Подруги юности моей, 5. Гутя

Анна Алексеевна Золотовская
Имя моей героини – Гутя.   А полное – Августа.

Согласитесь, - редкое имя.  Во всяком случае,  в нашем селе  Гутя Постникова была одна.

В семье её родителей все женские имена, на мой взгляд, редкие и красивые: Таисия, Раисия,  Капитолина,  Августа,  а маму у них звали Иринья.

Все девушки в этой семье имели не только редкие имена, но были и редкими красавицами.  Надо сказать, что Колежма всегда была богата красавицами.  И всё же…

Питерский художник Георгий Стронк приехал писать знатных рыбаков.  А для портрета «Молодой поморки»  позировала одна из сестёр Постниковых – 16 летняя  Капитолина.

В семье были два мальчика.  Самый младший  Федя был моим ровесником. Мы родились не только в один год и месяц, а даже на одной неделе.  Все семь лет мы учились в одном классе.

Федя был один из лучших учеников класса.   Впоследствии он получил высшее образование военного моряка.

Встречаясь редко с ним в Колежме, куда он приезжает с внуками на отдых, я всегда испытываю к нему  родственное  тепло.

Много пережил он жизненных испытаний, но и сейчас в его солидном возрасте  Фёдор Антонович выглядит молодцом.

И всё-таки сейчас я буду писать не о нём.  Мой рассказ о его старшей сестре Августе.

Гутя  имеет не только редкое имя, но и редкую специальность  инженера-метеоролога.  Метеослужбе она посвятила всю свою жизнь.

А начало её карьеры было всё-таки в Колежме.  Здесь была небольшая метеостанция. В моей памяти она была всегда, есть она и сейчас.

На этой метеостанции начался её длинный профессиональный путь будущего инженера-метеоролога и учёного в Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова.
Гуте не было и 16 лет, когда после школы-семилетки её приняли на работу на метеостанцию в Колежме.  Работала она наблюдателем, а начальником станции тогда была её старшая сестра  Таисия Антоновна.

В 1954 году Гутю отправили на учёбу в гидрометшколу в Ростове-на-Дону.
После окончания школы она провела зимовку на Василисином острове в Онежском озере.

В 1956 году Гутя снова возвращается на метеостанцию в Колежме, куда была направлена старшим наблюдателем, а через месяц она стала начальником станции.
Вот тогда-то судьба подарила мне встречу с Гутей.

Как ни пафосно это покажется, но встретились мы с ней в библиотеке.

Я тогда читала книги Вениамина Каверина. По-моему брала уже третью книгу этого писателя  «Открытая книга».  Гутя в то время читала книги Ромена Роллана.
Пока шли домой, а нам было по пути, она успела рассказать мне о только что прочитанной книге  «Очарованная душа».  После я, кажется, прочитала все книги этого нового для меня французского писателя.

Так завязалась наша дружба.  Я в то лето готовилась поступать в художественное училище, а у Гути тоже были большие планы по освоению своей профессии.
Моя новая подруга любила петь.  Мне её голос очень нравился.  Тогда по радио часто звучала хорошая музыка, мы слушали и оперное пение. Многие арии Гутя знала и хорошо их исполняла.

Немного позже я узнала, что в Ростове-на-Дону, будучи участницей художественной самодеятельности, пела на Всесоюзном конкурсе и заняла призовое место.  Занималась с ней специалист по вокалу  Ростовской  оперы.

Гуте рекомендовали поступить в консерваторию.  Однако, позанимавшись некоторое время у специалиста, она поняла, что ей придется выбирать или профессиональное пение, или метеослужбу.  И выбор был сделан в пользу уже состоявшейся  профессии.

А мне в Колежме повезло слышать её прекрасное пение.
Помню, по радио часто звучали новые песни о родине, лирические песни.  Они легко запоминались.

Но особенно нам запомнилась и полюбилась новая песня «Бухенвальдский набат».  Хоровое пение просто потрясало…  Хотелось встать и слушать стоя…  Слёзы застилали глаза.
«Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Звучит со всех сторон –
Это раздаётся в  Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон
(песня длинная, а в конце звучат такие слова:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир (повтор 5 раз)

Да, эта песня была близка нам.  Не прошло и 10 лет, как наши искалеченные отцы вернулись с той страшной войны.  А во многие семьи пришли лишь похоронки.
Сейчас, когда я переписывала эту песню, мне хотелось её напеть. Хорошо помню слова и мелодию, но … не смогла.  Комок в горле стоит с тех давних пор…

В 1957 судьба развела нас по разным дорогам.  Я уехала в  Ярославль.  А Гутю снова перевели на новую точку. Это была метеостанция в северном посёлке Лоухи.
Гутя  закончила здесь успешно вечернюю школу и продолжила своё профессиональное образование на дневном отделении Ленинградского  метеорологического института.
Мы некоторое время с ней переписывались и даже дважды встретились.  Она приезжала в Ярославль на пару дней.  А я позже, оказавшись по каким-то делам в Ленинграде, встречала Новый год в компании её семьи, её мужа Геннадия и их маленькой дочки Мариночки.

Сейчас, благодаря её мамы, я общаюсь  ВКонтакте с Мариной.  У Марины уже трое взрослых детей, все они успешные и образованные люди.
Бабушка Гутя тоже приложила свои знания и любовь в воспитании внуков.

О своей карьере она недавно написала мне:

«После окончания института поступила на работу в Главную геофизическую  обсерваторию имени  А.И. Воейкова на должность инженера отдела климатологии к профессору Рубинштейн  Е.С.

Вскоре перевели меня в отдел динамической метеорологии научным сотрудником.  Поступила в аспирантуру.  В соавторстве с докторами и профессорами Покровской, Рубинштейн, Сазоновым написала 12 статей.  Была на симпозиумах с докладами в Москве,  Киеве.

Ездила в экспедиции, объездила много мест.»

Дальше она пишет мне:
«Как видишь, вся моя работа связана с гидрометслужбой. В основном занималась наукой по изучению изменения климата.

Так что гидрометеостанция в Колежме послужила началом научной работы в Главной геофизической  Обсерватории, известной в нашей стране и мире.»

Хочется завершить свой рассказ об очень интересном человеке  Августе Антоновне Григорьевой, моей дорогой подруге юности Гуте Постниковой словами её дочери Марины:

Мама – голова нашей семьи! 

Душевная, любимая всеми, умная, трудолюбивая.  Театралка. Оптимистка. Весёлая.
В разговорной речи  любит употреблять «колежомские словечки».

Январь 2024 года.

На фото в заставке Гутя на отдыхе в Крыму.