Рецензия на ф-м Слово пацана, реж. Ж. Крыжовников

Татьяна Трубникова
    Сразу появилось множество мемов... Не успел закончиться показ. Это говорит о супер-популярности сериала. Открываю утром окно – проветрить, чтобы комплексы делать, – с улицы несётся знакомая мелодия из сериала. Аигел «Пыяла». «Чашу любви швыряешь — пусть смотрят,
Разбиваешь чашу истинного счастья,
Глаза в глаза, глаза в глаза, глаза в глаза, глаз моих свет стыдится,
Рука в руку, рука в руку, в руке стекло».
Хороший текст. И фильм – действительно хороший.
Смотрела долго, с перерывами. Потому что не могла: неприятно, мягко говоря. Хотя и старалась смотреть более-менее "профессиональным" глазом. Фильм сделан очень хорошо, и я понимаю, почему он так популярен. Многие могут испытать особый катарсис от просмотра, увидев в героях много общего с собой. Но. Вкуса в фильме мало. Перегрузили с тяжестью. Там не просто прогрессия усложнений, там завал жути. И это создаёт противоположный эффект. Хочется отвернуться. Или я одна такая чистоплюйка? И агрессия, агрессия, агрессия. Реки тестостерона. Хотя я и понимаю, что кино - хорошее. Самое главное во всем этом проекте - маркетинг. Он гениален! Вот за это - отвечаю. И попытки якобы запретить кино, и пересъемка. Пять с плюсом... А вкуса всё равно нет. Это – моё первое впечатление.
   Кино сделано настолько правильно, что по нему можно учебник делать: как писать и снимать сериал. Всё есть: и простой герой в сложных обстоятельствах жизни: подросток, что немаловажно, потому что основные зрители – в этой возрастной категории; и усложнение проблем, в которые его закручивает жизнь; и любовные линии, и смена вектора образа героя. Даже,  я бы сказала, обоих главных героев: Пальто (Андрея Васильева) и Марата (Адидаса младшего). То есть герои на протяжении фильма меняются, становясь своими противоположностями. Время, настоящая эпоха, в которую происходили события, вся видна, как на ладони. Особая фишка: у каждого, даже эпизодического героя, есть свой жизненный, реальный прототип. Бандитская среда, в которой выжить – нельзя. Это, несомненно, придаёт фильму правдивости, едва ли не документальности. Конфликт на конфликте и конфликтом погоняет. Короче, настоящий учебник, а не сериал!
   Посмотрела восьмую серию. Сначала ту, которую сделали изначально. Смотрела и думала: сто даю, что она лучше будет той, что пересняли потом. Так и есть. Лучше в динамике, она короче, это несомненно. И жёстче. И правдивей. Несмотря на откровенную «клюкву» с комсомольцами, пьющими за Ленина… Может, из-за этого заставили переснять? Так не было этого: чтобы пили за вождя революции. С девочками в сауне могли и сидеть, а вот чтобы такое… Наверное, за бугром это нормально бы восприняли, как правду. Скушали бы – за милую душу. Но не мы, кто жил в то время.
   Кино есть кино. Оно не может быть правдой в чистом виде. Все конфликты усилены до предела, чтобы превратить трагедию – в драму, затянуть их не на жизнь, а насмерть. Всё правильно. Но слишком. Слишком правильно. Поэтому я так и не стала зрителем.
   Что могу сказать об этом фильме действительно хорошего. Самое главное: он попал во время. Вот так, не в то время, а в наше, сегодняшнее. То есть повествование – о том времени. Но читается в нём сегодняшний день. Не в том, что происходит… А в самом духе героев. И, таким образом, это и есть – герои нашего времени. Вот такие. Но ничего ужасного и сверхъестественного в этом нет. Более того, всё это уже было, было. Ходить стенка на стенку всегда было национальной русской забавой. Читайте рассказ Н.С. Лескова «Грабёж». Шуточный рассказ, но точно передающий всю дикость жизни.
   И на закуску. Фильм «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, 1986. Обожаемый, глубокий, по-настоящему человечный - фантастический фильм! Герой Евгения Леонова говорит: «Ты – пацак и ты – пацак. А я – чатланин!»
Сравните:
«Ты чушпан. А я - пацан».
   На этой приятной ноте разрешите откланяться.