Случайности моей судьбы

Александр Жданов 2
   
           Случайности происходят тогда, когда пренебрегают закономерностями.
                Владимир Горбачев.
               
      С Аллой, моей будущей женой,  мы познакомились на вечеринке по поводу какого-то праздника, кажется это было 8 марта,   дома  у моего однокашника по Киевскому суворовскому военному училищу и друга детства Сережи Т.  Его родителей, естественно, не было. Мы были уже тогда  на четвертом курсе: я  -  Киевского высшего военного инженерного училища связи, а он   - Киевского высшего военного инженерного зенитно-ракетного училища,
    Аллу пригласил кто-то из однокурсников Сережи, который незадолго перед этим познакомился с её подругой Леной. Девчонки вместе учились в своё время в школе, а тогда были уже на третьем курсе Киевского педагогического института.
     В тот вечер моя будущая жена  не произвела на меня никакого впечатления и я почти  не обратил на неё  внимания..
     А где-то в апреле-мае наша компания из 9 человек (кроме меня, Серёги,  были  ещё  трое его  однокурсников,  наш общий гражданский друг-студент*  и три девушки)  поехали в воскресенье   на электричке на шашлыки  за город, где-то в районе Боярки.  Там  у моего друга была дача родителей и он хорошо знал   те места.   
   Алла  была  с Серёжей и в тот раз мы с ней почти не общались.
 А в в конце  пикника общий разговор в компании коснулся предстоящих  летних каникул и наших отпусков. До этого мы с Серёжей и Витей несколько раз (одно лето, кроме того, ещё с Борисом и Наумом)  проводили отпуска в Крыму, но в этот раз   они у нас не совпадали. А вот мой случайно, как оказалось,  совпал с каникулами Аллы.  Она собиралась отдыхать с родителями в августе в Ливадии под Ялтой.  Я в то же время планировал ехать в Алупку с моим братом и его женой, то есть был бы  там где-то совсем рядом.  Шутя, мы с Аллой решили, что можно было бы, если планы осуществляться, где-то там  встретиться
      Конкретно где окажемся в августе  мы ещё точно знать не могли.  Алла была, как тогда обычно говорили, девушкой Серёги и у меня не было её домашнего телефона. А просить его, чтобы позвонить, когда все определится, и договорится о времени и месте встречи,  я не стал,  Мы были едва знакомы  я не собирался за ней ухаживать и проводить  время вместе:  просто встретиться, если окажемся где-то  рядом.

       За год перед этим отдыхавшие в августе в Крыму однокурсники Сергея и Виктора по  зенитно-ракетному училищу  в похожей неопределенной ситуации договорились  собраться  в заранее назначенное время у дома торговли в Ялте.
  И я предложил Алле,   если окажемся в августе на южном берегу,  тоже   встретиться в каком-нибудь известном там месте. Она выбрала,  естественно,  Никитский Ботанический сад. На конченой остановке троллейбуса из Ялты  в 12 часов дня, 15 августа,  наиболее вероятную дату,  когда мы оба могли там оказаться, то есть в середине моего отпуска и её каникул.   
         У меня все сложилось, как и планировали.  С братом и его женой мы сняли в частном доме в Алупке комнату с тремя койками.  Хозяином был безногий инвалид Великой Отечественной войны, родом из Курской области,  переехавший в Алупку в 44 году, когда у них в деревне  желающим предлагали переселяться в только что освобожденный от фашистов Крым, передавая участки и дома депортированных местных жителей. Его сын Виктор был моим сверстником, мы  сразу познакомились и подружились.  Незадолго до этого он вернулся из мест лишения свободы, отсидев какой-то небольшой срок за хулиганку.  Но по характеру был доброжелательным, веселым парнем и пользовался у местных авторитетом. На это я обратил внимание, когда он пригласил меня тем же вечером в местный бар, бывший, судя по всему,  любимым местом тусовки  местной молодёжи. Там  все работники и посетители относились к  нему с должным уважением.
      В  свою очередь Виктор познакомил меня со своим другом, тоже нашим ровесником,  сыном дважды Героя Советского Союза, Султана Амет-хана*.  В их компании я и проводил все вечера, посещая местную  танцплощадку и бар.  На танцах в один из первых же вечеров  я познакомился с местной девушкой, с которой мы потом  по вечерам целовались на скамейке в местном парке. Так что скучать мне не приходилось,  особой необходимости ждать встречи с Аллой не было, но и нарушать договоренность, раз уж обещал,   тоже не хотелось.  И вот в условленный день я на автобусе сначала добрался до Ялты, а оттуда на троллейбусе до Никитского ботанического сада. 
 
   В назначенное время Алла не появилась, а узнать, что могло ей помешать, в те времена было невозможно. Опыта встречи с девушками у меня еще не было и сколько положено для приличия ждать, нужно было решать, исходя из здравого смысла. Хотя,  конечно, я уже слышал, что обычно нормальным считалось  опоздать на 15, максимум 20  минут.  В данном же случае это правило наверное  не совсем подходило, так как с  момента нашей договоренности прошло уже несколько месяцев и  всякое могло произойти,  У неё , или её родителей могло изменится время отпусков, они могли поехать отдыхать в другое место, да мало ли что?  Мы с ней были почти незнакомы и она могла передумать, если, например, появились какие- то новые, более интересные предложения. Сообщить об этом мне Алла, конечно, не могла.
         Торопиться было некуда, каких-то ещё планов на этот день у меня не было, так что я неторопливо  прогуливался по аллеям парка недалеко от остановки. 
      Когда время ожидания стало подходить к часу, стало понятно, что скорее всего она не придёт. Опоздания по причине долгих сборов, или проблем с транспортом были исключены, в  те времена в Крыму троллейбусы ходили  часто, пробок на дорогах не было.  Было очевидно, что так сложились обстоятельства и ждать дальше, как ни печально, не имело смысла. Но, как это обычно делают в таких ситуациях, я  решил дождаться ещё одного троллейбуса и, если на нём она не приедет,  значит не судьба.

    Увы, среди пассажиров её не оказалось и я медленно побрёл не  назад, к центральному входу парка, а вниз по аллее до пристани, откуда до Алупки можно было добраться морем на катере.
     И вдруг на полпути увидел Аллу.
Оказалось, что  она тоже ждала меня почти час,  но на другой остановке. Как это получилось, то ли в парке было две конечные остановки разных троллейбусов или автобусов, теперь уже не вспомнить, да это и не имеет значения.  Главное, что благодаря случайному стечению обстоятельств мы встретились и это определило наши судьбы.
Был бы я , или Алла чуть нетерпеливее, более самолюбивее,  наша встреча не состоялась бы.  А на этом наши отношения закончились.  Найти её в Ливадии, где она отдыхала с родителями, было невозможно, не зная адреса. Да, и  зачем, если не приехала? Понятно, что передумала, или вообще не попала в Крым.
 
     Но закончилось всё хорошо и тогда мы, немного погуляв по парку,  поехали на катере в Ливадию.   
    В то время  туда от Алупки, где я жил с братом и его женой,  можно было доехать на автобусе, или троллейбусе  минут за 20. Так что вечера мы теперь часто проводили вместе.

 Как-то гуляя по ливадийскому парку, углубились в заросли деревьев и кустарника по какой-то заброшенной дорожке.  Как оказалось много лет спустя, это была «царская тропа»,*.
  В то время она  была совсем заброшена. Кустарники по краям сильно разрослись, сквозь трещины в каменисто-песчаном покрытии  повсюду прорывалась трава. По обочинам валялся мусор,  сухие прошлогодние листья и  пожухлая растительность.   Я хотел где-то  присесть,  но найти  поляну с зелёной травой всё никак не удавалось.  Мы свернули влево и направились вниз по склону в сторону моря, когда услышали   невдалеке топот ног.

  Возле нас вдруг откуда-то возник запыхавшийся   молодой солдат, совсем мальчишка, в  нескладно висевшей военной  форме, видимо 1 периода службы и кирзовых сапогах.  Остановившись, он,  немного смущаясь, выпалил, что тут  прогуливаться запрещено и нам надо  вернуться обратно. 
  Много позже,  я узнал, что в этом месте была дача Брежнева,  которую бдительно, естественно, охраняли. 
  Мы не стали возражать и вернулись назад.
 
  С этого дня мы встречались с Аллой каждый день, уже в Ливадии. Я приезжал к ней,  как правило,  после обеда и наши прогулки заканчивались намного позже  заката солнца. Надежда Васильевна, моя будущая тёща, видимо стала интересоваться с кем дочь проводит вечера.  И как  бы ненароком Алла пригласила меня в гости, на чай с пирожками. Так я познакомился с её родителями.
   
 Вернувшись в Киев, мы встречались по выходным.   Я был уже на пятом курсе и у нас был почти свободный выход в город  не по увольнительным, а по пропускам.  Хотя бывало, что мне удавалось выбираться в город и сразу после занятий.  Так один раз, это было в первой половине дня и у Аллы еще были лекции в институте. Вместе со своей подругой они провели  меня внутрь, в какую-то поточную аудиторию.  Там было очень много студенток. Я был в повседневной форме – в кителе с ремнем, бриджах и сапогах.  В подавляющем большинстве в  Киевском пединституте учились девушки и они конечно обращали на меня внимание, но без всяких признаков удивления и любопытства. Видимо я  был далеко не первым курсантом, сидевшим с ними на лекциях. У читавшего лекцию профессора, это тоже не вызвало никаких эмоций.
 К зиме прогуливаться по улицам и паркам стало не совсем комфортно и мы посещали кинотеатры, смотрели зарубежные фильмы на последних рядах. Тогда там, как правило, молодые люди целовались, пили вино и пиво. А чаще всего мы с Аллой просто заходили в подъезд какого-нибудь жилого дома, в те временя они везде были всегда открыты, не было никаких железных дверей, кодовых замков и консьержей,  поднимались на лифте на последний этаж и проводили время вдвоём.
   
   После окончания ВУЗов нам с Аллой предстояло распределение. Меня могли направить в любой населенный пункт Советского Союза и теоретически даже за границу: в какую-нибудь группу Советских войск, например в Германии, или Польше, Хотя,  конечно,  таких мест было очень мало и рассчитывать на них не приходилось, так как золотые медалисты и отличники имели право выбора места службы и уж конечно получали их первыми. А самые тёплые местечки, естественно, доставались «блатным», то есть тем, у кого были высокопоставленные родственники. Так, например,  мой друг Серёжа Самойленко, папа которого работал в министерстве связи Украины, а мама дружила с заместителем начальника связи ВС СССР генерал-лейтенантом А.П. Борисовым, попал в Группу советских войск в Германии.  Мне же, за неимением таких связей, приходилось рассчитывать только на себя.  Хотя, конечно, формально всех спрашивали, куда бы они хотели поехать, но было понятно, что наш выбор был чистой лотереей. Мы ведь даже представить себе не могли, что в новом месте могло нас ожидать. Некоторые воинские части располагались вообще в дали от населенных пунктов и вполне возможно, что там мне бы пришлось долгие годы находиться в основном только в окружении мужчин- сослуживцев.   

  Аллу тоже ждало распределение и она тоже могла попасть в  любой населённый пункт, правда только Украины, город, или село. Было очевидно, что вероятность оказаться на ближайший год (до следующего отпуска) где-то очень далеко друг от друга была очень велика.  А встречаться потом  только в отпусках, если к тому же они совпадут, нам очень не хотелось. Единственной возможностью избежать этого, было заключение брака. Алле в этом случае давали свободный диплом, и она могла устраиваться на работу самостоятельно по месту службы  мужа.  Поэтому уже в марте 75 года мы стали мужем и женой.
Наш брак счастливо продолжался 46 лет,  и несчастья,  и радости мы переживали вместе.А бывало всякое. Так в Афганистане  в оконную раму нашей квартиры при обстреле душманами из гранатомётов "советского" микрорайона  попала и разорвалась  граната. Что могло последовать за этим? Нападение на квартиру, и гибель от рук душманов? Этого мы не знали. Да, автомат и несколько гранат у меня постоянно лежали под кроватью.Но могли бы они нас спасти от толпы озверевших террористов? Алла же тогда даже не испугалась. В дальнейшем она   всегда и во всем служила  мне надежной опорой и даже однажды уже дома спасла жизнь...  в ванной, из-за нелепой банальной случайности.
( http://proza.ru/2019/11/28/266 )
      И только её уход из жизни после тяжелой продолжительной болезни разлучил нас.

На фото Царская (солнечная) тропа в Ливадии.

Примечания:
* -
* - "Царская тропа"- или в СССР "Солнечная тропа;" тропа от от поселка Гаспра до Ливадийского дворца на Южном берегу Крыма (ЮБК). Украшена декоративными скульптурами и насаждениями редких экзотических деревьев и кустарников, оригинальными скамейками для отдыха. В дубово-грабовом лесу даже в знойные дни царит приятная прохлада. Тропу называют лечебной (или тропой здоровья), так как на ней действуют практически все лечебные факторы местного климатического курорта. Со смотровых площадок открываются прекрасные панорамы ЮБК. В прошлом а была одним из любимых мест прогулок Николая II.