Размышление о счастье

Фаина Вельге
     Этому  размышлению предшествовала случайная поездка в праворульном автомобиле. Водитель, на мой вопрос не с Дальнего ли Востока он приехал в наши края, признался, что у него вообще, сильная любовь ко всему японскому. Ну, любовь так любовь...

     Я, убаюканная проносившимися мимо пейзажами, уже  "нырнула" в свои собственные мысли, когда он сказал:
- И вообще, я собираюсь эмигрировать в Японию!
Я мгновенно "выдралась" из паутины мыслей и с любопытством посмотрела на него. Кого я только не встречала за свою жизнь! И тех, кто покупал зарубежную недвижимость с целью "сохранить" нажитое, и иметь возможность отдыхать в "цивилизациях", а потом и вовсе - перебраться туда на ПМЖ,  и тех кто жаждал эмигрировать, и тех, кто действительно это сделал.

Но  все эти люди стремились и эмигрировали на Запад, в Израиль, в США и даже Южную Америку. Они достаточно однообразно обосновывали свои желания, то отсутствием пресловутой "свободы", то неким туманным "будущим" для детей, то общей "убогостью и "не цивилизованностью" моей страны.

Самые хитро сделанные, как правило, рассчитывали зарабатывать здесь, а жить там, что выдавало в них присутствие определённого склада ума и понимание реалий настоящей, а не вымышленной жизни. Но я НИКОГДА не встречала желающих эмигрировать в Японию! Возможно, таких и немало, но вот мне, до этого дня, не доводилось...

Я ещё раз, как на редкое явление, посмотрела на него.
Это был внешне приятный мужчина примерно лет 45 с признаками какого-никакого интеллекта.
- Я могу понять причину  вашей любви к вещам произведённым в Японии. Но чем вас так привлекает именно эмиграция, и именно туда?

- Да, вы что!? Это ТАКАЯ страна!
Он чуть не задохнулся от возмущения и так посмотрел на меня, что машина слегка вильнула со стороны в сторону. Я немного заволновалась, но червь любопытства уже проснулся и грыз меня со страшной силой.
- Какая?
- Прогрессивная!
- Чем будем прогресс измерять? - полюбопытствовала я.
- Демократическая!
- Точно... И император - отец демократии.
- В Англии тоже - король. И демократия, - отпарировал он.

Пришлось замолчать, потому что не хотелось пускаться в бессмысленную дискуссию о сути демократии, потому что каждый может легко найти в интернете определение ИДЕАЛЬНОГО политического устройства, именуемого демократией, которое подразумевает под собой КОЛЛЕКТИВНОЕ принятие решений с РАВНЫМ воздействием ВСЕХ участников на его исход. Ну, и сравнить его с практическим воплощением.
Как правило, такие разговоры тонут в частных примерах и заканчиваются одинаково, подразумевая под собой обмен мнениями на уровне: "сам дурак" и "от такого слышу".

Поэтому я благоразумно смолчала, предоставив человеку и дальше пребывать в розовых мечтах по поводу японского демократизма, особенно ярко проявляющегося на корпоративном уровне, когда поднятие флага и коллективное распевание гимна в некоторых компаниях - неотьемлемый атрибут занимаемого рабочего места.

- Ну, демократия, понятно. Кто же не хочет свободно влиять на принятие важных решений. Особенно, когда ответственности можно не нести, - согласилась я. - Ну, а ещё что? Ведь простой человек, для которого эмиграция это способ кардинально изменить, УЛУЧШИТЬ свою жизнь, он ведь должен видеть СУЩЕСТВЕННЫЕ возможности лично для себя.

Ведь уезжая, ты оставляешь здесь ВСЁ. Я не говорю о языковой среде, могилах предков, друзьях, привычном образе жизни. Возможно, для тех, кто уезжает это не имеет никакой ценности. Это для меня ценность, поэтому я и не допускаю даже мысли об эмиграции. Но все люди - разные. И даже если отбросить эмоциональную составляющую... Материально. Ведь мы устроены так, что надо есть, пить, согреваться...

Он посмотрел на меня, как на душевнобольную и сказал:
- Да это  мощнейшая в экономическом отношении страна! Нам никогда не достичь её уровня. У неё знаете какой ВВП!
- А вы, лично ВЫ, что, кусать будете этот ВВП? - удивилась я, потому что ТАКОГО аргумента в пользу предполагаемой эмиграции  ещё не встречала.

- Вы не понимаете что такое ВВП, - снизошёл он к моей тупости. - Если ВВП высокий, то и уровень жизни соответствующий. Это общеизвестный факт.
Я ещё раз посмотрела на него. Его лицо сияло горделивой усмешкой учителя, убедившего нерадивого ученика в правильности затверженных постулатов.

- И вы готовы влиться в процесс увеличения этого пресловутого ВВП, путём  соблюдения жёсткой иерархичности японского общества, высокой производительности труда, подразумевающей такую его интенсивность, что люди вынуждены ночевать в капсульных отелях, чтобы иметь возможность хоть немного отдохнуть перед очередным изнуряющим днём?

-  У вас мозги промыты, как у большинства несчастных, населяющих эту страну, - сказал он, остановившись у поребрика. - Пропагандой...

     Он уехал, а я почему-то долго размышляла о том, что  такое счастье. Размышляла не о причинах эмиграции,  а именно о счастье. Потому что счастливый человек не мечется по белу свету в поисках каких-то внешних обстоятельств, которые сделают его счастливым.

Он умеет жить и БЫТЬ счастливым на своём месте. И испытывать радость от весьма прозаических вещей. От наличия тепла и крова. От чувства защищённости,  поддержки и понимания. И от многих, казалось бы простых вещей, которые мы в повседневной суете иногда совсем не замечаем, но которые и складываются, как разноцветная мозаика, в картину называемую счастьем...


Из цикла
"Не могу смолчать"