Жалкие люди!

Леонид Андреев 2
https://systemity.wordpress.com/2024/01/07/pathetic/ - Лет тридцать тому назад в Никосии на Кипре я в гостях разговорился со старушкой-гречанкой, которая бежала из северной, турецкой части Кипра, оставив дом и имущество. В деревне, из которой они бежали, греки жили с турками не одно поколение. Разговаривали мы на английском, на котором ни я, ни она не были сильны.

Меня всегда поражала и очень по-научному интересовала способность людей приходить в состояние агрессии. Мне агрессия была всегда противна и чужда. Из-за нелюбви быть агрессивным я много терял в жизни. Знал об этом, но не менялся. Это для меня всегда было чуждым. Я очень редко агрессию имитировал, но агрессивных людей всегда почему-то жалел, как жалеют инвалидов. Это было так, говорю это не для красивого словца. В своей жизни я видел очень много немотивированной агрессии. Слишком много! У уверенного в себе человека агрессия смотрится диковато. Я задавал старушке вопросы, она мне на них отвечала, и в итоге её воспоминания вызвали у неё слёзы на глазах…

Я понял, что занимаюсь не тем, и прекратил её расспрашивать, задав последний вопрос: “Как Вы думаете, они стали зверьми или всегда были зверьми, не проявляя этой своей особенности?” Старушка задумалась и сказала: “Хороший вопрос ты задал! Я долждна была его себе давно задать, но почему-то он мне в голову не приходил. Скажи, ты случайно не еврей?”. Я ей сказал, что у меня мама еврейка, значит я – еврей. Старушка обратилась к зятю по-гречески. Он ей ответил: “Pathetic people!”. Она мне пересказала эти слова. Я сделал вид, что понял, хотя ничего не понял, не понял, при чём здесь моё еврейство?

Уйдя из гостей, я записал это слово “pathetic”, только через много лет нашёл эту бумажку в записной книжке. Мне показалось тогда, что перевод;- “патетические люди!”. Я тогда не понял, причём здесь патетика? Хорошо, что я это записал. Оказалось, что это – “жалкие люди!”