Пять ошибок командования ВСУ, в прошлом 2023 году

Лев Вишня
Пять ошибок командования ВСУ, в прошлом 2023 году. Мое виденье.

Ну если отмотать время на прошлый год, то мы видим:
1) У противника устойчивая глубокая оборона, такая, что даже массированные попытки прорваться с использованием всех возможностей армии и авиации не дают никакого результата (сейчас вполне идут наступления даже местными силами, без привлечения резервов, т. е. «прощупывания»).
2) Российская армия проходит стадию формирования, при этом ее собственная оборона по прежнему слаба и неустойчива.
3) У ВСУ неограниченные ресурсы техники, БК и ЛС.
В этой связи интересно как и почему они пропустили удар и быстрый захват Соледара, но на других направлениях у них наблюдался устойчивый перевес, а наша «линия Суровикина» находилась на стадии строительства. Кроме того 12 бригад (60 тыс. народу) проходило обучение в странах НАТО (в действительности по моим данным за прошлый год там «обучились» примерно 210-240 тыс. чел., причем только в Великобритании прошло обучение примерно 42 тыс.). Внезапный успех ЧВКа «Вагнер» под Соледаром и быстрый захват этого сложного города (с шахтами и терриконами) в течение двух недель – очень странно. В дальнейшем больше таких «странностей» не было. Прогрызать приходилось каждый метр. Сейчас противник находится в стадии истощения, а напротив у российской армии полное преимущество и в БК и в технике и в ЛС, что наблюдается на любом из участков фронта, причем наши ведут наступление не используя резервы, в режиме прощупывания обороны противника.

Ошибки командования ВСУ за прошлый год:
1. Первая ошибка. Максимальный перевес в силах и тактике у ВСУ был именно в районе ноября 2022 – февраля 2023. Однако по непонятным причинам они перенесли свое наступление на июнь 2023. Завершение строительства «линии Суровикина» - апрель 2023. Пригожин «обещал» наступление ВСУ еще в феврале. Командование ВСУ сделало ставку исключительно на западную технику и ожидало его поставок, а поставки дико затянулись, в итоге завершились как раз именно к апрелю месяцу. Но даже после этого командование ВСУ ждало еще 2 месяца и заканчивало «Битву за Бахмут». В итоге их наступление наткнулось на мощную линию обороны противника, которую не смогло преодолеть ни в одном из пунктов (даже пройти «полосу обеспечения»). Таким образом, первой ошибкой ВСУ стало именно задержка с наступлением на 6 месяцев и перенос его на лето.
2. Вторая причина неудачи летнего наступления и потерь ВСУ в нем – распыление его по пяти несвязанным направлениям: берег Днепра, район Каменки – Пятихаток, район Работино, район Временского выступа и район «флангов Артемовска (Бахмута)». На каждом из направлений (кроме Работино) было брошено в районе 4-5 кадровых бригад ВСУ и до 3-4 бригад терробороны. Так что удар вышел разжатой пятерней. В совокупности противнику удалось пройти менее 200 кв. км. углубившись максимум на 6,5 км. (что любопытно, на Артемовском направлении в конце декабря они уже были в минусе на 7,5 кв. км.). Но 6,5 км – это их максимальное продвижение, чаще всего прорыв был на 3,5 – 5 км. Под Работино было брошено 8 полнокровных бригад ВСУ и столько же терробороны. А всего в наступлении участвовало примерно 32 полнокровные бригады кадровой ВСУ и столько же терробороны – в сумме в районе 300-350 тыс. человек, не считая резервов и пополнений, а с ними – до 450-500 тыс. и до 6000 единиц бронетехники.
3. Третья ошибка – попытка идти по наилегчайшему пути (путь наименьшего сопротивления). В результате интересным образом наш противник (ВСУ) на всех пяти направлениях зашел в огненные мешки. Т. е. столкнувшись с мощным сопротивлением на высотах, укры пошли под высотами в долинах. Тот же самый прорыв на Временском участке был бессмыслен без взятия всех высот справа (линия Ровнополь-Приютное), а также Новодонецкого. Однако противник теряя по 50-60 единиц брони и по 3000 чел. на каждый км. продвижения с упорством маньяка двигался именно по долине от Нескучного к Урожайному и сейчас находится в огненном мешке в районе Урожайного-Старомайорского.
4. Четвертая ошибка – Долгая и избыточно упорная борьба за Артемовский (Бахмут), которую ВСУ в итоге проиграло. «Битва за фортецию Бахмут» сожгла слишком большой объем ресурсов ВСУ, причем потери их там достигали почти 33 тыс. убитыми и не менее 70 тыс. ранеными. (1/6 проявившихся потерь). Стратегической ценности у Артемовска (Бахмута) нет, есть только экономическая ценность (предприятия находящиеся на его территории). Оборона Артемовска (Бахмута) не только не измотала российскую армию (штурм города вела ЧВКа «Вагнера»), но и дала время на завершение подготовки линии обороны.
5. Пятая ошибка это чисто психологическая. Максимум притока добровольцев в Российскую армию начался в июне прошлого года и был связан не только с началом наступления ВСУ, но и прежде всего набегом РДК и прочей власовской шелупени на Белгородскую область сначала Гайворон, а потом Шебекино. Набег, провалившийся полностью, повлекший существенные потери техники (по моим подсчетам – 11 танков, 9 САУ, 26 МРАПов и до 30 БТР и БМП всех типов, кроме того там же были сожжены 10 РСЗО и 7 американский орудий М777). Однако психологический результат имел обратный, ожидаемому командованием ВСУ эффект – если в первую половину 2022 года в военкоматы пришло 147 тыс. добровольцев, то во вторую уже – 322 тыс., а общая численность российских войск на Украине без учета резервов в самой России достигла 617 тыс. чел. К слову на 24 февраля 2022 года было около 127 тыс.

В целом год 2023 оказался для ВСУ не слишком удачным, они потеряли три города (Соледар, Артемовский и Марьинку) и не захватили в ответ ни одного крупного населенного пункта с числом жителей более 1000 чел. Из указанных городов Соледар и Марьинка имеют существенное стратегическое значение (первый – ключ ко всему Севрескому выступу, а вторая – ключ к части Донецкой дуги от Красногоровки до Угледара). Артемовский (до войны население 109 тыс. чел.) выглядит пока просто как подход к Часовому Яру. Из указанных городов Соледар пострадал относительно мало, Артемовский – существенно, а Марьинка за полтора года была почти снесена с лица земли. Соледар и Артемовский будут однозначно восстановлены, также как сейчас вполне быстро восстанавливается Мариуполь.
Перспективы российской армии на выходе из 2023 года:
1) Наступление по трем направлениям: Купянск-Красный Лиман; Авдеевка-Покровск и Часовой Яр – Константиновка в обходы Торецка и Краматорска.
2) Перманентное наращивание тактического преимущества с переводом его в стратегическое. Создание преимущества необратимого характера.
3) Обрабатывание тактики наступления в новых условиях и оттачивание ее. Скажем так, тактика времен ВОВ или арабо-израильских войн абсолютно устарела и в нынешних условиях не работает ни по одному из направлений. И если даже спустя два года СВО находятся идиоты, которые этого не понимают, то это чисто их проблемы. СВО - это война XXI века, а не XX. Соответственно должна быть отработана и тактика наступления в таких реалиях:
1) максимальное использование FPB-дронов, БПБ (барражирующий боеприпас) и БПЛА.
2) максимальное развитие связки БПЛА - артиллерии. Наводка артиллерии на каждый окоп противника и на каждую ячейку. 100% фиксирование визуальных результатов.
3) движение штурмовыми группами, а не колоннами. Техника только в связке с пехотой и при постоянном наблюдении за противником с помощью БПЛА и дронов.
4) дистанционное минирование и разминирование.
5) максимальная цифровизация армии.
В целом при правильной тактике и стратегии СВО можно завершить к августу – октябрю текущего 2024 года и желательно с минимальными потерями.