Пётр Пилютов и 19-й жёлтый

Олег Каминский
На снимке: Пётр Андреевич Пилютов.

История эта, как уверяют некоторые авторы и «документальные» источники, произошла во время Великой Отечественной войны, а именно — примерно с ноября 1941 года по январь 1942 года. Интересно, что в историографии войны эта легендарная история значится, как самый долгий воздушный поединок.

Фабула самой истории такова. С некоторых пор лётчики 154-го истребительного авиаполка Ленинградского фронта заметили, что над Ладожским озером стал часто появляться желтоносый «мессер» с номером 19 на фюзеляже. Судя по манере ведения боя, пилотировал его какой-то ас из немецкой 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце».

Лучшие лётчики 154-го полка несколько раз пытались одолеть немецкого аса, но никому это долгое время не удавалось. Дрался с ним и капитан П. А. Пилютов, но также безуспешно.

А вот самого Пилютова немцу удалось сбить, правда, с помощью напарников. Произошло это 17 декабря 1941 года. Тогда Пилютов, один-одинёшенек, на истребителе P-40 «Киттихаук» сопровождал группу из нескольких транспортных самолётов. На советские самолёты напали шесть немецких истребителей. В неравном воздушном бою Пилютов сбил 2 вражеских самолёта, но и его сбили. К счастью, наш летчик спасся, хотя и получил при этом два десятка легких осколочных ранений.

Вернувшись в строй, Пилютов продолжил охоту за «19-м желтым», желая расквитаться за свои раны. Такой случай ему вскоре представился и, в жестоком бою, он сбил проклятого немца, который, как видел из кабины своего самолёта Пилютов, сгорел на льду Ладожского озера.

Однако это был ещё не конец этой истории, она имела продолжение, причем, совершенно неожиданное. Чрезвычайно любопытные подробности об этом поведал в своей книге «В небе Ленинграда» (М.: Наука, 1970) Главный Маршал авиации А. А. Новиков.

Специально для вас, уважаемые читатели, я привожу выписку из воспоминаний Новикова дословно:    
«...Шли годы. Война всё дальше и дальше уходила в прошлое и становилась историей. После войны Пилютов долго служил в Группе советских войск в Германии. Однажды с несколькими сослуживцами в выходной день Пётр Андреевич зашёл в ресторан пообедать. За столом, как водится, возникла дружеская беседа. Все были лётчики, все прошли через войну, у всех она была ещё очень свежа в памяти. Каждому было чем поделиться. Пилютов рассказал о своём поединке с «19-м жёлтым».
За соседним столиком сидели немцы. Один из них всё время внимательно прислушивался к рассказу Пилютова.
- Вот и всё, - закончил свои воспоминания Пётр Андреевич. - Сгорел на земле. Так и не стало этого аса. Жаль, что не удалось взглянуть на него хоть на мёртвого. Не дёшево достался он нам.
Немец, сидевший за соседним столиком, вдруг быстро поднялся и подошёл к советским лётчикам.
- Прошу извинить меня. - обратился он по - русски к Пилютову. - Я слышал ваш рассказ. Всё в нём верно, кроме одной детали, быть может, теперь не столь существенной для вас, но весьма немаловажной для вашего противника.
Пилютов с удивлением посмотрел на незнакомца.
- Да, кроме одной, - повторил немец, внимательно рассматривая Пилютова, и добавил: - Так вот вы какой!
Пилютов, ничего не понимая, пожал плечами и спросил:
- Так что же неверно?
- «Желтоносый» не сгорел, он жив.
- Вот как! - смешался Пилютов. - Откуда это вам известно?
- Кому же и знать, как не мне! - Незнакомец вдруг щёлкнул каблуками, особенно чётко, как это умеют делать только кадровые военные, и, заранее наслаждаясь произведённым эффектом, медленно произнёс:
- Разрешите представиться: «19-й жёлтый».
Затем он рассказал, как, сбитый в последнем бою Пилютовым, всё же сумел приземлиться. На льду его подобрали советские солдаты. Лётчика доставили в госпиталь, а после лечения отправили в лагерь для военнопленных. В плену он научился довольно свободно разговаривать по - русски. После войны он в числе первых освобождённых военнопленных вернулся на родину и стал жить в ГДР. Видимо, пережитое на фронте и в плену оставило в бывшем асе глубокий след».

Жаль только, что ни Новиков, ни сам Пилютов не сообщили имя вражеского аса и не сообщили дату окончания этого самого долгого поединка. Самое удивительное, что в наградных документах на Пилютова тоже нет никаких упоминаний о знаменательной схватке с «19-м желтым».

Этот недостаток в некоторой мере восполнила книга «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткая хроника» (М.: Воениздат, 1981), в которой, о событиях 23 января 1942 года, можно прочитать следующее:
- Закончилась над Дорогой жизни известная дуэль летчика 154 иап П. А. Пилютова с «19-м желтым». Так называли ленинградские авиаторы неизвестного вражеского аса, сбившего в неравном бою 17 декабря 1941 г. самолет П. А. Пилютова. Не завершив лечение в госпитале, советский летчик возвратился в полк и в очередном воздушном бою, над Ладожским озером сбил «19-го желтого».

Ну, теперь, зная точную дату боя, не так уж сложно узнать имя немецкого лётчика. Однако, к моему недоумению и разочарованию, в документах эскадры «Зеленое сердце» никаких потерь за 23 января не зафиксировано. Что за чёрт! Такого просто не может быть! А как же рассказ самого Пилютова о встрече с немецким асом после войны?

Очень странно также, что в книге-справочнике М. Ю. Быкова «Победы Сталинских соколов», сбитый Пилютовым 23 января 1942 года «мессер» тоже не указан. Гм! Что-то здесь не так…

Всё разъяснилось только недавно, после того, как в архивных документах мне удалось обнаружить интересный документ под названием «Боевой путь 154 иап».

Так вот, среди прочего в документе имеется ценнейший, на мой взгляд,
 
«ПЕРЕЧЕНЬ
сбитых самолетов противника летным составом 154 иап с 22 июня 1941 года».

Этот перечень описывает все воздушные победы лётчиков 154-го авиаполка до начала апреля 1942 года, а подписал его бывший в то время за начальника оперативно-разведывательного отдела ВВС 8-й Армии подполковник Дрелевский. 

Не меняя орфографии этого документа, я выписал из него победы Пилютова и подтверждающих эти победы, начиная с 17 декабря 1941 года по март 1942 года включительно:

17.12.41     2 ХЕ-113     Р-н д. СУМСКАЯ       Капитан ПИЛЮТОВ     Нач. штаба Опер. группы КБФ – майор ЛЕЩИНСКИЙ.


12.3.42     1 МЕ-109ф    В р-не д. ПУРОВО между ст. Н.БЫТ и ПУПЫШЕВО     Майор ПИЛЮТОВ     Наземные войска и группа летчиков, уч. в возд. бою.

14.3.42     1 Ю-87          Р-н дер. ШАЛА     Майоры МАТВЕЕВ, ПИЛЮТОВ и капитан ЧИРКОВ     Постами  ВНОС и группа летчиков учав. в воздушн. бою.               
               

Поразительно, однако, никакой воздушной победы 23 января 1942 года за Пилютовым не значится! Нет даже намёка на сгоревший на льду Ладожского озера «мессер». Может быть никакого «19-го жёлтого» и не было вовсе? Не знаю, что и ответить по этому поводу. Зато совершенно точно могу сказать, что «19-го жёлтого» Пилютов не сбивал.      

Так кто же является автором удивительной легенды? Может быть, маршал Новиков, издавший свою книгу в 1970 году и умерший в 1976 году? Или, может быть, сам Пилютов? Однако он умер ещё раньше — в 1960 году и, насколько мне известно, никаких воспоминаний не оставил. В общем, некому объяснить загадку «19-го жёлтого»...