Юмо-ассорти

Юрий Пилюгин
                ЮМО-АССОРТИ


   На устном экзамене по русской литературе. Экзаменатор:
   -А теперь давайте вспомним «Преступление и наказание» Достоевского. Вы читали это произведение?
   -Конечно.
   -Тогда вспомните, пожалуйста, эпилог романа. Что стало с Раскольниковым?
   -Он застрелился.
   -??!
   -Нет, я ошибся, его убили.
   -Разве?
   -А, нет, его пролеткой задавило.
   -Да вы знакомы ли вообще с этим романом?
   -Конечно. Вспомнил! Раскольникова судили и в кандалах сослали.
   -Ну, а вы не вспомните такую сцену, символизирующую рождение нового человека: Раскольников сидит на высоком берегу реки?..
   -Нет, не помню. В фильме этого не было…


                ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ НАТУРА
               
                почти трагическая история

   Мечтательности Пети Дубкова не было предела. В школе он слышал, что его вызывают к доске лишь после того, как сосед по парте толкнет его в бок. От этих толчков Петя нередко сначала падал на проход, а потом уже под хохот шел к доске. В армии на учениях все выскакивали из окопа и бежали в атаку, а он, задумавшись, оставался на месте, пока его не находил старшина… Теперь его не оставляли в покое на заводе, потому что норму он еле выполнял. Иногда.
После очередного «разноса» начальства Петя решил покончить с такой жизнью. Нет, не с жизнью вообще, а именно с «такой». Ведь он-то знал, как бурлит страстями его внутренний мир. «Подождите, еще узнаете, на кого голос поднимаете!»
Да, он решился! Решился писать. И не просто писать, а творить, создавать, и не что-то там, а художественное произведение. Его охлаждало несколько лишь то, что литературная дорога представлялась ему весьма туманно. Но вечное «а там видно будет» сработало и на этот раз. Чистые листы общей тетради начали жадно впитывать в себя Петины строчки.
Все шло хорошо, если не считать нескольких мелких «нападений» жены и одной крупной ссоры. Ссора произошла после того, как Петя во время обеда, читая статью о творчестве Толстого, попал вилкой не в котлету, а в руку жены. Последствия можно описать коротко: война и мир.
Все! Закончена повесть. Все трудности позади. Но потом Петя понял, что они еще не все были позади. От знакомого сотрудника заводской газеты он узнал, что делают писатели с рукописью. И вскоре рукопись была перепечатана. И распечатана. Осталось отправить ее в какое-нибудь издательство. «Ну, это уже пустяки,- решил Дубков.- Вон какую махину отгрохал,- и посмотрел с гордостью и любовью на рукопись,- а письмо о ней напишу легко». По случаю окончания работы воскресный обед был превращен им в праздничный пир. И не думал, не гадал он, что после бала  начнется хождение по мукам.
И началось все на следующий же день. Вернувшись с работы, он сел за стол и… размечтался.  Привиделось ему: красивая, стройная секретарша бережно несет пакет с его рукописью редактору- солидному мужчине, убеленному сединами. Вот редактор начинает читать его рукопись и…
-Опять ты за свою писанину взялся?- прервала радужные мачты Дубкова жена.- Я думала, что ты уже наигрался.
-Подожди, Оля, мне две строчки осталось.
Он наклонился к чистому листу бумаги и сразу вспомнил, что приятель рассказывал ему о каких-то литературных консультантах, которые читают рукопись еще до редактора. И чем больше Петя думал о них, тем меньше оставалось шансов у рукописи встретиться с этими самыми консультантами. Представлялись они ему так: несколько столов, сдвинутых в сплошной ряд, заграждающих путь к редактору, за которыми сидят эдакие самоуверенные и скучающие молодые люди вперемешку с пожилыми уже (обязательно с небольшой залысиной и очками на носу) литературными бюрократами. Разыгравшееся не на шутку воображение уже вело его дальше, рисуя отдельные варианты: вот дают его повесть молодому… Петя «видел» его так, словно тот сидел в углу комнаты- зевающего, страдающего от жары. И это он будет решать участь моего творения, моего полета?!» В довершение ко всему Дубков тут же представил как консультант с выражением скуки оторвется от его рукописи, посмотрит в окно и подумает: «Сейчас бы  пивка…» «Нет!- возопило все естество Пети,- только не это, лучше уж матерому сухарю отдать. Этот хоть и поругает немножко, но рассмотрит серьезно, а то и редактору передаст. А тот прочтет и…» Но тут улыбка, лишь появившись, спала с лица Дубкова. Одна ужаснее другой, представились ему судьбы его творения. «Да кому же я отдаю плод моего тяжкого труда?!» (Ему вспомнились ссоры с женой, бессонные ночи, когда он вставал с постели и проверял дверные запоры и шпингалеты на форточках, опасаясь за рукопись…) «У него же вон какое выражение лица, вся его поза… рабочая… (Дубков открыл было уже рот и чуть не закричал вслух, показывая пальцем в угол комнаты.) Сразу видно, что он так и хочет поперек написать красным карандашом: «Плохо, плохо! В корзину это!»
Петя перешел в кресло и начал массировать в области сердца, стараясь успокоиться. А в ушах все слышалось: «В корзину, в корзину!..» Немного успокоившись, он подумал: «У него, может, такое настроение оттого, что у соседа на даче клубника растет крупная, а у него мелкая, а я из-за этого пострадаю?! Нет! Не отдам!..»
 До инфаркта не дошло, даже и скорую не вызывали. Жена уложила Дубкова на диван, дала выпить какую-то таблетку и он уснул. А утром, по пути на работу, Пете вспомнились все его творческие муки и: «Да пропади оно все! Лучше уж я буду работать, как все, чем связываться с этой литературой! Никогда больше не буду писать! Нет… до отпуска!..»


                *   *   *

Два друга. Один читает (вдохновенно) стихи о любимой девушке, о том, как он гулял с нею ночью по пустынному шоссе, она рвала ромашки у обочин… Закончив, спрашивает:
-Ну, как?
-Не может этого быть.
-Чего?
-Ромашки у дороги не растут.
-Как не растут? Это было в действительности! Прошлым летом!
-Там пыль, газы- ромашки не выживут. И дорожная служба должна выкашивать обочины…

                *   *   *


Сколько в тюрьме ни вставай- все равно «сидишь».

Не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра.

НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ- плохой бумеранг.
Конь мчался шагом во весь опор.

Брак бывает и хорошим делом, если он в ЗАГСе.

                НЕУГАСИМОСТЬ МЕЧТЫ
Сначала мечтал просто о море, кораблях. Со временем- о собственном домике у моря.

                СУДЬБА
Всю жизнь боялся умереть от вина, утонуть или быть погубленным женщиной. А получилось: утонул, спасая женщину, будучи пьяным.

                ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ РАДОСТНЫЙ МИР
Мальчик семи лет и девочка четырех лет. Ссорятся. Мальчик:
-Ты должна меня слушаться!
-Почему это я должна тебя слушаться?
-Потому что меня мама первым родила.
-Нет меня!- девочка.
-Нет, меня!- мальчик.
-Ну… Ну… А меня тогда папа выродил!..

                *   *   *
Девочка шести лет:
-Мама, когда ты уже будешь старенькая, я куплю себе дочечку. А я уже буду в десятом классе…

                *   *   *
Отец говорит сыну первокласснику:
-Вовка, ты почему такой толстый? Ты хоты бы спортом занялся. Что так из тебя получится?
-А я буду начальником.
-Это почему?
-У Генки отец вон какой толстый и начальник…

                *   *   *
Зима. Еще темно и в окно трамвая видна луна. Мама везет сына в садик. Он, увидев луну, просит: «Мама, завой волком…»

                *   *   *
Дедушка за столом с родственниками говорит о непредсказуемости конца жизни. Внучка, шести лет, дослушав, подходит к нему, трогает за локоть и со слезами на глазах говорит: «Деда, не умирай. А кто же будет растить моих детей?»

                *   *   *
Девочка- отцу:
-Вот какая я сегодня уборница!
-Как это- уборница?
-Помогала маме убирать!..

                *   *   *
Мама рассказала дочурке сказку о Сером Волке и Красной Шапочке, а вскоре наказала за шалости. Обиженная девочка подошла к двери, приоткрыла ее и говорит, всхлипывая: «Серый Волк, приди к нам, накажи мою  маму…»

                *   *   *
Во время прогулки в детском саду. Саша, заметив, что некоторые девочки сняли свои шапочки, тоже хочет снять и спрашивает у воспитательницы:
-А мальчики без шапок бывают?

                *   *   *
Молодые родители, увидев, что соседский мальчик трех лет не отходит от коляски с их ребенком, говорят ему:
-Дима, а ты скажи маме и папе, чтобы они купили тебе братика.
Мальчик ответил с рассудительным видом:
-Нет, мы сначала купим машину, а потом братика…

                *   *   *
Совершенно седой уже дедушка играет с внучкой. Она спрашивает:
-Дедушка, а почему у тебя голова такая белая?
-Да понимаешь, Леночка, ходил я как-то в магазин, а там на верхней полке кто-то поставил банку со сметаной. Вот я нагнулся, чтобы с нижней полки хлебы взять, а одна тетя и перевернула на меня банку со сметаной. Я мылся, мылся, но так белым и остался.
Девочка выслушала все внимательно и говорит:
-Когда мама купит в магазине сметану, я тоже себе на голову вылью и буду белая-белая…

                *   *   *
Мама- трехлетней дочке:
-Катюша, видишь, папа с работы пришел, устал, скажи ему что-нибудь нежное, ласковое.
Девочка на секунду задумалась и:
-Собака!
А когда родители перестали смеяться, добавила:
-И я собачка.

                *   *   *
Молодая мама, посмотрев по телевизору передачу о противопожарных мероприятиях, спрашивает старшую, пятилетнюю, дочь:
-Таня, а что вы с Олей будете делать, если наш дом загорится, а нас с папой в это время не будет?
Девочка испуганно посмотрела на мать и тихо ответила:
-Гореть будем…

                *  *  *
После купания Алешка (3,9 мес.) говорит маме:
-Мне нужен логопед.
-Зачем тебе логопед?
-У меня на ноге пальцы кривые…

                *   *   *
Бабушка- внучке:
-Ну, Олечка, пора мне домой. Заигрались мы. Темнеет уже на улице, мало ли кто там бродит…
-Таких как ты уже не крадут…

                *   *   *
Девочка пяти лет- своему дедушке:
-Деда, сделай мне Черное море.
-Как же я тебе его сделаю? Оно же большое.
-А ты сделай маленькое. Налей в ванну воды и насыпь туда земли…

                *   *   *
Девочка шести лет спрашивает папу, вернувшегося из роддома:
-Папа, мама в больнице еще никого не купила?
-Еще в очереди стоит.
Дедушка (тут же):
-Плохи, Наташа, твои дела с сестренкой. Я слышал, что одних мальчиков завезут.
Девочка:
-А мы переждем…