Часть III - Обратно или на быстрой перемотке - Фра

Первый Смотритель
Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район
В скором поезде "Осетия" Владикавказ-Москва

Середина декабря 2013 года, Суббота

- ...перепил я, понимаете?
- Понимаю. Ехать ещё долго, отойдёте?
- Мне выходить в Прохладной, там пересаживаться в питерский поезд до Махачкалы. Там совсем другое отношение к перепою, понимаете?

Проводник поезда, с которым пытается объясниться Веслов - молодой осетин, лет эдак 25-ти. Представив себе патриархальный...а может даже и матриархальный, во всяком случае, весьма консервативный состав поездной бригады поезда "Санкт-Петербург - Махачкала" он думает, вот те на. Точнее говоря, вот там я бы влип. Перед ним действительно перепивший пассажир на церемонии отпевания...тьфу ты, прощания, и он судорожно думает, что можно сделать меньше чем за два часа. По правде говоря, этот проводник ничего даже представлять не желает, но один метод в его обозрении, кажется, есть.

- Значит так, соль и лимон. Точнее, соль и холодный лимон. Лимон я вам в Беслане раздобуду, всё вместе - сорок рублей.

Паша молча вложил в руку проводника стольник с блаженным лицом и мыслями на ж ты мой спаситель. Веслов отчётливо представил себе лицо дагестанских проводниц, с его, скажем так, далеко идущим водочным амбре. На Кавказе не говорят "ах ты пьяная сволочь", но это подразумевается так, что...у Пашеньки даже в пятках похолодело.


В Беслане мороз. А ещё, разумеется, темно и снег там не тает, он мирно оседает и утрамбовывается на перроне. Получасовая остановка со сменой направления движения, она заканчивается и поезд движется дальше, на северо-запад. Именно движется, а не мчится. Проходит ещё два часа, после которых Веслова высаживают на самой последней активной станции СКЖД. Он проходит под парой товарняков и почти оглушён станционным громкоговорителем...

- ...уважаемые пассажиры, продолжается посадка на пассажирский поезд сообщением Санкт-Петербург - Махачкала. Нумерация вагонов - с хвоста поезда...

Ещё минуту и Веслов протягивает паспорт и билет перед проводницей его восьмого купейного вагона. Павла запустят через пару секунд, но за эти пару секунд его таки одарят взглядом, который можно сравнить с ушатом ледяной воды.

Внутри тепло и темно. Кто-то умудрился лузгать семечки прямо в тамбуре и кожуру не успели убрать, а коврики в коридоре затёртые настолько, что их внешний вид не спасёт никакая уборка. И конечно же запахи.

Будет большим преувеличением сказать, что Веслов вырос в пассажирских поездах. Но поездил в них достаточно, и здесь он встречает полный букет запахов купейного вагона - уже пахнущие носки, трико, майки и рубашки, запахи недоеденного сыра и копчёной колбасы. Одного запаха здесь не будет точно - запах пива "ушёл" из поезда в Ростове и больше он здесь никогда не появится.

У Павла ровно один сосед. Немолодой мужчина лет 55, мусульманин, говоря языком понятным для православного, его можно назвать воцерквлённым. Некоторые знакомые Веслова носят вульгарно огромные золотые полумесяцы вместо кулона, что совершенно не мешает им отплясывать на корпоративах и крайне неумеренно пить водку и вино. А здесь всё серьёзно. Наверняка и Коран прочитан не один раз, не говоря о прочей литературе, словом, с Весловым едет действительно набожный человек.

Павлу ничего не высказали по поводу запаха перегара, но их ночной разговор не задался, ведь Веслов - убеждённый атеист. Его раздражает церковная ложь, не умение церкви оппонировать государству, но главное даже не это. Библия переполнена историями прижизненного воздаяния злодеям, а что человек видит сегодня?

Вокруг каждого ходят воры, убийцы, насильники, они живут полной жизнью и спокойно умирают в глубокой старости. А "сильные мира сего"? Обращающиеся с населением, как со скотом, большие любители поиграть в "маленькую победоносную войну", вроде ирано-иракской, или просто в ядерный шантаж. Таких прилюдно не бьёт молния, про своих граждан они думают "Терпите, терпилы. В аду отдохнете", а международному сообществу словно вызывающе кричат - "Да, я охренел, только что вы со мной сделаете?!". Не только Веслов - все видят вокруг чудовищно несправедливый мир, и любимая церковная откорячка "пути господни неисповедимы" отвратила Павла от церкви раз и навсегда.

***

Махачкала
Воскресенье

Веслов занял сразу две ячейки в камере хранения, ведь в одну все подаренные ему осетинские пироги просто не поместились. Павел вновь прошёл полицейский контроль и вышел в город. Этот визит у него получился ни туда, ни сюда. В десять приехал,  в четыре уезжать, у него нет толком времени ни сходить в театр, ни в серьёзный музей.

Павел поел как следует и вновь отправился на пляж. Ему показалось, что природа тоже не рада ему - с моря дует довольно сильный и холодный ветер. Веслов укутался плотнее и расчехлил фотоаппарат, думая что бы можно снять...

- Молодой человек, вы снова у нас?
- Я снова у нас. У вас, хотел сказать.

Про "снова у вас" у Павла спросил мужичок, уже виденный Весловым здесь же в прошлые выходные, тот ошарашил словами про шесть терактов только за один год.

- Как думаете, на этого старичка ещё можно что-то поснимать?
- Гелиос? Позволите?

В прошлую субботу этот мужичок без обуви показался Павлу блаженным, в это воскресенье он полностью, но всё же легко одет, а в руках у него старенький советский Гелиос 40-2.

Гелиос 40-2 - портретный объектив, можно сказать, "трофейный" и удешевлённый Zeiss planar. Как правило, отвратительно изготовленный, у этого конкретного экземпляра заедает кольцо фокусировки и нет чёткой фиксации у кольца диафрагмы. К тому же объектив грязноватый, с грязной передней линзой и байонетом. Но многие, непонятно почему, считают этот Гелиос едва ли не культовым, и сейчас Веслову придётся разочаровать.

- Можно, только если очень осторожно. Объектив отмыть, попробовать разработать и...вперёд и с песней. Специфическая штука, 85 миллиметров фокусного расстояния, понимаете? Им нужно фотографировать кого-то, а не что-то, ну а если что-то, то довольно дальнее.


Этот Гелиос с металлическим корпусом, при температуре чуть больше нуля такую холодную штуку хочется быстро отдать. Мужичок сел рядом, ветер немного успокоился, а на небе появилось солнце. Есть время о чём-то подумать, например о породившей этот объектив промышленности и, так сказать, советской культуре производства.

Большие поклонники СССР или просто имевшие в 70х - 80х уютное и непыльное место могут долго, с гневом, а главное, без аргументов рассказывать о "разваленной" советской промышленности. Человеку, хоть немного знакомому с макроэкономикой, а главное, подержавшем в руках хоть несколько поделий этой промышленности понятно, что произошло ровно то, что должно было произойти. Вопрос лишь в одном - раньше или позже.

По сравнению с "загнивающей Европой" технологическое отставание СССР поражало, особенно в 1980-е годы. Советский человек мог слышать такие магические вещи как автоматическая установка диафрагмы или автоматическая фокусировка только в журналах, посвященных фототехнике "загнивающей Европы". Во второй половине 1980-х немецкий или французский фотолюбитель мог без каких либо проблем купить фотокамеру, снимающую лишь нажатием на спуск, вместе со светосильным зум-объективом, с минимумом геометрических искажений. Советский же человек же мог прикоснуться к подобным технологическим чудесам не иначе как имея ну очень серьёзный блат.

Основная проблема советской промышленности это несочетаемое наличие светлых голов с одной стороны, и отсталая производственная база с нежелающими производить качественную продукцию рабочими с другой стороны. Веслов - большой любитель качественно звучащей стереосистемы и, как и большинство небогатых студентов, в своё он тоже прошёл этап под названием "доработка колонок S-90".

S-90 - советские напольники, как бе высшей категории качества. На деле при их разборе обнаруживаются динамики с гуляющими параметрами, практически полное отсутствие вибро- и звукопоглощения, а также дребезжащие (резонирующие) пластиковые детали. Веслов тоже выкидывал штатный высоко- и среднечастотный динамик, ставил на их место современные, относительно пристойные динамики производства новосибирского завода НОЭМА, клеил внутри резину и синтепон. В итоге он всё равно получал колонки звучащие по-разному, заканчивал институт, после пары лет работы покупал что-то из ценовой категории 1000$ и забывал  советскую аудиотехнику, как страшный сон. Такую жуть, как шумящие регуляторы громкости усилителей, потёкшие электролитические конденсаторы и просто отвратительное качество сборки, примеров которой можно приводить сотнями и тысячями.