Утром следующего дня Василько увидел на стуле аккуратно сложенную новую рубаху - атласную, темно-синюю, мать сама шила вечерами после работы. "Заботливая моя...- нежность захлестнула парня. - Красная рубаха у меня уже есть, в прошлом году барО отдал свою, немного выцветшую, но хорошо сохраненную". В этом году барон обещал Василько подарить кнут*, объяснив это так:
- Пора уже почувствовать себя настоящим цыганом. Цыган без коня и кнута - не цыган.
Василько работал на конюшне. Коней любил до смерти, холил и жалел их. Не ленился, а все выполнял добросовестно. В СвЯтошах все знали, что их цыгане не боятся работы и что среди них есть хорошие конюхи, кузнецы*, корытники*, лудильщики*. Многие умели мастерски резать ложки, плести корзины и создавать шедевры для самых маленьких - деревянные игрушки. Цыгане никогда не отказывали в помощи деревенским - кому огород вспахать, кому дрова привезти, так как лошади свои у них всегда были в домашнем хозяйстве ( как говорится, всеми правдами и неправдами), чего не скажешь о других деревенских - людей вынуждали сдавать лошадей на колхозную конюшню.
Лошадь для цыган испокон веков была основой существования. "Человек в беду введет, а конь выведет" - гласила старая цыганская пословица.
В местной школе молодая учительница наравне с русскими детьми обучала грамоте и цыганских детей. И за это в таборе ее очень уважали и помогали кто чем мог - дров наколют на зиму для школы, отремонтируют всю школьную мебель, да еще и новых скамеек сколотят. Жили, как говорится, добром на добро.
А у Гореловых в доме не все было гладко. После того как вернулись Николай и Татьяна, родители сестер, в доме повисла пауза. Новости, которые они привезли, ошеломили и Марьяну и Нюру. Первая из них была ожидаемой - для Марьяны появилось вакантное место в медпункте, где работал фельдшером ее родной дядя, брат матери Павел Степанович. Дядя, зная, что племянница весной по его совету окончила курсы медсестер, помог ей устроиться на работу.
Медпункт находился в соседнем селе Лушино, в двух километрах от Святош, в бывшем поповском доме. Марьяна любила медицинский запах и какую-то особенную атмосферу в этом здании, где царили чистота и белый цвет.
За дядей до конца жизни так и закрепилось прозвище Лекарь, данное когда-то местными, что указывало на их уважительное и почтительное отношение. С годами Павел Степанович так к нему привык, что порой откликался на него даже быстрее, чем на свое настоящее имя.
Вторая новость удивила. Отец сообщил, что с Марьяной хочет познакомиться сын давнего его знакомого Алешка Макаров. Марьяна никогда не видела Алешку и к данному предложению отнеслась с холодком, чего нельзя было сказать об Алешке - тот давно ее приглядел, еще прошлой осенью на ярмарке в селе. Черноокая, с длинными косами, гордая и уверенная не по годам, Марьяна глубоко запала в душу парню. Узнав, что их отцы давние приятели, Алешка не упустил такую возможность и уговорил своего отца вывести отца Марьяны на разговор о будущем знакомстве.
- Поживем - увидим, - был ответ старшей дочери родителям.
Но такой ответ не понравился отцу и матери, они ведь знали свою дочь, с ее бойким нравом, упрямую и "зубастенькую". И именно поэтому родители хотели, чтобы у дочери был суженый из хорошей семьи и все в ее жизни сложилось по человечески. Они и подумать не могли, что их Марьяна прекрасно проводит свободное время в компании цыган, и более того - с одним из них уже вовсю крутит.
В Святошах кроме цыган никто не знал про ночные похождения сестер. Баро запретил всем в таборе выносить эту информацию за его пределы. А Марьяна решила пока ничего не менять в своей жизни.
Помогая матери по хозяйству, сегодня она с особым рвением выполняла любую работу по дому, как будто знала наперед, что вскоре у нее будет очень мало свободного времени: работа в медпункте, куда Марьяне придется ездить на велосипеде, да плюс желание поступить учиться дальше и стать хорошим фельдшером, как дядя. Марьяна мысленно только руками разводила: "И где здесь выделить лазейку для Василько, для любви, для гуляний? Еще какого-то Алешки мне только не хватало!..."
Дело шло к вечеру, и она потихоньку стала собираться на свидание с Василько. Нюра со вчерашнего дня не могла уговорить сестру взять ее с собой на поляну к цыганам. Ей и невдомек было, что Марьяна стала стесняться ее присутствия во время встреч с Василько.
- Возьму тебя, Нюра, в другой раз, ладно? Просто Василько что-то хочет мне сказать наедине, понимаешь? - отнекивалась Марьяна.
- Да понимаю я все! Чай, не маленькая. Опять будете целоваться, неугомонные. Зачем дразнишь парня? Ведь все-равно не будете вместе - цыган обычно женится только на цыганке. Знаешь ведь. Играешь им, как кошка мышкой. Если он поймет, что ты просто хвостом машешь перед ним, беды не миновать. Вон какой ревнивый, вцепился в тебя, как тигр в косулю - так бы и съел, - сделала заключение Нюра.
- Много ты понимаешь, - возразила Марьяна, - и никакая я не косуля. Это ж надо такое придумать! Я сама тигрица, тебе ль не знать. Меня поэтому наши местные парни боятся, могу не только когти выпустить, но и словом так припечатать - мало не покажется. А родители тоже удумали - нашли мне какого-то Алешку, как-будто я без них сама не найду свою любовь.
- А Василько-то влюблен в тебя по уши, прям не может наглядеться. Я видела, как он смотрит на тебя - страстно! Ой, гляди, сестрица, как бы молодые цыганки не повыдергали тебе волосы, - беспокоилась Нюра.
Но Марьяна была неугомонна, и сейчас она делала так, как велит ей сердце. А сердце при одном воспоминании о молодом цыгане начинало бешено биться. Значит, все хорошо - в ней кипит молодая кровь, как и должно быть в ее годы, - так сама себя подбадривала девушка.
Раскрыв большой шкаф, где вещи семьи висели все в одном месте, она пересмотрела свои платья и, не найдя ничего подходящего, задумалась: "Давненько я ничего не шила себе, хоть садись и шей. Сегодня хочется одеться как-то по-особенному, не знаю почему. Пожалуй, надену светлое".
*Кнут - тип ударного орудия, главным элементом которого является длинный плетеный ремень из сыромятной кожи, изначально с узлом на конце (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
*"Кузнецы ковали на походных наковальнях лопаты, тяпки, колодезные цепи, делали буравчики и железные крючки"(Н.Бессонов "Этнические группы цыган").
*Корытники изготавливали корыта, ложки, половники, веретена, посуду(Там же).
*Лудильщики занимались изготовлением и починкой жестяной и медной посуды самого разного формата; изготавливали из металла топоры, кольца для коров, подковы, а также некоторые делали мониста (ожерелья) из монет (Там же).
_