Мысли на заметку. 2 октября 2019 года

Алексей Струмила
       Ночью, в начале четвертого, просыпался от желудка. Съел кусочек сыра и маленький кусочек хлеба и выпил «Фестал». И вроде прошло. Лег, но сразу уснуть не смог, хотя глаза слипались. И в голове начали рисоваться такие ясные, понятные смысловые модели, что меня это поразило. Именно так — это было впервые. Видимо, образное мышление сначала не очень ясное, даже иногда смутное, но по мере того, как смыслы уясняются, как уясняются взаимосвязи между смыслами, так и образ очищается и проясняется. (Я даже не могу сказать, это всё было в воображении или уже в полусне.)

       Кстати, это может быть связано с потрясающей мыслью Толстого, которую я перед сном прочел из «Большой белой» книги.

       Одним словом, мне представлялись центры тяжести каждого предмета. Центра тяжести как такового не существует материально, но он есть, так как реально действует и реально проявляет себя. Центр тяжести нельзя увидеть, потрогать. Это нечто нематериальное. У тора или подковы он вообще находится за пределами самого предмета.

       Возьмем, допустим, центр тяжести подковы. Он подчинён центру тяжести Земли, центр Земли подчинён центру Солнца, центр Солнца подчинен центру Солнечной системы, та — центру Галактики, та в свою очередь — центру скопления галактик. И так далее. Через сложную иерархическую взаимосвязь центр тяжести подковы соединен с центром Вселенной. И этот центр где-то есть, хоть он и не является материальным образованием.

       Представим теперь себе эту структуру центров тяжести, которая не материальна, но которая более реальна, нежели сами предметы. Потому как никаких предметов-то и нет. Начни изучать любой предмет — и опять пойдешь от центра тяжести молекул, к центру тяжести атома, от атома к протону, нейтрону, электрону и так далее. И всё никак не придёшь к последнему центру тяжести, который тоже связан с центром тяжести Вселенной.

       Все эти центры, чтобы не схлопнуться в один единый центр, вращаются относительно иерархически старшего.

       Но ведь эти центры не имеют размеров. Центр какого-нибудь кварка может быть на самой окраине вселенной, а может оказаться в самом её центре. Пространственно он может даже совпадать с центром Вселенной, но тем не менее иерархически они на разных концах. Получается, пространственное их расположение не имеет значения.

       Взаимосвязь центра тяжести моей подковы и центра тяжести Солнца никак не меняется от того, с какой стороны Земли находится подкова: повернутая к Солнцу или отвернутая от него; не зависит и от того, в каком месте своей орбиты пребывает Земля.

       Получается, временное расположение центров — тоже не имеет значения.
Мы уже получили структуру, которая действительна, но не пространственна и не временна, которая не материальна. (Мне всё это представилось сразу ночью и в очень наглядной образной модели.)

       И это не всё. По аналогии мне представилось, как человек мыслит смыслами! И эти смысловые центры имеют точно такую же структуру, как и центры тяжести материальных предметов. Только на эти центры нарастает не материя, а слова-понятия.

       Сначала это конкретные смыслы, которые рождаются непосредственно от восприятия: он, она, дядя, тётя, банан, камень. А потом смыслы всё более абстрагируются: люди, предметы труда, еда. И так далее и тому подобное. И расширяется, нарастает эта иерархия центров в сторону абстрагирования. Но должна оставаться смысловая взаимосвязь с самыми первыми, конкретными смыслами. Абстрагироваться в никуда, с отрывом от самых первых смыслов, — нельзя. (Это всё мне представилось, и я уснул.)
       _________________

       [...].