К Рождеству Христову

Николай Владимиров
     Фрагменты эссе "Личность Иисуса Христа"

     ...вполне резонным будет допустить, что Создатель однажды мог, должен был открыться – и открылся! –  человечеству в форме, облике и поведении, доступных восприятию людей. Открыться, чтобы взглянуть на дело Своих рук, сопоставить задуманное с наличествующим*. И, конечно, – дать Наказ, Завет людям о   жизни, о социальных и духовных, о земных и небесных нормах поведения, которые приблизили бы человечество к Его идеалу.
     Очевидно также и то, что задолго до Своего первого пришествия Он должен бы был передать Свои Заповеди людям, призвать к их соблюдению. То, что это имело место быть, подтверждается появлением великих учителей народов, основателей религиозных движений. Самое же убедительное событие этого плана – заповеди, переданные через Моисея. И совсем не случайно все эти послания свыше обладали такой могучей творческой энергией, что оказывали и продолжают оказывать огромное влияние на жизнь общества, давая ощутимый импульс развитию человеческих цивилизаций.
     Бесспорно, однако, и то, что этих усилий, увы!  оказалось недостаточно.  Духоносная сторона жизни народов все время страдала, отставала, материальная (греховная) оттесняла ее, связывая людей путами суетности. И тогда Бог воплотил триединую часть своей Сущности в Личности Христа, чтобы дать самый впечатляющий, самый действенный урок человечеству. Вот почему Личность Иисуса – есть самое волнующее, захватывающее, загадочное и поучительное в Новозаветной истории. И именно поэтому так интересны опыты постижения хотя бы некоторых черт и качеств Этой Личности-Идеала, Совершенства,  Вседержителя в человеческом воплощении.
     ...Итак, Иисус Христос был явлен.
     Непостижимое, Безмерное, Вездесущее, Абсолютное предстало в беспомощном, трепетном, живом, тварном. Дух овеществился. Бог вочеловечился. Событие это должно было оставить – и оставило! – неизгладимый след в одушевленном и неодушевленном мире, что и запечатлено в Писании. Начался отсчет дней Вечного, рост Беспредельного.
     Началось развитие Совершенного, обучение Сверхзнаемого. Происходило невероятное в очевидном.
     Надо полагать, что этим и объясняется скупость сведений, содержащихся в Библии, о детско-юношеском периоде жизни Христа. Ведь не скажешь, что Он, как    Личность, формировался под влиянием обстановки, царившей в семье трудолюбивого еврейского плотника, человека уже в летах, и его юной набожной жены. И, в то же время, такое, видимо, было. Или не будешь же утверждать, что взгляды, вкусы, пристрастия, религиозные и светские представления
Богочеловека складывались под воздействием и окружавшей Его природы, и социального уклада, и особенностей религиозной жизни тех лет, а также школы, с ее атмосферой фарисейства и законничества, а позднее – трудовой деятельности и т.д. И, тем не менее, так это, вероятно, и обстояло.
     Не скажешь этого, потому что и вкусы, и понятия, и пристрастия, и знания, и другие, в том числе, чудесные качества и силы Бога, предсущи и только лишь должны были прорасти, проявиться, осознаться в ребенке-подростке-отроке Иисусе. Евангелисты свидетельствуют: именно это и происходило, о чем красноречиво говорит эпизод в иерусалимском храме, когда Он, двенадцатилетний мальчик, поражал священнослужителей глубокими и зрелыми не по годам познаниями.
     Так что становление (социализация) личности Христа – это, прежде всего, есть узнавание-припоминание, наблюдение-сопоставление задуманного Богом с осуществленным, намеченного с наличествующим. Причем, производимое через восприятие человека-Бога, через живую пульсацию Его чувств, желаний, потребностей, страстей, сомнений, ликований и болей. Глазами Христа Бог всматривался в то, как выполняется Его замысел о людях, дабы, взяв через Сына их грехи, принести им спасение.**
     Поэтому развитие Личности Иисуса – это восхождение по ступеням осознания человеком замысла Бога и одновременно – подготовка Его человеческой природы к такому восхождению. Чем больше мальчик-отрок-юноша наблюдал, сравнивал, анализировал, тем быстрее Он открывал в Себе Бога, а в обществе – степень, меру приближения к Нему или удаления от Него сложившихся представлений, верований, религий, норм поведения и правил общежития и т.д.
     Рассказывать о том, как протекал этот сложный процесс становления Личности Богочеловека в мире и мира в Богочеловеке евангелисты, разумеется, не могли, поскольку не были свидетелями этой напряженной внутренней работы. Они же, как добросовестные летописцы, говорили о достоверном и многократно засвидетельствованном. Потому-то этот период жизни Христа, фактически, выпал из Новозаветной истории.
     Однако он был.
     Он мог разворачиваться в Назарете, в доме Иосифа – положение, принятое Церковью в качестве канона, и не без оснований, а мог – и за его пределами, в странствиях по миру, что вполне отвечало бы натуре Богочеловека и задаче распознавания действительности в ее подлинном многообразии.
     * Всеведение Бога в триединстве Отца-Сына-Саятаго Духа.
    ** То же с видением человеческих деяний             
     См. Николай Владимиров, Личность Иисуса Хоиста. Проза ру, 19.09.2021