Сепфорис, который был разрушен римлянами в 4 веке до н.э., и после этого был восстановлен. Некоторые историки предполагают, что Иосиф мог ежедневно ездить на работу на восстановление соседнего города.
Так прошло два года. Однажды, когда Иосифа не было дома, Мария получила благовестие от ангела, что она станет Матерью самого Бога. Прибывший из долгой поездки Иосиф, увидев Марию в положении, испугался и хотел тайно отпустить ее, не желая, чтобы над ней вершили суд старейшины. Ведь, если женщина в отсутствие мужа заимела ребенка на стороне, ее могли обвинить в прелюбодеянии и казнить побитием камнями. Это отвратительный и жестокий обычай восточных народов все еще сохраняется в мире. Иосиф, конечно же был зол на Марию, ведь она проявила к нему неуважение, но сердцем он был добр, и не желал ничьей крови. «Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 19 - 21).
Да, надо отметить, что Иосиф Обручник упоминается в трех Евангелиях Нового Завета. И только в Евангелии от Марка о нем нет упоминаний. Оставив Марию в семье и позволив ей родить, Иосиф совершил очень смелый и благородный поступок. Дальнейшие события нам знакомы. Началась перепись населения в Римской империи, и все евреи отправились отмечаться по месту своего родословного родства. Иосиф и Мария оба принадлежали к колену Иудину, и дому царя Давида, поэтому должны были отметиться в городе Вифлееме. Именно здесь, в Вифлееме суждено было появиться божественному младенцу. «Мать Моя Мария родила Меня в пещере, близ гробницы Рахили, жены патриарха Иакова и матери Иосифа и Вениамина».
Далее последовало бегство в Египет от гнева царя Ирода. После смерти царя, семейство вновь вернулось в Назарет. Иосиф до последних дней сохранял ясность ума и силу рук. Он стал настоящим отцом для Иисуса. Обучил его плотницкому ремеслу. Показал ему пример настоящей мужественности.
Последний раз в Евангелии Иосиф упоминается в случае с потерянным в Иерусалимском храме отроком Иисусом. Некоторые библеисты считают, что вскоре после этого Иосиф скончался. Вот что сообщает нам Предание: «И по прошествии многих лет достиг старец возраста весьма преклонного. Он не испытывал никакой телесной немощи, он не утратил зрения, и ни один зуб не выпал из рта его, он сохранил здоровыми все члены свои, и разум его ни на минуту не затемнялся, но подобно юноше во все дела свои он вносил молодую бодрость. Жизни его было сто одиннадцать лет».
Почувствовав приближение смерти, Иосиф так взмолился к Богу: «О мой Бог и Господь; если уже исполнились дни мои и пришло время, когда я должен уйти из этого мира, то пошли, я молю Тебя, великого Михаила, архонта ангелов. И пусть он пребудет со мною, дабы жалкая душа моя вышла из этого бренного тела безболезненно, без страха и нетерпения, ведь великий ужас и жестокая тоска овладевают всякой плотью в день кончины».
Господь исполнил его просьбу. Его приемный сын – Богочеловек стоял все это время рядом и держал своего названного отца за руку. Так окончился земной путь святого старца. В окружении любящей его семьи и самого Бога. Игумен Даниил, в ХII веке, подробно описавший свое паломничество на Святую Землю, рассказывал о посещении могилы святого Иосифа и пересказывал предание о том, что «Христос Сам погреб его Своими руками пречистыми».
Заканчивается произведение о святом Иосифе поучениями от Господа: «Если человек преступает предписания Бога и творит дела дьявола, совершая грех, – его дни исполнились; ему сохраняется жизнь, чтобы он мог покаяться и избежать рук смерти. Если он упражняется в добрых делах, время жизни его продолжится, дабы распространились слухи о его преклонном возрасте и праведные подражали бы ему. Когда вы видите, чей дух скор на гнев, знайте – дни его сочтены, ибо такие погибают во цвете лет… И тот, у кого родится сын и он назовет его «Иосифом», тот не узнает ни нищеты, ни вечной смерти».