Сдал ли В. Путин Арцах И. Алиеву? Таки да, сдал II

Эдуард Волков
Полное название : <<Сдал ли В. Путин Арцах И. Алиеву? Таки да, сдал и даже не поморщился. (Правда, ложь и демагогия президента РФ). Часть II.>>

(Начало здесь - http://proza.ru/2023/12/24/1677 ).



IV.ВМЕСТО ЭПИЛОГА. У АРМЕНИИ ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ БЫТЬ НЕДОВОЛЬНЫМ РОССИЕЙ В РОЛИ МИРОТВОРЦА В АРЦАХЕ И В ЦЕЛОМ ОДБК

1)Начну с того, что осенью 2022 г. Н. Пашинян сделал заявление о том, что Армения выполнила все свои обязательства по трехстороннему заявлению от 9 ноября, и Азербайджан также должен выполнить свои три обязательства: ПРИЗНАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЕДИНИЦЫ КАРАБАХ, ЗАФИКСИРОВАННОЕ В ДОКУМЕНТЕ ЗА ПОДПИСЬЮ ПРЕЗИДЕНТОМ АЗЕРБАЙДЖАНА, УВАЖАТЬ НАЛИЧИЕ ЛИНИИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ И УВАЖАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЛАЧИНСКОГО КОРИДОРА.

В противном случае Армения должна включить в свою повестку запуск международных механизмов, направленных на выполнение обязательств, взятых на себя Азербайджаном. «Повторяю, три ключевых факта: Нагорный Карабах, линия соприкосновения, Лачинский коридор», - заявил премьер-министр Армении. - https://rus.azatutyun.am/a/32253043.html

Как мы уже знаем, президент Азербайджана не выполнил эти три обязательства, и теперь понятно после событий 2023 г., прежде всего  после неспровоцированной агрессии 19-20 сентября 2023 г., против НКР, он и не собирался их выполнить.

2)Россия не выполнила свои обязательства согласно Трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г. по Лачинскому коридору после того, как Азербайджан в одностороннем порядке его де-факто перекрыл.

С 26 марта 2023 года правительство Азербайджана официально оформило свою блокаду  НКР(Арцах), захватив стратегическую территорию вокруг Лачинского коридора как в Арцахе, так и в Армении, установив военный пост, блокирующий объездную грунтовую дорогу, которая обеспечивала помощь, перекрыв старый участок Лачинского коридора и установив контрольно-пропускной пункт на новом участке.

АЗЕРБАЙДЖАН ПРОИГНОРИРОВАЛ призывы российских миротворцев соблюдать условия прекращения огня ноября 2020 года и вернуться на свои первоначальные территориальные позиции за линией соприкосновения.

АЗЕРБАЙДЖАН ТАКЖЕ ПРОИГНОРИРОВАЛ призывы Международного суда ООН, Европейского суда по правам человека, и других международных организаций восстановить свободу передвижения через Лачинский коридор.

Оправдание В. Путиным бездействия России ссылкой на то, что, мол, “перекрытие Лачинского коридора было неизбежно после признания суверенитета Азербайджана над Карабахом. Было вопросом времени, когда Баку будет наводить там конституционный порядок” (https://t.me/SputnikARM/62161 ) – ТОЛЬКО ДЕМОНСТРИРУЕТ ЕГО ПРАВОВУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ И ЖАЛКУЮ ДЕМАГОГИЮ.

Ни Россия, ни Армения, ни даже сам Азербайджан НЕ ДЕНОНСИРОВАЛИ УПОМЯНУТОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ТРЕХ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО РОССИЯ ОБЯЗАНА БЫЛА ВЫПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПО НЕМУ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.

Столь же в ПРАВОВОМ ОТНОШЕНИИ несостоятельны его слова о том, что “даже статус наших миротворцев претерпел изменения после этого (после признания Н. Пашиняном суверенитета Азербайджана над Н. Карабахом. – Э.В.) Алиев предложил договариваться по миротворцам на двусторонней основе, армянский премьер это подтвердил”. (Там же).

НИКАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ СТАТУСА МИРОТВОРЦЕВ РОССИИ НЕ МОГЛО ПРОИЗОЙТИ, ПОКА ДЕЙСТВОВАЛО ЗАЯВЛЕНИЕ ТРЁХ.

Процитированное высказывание — это невежественная демагогия и болтология президента РФ. Он (статус миротворцев РФ) мог претерпеть изменение лишь после того, если бы, действительно, между Россией и Азербайджаном было бы принято новое двустороннее соглашение по миротворцам.

3)Невыполнение Россией своих обязательств по Лачинскому коридору – это только цветочки.
      
ДВАЖДЫ РОССИЯ И ОДБК НЕ РЕАГИРОВАЛИ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ НА ПРЯМУЮ АГРЕССИЮ АЗЕРБАЙДЖАНА ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННОЙ ТЕРРИТОРИИ АРМЕНИИ – В МАЕ 2021 Г. И В СЕНТЯБРЕ 2022 Г.

Но, прежде чем непосредственно обратиться к агрессии Азербайджана против самой Армении, необходимо отметить, что с момента окончания Второй Нагорно-Карабахской войны 2020 г. Азербайджан регулярно в той или иной мере нарушал ноябрьское соглашение о прекращении огня – Трехстороннее заявление, провоцируя трансграничные столкновения с Арменией.

И. Алиев вошёл во вкус, после 44-х дневной войны он понял, что, нарушая те или иные договоренности, ему ничего не будет. Всё ограничится болтологией. Поэтому Азербайджан провоцировал трансграничные вторжения или нарушения режима прекращения огня каждый раз, когда И. Алиев был недоволен темпами переговоров с Арменией.


3.1.ПЕРВАЯ ИЗ УПОМЯНУТЫХ АГРЕССИЙ АЗЕРБАЙДЖАНА ПРОТИВ АРМЕНИИ    НАЧАЛАСЬ 12 МАЯ 2021Г., когда несколько сот азербайджанских солдат пересекли границу Армении и углубились на несколько километров вглубь в провинциях Сюник м Гегаркуник под предлогом "уточнения границ".
(В тот же день Азербайджан объявил о проведении четырехдневных учений с участием 15 000 солдат, танков, ракетных систем и авиационных подразделений).

В частности, в Сюнике азербайджанские солдаты попытались окружить озеро Сев. Солдаты продвигались к гражданским населенным пунктам, пугая местных сельскохозяйственных рабочих. Вторжения азербайджанских солдат также наблюдались в Веришене и Сисиане в пределах Сюника. В Гегаркунике также наблюдались вторжения азербайджанцев, в том числе в Варденис

При этом власти Азербайджана утверждали, что его войска не пересекали границу Армении, а просто заняли позиции, которые были недоступны в зимние месяцы, добавляя, что граница между двумя странами так и не была официально демаркирована после распада Советского Союза.

Однако широкомасштабные советские карты 1975 года показывают, что более 90% озера Сев находится на территории Армении, и лишь небольшой участок северного берега расположен в пределах Азербайджанской ССР. На этой же карте также видно, что прилегающее меньшее озеро Джанлич (Джинли) полностью находится на территории Армении.

Азербайджанская же сторона показала карту, мелкомасштабную, на которой все озеро Сев принадлежит Азербайджану, и отказалась покидать территорию.

Через два дня,14 мая 2021 г.  премьер-министр Армении Никол Пашинян официально призвал возглавляемую Россией Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) провести консультации по поводу вторжения Азербайджана в Армению. В тот же день Пашинян попросил президента России Владимира Путина о военной поддержке.
В ОБЕИХ СЛУЧАЯХ Н. ПАШИНЯНУ БЫЛО ОТКАЗАНО В ЕГО ПРОСЬБЕ.

Вместо этого, армянские и азербайджанские военные собрались на границе вместе с представителями российских вооруженных сил, дислоцированных в Сюникской области, после нескольких часов переговоров не было объявлено о каком-либо немедленном окончательном соглашении.

19 мая министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия выступила с инициативой создания совместной армяно-азербайджанской комиссии по демаркации и делимитации границ, в которой Россия могла бы играть роль консультанта или посредника.

20 мая исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян подтвердил, что Армения и Азербайджан близки к соглашению о создании совместной комиссии по демаркации границы между двумя странами, при этом Россия выступает в качестве посредника, а каждая страна назначает делегатов в комиссию до 31 мая.

27 мая, после дальнейшего роста напряженности после захвата азербайджанскими войсками шести армянских солдат рано утром, премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал к размещению международных наблюдателей вдоль участков границы Армении с Азербайджаном.

"Если ситуация не будет урегулирована, эта провокация неизбежно может привести к крупномасштабному столкновению", - заявил Пашинян на экстренном заседании Совета Безопасности Армении, состоявшемся вечером, предложив Армении и Азербайджану отвести свои войска из приграничных районов и позволить России и / или Соединенным Штатам и Франции, двум другим сопредседателям Минской группы ОБСЕ, разместить там своих наблюдателей. За разведением войск и запуском мониторинговой миссии должен последовать процесс "установления пограничных пунктов" под наблюдением международного сообщества, сказал премьер-министр.

28 мая официальный представитель ЕС Питер Стано призвал к немедленной деэскалации и призвал обе стороны отвести свои силы на позиции, занимаемые до 12 мая, и начать переговоры о делимитации и демаркации границы, приветствуя предложения о возможной международной миссии наблюдателей и выражая готовность предоставить экспертные знания и помощь в делимитации и демаркации границы.
И в дальнейшем ЕС продолжала призывать Азербайджан безотлагательно освободить всех военнопленных и задержанных и приветствовала все усилия, направленные на снижение напряженности.

Со своей стороны Сопредседатели Минской группы приняли к сведению сообщения о задержании шести армянских солдат 27 мая и призвали к освобождению всех военнопленных и других задержанных на основе принципа "все за всех".


Как можно убедиться, РЕАКЦИЯ ОДКБ И РОССИИ БЫЛА НЕАДЕКВАТНОЙ СИТУАЦИИ. Как никак, Армения входит в ОДКБ, кроме того, с Россией у неё заключён ДОГОВОР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Согласно ст. 2 этого Договора <<Высокие Договаривающиеся Стороны будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Республики Армения. Они будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из них, возникнет угроза вооруженного нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны и поддержания мира и взаимной безопасности. В ходе этих консультаций будут определяться необходимость, виды и размеры помощи, которую одна Высокая Договаривающаяся Сторона окажет другой Высокой Договаривающейся Стороне в целях содействия преодолению возникшей ситуации>>. https://docs.cntd.ru/document/8306454?marker 

Помимо этого, в Договоре прописаны и другие положения, на случай угрозы безопасности одному из государств.

Напомню, что когда шла 44-х дневная война, Н. Пашинян 31 октября 2020 г. обратился к В. Путину с просьбой начать консультации по предоставлению помощи Армении, основываясь на втором пункте "Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Арменией".

Тогда МИД России в ответ заявил, что "в соответствии с договором Россия окажет Еревану всю необходимую помощь, если боестолкновения будут перенесены непосредственно на территорию Армении".

При этом посол Армении в Москве В. Тоганян подчеркнул, что обращение Армении к российской стороне предусматривает в том числе и возможную военную помощь, ее масштабы будут обсуждаться в ходе консультаций. https://dzen.ru/a/X52zYjkQUw4NXUUk

И вот когда, к огорчению, спустя полгода боестолкновения всё же были перенесены непосредственно на территорию Армении, Россия заняла уклончивую позицию, не позицию ГАРАНТА БЕЗОПАСНОСТИ согласно Договору( аналогичную позицию занял и ОДКБ), а ПОСРЕДНИКА и ограничилась призывом к прекращению огня обеими сторонами и необходимостью проведения делимитации и демаркации границы(что, конечно, необходимо было осуществить).

СПРАШИВАЮ, КАК ПОСЛЕ ЭТОГО АРМЕНИЯ ДОЛЖНА БЫЛА ОТНОСИТЬСЯ К ОДКБ?

ПРАВИЛЬНО, КАК К МАЛОЭФФЕКТИВНОЙ ДЛЯ АРМЕНИИ В ДЕЛЕ ЗАЩИТЫ ЕЁ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.


3.2.ВТОРАЯ, еще более широкомасштабная агрессия Азербайджана против Армении НАЧАЛАСЬ 12 СЕНТЯБРЯ 2022 Г.


 12 сентября 2022 года Азербайджан осуществил неспровоцированное вторжение в Армению, нанеся удар по позициям вдоль 200-километрового участка их общей границы.  Азербайджанские наступления поразили 23 населенных пункта на расстоянии 40 км в пределах Армении в провинциях Сюник, Гегаркуник и Вайоц Дзор.   
Азербайджанские силы атаковали военные (системы ПВО и артиллерии) и гражданские позиции вблизи городов Варденис, Горис, Сотк, Джермук и других городах с применением артиллерии, беспилотных летательных аппаратов и тяжелого вооружения. 

Пять дней, с 12 по 17 сентября, вдоль границы Армении и Азербайджана продолжались бои — число жертв с обеих сторон достигло нескольких сотен человек. Бои открыто шли уже на территории Армении, а мины долетали до курортного Джермука.

Стороны предсказуемо обвинили в нападении друг друга.

В Азербайджане заявляли в течение нескольких дней после вторжения, что обстрелы являются ответом на «широкомасштабные провокации» со стороны Армении, утверждая, что Армения заминировала участки между позициями подразделений азербайджанской армии и дорогой снабжения.
   
НО АЗЕРБАЙДЖАН НЕ ПРИВЕЛ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТОГО, что армянские военные планировали какие-то диверсии, из-за которых Баку начал обстреливать армянское приграничье от Артаниша до Капана.

В Армении заявили, что все утверждения о том, что Вооружённые силы Армении прибегали к каким-то провокациям, и что действия Азербайджана были ответом на действия ВС Армении, абсолютно не соответствуют действительности.

Различные журналисты, политики и политологи тщательно изучили утверждения Азербайджана и также считают их необоснованными или непроверяемыми.

Так, в частности, западный специалист по армяно-азербайджанскому конфликту ТОМАС ДЕ ВААЛ справедливо отметил, что заявления Азербайджана о «провокации» армян никак не могут быть проверены, по его словам, Армения слишком слаба в настоящее время и не заинтересована в нарушении статус-кво.

АРКАДИЙ ДУБНОВ, политолог и эксперт по Южному Кавказу, раскритиковал утверждение азербайджанской стороны о провокации со стороны армян: "Это выглядит неубедительно, и все понимают, что это было надуманным оправданием. НИ ОДНО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО НЕ ПРЕДСТАВИЛО НИКАКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВТОРЖЕНИЕ".

А ГЛАВНОЕ, СПУТНИКОВЫЕ СНИМКИ НАСА ПОКАЗАЛИ СИЛЬНЫЕ ПОЖАРЫ В НЕСКОЛЬКИХ МЕСТАХ ИМЕННО И ТОЛЬКО В АРМЕНИИ.

15 сентября 2022 года в 12:20 секретарь Совета Безопасности Армении Армен Григорян объявил, что между Арменией и Азербайджаном достигнуто соглашение о прекращении огня; однако Азербайджан не подтвердил прекращение огня ни в одном публичном заявлении.

Боевые действия закончились тем, что азербайджанские войска взяли под контроль новые позиции в глубине Армении, в результате чего по меньшей мере 7600 мирных жителей были перемещены из армянских провинций.

В ходе боевых действий, по официальным данным, погибло и без вести пропало 204 армянских и 80 азербайджанских военнослужащих, но точные цифры не были подтверждены независимыми источниками.

По мнению Международной кризисной группы, в результате военных действий АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ СИЛЫ ЗАХВАТИЛИ ТЕРРИТОРИЮ ВНУТРИ САМОЙ АРМЕНИИ.

После  сентябрьских нападений Азербайджана на Армению различные иностранные посольства, в том числе Франции, Великобритании и Соединенных Штатов, выпустили рекомендации для туристов против посещения юга Армении и районов, граничащих с Азербайджаном, включая провинции Сюник, Вайоц Дзор, а также южный Гегаркуник и части Тавуша( что является еще одним доказательством агрессии Азербайджана против Армении).

Позже президент Азербайджана И. Алиев прямо упомянул вторжение  12 сентября 2022 г. в своей речи, сделав ирредентистские заявления(см. примечание 1) о территории Армении как о “Западном Азербайджане”,  и подтвердив, что азербайджанские силы теперь контролируют стратегическую высоту в этом районе: "В результате этой военной операции [сентябрь 2022 г.] наши исторические города теперь находятся у нас перед глазами благодаря визуальному наблюдению".


[(1) Официальные лица Азербайджана утверждают, что территория современной республики Армения была землями, которые когда-то принадлежали азербайджанцам.
Его претензии в первую очередь основаны на утверждении, что нынешняя территория Армении находилась под властью различных тюркских   племен, империй и ханств с позднего Средневековья   до Туркманчайского мирного договора (1828), подписанного после русско-персидской войны 1826-1828 гг. 

Концепция получила официальное одобрение правительства Азербайджана и использовалась его нынешним президентом И. Алиевым, который примерно с 2010 года регулярно упоминает "Иреван" (Ереван), "Гейчи" (озеро Севан) и "Зангезур" (Сюник) как БЫВШИЕ И БУДУЩИЕ "АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ЗЕМЛИ".

Ирредентистская концепция "Западного Азербайджана" связана с другими ирредентистскими заявлениями, продвигаемыми азербайджанскими официальными лицами и учеными, включая "Гейча-Зангезурскую республику" и "Иреванскую республику".
После того, как Алиев был выдвинут в 2018 году Партией “Новый Азербайджан” кандидатом в президенты, он призвал к "возвращению азербайджанцев на эти земли" и определил это как "нашу политическую и стратегическую цель, и мы должны постепенно приближаться к ней".
 
В декабре 2022 года Азербайджан инициировал свою кампанию "Великое возвращение", которая якобы способствует расселению этнических азербайджанцев, которые когда-то жили в Армении и Нагорном Карабахе. В своей инаугурационной речи в "административном здании Общины Западного Азербайджана" в декабре 2022 года президент Алиев сказал: "Современная Армения — это наша земля. Когда я неоднократно говорил это раньше, они пытались возражать и утверждать, что у меня есть территориальные претензии. Я говорю это как исторический факт. Если кто-то может обосновать другую теорию, пусть выступит ".

После окончания Второй Нагорно-Карабахской войны в 2020 году Азербайджан все чаще выдвигает ирредентистские претензии на территорию Армении. Эти сфабрикованные территориальные претензии являются частью стратегии Азербайджана по ослаблению требований Армении об особом статусе для армян, проживающих в Нагорном Карабахе. Хотя Азербайджан пытается приравнять права "Западного Азербайджана" к правам Карабаха в своих переговорах с Арменией, существуют существенные различия, включая тот факт, что армяне Нагорного Карабаха жили там до самого недавнего времени.

Премьер-министр Армении Пашинян в ответ сказал, что было бы точнее сравнивать "западных азербайджанцев" с армянами, которые когда-то жили в эксклаве Азербайджана Нахичевани.     –
]
 
После нападений Азербайджана проправительственные СМИ и известные политики внутри страны призвали к оккупации большего количества армянских земель, утверждая, что "буферная зона" необходима для сдерживания "армянских провокаций".

Н. Пашинян вторично в сентябре 2022 г. обратился к России и ОДКБ за помощью. И вновь ОДКБ И РОССИЯ ОТКАЗАЛИСЬ, ДЕ-ФАКТО, ПРЕДОСТАВИТЬ ВОЕННУЮ ПОМОЩЬ.
 
Вместо этого ОДКБ решила направить НЕДЕЛЮ СПУСТЯ "миссию по установлению фактов" и заявила, что НЕ ОЖИДАЕТ ОТПРАВКИ ВОЕННОЙ ПОМОЩИ ДО ПРИБЫТИЯ МИССИИ.

В организации объяснили, что миссия в Армению под руководством генерального секретаря ОДКБ Станислава Зася будет отправлена «для оценки сложившейся обстановки, подготовки ОБСТОЯТЕЛЬНОГО ДОКЛАДА (ха-ха. – Э.В.) главам государств о ситуации в регионе и выработки предложений по деэскалации возникшей напряжённости».

Кроме того, было согласовано предложение о создании рабочей группы для постоянного мониторинга ситуации в зоне ответственности ОДКБ. По итогам миссии руководитель передовой группы, генерал-полковник Анатолий Сидоров представил основные выводы и предложения по соответствующим мерам, направленные на деэскалации возникшей напряжённости.

БЕЗДЕЙСТВИЕ ОДКБ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ АРМЕНИИ ПОБУДИЛО ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ПРИЗВАТЬ АРМЕНИЮ ИСКАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СОЮЗЫ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ.

Николай Бордюжа, бывший многолетний генеральный секретарь ОДКБ, сказал, что "проблема заключается в территории Армении, принадлежность которой не ставится под сомнение", добавив, что "все международное сообщество рассматривает эту территорию как суверенную территорию Армении. Согласно собственным документам, ОДБК обязана отреагировать в случае вторжения вооруженных сил другого государства". Вместе с тем он подчеркнул, что только в самом крайнем случае организация применит силу против бывшей Советской Республики.

Напомню, что ст. 4 “Договора о коллективной безопасности” стран ОДКБ прямо предусматривает, что его члены помогают друг другу в целях защиты территориальной целостности:

<<Если одно из государств - участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами - участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства - участники настоящего Договора.

В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств - участников все остальные государства - участники по просьбе этого государства - участника НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВЯТ ЕМУ НЕОБХОДИМУЮ ПОМОЩЬ, ВКЛЮЧАЯ ВОЕННУЮ, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН>> - https://docs.cntd.ru/document/1900489

Как справедливо отметил НИЛ ХАУЭР, журналист, специализирующийся по Кавказу, вторжение Азербайджана в сентябре 2022 года произошло всего через несколько дней после того, как российские войска потерпели военные неудачи в Харьковской области Украины и "ОДБК БЫЛА ВЫСТАВЛЕНА БУМАЖНЫМ ТИГРОМ".

В конце сентября 2022 года международная организация по предотвращению геноцидов «Genocide Watch» опубликовала доклад с предупреждением о возможности геноцида в отношении армян в связи с неспровоцированным нападениями Азербайджана на Армению и непризнанную Нагорно-Карабахскую республику.

В январе 2023 года “Европарламентом” была принята резолюция, в которой «ОСУЖДАЛАСЬ АГРЕССИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В ОТНОШЕНИИ СУВЕРЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ АРМЕНИИ». Отмечалась обеспокоенность предполагаемыми военными преступлениями и бесчеловечным обращением в отношении армянских военнопленных и гражданских лиц. Резолюция призывала власти Азербайджана немедленно вывести войска со всех частей территории Армении и освободить удерживаемых армянских военнопленных.

Европейские наблюдатели ПАСЕ "... визуально установили присутствие азербайджанских военных позиций на суверенной территории Армении, иногда значительно за пределами любой спорной пограничной линии… [включая]… стратегическую высоту… с видом на главную дорогу, соединяющую столицу Ереван с границей с Ираном. Эти стратегические высоты находятся в районах Гегаркуник, Капан и недалеко от деревни Неркин Кханд дальше на юг”.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ СОЛДАТЫ ОККУПИРОВАЛИ МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННУЮ ТЕРРИТОРИЮ АРМЕНИИ И ПРОВОДИЛИ ИНЖЕНЕРНЫЕ И ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ. ОЦЕНКИ ОБЪЕМА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ ВАРЬИРУЮТСЯ ОТ 50 ДО 215 КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ, при этом некоторые местные армянские чиновники и фермеры утверждали, что азербайджанские военные добились больших территориальных завоеваний, чем признают официальные лица в Ереване.

Кремль в ситуации, когда была атакована международно признанная территория Армении, из двух возможных амплуа — ПОСРЕДНИКА И ГАРАНТА БЕЗОПАСНОСТИ — выбрала первое, хотя речь шла уже не о Н. Карабахе. В то время как США, Франция (двое из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ) и ряд других стран однозначно осудили агрессию Азербайджана и призвали вывести войска с оккупированной территории,
Россия ограничилась тем, что призвала обе стороны соблюдать прекращение огня.
Это объяснимо: реальная причина эскалации — стремление Баку принудить Ереван подписать мирное соглашение на своих условиях, то есть отказаться от Нагорного Карабаха.

ВСПОМНИМ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА ИЛЬХАМ АЛИЕВ НЕОДНОКРАТНО УГРОЖАЛ АРМЕНИИ, ДЕЛАЯ ТАКИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ, КАК "АРМЕНИЯ ДОЛЖНА ПРИНЯТЬ НАШИ УСЛОВИЯ", ЕСЛИ АРМЯНЕ ХОТЯТ "КОМФОРТНО ЖИТЬ НА ТЕРРИТОРИИ В 29 000 КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ» И "ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ОТСЮДА ВИДНЫ АРМЯНСКИЕ ДЕРЕВНИ".

Конечно же, ОДКБ НАДО БЫЛО НЕМЕДЛЕННО ОТРЕАГИРОВАТЬ НА АГРЕССИЮ БАКУ В СЕНТЯБРЕ 2022 Г. По крайней мере, публично назвать агрессию агрессией, призвать Азербайджан вывести войска за пределы территории Армении. Вместо этого началась проволочка с реакцией.

ПОЭТОМУ Н. ПАШИНЯН СОВЕРШЕННО СПРАВЕДЛИВО КОНСТАТИРОВАЛ, ЧТО "ИНСТРУМЕНТЫ (ОДБК. – Э.В.) НЕДОСТАТОЧНЫ":

Премьер Армении раскритиковал ОДКБ за МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ "Быстрота действий ОДКБ нас не удовлетворяет", - заявил Пашинян на правительственном часе в парламенте. Недоволен Н. Пашинян был также тем, что ни сама ОДКБ, ни входящие в нее страны (а это Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан) НЕ ОСУДИЛИ ДЕЙСТВИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА. Не говоря уже об оказании военной помощи Армении.

Вместо этого было предложено подписать "Декларацию о помощи" Армении, но Пашинян отказался. Ведь и Договор Армении с Россией, и Договор о коллективной безопасности и Устав ОДКБ уже предусматривали необходимость оказания военной помощи Армении со стороны России и ОДКБ. 

Различные политологи и политики заявляли, что нападению Азербайджана на Армению способствовало в значительной степени СВО России в Украине, военные связи Азербайджана с Россией, экономические связи Азербайджана с Россией, другими европейскими державами, твердая поддержка Азербайджана Турцией.

Тем не менее, лично я предполагаю, что если бы   в мае 2021 Россия и ОДКБ ясно осудили бы агрессию Азербайджана и оказали бы Армении военную помощь, то вполне вероятно, что агрессии сентября 2022 г. с захватом армянских территорий  могло бы и не быть.

АЗЕРБАЙДЖАН ДО СИХ ПОР НЕ ВЫВЕЛ СВОИ ВОЙСКА С МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННОЙ ТЕРРИТОРИИ АРМЕНИИ, НЕСМОТРЯ НА ПРИЗЫВЫ К ЭТОМУ СО СТОРОНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА, СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ И ФРАНЦИИ – ДВУХ ИЗ ТРЕХ СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ.

Ряд международных организаций, в частности ЕС, Совет Европы, ОБСЕ осудил агрессию Азербайджана против Армении.
 
Так, Европейский парламент ЕС заявил, что ввод войск Азербайджана на территорию Армении приравнивается к нарушению территориальной целостности Армении и международного права; тогда как это нарушение суверенной территории Армении следует за тревожными заявлениями представителей Азербайджана, включая президента, которые, по-видимому, выдвигают территориальные претензии и угрожают применением силы и тем самым подрывают усилия по обеспечению безопасности и стабильности в регионе.

В марте 2023 года Европейский парламент также опубликовал доклад, осуждающий нападение Азербайджана на Армению в 2022 году и — учитывая бездействие ОДКБ во время вторжения — призвавший Армению искать альтернативные альянсы в области безопасности.

После эскалации в мае  2021 года Представительство ЕС по связям с Южным Кавказом опубликовало заявление, в котором выражается серьезная озабоченность по поводу "военной операции, начатой Азербайджаном в ответ на предполагаемые провокации", и осудило "любые попытки "бордеризации", наблюдавшиеся с момента вторжения азербайджанских войск на территорию Армении 12 мая  2021 года". Май".
Депутаты Европарламента также осудили "экспансионистскую и дестабилизирующую роль Турции в Южном Кавказе " учитывая, что это традиционный союзник Азербайджана в конфликте.

Совет Европы опубликовал отчет, в котором говорится: "Хотя трудно вести переговоры со стороной [Азербайджаном], стремящейся использовать риторику ненависти и даже отрицающей территориальную целостность Армении, для Армении крайне важно продолжать делать все возможное, чтобы способствовать деэскалации напряженности на местах".

Генеральный секретарь по горячим следам заявил: "Сообщения об эскалации вооруженных действий вокруг армяно-азербайджанской границы вызывают большую тревогу. Разногласия между государствами-членами Совета Европы должны разрешаться мирным путем, путем переговоров. Недавние прямые контакты между высшими властями обеих стран были многообещающими и должны быть продолжены. Вступая в Совет Европы, Армения и Азербайджан взяли на себя обязательство урегулировать конфликт мирным путем. Это обязательство необходимо уважать. Совет Европы готов оказать содействие в усилиях по примирению, которые способствуют достижению мирного урегулирования".

Представитель США в ОБСЕ заявил: "Мы ожидаем, что Азербайджан отведет все силы и призовет обе стороны немедленно начать переговоры о демаркации их общих международных границ".

Вместе с тем Совет Европы и ОБСЕ также предложили дипломатические услуги для урегулирования конфликта, который в частном порядке "возмутил" Баку.
(См. детальнее : ;
;

https://en.wikipedia.org/wiki/Armenia–Azerbaijan_border_crisis ).


V.ВЫВОДЫ. Обобщим сказанное.

1.ПРЕЗИДЕНТ РФ В СВОИХ РЕЧАХ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ ПРЕДНАМЕРЕННО СУЖИВАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ “СТАТУС НАГОРНОГО КАРАБАХА”. (См. Ч.I).

2.ПРЕЗИДЕНТ РФ СОЗНАТЕЛЬНО ИСКАЖАЕТ ЗАЯВЛЕНИЕ Н. ПАШИНЯНА (О ПРИЗНАНИИ НКР ЧАСТЬЮ АЗЕРБАЙДЖАНА) И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗ НЕГО. (См. Ч.I).

3.ПРЕЗИДЕНТ РФ ГОВОРИТ НЕПРАВДУ, ЧТО У МИРОТВОРЦЕВ РОССИИ В НКР БЫЛА ТОЛЬКО ФУНКЦИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗА РЕЖИМОМ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОГНЯ. (См. Ч.I).

4.У АРМЕНИИ ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ БЫТЬ НЕДОВОЛЬНЫМ РОССИЕЙ В РОЛИ МИРОТВОРЦА В АРЦАХЕ И В ЦЕЛОМ ОДБК.(См. Ч.II).

ВО-ПЕРВЫХ, Россия не добилась деблокирования Лачинского коридора, который Азербайджан закрыл с 26 марта 2023 г. вопреки Трехстороннему заявлению.

ВО-ВТОРЫХ, в полном объеме российские миротворцы не выполнили свои обязательства согласно Трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г. и «Мандату на осуществление миротворческой операции в зоне Нагорно-Карабахского конфликта» в ответ на агрессию Азербайджана против НКР 19-20 сентября 2023 г., НЕ ЗАЩИТИЛИ МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ НКР.

Как справедливо заметил политолог Нерсес Копалян: "российские миротворцы функционируют скорее, как бессильная наблюдательная миссия, чем как вооруженный контингент”.

Да, российские миротворцы помогали в эвакуации армян из НКР (честь им за это и хвала), но они не противодействовали агрессии азербайджанских войск, напавших на НКР.

И совершенно прав шведский социальный антрополог и журналист РАСМУС КАНБЕК, который в своей статье  “История одного предательства “ подчеркнул :  <<…если бы Россия выполняла соглашение о прекращении огня от ноября 2020 года, то в сентябре никакой этнической чистки не произошло бы. Несмотря на то, что Владимир Путин пытается возложить вину за гуманитарную катастрофу на армянское руководство, за безопасность отвечали именно российские войска, дислоцированные в Нагорном Карабахе, а не армянские>> - https://theins.ru/opinions/rasmus-kanbek/266775 .

Для оправдания бездействия российских миротворцев в ответ на азербайджанскую агрессию в ходу демагогическая фраза: мол, РУССКИЕ НЕ ДОЛЖНЫ УМИРАТЬ ВМЕСТО АРМЯН.

Конечно, не должны, ЕСЛИ ТОЛЬКО РОССИЯ НЕ ОБЯЗАНА ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ПРАВОВОМУ АКТУ, ГДЕ СТОИТ ЕЁ ПОДПИСЬ.
Как она, в частности, делала и делает в Сирии.


В-ТРЕТЬИХ, дважды, - в мае 2021 и в сентябре 2022 г. - ни Россия, ни ОДКБ не отреагировали оперативно и должным образом на агрессию Азербайджана непосредственно против международно признанной территории Армении и оккупацию её  части .(См. Ч.II)

5. Мы не касались в нашем тексте  вопроса об ошибках руководства НКР и Армении на протяжении последних 20 лет, которые заняли нереалистическую позицию в ходе переговоров с Азербайджаном (в частности, о них говорил В. Путин), которые так и не признали независимость Арцаха,которые не готовили должным образом вооруженные силы Армении и НКР.
А что касается Н. Пашиняна, то он не должен был делать заявления о  признании НКР частью Азербайджана, совершив, тем самым, предательство армян Арцаха, тем более, не обговорив предварительно это признание предоставлением Азербайджаном определённого политико-территориального статуса НКР в составе Азербайджана.

6. А вместо ПОСЛЕДНЕГО ПУНКТА  рекомендую статью уже упомянутого шведского автора Р. Камбэка   “ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА. ПОЧЕМУ РОССИЯ СТАЛА МОЛЧАЛИВЫМ НАБЛЮДАТЕЛЕМ ЗА ЭТНИЧЕСКОЙ ЧИСТКОЙ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ” - https://theins.ru/opinions/rasmus-kanbek/266775 .