Розовый куст

Надежда Катаева-Валк
Я училась на втором курсе в Тартуском университете и однажды в книжном магазине на ул Юликооли увидела изданную в Германии (в советское время в этом магазине продавалось много немецких книг) книгу - альбомчик репродукций Марка Шагала. Он меня приковал. Я впервые видела такое: летающие влюблённые, цветы, скрипки - сплошное колдовство, музыка и поэзия. Проторчав в магазине более часа, я вышла с решительным намерением занять денег и купить, но занять не удалось. В воскресенье пришла к рынку и поехала в колхоз на картошку. В понедельник купила этот альбомчик. Было это в сентябре 1969 -ого года. Я не знала тогда о нём ничего абсолютно, но он меня сразил.
 За долгую жизнь я не раз видела работы Марка Шагала на разных выставках и он всегда вселял в меня веру в человечество далёкое от войны, полное жизни, любви и умиротворения, соединённое  ожиданием  людей и животных тайны рождения и продолжения жизни. 
Под куполом Парижской оперы, расписанным Марком Шагалом внимать  страстям, вокалу  и вычурному сюжету не представлялось сложным, с купола все наши души были хранимы образами чистого пятилетнего ребёнка из Витебска, изобразившего настоящий мир  недолгой человеческой жизни и внимание зрителей со сцены скользило вверх к той единственной и настоящей точке отсчёта, которая не даст перепутать ложь и правду.
Шесть лет назад мы с мужем оказались в Сан Франциско и случайно набрели на одну из галерей, где продавались две  картины Марка Шагала. Не помню точно их названий, но одна из них - что-то о влюблённых, а вторая, кажется, " Розовый куст"и это было прекрасно! Уже не хотелось ехать к океану, любоваться с прогулочного катера мостами над заливом, спускаться в машине по серпантину улицы Ломбард и кататься на знаменитом кабельном трамвайчике. Был только «Розовый куст» и я не могла оторвать от него взгляд. 
 Узнав, что мы русские, да к тому же две недели назад были в Витебске в доме-музее Шагала, галерист решил, что мы приехали к нему за этой картиной. "Нет,- сказала я сразу - у нас нет пока возможности купить ваше сокровище, мы пришли полюбоваться". Он отвёл нас в отдельный закуток для клиентов, посадил в мягкие кресла, принёс кофе, шоколад, минеральную воду и повесил перед нами "Розовый куст". „Да, тут все условия, чтобы  любоваться», - сказала я мужу и про себя подумала - " а чтобы купить,  пришлось бы копать картошку до конца жизни. " Но это нисколько не огорчало меня. Из всей поездки в Сан Франциско теперь, через шесть лет, самое незабываемое - " Розовый куст" в галерее на улице Калифорнии.